Подвеска автомобиля устройство: » Toyota, Nissan, Mazda, Infiniti, Honda

Содержание

Торсионная подвеска автомобиля — устройство и принцип работы

На авто ставят различные типы подвесок: пневматические, пружинные, рессорные. Расскажем что такое торсионная подвеска автомобиля, ее принцип работы и устройство. Плюсы и минусы использования торсионов в машине.

Что это и как работает

Торсионная подвеска авто — это металлические валы, работающие на кручение, один конец которой крепится к шасси, а другой крепится к специальному перпендикулярно стоящему рычагу, связанному с осью. Данная подвеска изготавливается из термически обработанной стали, которая позволяет выдерживать значительные нагрузки при кручении. Основной принцип её действия — работа на изгиб. Торсионная балка может располагаться продольно и поперечно. Продольное расположение используется на больших и тяжелых грузовых автомобилях. На легковых машинах, как правило, используются поперечное расположение торсионных подвесок, обычно на заднем приводе. В обоих случаях она обеспечивает плавность хода, регулирует крен при повороте, обеспечивает оптимальную величину затухания колебаний колес и кузова, уменьшает колебания управляемых колес.

На некоторых автомобилях торсионная подвеска используется для автоматического выравнивания с использованием мотора, который стягивает балки для придания дополнительной жесткости, в зависимости от скорости и состояния дорожного покрытия. Подвеска с регулируемой высотой может использоваться при замене колес, когда машина приподымается при помощи трех колес, а четвертое поднимается без помощи домкрата.

Основное преимущество торсионных подвесок — это долговечность, легкость в регулировании высоты и компактность по ширине машины. Она занимает значительно меньше пространства, чем пружинные подвески типа МакФерсон, легка в эксплуатации (почти нечему ломаться) и техническом обслуживании. Поэтому торсионы устанавливают на многие внедорожники и джипы в задней подвеске. Будет меньше комфорта, зато надежность и простота на высоте (почти нечему ломаться).

Видео уроки

Торсионная подвеска

Многие слышали про торсионную подвеску, но далеко не каждый имеет четкое представление о том, что это такое? Данное видео постарается ответить на главные вопрос. С фотографиями, видео и разбором схемы работы такой подвески. Плюсы и минусы торсионов. Вы узнаете, что торсионы в подвеске машины перешли от танков.

Ремонт торсионов

Среди владельцев бытует мнение о ненадежности торсионов. Проблемы появляются обычно к пробегу 100 000 км и более, но если принять необходимые меры к усовершенствованию конструкции, то ресурс многократно возрастает. Официальные дилеры обычно приговаривают к замене всю балку в сборе, но у автолюбителей накопился огромный опыт по ее усовершенствованию, которое обходится совсем недорого. В данном видео рассказывается на примере балки Пежо Партнер, однако принципиально все они одинаковые и годятся для любой модели с таким типом подвески.

Если торсионная подвеска автомобиля разболталась, то отрегулировать положения можно самому с помощью обычного гаечного ключа. Достаточно подтянуть нужные болты. Главное не переусердствовать, чтобы избежать излишней жесткости хода при движении. Т.е. жесткость в разумных пределах регулируется.

Подвеска автомобиля: виды, устройство и принцип работы

Автор Master OffRoad На чтение 15 мин. Просмотров 65 Опубликовано

Основные функции и характеристики подвески автомобиля

У каждой подвески существуют свои особенности и рабочие качества, которые напрямую влияют на управляемость, комфорт и безопасность пассажиров. Однако любая подвеска вне зависимости от своего типа должна выполнять следующие функции:

  1. Поглощение ударов и толчков со стороны дороги для снижения нагрузок на кузов и повышения комфорта движения.
  2. Стабилизация автомобиля во время движения за счет обеспечения постоянного контакта шины колеса с дорожным покрытием и ограничения чрезмерных кренов кузова.
  3. Сохранение заданной геометрии перемещения и положения колес для сохранения точности рулевого управления во время движения и торможения.

    Дрифт-кар с жесткой подвеской

Жесткая подвеска автомобиля подходит для динамичной езды, при которой требуется мгновенная и точная реакция на действия водителя. Она обеспечивает небольшой дорожный просвет, максимальную устойчивость, сопротивляемость крену и раскачиванию кузова. Применяется в основном на спортивных автомобилях.

Автомобиль класса “Люкс” с энергоемкой подвеской

В большинстве легковых авто применяется мягкая подвеска. Она максимально сглаживает неровности, однако делает автомобиль несколько валким и хуже  управляемым. Если требуется регулируемая жесткость, на автомобиль монтируется винтовая подвеска. Она представляет собой стойки-амортизаторы с изменяемой силой натяжения пружины.


Внедорожник с длинноходной подвеской

Ход подвески – расстояние от крайнего верхнего положения колеса при сжатии до крайнего нижнего при вывешивании колес. Ход подвески во многом определяет “внедорожные” возможности автомобиля. Чем больше его величина, тем большее препятствие можно преодолеть без удара об ограничитель или без провисания ведущих колес.

Устройство подвески автомобиля

Конструкция включает следующие элементы:

  • Упругие устройства. Принимают на себя нагрузки от дорожного полотна во время движения по кочкам, ухабам, минимизируют динамические нагрузки, вертикальные ускорения, смягчают удары, уберегают от «копирования» дорожных неровностей кузовом, отпружинивают толчки, обеспечивают транспортному средству плавную езду (оптимальный вариант – колебания 1 — 1,3 Гц). Популярные упругие элементы – витые пружины, торсионы.
  • Демпфирующие элементы. Представлены всевозможными видами амортизаторов – пневматическими, газомасляными, масляными, магнитными. Поглощают тряску, не дают удару пройти к кузову авто.
  • Направляющие. Обеспечивают корректное положение колесной базы при совершении маневров во время движения по прямой траектории и при поворотах. Роль направляющих выполняют рычаги, поперечные тяги.
  • Стабилизатор поперечной устойчивости. Предохраняет авто от заваливания набок на поворотах.
  • Крепления для амортизаторов, рычагов, стабилизатора поперечной устойчивости. Упругие вставки гасят вибрации и колебания, передаваемые в самой ПА от одного узла к другому. Если вставка сделана из полиуретана, то это хорошее условие, обеспечивающее профилактику для всей подвески от «выжимания» и нежелательной деформации.
  • Шаровые опоры. Связывают рычаг ПА со ступицей (центральной вращающейся частью) колеса. Если в непорядке шаровая опора, то во время движения колеса могут начать выворачиваться наружу, а сама машина начнёт заваливаться на одно из крыльев.
  • Сайлентблоки. Втулки из металла с резиновой или полиуретановой вставкой, образующие шарниры.

