Что такое гидроудар и что с ним делать
Эксплуатация жидкостных инженерных систем обычно сопровождается звуковым фоном (например, при циркуляции теплоносителя), слышимость которого во многом определяется схемой коммуникации и видом установленного оборудования. Но если к этому добавляются инородные звуки в виде регулярных стуков, щелчков, «рычания», то без внимания подобные явления оставлять не стоит. Как правило, это проявление гидроударов в трубах. Непринятие своевременных мер чревато большими проблемами и денежными расходами на ремонт не только контуров отопления или водоснабжения, но и имущества, бытовой техники, внутренней отделки помещений.
Гидроудар – что это
Жидкость, будь то вода или антифризы, использующиеся в качестве теплоносителя для отопительных контуров, в отличие от газов практически не сжимается. При значительном, пусть и кратковременном, перепаде давления в трубах систем ОВ, ХВС (ГВС) возникает гидроудар. Он вызывается ударной волной, которая при распространении по трассе встречает всевозможные препятствия: соединения участков с разными диаметрами, повороты схемы и тому подобное.
Вода, столкнувшись с преградой, не в состоянии мгновенно изменить скорость потока. Следовательно, жидкость в месте препятствия уплотняется, а давление на данном участке резко возрастает: увеличение в разы. И вот теперь главный вопрос – как понизить его значение до номинального? К сожалению, специальная регулировочная арматура, включаемая в схему отопления или водоснабжения, не всегда справляется с этой задачей. Причин много: неправильная настройка, выработка ресурса, несоответствие по характеристикам. Если же контур монтировался самостоятельно, на «глазок», то подобные специальные устройства в коммуникации могут и отсутствовать. По причине избыточной экономии, по неграмотности ли «домашнего умельца», но результат один – трещины, разрывы в трубах и соединениях, выход из строя оборудования, включенного в систему водоснабжения, отопления.
Не стоит полагать, что незначительные и нерегулярные гидроудары не представляют никакой опасности. Даже если и нет протечек, для инженерной системы перепады давления бесследно не проходят. Любая коммуникация, материалы имеют свой запас прочности. Как только в схеме появится «слабое место» (по причине изношенности или иной), аварийная ситуация неизбежна.
Вероятные причины гидроударов
Нарушения правил эксплуатации системы
- Воздушные пробки. Это более характерно для отопительных контуров. В начале сезона холодов при наполнении труб теплоносителем систему необходимо «стравить». То есть полностью избавить ее от воздушных пузырей, что на практике делают далеко не все.
- Мгновенное перекрытие жидкостного канала. Запорная арматура при резком повороте рукоятки его блокирует, чем разрывает поток и провоцирует перепад давления. В результате возникает гидроудар.
Сбои в работе оборудования
- Все включения/выключения насосов, особенно большой мощности, должны производиться плавно. Это во многом определяется типом двигателя и выбранной схемой обвязки.
- Нестабильность питающего напряжения – еще одна распространенная в частном секторе причина гидроударов в трубах отопления и водоснабжения. При отклонении его значения от номинального меняется режим работы насоса. Это отражается на скорости потока и вызывает скачки давления в магистрали.
Самостоятельное проектирование коммуникации
- Использование в системе труб с различными диаметрами. Такое нередко бывает, когда монтаж ведется своими силами, и мастер желает сэкономить на нем по максимуму, не задумываясь о последствиях.
- Установка оборудования с неправильно выбранными характеристиками. Параметры всех составных частей схемы отопления, автономного водоснабжения определяются на основании инженерных расчетов. И если собственник этим пренебрегает, то он заранее создает условия для появления гидравлических ударов в трубах.
Весомый аргумент в пользу того, что проект коммуникации лучше заказать, а не составлять самостоятельно. На этапе разработки специалисты обязательно указывают тип и характеристики оборудования, которое подходит для конкретной схемы.
Последствия гидроударов
Частично об этом сказано: разрывы труб и соединений, вызывающие протечки в системе, а то и потоп, если аварийная ситуация своевременно не устранена. Причем иногда достаточно лишь о
Причины возникновения, как устранить +Видео
Системами водопровода и отопления порой исходят странные звуки. Часто на них не обращают внимание. Напрасно. Непонятные постукивания и щелчки могут говорить о гидроударе в трубах. Хорошо, что есть метод купирования сего факта, пока не прорвало трубу.