На упругих элементах, входящие в схему подвески автомобиля, остановимся наиболее подробно.

Витые пружины

Главная задача пружин – поддержка веса транспортного средства, гашение вибраций и ударов от дорожного полотна, сохранение надлежащего дорожного просвета.

Стандартные пружины средней жёсткости ставятся на городские легковые автомобили. 

Усиленные пружины с высокой жесткостью – элементы задней подвески автомобиля. Их активно монтируют на транспортные средства, у которых на заднюю ось приходятся заметные весовые нагрузки. Это грузовики, легковые авто с прицепом. 

На некоторые транспортные средства могут ставиться пружины с переменным сечением прута – с переменной жесткостью. Благодаря ним автомобиль легко  адаптируется  к любой дорожной ситуации.

Большинство пружин изготавливается в печах из прутков из рессорно-пружинной, торсионной стали. При деформации материал способен возвратиться в исходное положение. Пружины делают из прутков круглого сечения. Могут быть бочкообразными, коническими, цилиндрическими.  Для гоночных авто выпускают пружины из углепластика.

Торсионы

Представляют собой металлические упругие стержни круглого сечения. Имеют на концах шлицевое соединение. Отлично работают на скручивание. Обеспечивают упругую связь между колесом и кузовом при перемещении колес.

Чаще всего монтируются на независимых подвесках  у многоосных транспортных средств. Крепятся одним концом к кузову, другим – к рычагу.

Торсионы – распространённые компоненты передней ПА у рамных внедорожников и грузопассажирских фургонов RENAULT KANGOO, Iveco Daily, MERCEDES-BENZ.

Рессоры

Рессоры – упругие элементы ПА из металла. Эффективны для передачи нагрузки от кузова к ходовой (колесам, гусеницам). Могут быть однолистовыми и многолистовыми.

Одни из самых первых типов упругих элементов ПА. Изначально активно присутствовали и на легковом, и на грузовом транспорте. В странах СНГ рессоры в составе подвески хорошо знакомы владельцам машин «Москвич», «Волга».

Сейчас рессоры ставятся на коммерческий транспорт, преимущественно тяжёлые грузовики, строительную спецтехнику с двумя задними мостами.

Отказ от рессор у производителей легковых авто и интерес к ним со стороны производителей тяжёлого транспорта вызван тем, что главный недостаток большинства рессор – невозможность обеспечить плавный ход на хорошем полотне (это связано с высоким трением в самих компонентах устройства данного типа) , при этом это наиболее надёжное решение, когда нужно удержать кузов гружёной машины на заданной высоте, обеспечить тяжёлому грузовому транспорту безопасность движения.

И пока одни производители говорят, что рессоры уходят в прошлое, другие удивляются новыми решениями: рессорами с графитовым покрытием (существенно снижается трение), дробеструйным упрочнением.

Классификация подвесок

В основном подвески подразделяются на два больших типа: зависимые и независимые. Данная классификация определяется кинематической схемой направляющего устройства подвески.

Зависимая подвеска

Колеса жестко связаны посредством балки или неразрезного моста. Вертикальное положение пары колес относительно общей оси не изменяется, передние колеса – поворотные. Устройство задней подвески аналогичное. Бывает рессорная, пружинная или пневматическая. В случае установки пружин или пневмобаллонов необходимо применение специальных тяг для фиксирования мостов от перемещения.


Отличия зависимой и независимой подвески

Плюсы:

  • простая и надежная в эксплуатации;
  • высокая грузоподъемность.

Минусы:

  • плохая управляемость;
  • плохая устойчивость на больших скоростях;
  • меньшая комфортабельность.

Независимая подвеска

Колеса могут изменять вертикальное положение относительно друг друга, оставаясь в той же плоскости.

Плюсы:

  • хорошая управляемость;
  • хорошая устойчивость автомобиля;
  • большая комфортабельность.

Минусы:

  • более дорогая и сложная конструкция;
  • меньшая надежность при эксплуатации.

Полузависимая подвеска или торсионная балка – это промежуточное решение между зависимой и независимой подвеской. Колеса по прежнему остаются связанными, однако существует возможность их небольшого перемещения относительно друг друга. Данное свойство обеспечивается за счет упругих свойств П-образной балки, соединяющей колеса. Такая подвеска в основном применяется в качестве задней подвески бюджетных автомобилей.

Виды независимых подвесок

Теоретически лучшей подвеской можно считать независимую. Однако над её прочностью, точностью траекторий и стоимостью много работали, что привело к многообразию конкретных технических решений и патентов.

МакФерсон

Появление этой самой популярной сейчас подвески способствовало желание конструкторов создать наиболее компактный, лёгкий и недорогой вариант.

В результате появилась подвеска свечного типа, где один узел, совмещающий упругие, демпфирующие и частично направляющие функции, получил название стойки МакФерсона по имени разработчика окончательного варианта.

Стойка представляет собой телескопическую свечу, внутри которой расположен амортизатор, с надетой на него пружиной подвески. Жёсткая в поперечном направлении конструкция позволила избавиться от верхнего рычага.

Достаточно укрепить её нижнюю часть рычагом или двумя растяжками с шарнирами. Сложно придумать что-то более простое и компактное. Однако пришлось решить ряд технологических вопросов, с чем успешно справились.

Недостатки в виде повышенного трения и нечёткой траектории не помешали применять её сейчас на большинстве легковых автомобилей, к которым не предъявляется завышенных требований по управляемости.

Двухрычажная

Иначе её называют параллелограммной. Состоит из верхнего и нижнего треугольных рычагов, к которым через шаровые опоры или шкворни крепится кулак со ступицей.

За счёт образованного конструкцией параллелограмма углы наклона колеса при работе подвески почти не изменяются, что позволяет точно удерживать оптимальный контакт колеса с дорогой.

Прочность данного типа и хорошие характеристики управляемости делают такую подвеску уместной на очень многих автомобилях, включая внедорожники, спорткары и представительский класс.

Расплатой становятся некоторая сложность, большой занимаемый объём и количество шарниров, в роли которых могут выступать жёсткие шаровые опоры или мягкие резинометаллические сайлентблоки.

Многорычажная

Хорошим дополнением к независимой подвеске может стать возможность запрограммированного изменения углов установки колёс. Это достигается сложной траекторией колеса, что возможно при использовании нескольких рычагов, от трёх до пяти на каждое колесо.

Возникают разные эффекты, как адаптация развала при ходах подвески, так и пассивное подруливание оси. Хорошо настроенная «многорычажка» обеспечивает машине отточенную управляемость при сохранении высокой плавности хода.

Недостатки те же – сложность, цена, частое обслуживание, трудности с компоновкой.

Пневматическая

Работа пневматической подвески

» data-image-description=»» data-image-title=»пневмоподвеска» aperture?:?0?,?credit?:??,?camera?:??,?caption?:??,?created_timestamp?:?0?,?copyright?:??,?focal_length?:?0?,?iso?:?0?,?shutter_speed?:?0?,?title?:??,?orientation?:?0?}?=»» data-image-meta=»{» data-comments-opened=»1″ data-orig-size=»320,180″ data-orig-file=»https://i0.wp.com/vaznetaz.ru/wp-content/uploads/2019/09/пневмоподвеска.gif?fit=320%2C180&ssl=1″ data-permalink=»https://vaznetaz.ru/podveska-avtomobilya/attachment/pnevmopodveska» data-attachment-id=»9980″>
Работа пневматической подвески

» data-image-description=»» data-image-title=»пневмоподвеска» aperture?:?0?,?credit?:??,?camera?:??,?caption?:??,?created_timestamp?:?0?,?copyright?:??,?focal_length?:?0?,?iso?:?0?,?shutter_speed?:?0?,?title?:??,?orientation?:?0?}?=»» data-image-meta=»{» data-comments-opened=»1″ data-orig-size=»320,180″ data-orig-file=»https://i0.wp.com/vaznetaz.ru/wp-content/uploads/2019/09/пневмоподвеска.gif?fit=320%2C180&ssl=1″ data-permalink=»https://vaznetaz.ru/podveska-avtomobilya/attachment/pnevmopodveska» data-attachment-id=»9980″>
Работа пневматической подвески

Она перекочевала в легковые автомобили с тяжелого транспорта. Вместо металлических пружин в ней используются баллоны со сжатым воздухом, которые накачиваются до определенного давления. Давление в баллонах может быть разным, в результате меняются и характеристики подвески. Ставят ее на люксовые автомобили в качестве дополнительной опции.

Гидравлическая

Если добавить к пневмобаллону отделённую мембраной полость с закачиваемой туда жидкостью, то становится возможным объединить в одном блоке амортизаторы, пневмоподвеску и возможность расширенного регулирования характеристик.

Это позволит изменять клиренс, исключать клевки кузова, менять жёсткость и точно отслеживать все неровности. Конструкция получается настолько же эффективной, насколько дорогой, ненадёжной и сложной в эксплуатации.

Применяется редко и только на премиальных или достаточно экзотических автомобилях.

Спортивная

В зависимости от категории автоспорта спортивной может быть любая подвеска. От внедорожной с огромными ходами до шоссейно-кольцевой, где перемещение колёс измеряется миллиметрами.

Тип push-rod и pull-rod

Типично гоночные разновидности подвесок, где упругие элементы сосредоточены в центре кузова, а усилие на них передаётся через тянущие (pull) или толкающие (push) штанги. Сам направляющий аппарат обычно двухрычажного типа.

Решаются очень специфические задачи, стоящие перед конструкторами гоночных «формул», то есть машин с открытыми колёсами. Там просто негде ставить обычные пружины с аэродинамической или компоновочной точек зрения. Какой тип штанги лучше – не знает никто, сами конструкторы иногда раз в несколько лет меняют своё мнение.

Ход подвески

Ходом подвески принято считать промежуток от нижнего положения колеса в свободном состоянии до верхнего критического положения при максимальном сжатии подвески. От этого параметра во многом зависит так называемая «внедорожность» машины.

То есть, чем больше ход, тем большую по размеру неровность способна пройти машина без ударов по ограничителю, а также без провиса ведущего моста.

Устройство передней подвески и задняя подвеска современных автомобилей

Как видно, передняя подвеска и задняя подвеска на разных авто может отличаться. Если отбросить старые машины, сегодня в автомобилестроении для легковых авто используют такие схемы:

  • полностью независимая подвеска всех колес;
  • независимая подвеска спереди и полунезависимая сзади;

Отметим, что второй вариант ставится на бюджетные авто и машины среднего класса. Что касается авто с независимой подвеской и самих независимых подвесок, они также могут быть представлены следующими вариантами:

  • подвеска МакФерсон;
  • подвеска с двойными поперечными рычагами;
  • подвеска на продольных рычагах;
  • многорычажная подвеска;
  • независимая торсионная подвеска.

Как правило, для задней подвески автомобиля применяется  подвеска на продольных рычагах. Другие виды подвесок можно ставить как на переднюю, так и на заднюю ось. При этом на легковых автомобилях с независимой подвеской чаще всего на передней оси стоит подвеска МакФерсон, а на задней оси ставится многорычажная подвеска.

Еще отметим, что на внедорожниках и автомобилях класса «люкс» может стоять пневматическая подвеска (пневмоподвеска с пневматическими упругими элементами). Также встречается и гидропневматическая подвеска, которая также считается обособленным вариантом.
Рекомендуем также прочитать статью о том, что означает маркировка дисков и расшифровка их обозначений. Из этой статьи вы узнаете, какие параметры зашифрованы в маркировке диска автомобиля, а также на что обращать внимание при расшифровке маркировки колесных дисков автомобиля при их выборе.

Так или иначе, но конструкция пневмо и гидропневмоподвески все равно в основе имеет рассмотренные выше типы известных подвесок. Разница заключается только в отдельных узлах и в устройстве ряда упругих элементов.

Напоследок отметим, что еще на автомобили  может быть установлена активная подвеска или  адаптивная подвеска. Как правило, это совокупность имеющихся решений. В такой подвеске реализовано автоматическое регулирование жесткости амортизаторов, зачастую имеется возможность менять дорожный просвет и т.д.

В результате автомобиль «подстраивается» под конкретные условия, позволяя обеспечить необходимую жесткость подвески и устойчивость для езды на высокой скорости, а также максимальный комфорт  на плохих дорогах. Решения достаточно дорогие и сложные в техническом плане. По этой причине активная и адаптивная подвеска ставится только на автомобили высокого класса.

Подвески пикапов и внедорожников

В различных моделях джипов конструкторы идут разными путями. Это зависит от веса и назначения внедорожника. Возможны три варианта используемых подвесок:

  1. Зависимая задняя и независимая передняя схемы;
  2. Полностью зависимая подвеска;
  3. Полностью независимая подвеска.

Как правило, задняя ось оснащается либо рессорной, либо пружинной подвеской, которые сочетаются с жесткими неразрезными мостами. Рессоры идут в ход при создании пикапов или тяжелых джипов, так как они надежны, неприхотливы и в состоянии выдержать нешуточную нагрузку. Кроме того, такая схема довольно дешева, что стало причиной оснащения рессорами некоторых бюджетных авто. Подробная информация о достоинствах и недостатках рессорной подвески.

Пружинная схема отличается мягкостью и длинноходностью. Она более ориентирована на комфорт и ставится на легкие джипы. Относительно сложности конструкции – она лишь немного сложнее рессорной.

Что касается передней оси, то здесь, в большинстве случаев, используются торсионные или зависимые пружинные схемы. Встречается, конечно, и оснащение джипов жесткими неразрезными мостами, но такое решение в наши дни наблюдается довольно редко.

Подвески грузовиков

Как правило, в грузовиках применяется зависимая конструкция подвески с поперечными или продольными рессорами, а также амортизаторами гидравлического типа. Благодаря своей простоте такая подвеска до настоящего времени широко используется в производстве.

Кроме того, данный вариант является и наиболее простым. Это значит, что продольные рессоры фиксируются в кронштейнах кузова, а к ним подвешивается мост. Что касается амортизаторов, то они крепятся прямиком к балке заднего моста. При такой конструкции главная роль отводится рессорам, которые не только выдерживают мост, но и связывают кузов и колесо, а также выступают в качестве направляющих элементов.

Однако такая простота является определяющей лишь в производстве, тогда как водителю приходится бороться с плохой управляемостью автомобиля на высоких скоростях. Дело в том, что рессоры далеко не идеальны в роли направляющих элементов. Следовательно, сцепление колес с дорогой значительно ухудшается.

Обслуживание подвески автомобиля

На вопрос «как часто нужно лезть под автомобиль и обслуживать подвеску?» точного ответа дать никто не может. Всё зависит от уровня и качества эксплуатации автомобиля. При должном характере езды, и бережном отношении к автомобилю особой надобности в этом нет. Однако, как это часто бывает, в процессе езды по нашим дорогом не ровен час появится характерный звук, или наличие «проседаний» автомобиля в одну из сторон. В таком случае, необходимо как можно раньше обратиться за услугами профессиональной мастерской, или самому убедиться в наличии или отсутствии проблемы.

Однако, будьте аккуратны с заменой оборудования и деталей в конструкции подвески. На первый взгляд, может показаться, что ничего сложного ремонт и замена не представляет. Тем не менее, качественно и удачно заменить деталь, в иногда тяжелом механизме, может далеко не каждый автолюбитель. Частой проблемой таких «горе-замен» является наличие «покачиваний», крена при поворотах в одну из сторон, появление ухудшенной управляемости автомобилем.

Пять признаков того, что пришло время проверить подвеску

Увеличилась жесткость во время езды

Если во время вождения вы начинаете чувствовать, что при каждом небольшом ударе по дороге ощущаются жесткие толчки в кузов, это означает, что с амортизаторами появились проблемы .

Машину «стягивает» на повороте

С подвеской не все в порядке, если вы чувствуете, что автомобиль «стягивает» на поворотах. Это означает, что амортизаторы больше не могут поддерживать стабильность кузова автомобиля во время центробежных нагрузок, образующихся при прохождении виража. Это увеличивает риск потери контроля и опрокидывания.

Авто «ныряет с носом»

Когда амортизаторы изнашиваются, при нажатии на тормоза машина останавливается, чрезмерно наклоняясь вперед. Это довольно опасно, так как из-за раскачивания усложняется процесс управления автомобилем, что может привести к ДТП.

Неравномерный износ шин

Если вы заметили, что одна из шин изношена больше, чем другие, это обычно является признаком неправильной работы подвески автомобиля. Также это происходит при нарушении развала-схождения или балансировки колесных дисков.

Под машиной появились масляные пятна

Если вы обнаружили жирные пятна на асфальте под вашим автомобилем, это может указывать на неисправность подвески и проблемы с амортизаторами. Однако этот фактор не является обязательным. О других причинах утечки масла можно прочитать здесь.

Источники


  • https://TechAutoPort.ru/hodovaya-chast/podveska/podveska-avtomobilya.html
  • https://by.pro-sensys.com/info/articles/obzornye-stati/podveska-avtomobilya/
  • https://AutoVogdenie.ru/ustrojstvo-i-princip-raboty-podveski-avtomobilya.html
  • https://VazNeTaz.ru/podveska-avtomobilya
  • https://fastmb.ru/soveti_auto/2356-vidy-i-naznachenie-podveski.html
  • http://KrutiMotor.ru/podveska-avtomobilya-ustrojstvo-vidy-podvesok-osobennosti/
  • https://unit-car.com/ustroystvo/115-tipy-podvesok-avtomobiley.html
  • https://automotolife.com/services/podveska-avtomobilya-vidy-i-tipy
  • https://AvtoTachki.com/chto-takoe-podveska-avtomobilya/

Назначение, устройство и виды подвесок автомобиля

Подвеска сегодня один из важнейших узлов автомобиля, обеспечивающих пассажирам и водителю комфортное нахождение в салоне вне зависимости от качества дорожного полотна. Первые подвески появились еще в эпоху повсеместного распространения гужевого транспорта — кузова карет в прямом смысле подвешивался на кожаных ремнях, что помогало немного снизить вибрацию в салоне. Современный тип подвески появился в Англии еще на заре 19 века. В ее конструкции уже использовались направляющие, а некоторые рессоры все еще делались из гибких пород древесины.

Дальнейшее развитие систем подвески было весьма бурным и стремительным. Уже на рубеже 19-20 веков французскими инженерами была спроектирована первая независимая подвеска, а спустя еще пару лет на гоночные автомобили стали устанавливаться амортизаторы, которые в дальнейшем перекочевали и в обычные машины. Следующим этапом становления стало применение торсионного вала, что позволило создать более компактную конструкцию, а также увеличить плавность хода. Первыми инновацию внедрили в массы инженеры французской компании Citroen. К 1950 году были созданы и испытаны большинство независимых и полузависимых типов подвесок, который используются в автомобилестроение и по сей день.

Зачем нужна подвеска?

Устройство современного автомобиля невозможно представить без подвески. Так зачем же нужен этот узел? Во-первых, она обеспечивает надежное соединение колес с корпусом машины. Во время движения на дороге обязательно возникают ямы и другие виды препятствий, которые в случае непосредственной установки кузова на колеса отчетливо бы ощущались седоками в салоне. Подвеска же призвана гасить все подобные колебания до комфортного уровня. Также она снижает обратное воздействия кузова на оси, уменьшая нагрузку на них при вхождении в поворот или при резком торможении.

Еще одной функцией является обеспечение надежного сцепления с дорожным полотном. Дело в том, что изменяя вертикальную нагрузку при помощи рессор и амортизаторов, подвеска своевременно переносит вес машины в зависимости от текущей дорожной ситуации. Благодаря подвеске колеса транспортного средства имеют необходимую свободу перемещения, а водитель при этом сохраняет контроль над дорогой.

Устройство подвески

Общая структура ходовой части достаточно проста и включает в себя лишь несколько основных элементов. В первую очередь это направляющие — специальный поворотный механизм (рычаг подвески), задающий диапазон вращения колес. К ним крепятся опоры колес, состоящие из подшипника, ступицы и поворотного кулака. В случае если подвеска зависимая, то ее элементы крепятся на жесткой балке. Но современный легковой автотранспорт такой тип подвески почти не использует, поэтому ее элементы соединяются между собой с помощью крепежной рамы и стабилизатора поперечной устойчивости. Для поглощения вибраций кузова и неровностей дорожного покрытия в конструкцию данного узла также входят амортизаторы, которые помимо своего основного назначения работают в качестве направляющих в подвесках типа МакФерсон.

В качестве передней подвески на легковых автомобилях практически повсеместно устанавливается независимая конструкция. Она обеспечивает высокий уровень комфорта, особенно на неровной дороге. А вот задняя подвеска обычно полузависимая, она проще и дешевле в обслуживании, но не так хорошо справляется с неровностями дорожного полотна.

Разновидности подвесок

Наиболее известная классификация подразделяет подвески на три типа — зависимая, полузависимая и независимая. Всего же существует более 10 различных видов подвесок со своими конструктивными особенностями.

Двухрычажная и многорычажная

Вид независимой подвески, получивший свое название от количества рычагов к которым крепятся опоры колес. Обе модели обеспечивают отличную управляемость машины. Двухрычажная имеет небольшой конструктивный недостаток при установке на заднюю ось автомобиля резкое торможение может слегка выворачивать колеса наружу. Чтобы решить эту проблему была разработана многорычажная версия, которая доказала свою эффективность для заднего моста автомобиля. Сегодня подвески с двумя и более рычагами активно используются в автомобилестроении.

Торсионно-рычажная

Так называемая полунезависимая подвеска, располагающая не на самой оси колес, а немного ближе к опорам рычагов. Обеспечивает превосходную стабильность на прямых участках дороги, но из-за низко расположенного центра тяжести может наблюдаться излишний наклон кузова в поворотах.

Подвеска типа «Де Дион»

Также принадлежит к изобретениям 19 века и сегодня эксплуатируется уже довольно редко. В сущности, это все та же зависимая подвеска с жесткой поперечной балкой, но здесь редуктор колес перенесен в подрессоренную массу автомобиля из-за чего повысился и уровень комфортности движения, но снизилась управляемость в поворотах.

Гидропневматическая и пневматическая

Благодаря наличию пневмоэлементов, работающих с использованием воздуха или специальной жидкости, она позволяет регулировать клиренс автомобиля относительно дороги. Устанавливается в основном на легковые автомобили сегмента премиум-класса, а также автобусы и тягачи, так как является достаточно дорогим в эксплуатации решением.

Электромагнитная

Данная подвеска использует принцип магнитного поля и позволяет добиться практически идеального уровня комфорта автомобиля. Впрочем, несмотря на очевидные преимущества ни один автопроизводитель пока не запустил в серию машины с таким оборудованием, хотя было несколько рабочих прототипов. Вопрос главным образом в стоимости обслуживания подобной системы, ее устройство несравнимо сложнее обычных механических аналогов.

Помимо этого, на различные типы кузова устанавливаются соответствующие виды подвесок, обеспечивающих наилучшие эксплуатационные характеристики модели. Так, например, в рамных внедорожниках автопроизводители предпочитают больше использовать зависимую подвеску, во всяком случае сзади. Аналогичные решения используются и в пикапах — сзади зависимая, спереди — многорычажная. Грузовые же автомобили могут также использовать оба решения, их конструктивная особенность предполагает наличие пневмоэлементов в подвеске.

Ходовая — важный элемент любого автомобиля и при малейшем подозрении на ее неисправность необходимо незамедлительно пройти диагностику подвески. Периодически может возникать необходимость в замене сайлент-блоков, передних или задних амортизаторов, проведение 3d развала схождения, а также иных работ для восстановления ее нормальной работоспособности. Если у вас возникли проблемы с подвеской в СПБ, специалисты автосервиса «MS-48» будут рады вам помочь.

Создание устройства для тестирования автомобильной подвески LEGO « Adafruit Industries — производители, хакеры, художники, дизайнеры и инженеры!

Действительно удивительно, что можно сделать с технологией LEGO. На канале Brick Technology показывают, как построили беговую дорожку для тестирования систем подвески автомобилей LEGO.

Затем они строят автомобили с различными типами подвески (стойки McPherson, полунезависимая задняя, ​​торсионная передняя, ​​торсионная труба и листовая рессора), чтобы испытать их.

Хватит макетировать и паять – приступайте к изготовлению немедленно! Игровая площадка Adafruit’s Circuit Playground битком набита светодиодами, датчиками, кнопками, клипсами типа «крокодил» и многим другим. Создавайте проекты с помощью Circuit Playground за несколько минут с помощью сайта программирования MakeCode с функцией перетаскивания, изучайте информатику с помощью класса CS Discoveries на code.org, переходите в CircuitPython, чтобы вместе изучать Python и аппаратное обеспечение, TinyGO или даже используйте Arduino. ИДЕ.Circuit Playground Express — новейшая и лучшая плата Circuit Playground с поддержкой CircuitPython, MakeCode и Arduino. Он имеет мощный процессор, 10 NeoPixels, мини-динамик, инфракрасный прием и передачу, две кнопки, переключатель, 14 зажимов типа «крокодил» и множество датчиков: емкостное касание, ИК-близость, температура, свет, движение и звук. Целый огромный мир электроники и кодирования ждет вас, и он умещается на вашей ладони.

Присоединяйтесь к более чем 32 000 создателей на каналах Adafruit в Discord и станьте частью сообщества! http://адафру.it/discord

Хотите поделиться потрясающим проектом? Выставка Electronics Show and Tell проходит каждую среду в 19:00 по восточному времени! Чтобы присоединиться, зайдите на YouTube и проверьте чат шоу — мы опубликуем ссылку там.

Присоединяйтесь к нам каждую среду в 20:00 по восточноевропейскому времени, чтобы задать вопрос инженеру!

Подпишитесь на Adafruit в Instagram, чтобы узнать о совершенно секретных новых продуктах, закулисье и многом другом https://www.instagram.com/adafruit/

CircuitPython — Самый простой способ программирования микроконтроллеров — CircuitPython.орг

Получайте единственный свободный от спама ежедневный информационный бюллетень о носимых устройствах, ведении «производственного бизнеса», электронных советах и ​​многом другом! Подпишитесь на AdafruitDaily.com!

Комментариев пока нет.

Извините, форма комментариев в настоящее время закрыта.

Примеры применения в системе активной подвески [датчик 6 в 1] — промышленные устройства и решения

1 : Поддерживает комфорт в кабине, обнаруживая вибрации от дорожного покрытия и наклона автомобиля

Акселерометр и гироскоп (датчик угловой скорости), установленные на подвеске, обнаруживают вибрации, вызванные дорожными просветами и трением, определяют наклон и центробежную силу автомобиля при прохождении поворотов, а также датчик 6 в 1, установленный в ЭБУ.Сравнивая рассчитанное ускорение и угловую скорость и меняя жесткость для каждой подвески, можно поддерживать комфорт пассажиров.

[Что хорошего в 6in1?]

  • Можно рассчитать положение автомобиля в 3D на основе данных датчика Panasonic 6 в 1 (3-осевой акселерометр, 3-осевой гироскоп), а результаты обнаружения пассажиров другими датчиками также можно комбинировать для независимой фиксации каждой подвески, и система может контролировать высоту и поддерживать устойчивость кабины.
  • Благодаря хорошим вибрационным характеристикам датчика «6 в 1» можно получать точные данные об ускорении и угловой скорости и использовать их для управления подвеской даже в условиях вибрации и наклона на грунтовых дорогах, коммерческом транспорте, спецтехнике и т. д.
2 : Также возможно дополнить систему активной подвески на базе камеры.

Даже в системе, которая управляет подвеской на основе распознавания волн/наклонов дороги, которая в основном представляет собой камеру, ускорение/угловая скорость, измеренная датчиком 6-в-1, и информация камеры сравниваются и проверяются синхронно с обработка изображения камеры.С, можно более точно скорректировать управление подвеской.

[Что хорошего в 6in1?]

  • Высокая частота вывода данных 8 кГц позволяет системе определять движение и положение автомобиля и постоянно поддерживать динамические изменения, такие как стабилизация положения кабины и жесткости подвески.
  • Стабильная передача данных об ускорении/угловой скорости в систему, которая легко подвергается воздействию высоких температур и высокой вибрации, например, вокруг шиномонтажных мастерских
3: Обеспечивает как 6-осевое обнаружение, так и функциональную безопасность
Функциональная безопасность

(ISO26262) требуется для систем активной подвески, и требования функциональной безопасности, эквивалентные ASIL-B, были введены для таких устройств, как инерциальные датчики, используемые в системах активной подвески.Датчик Panasonic 6in1
оснащен функцией диагностики для всех 6 осей 3-осевого датчика ускорения и 3-осевого гироскопа, установленных в 1-чиповой МЭМС, а 1-й чип датчика соответствует ASIL-B(D). Таким образом, установив один датчик 6 в 1, можно обеспечить как 6-осевое обнаружение, так и функциональную безопасность в системе, для которой требуется 6-осевой инерционный датчик и соответствие требованиям функциональной безопасности, без установки нескольких инерциальных датчиков.

[Что хорошего в 6in1?]

  • При установке датчика 6-в-1, совместимого с ASIL-B(D) и 6-осевым обнаружением, с помощью одного чипа можно обеспечить как 6-осевое обнаружение, так и соответствие функциональной безопасности.
    Кроме того, с помощью одного чипа можно обеспечить функциональную безопасность, устраняя необходимость установки нескольких датчиков и снижая стоимость спецификации больше, чем раньше.

Оптимизация усовершенствованной системы подвески с инерционным устройством модели полувагона при анализе вибрации

  • Чен, П.С., Хуанг, А.С.: Адаптивное управление скольжением по нескольким поверхностям гидравлических систем активной подвески. Дж. Виб. Контроль 11 (2005)

  • Харрис, К.М., Пьерсол, А.Г. (ред.): Справочник Харриса по ударным нагрузкам и вибрации, 5-е изд. Макгроу-Хилл, Нью-Йорк (2002)

    Google ученый

  • Георгиу Г., Веррос Г., Нациавас С.: Многоцелевая оптимизация моделей полувагонов с пассивной или полуактивной системой подвески. Вех. Сист. Дин. 45 (1), 77–92 (2007)

    Статья Google ученый

  • Металлидис, П., Веррос, Г., Нациавас, С.: Обнаружение неисправностей и оптимальное расположение датчиков в подвесках автомобилей. Дж. Виб. Контроль 9 (2003)

  • Папалукопулос, К., Гиадопулос, Д., Нациавас, С.: Динамика крупномасштабных моделей транспортных средств в сочетании с биодинамическими моделями водителя. В: 5-й Международный конгресс GRACM по вычислительной механике. Лимассол (2005)

  • Папалукопулос, К., Теодосиу, К., Нациавас, С.: Нелинейная динамика моделей транспортных средств в сочетании с биодинамическими моделями пассажиров.В: 2-я Международная конференция по нелинейным нормальным режимам и локализации в вибрирующих системах. Самос (2006)

  • Веррос, Г., Гаудас, Х., Нациавас, С.: Динамика крупномасштабных моделей транспортных средств с использованием ADAMS/FLEX. В: Международная конференция пользователей ADAMS (2000 г.)

  • Веррос Г., Настиавас С., Пападимитриу К.: Оптимизация конструкции моделей полувагонов с пассивной и полуактивной подвеской при случайном дорожном воздействии. Дж. Виб. Контроль 1 , 581–606 (2005)

    Статья Google ученый

  • Шайбе Ф., Смит М.: Аналитические решения для оптимального комфорта езды и сцепления шин с пассивной подвеской автомобиля. Дж. Вех. Сист. Дин. 47 , 1229–1252 (2009)

    Статья Google ученый

  • ISO 2631-1: Механическая вибрация и удар — Оценка воздействия вибрации всего тела на человека — Часть 1. (1997)

  • Цвиллингер Д.: Справочник по дифференциальным уравнениям, 3-е изд. Академик Пресс, Нью-Йорк (1997)

    Google ученый

  • Мамедов М.A.: Новый алгоритм глобальной оптимизации, основанный на подходе динамических систем. В: Рубинов, А., Снидович, М. (ред.) 6-я Международная конференция по оптимизации: методы и приложения, Балларат, Австралия (2004 г.)

    Google ученый

  • Тилакаратне, К.Д., Мамедов М.А., Моррис, С.А.: Модифицированные нейросетевые алгоритмы для прогнозирования торговых сигналов индексов фондового рынка. Дж. Заявл. Мате. Реш. науч. 2009 , 22 (2009), ID статьи 125308.дои: 10.1155/2009/125308

  • Вернер С.: Возбуждение белым шумом конструкций дорожных транспортных средств. Садхана 31 (Часть 4), 487–503 (2007)

    Google ученый

  • Хачатуров А. Динамика системы дорога-шина-транспортное средство-водитель. Москва (1976)

  • Устройство подвески автомобиля ЗИЛ | Скачать чертежи, чертежи, блоки Autocad, 3D модели

    Содержание

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

    p

    Введение

    Описание, спецификация, сборка, узел

    Описание назначения, устройства и работы узла, взаимодействия

    5 90действие узла с другими частями автомобиля

    Неисправности узла, шт.

    Сравнительная характеристика данного узла, узла с аналогичными узлами, узлами других автомобилей равного класса

    Составление технологической (эксплуатационной) карты на сборку, шт. разборка

    Порядок сборки данного узла, узла

    Охрана труда и окружающей среды

    Санитарно-гигиенические показатели условий труда

    2.

    Освещение, вентиляция помещений

    Экологическая и пожарная безопасность

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    Автомобили АМО «ЗИЛ». Первому серийному автомобилю этого завода в 2004г. исполнилось 80 лет. Грузовые автомобили современных моделей отличаются высокой надежностью и широким спектром применения в народном хозяйстве.

    Автомобиль ЗИЛ433 3 с бортовой платформой является базовой моделью нового семейства большегрузных автомобилей ЗИЛ.В отличие от автомобиля ЗИЛ431 4 (выпускаемого взамен ЗИЛ130), он оснащен новой кабиной и пневмогидравлическим усилителем привода сцепления. Вместо грузовика повышенной проходимости ЗИЛ13 1 с колесной формулой 6х6 завод выпускает автомобиль ЗИЛ4334 с двигателем ЗИЛ645, работающим на дизельном топливе.

    Газобаллонный автомобиль ЗИЛ431 6 с бортовой платформой максимально унифицирован с автомобилем ЗИЛ4314, но его двигатель работает на компримированном природном газе. Автомобиль ЗИЛ4318 оснащен устройствами для работы на сжиженном газе.

    Семейство большегрузных автомобилей выпускает седельные тягачи в составе автопоезда, фургоны, краны-манипуляторы, самосвалы, вездеходный поисково-спасательный комплекс и др., для монтажа которых ЗИЛ поставляет шасси. Особого внимания заслуживает малотоннажный автомобиль ЗИЛ5301 («Бык») выпускаемый с 1995 года с бортовой платформой и колесной формулой 4х2.

    Цель курсового проекта: описание принципа работы и устройства подвески автомобиля ЗИЛ

    Цели курсового проекта: описание технической характеристики подвески автомобиля ЗИЛ130.Описать назначение, устройство и принцип работы подвески автомобиля.

    Сообщить о взаимодействии подвески с рамой автомобиля ЗИЛ130, указать неисправности подвески; сравните характеристики подвески с подвеской автомобиля ГАЗ66.

    Изготовить-Рабочую инструкцию по разборке подвески данного автомобиля; Ознакомиться с санитарно-гигиеническими факторами и условиями труда, условиями освещения и вентиляции, а также экологической и пожарной безопасностью.

    Заключение

    В данном курсовом проекте он описал техническую характеристику подвески автомобиля ЗИЛ130.Он изложил назначение, устройство и принцип работы подвески автомобиля.

    Рассказал о взаимодействии подвески с рамой автомобиля ЗИЛ130, указал на неисправности подвески; сравнил характеристику подвески автомобиля ЗИЛ130 с подвеской автомобиля ГАЗ66.

    Составил технологическую карту разборки подвески этого автомобиля.

    Узнал о санитарно-гигиенических факторах условий труда, освещения, вентиляции помещения, а также экологической и пожарной безопасности.

    Как работает система подвески автомобиля?

    Из чего состоит автомобильная подвеска?

    Система подвески автомобиля состоит из шин, пружин, амортизаторов и тяг, соединяющих кузов автомобиля с осями/колесами. Эти компоненты составляют основу системы подвески, однако в зависимости от конструкции подвески некоторых автомобилей могут присутствовать дополнительные детали.

    Какова роль автомобильных подвесных систем?

    Система подвески обеспечивает относительное движение колес и кузова автомобиля.Относительное движение имеет важное значение для поддержания хорошего качества езды во время вождения.

    Когда автомобиль наезжает на кочку/выбоину, система подвески сводит на нет большие силы, действующие на колеса, проходящие через кузов автомобиля.

    Кроме того, для улучшения качества езды система подвески должна обеспечивать подходящие характеристики управляемости, позволяющие водителю сохранять контроль над автомобилем. Постоянный контакт колес с дорогой обеспечивает хорошую управляемость.

    Как работает подвеска?

    Системы подвески работают, рассеивая энергию, получаемую от неровностей дороги, тем самым устраняя силы удара.Основным механизмом, используемым для достижения этого, является преобразование силы/кинетической энергии в тепло. Основными компонентами системы для достижения этой цели являются пружины, амортизаторы и стойки.

    подвеска автомобиля

    разделяет

    Пружины

    Работа пружин в системе подвески автомобиля заключается в поглощении и накоплении энергии при движении по неровностям. Энергия поглощается и накапливается в пружине при сжатии.

    Количество энергии, которое может поглотить пружина, зависит от жесткости ее пружины.Определяется жесткость пружины: сила, необходимая для сжатия пружины на заданное расстояние. Длина пружин и их материал являются факторами, влияющими на жесткость пружины.

    Для различных типов транспортных средств требуются пружины с различной жесткостью в зависимости от их нагрузки. Например, большегрузному грузовику и легковому автомобилю потребуются пружины с контрастными жесткостями.

    Наличие пружины с правильной жесткостью имеет важное значение для изоляции автомобиля от дороги. Слишком высокая жесткость пружины приводит к неудобной езде ее пассажиров.

    Однако при движении нагруженного большегрузного автомобиля из-за нагрузки требуется высокая жесткость пружины. В разгруженном состоянии жесткость пружины будет выше по сравнению с весом автомобиля, что приведет к неудобной езде.

    Пружины в системах подвески на транспортных средствах имеют различные формы, две из которых обычно используются: спиральные пружины и листовые рессоры.

    Листовая рессора в системе подвески

    Спиральные пружины — это винтовые пружины, которые используются в различных системах, и большинство людей видели их.Листовые рессоры используются на сплошных осях, что означает, что они подходят для грузовых автомобилей и поездов. Листовые рессоры являются одной из старейших форм пружин и имеют более высокую емкость накопления энергии по сравнению со спиральными пружинами.

    Однако, если бы в системе подвески присутствовали только пружины, автомобиль постоянно подпрыгивал бы при проезде неровностей и поворотах. Здесь на помощь приходят амортизаторы.

    Амортизаторы

    Амортизаторы представляют собой тип демпфера, и их функция заключается в преобразовании кинетической энергии в тепло.Амортизатор содержит поршень с отверстиями в нем, который движется линейно вверх и вниз, и масло под давлением. Когда демпфер сжимается, поршень движется вверх, сжимая масло.

    Масло нагнетается через маленькие отверстия на поршне под действием сжатия. Поскольку отверстия пропускают через себя только небольшой объем жидкости, это замедляет движение амортизатора, замедляя движение подвески.

    При сжатии и прохождении через отверстия масло нагревается, что преобразует часть кинетической энергии в тепло, удаляя любую энергию, оставшуюся после движения по неровностям.

    Амортизаторы, чувствительные к скорости, часто используются в современных автомобилях. Эти типы амортизаторов обеспечивают большее сопротивление по мере увеличения скорости движения подвески.

    Стойки

    Комбинация винтовых пружин и амортизатора в одном устройстве называется стойкой.

    Вы прочтете, что его также иногда называют койловером. Этот термин является укороченной версией «витая пружина над амортизатором». В этой конфигурации цилиндрическая пружина и амортизатор считаются отдельными компонентами.

    Однако иногда койловеры являются стойками, но не всегда. Основное различие между койловером и стойкой заключается в их возможности регулировки и настройки.

    Стойка как часть системы подвески внедорожника

    Как компоненты работают вместе в системе подвески?

    Автомобиль состоит из подрессоренной и неподрессоренной масс. Подрессоренная масса — это масса, поддерживаемая подвеской, например. кузов автомобиля и неподрессоренная масса, не поддерживаемая подвеской, т.е. ось.

    Когда колесо автомобиля пересекает яму на дороге (что является обычным явлением в Великобритании из-за того, что выбоины повсюду), пружина накапливает энергию, которая заставила бы машину подпрыгнуть. Накопленная в пружине энергия передается демпферу и преобразуется в тепло.

    Без демпфера автомобиль будет подпрыгивать на одной стороне, вызывая реакцию на другой. Результатом будет большое колебание между каждой стороной транспортного средства, подпрыгивающее до тех пор, пока сила в конечном итоге не исчезнет.

    Подписывайтесь на социальные сети: Twitter, LinkedIn, Facebook

    IRJET-Запрошенная вами страница не найдена на нашем сайте Март 2022 г. Идет публикация…

    Просмотр статей


    IRJET Получен «Импакт-фактор научного журнала: 7,529» за 2020 год.

    Подтвердите здесь


    Компания IRJET получила сертификат регистрации ISO 9001:2008 для своей системы управления качеством.


    IRJET приглашает статьи из различных технических и научных дисциплин для тома 9, выпуск 4 (апрель 2022 г.) Документы


    IRJET получили «Импакт-фактор научного журнала: 7,529» за 2020 год.

    Подтвердите здесь


    Компания IRJET получила сертификат регистрации ISO 9001:2008 для своей системы управления качеством.


    IRJET приглашает статьи из различных технических и научных дисциплин для тома 9, выпуск 4 (апрель 2022 г.) Документы


    IRJET получили «Импакт-фактор научного журнала: 7,529» за 2020 год.

    Подтвердите здесь


    Компания IRJET получила сертификат регистрации ISO 9001:2008 для своей системы управления качеством.


    IRJET приглашает статьи из различных технических и научных дисциплин для тома 9, выпуск 4 (апрель 2022 г.) Документы


    IRJET получили «Импакт-фактор научного журнала: 7,529» за 2020 год.

    Подтвердите здесь


    Компания IRJET получила сертификат регистрации ISO 9001:2008 для своей системы управления качеством.


    IRJET приглашает статьи из различных технических и научных дисциплин для тома 9, выпуск 4 (апрель 2022 г.) Документы


    IRJET получили «Импакт-фактор научного журнала: 7,529» за 2020 год.

    Подтвердите здесь


    Компания IRJET получила сертификат регистрации ISO 9001:2008 для своей системы управления качеством.


    IRJET приглашает статьи из различных технических и научных дисциплин для тома 9, выпуск 4 (апрель 2022 г.

    Автор: alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.