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ удар – это мгновенный кратковременный скачок давления воды. Происходит из-за резкой смены скорости водного потока в трубах.
Содержание статьи:
Общие сведения о гидроударах
Гидроудары делятся на:
- Положительные. Повышение давления. Возникает в следствии включения насосов или резком закрытие задвижек
- Отрицательные. Остановка насосного агрегата.
Гидроудар по своей сути можно сравнить с остановкой эскалатора в час пик в метро. Люди, что внизу останавливаются, остальные волна за волной сталкиваются друг с другом. То же самое происходит в трубах. Закрыли резко кран, вода остановилась, а остальная продолжает движение на скорости, стоячий слой накрывает волна движущегося, следом другой слой, они сталкиваются. Так происходит гидроудар в системе водоснабжения.
Каковы последствия гидроудара
Давление выше допустимой нормы критично для труб и их соединений. Запорная арматура тоже может выйти из строя.
Происходит разрыв труб не от первого гидроудара, обычно производители изготавливают изделия с расчетом повышения давления. Каждый последующий удар будет бить в одно и то же самое слабое место. В какой — то момент труба не выдержит и лопнет.
Что такое – прорвало трубу, знает каждый. Затопило соседей, испортилась мебель, обои отклеились и т.д. Нервы потрепаны, бюджет пострадал.
В случае гидравлического удара в теплоснабжении последствия куда плачевние. Человек получит ожоги. Урон жилью поток горячей воды нанесет колоссальный. Устранение последствий потребует серьезных материальных и физических затрат.
В случае возникновения аварии в мороз, произойдет прекращение подачи тепла и замерзание всей системы вместе с котлом.
Потери можно предупредить, чем устранить последствия.
Причины гидроудара
В 60% случаев прорыв труб происходят из-за гидроудара. В своем большинстве авария случается на отрезке со старыми трубами.
Сила удара напрямую зависит от длины трубы, чем больше отрезок, тем сильнее гидроудар. В длинной трубе воды больше, ее вес вызывает ощутимый скачок давления. Чем дальше кран перекрытия, тем серьезней гидравлический удар.
Внимание! Подогрев пола водяным трубопроводом на первом месте по опасности. Вентиль удаленный, протяженность труб внушительная.
Для купирования гидроудара в обогреваемых полах, обязательна правильна установка термостатических клапанов. Остановка движения воды по трубам должна осуществляться на входе системы в пол. Перекрытие воды, не влечет последствий. Движение продолжается, но по убывающей.
Вентиля старого образца, гораздо безопаснее в плане гидроударов. Для перекрытия потока требуется несколько оборотов, давление спадает медленно. Резко перекрыть при огромном желании не получится, что не скажешь о шаровых кранах.
Для закрытия шарового крана надо один раз повернуть ручку на 90 градусов. Не знающие пользователи делают это быстро и резко, что категорически запрещено. Перекрытие следует осуществлять плавно.
Конечно, резко закрытый вентиль не единственная причина. В системе отопления разрыв трубы может произойти из-за остатков воздуха в трубах. Воздух имеет свойство под напором давления сжиматься, когда сильный поток воды на него воздействует, он срабатывает как буфер, создавая препятствие.
Также появление гидроударов могут спровоцировать трубы разного диаметра. Перепады давления, если трубы не приведены к общему знаменателю, гарантированы.
Как устранить гидравлические удары
Чтобы не произошло гидроудара в трубах отопления и системе водоснабжения используются несколько методов.
Плавно осуществлять закрытие крана
Если вентиль идет туго, то допустимо его передвижение малыми рывками.
Удар происходит, но разбитый на несколько слабых. Что не влечет последствий.
Амортизация
Механическое перекрытие можно организовать безопасно, а вот системы оснащенные автоматикой (отопительные) этого лишены.
Для смягчения удара в магистраль монтируется устройство амортизации. Перед термостатом, устанавливается отрезок эластичного трубопровода (пластик армированный или каучук устойчивый к высоким температурам).
Благодаря растяжению, при скачке давления, труба на время увеличивается, гасит давление.
0,2-0,3 м достаточный отрезок амортизации.
Шунтирование
Это ручная доработка термоклапана.
Трубку диаметром 0,2-0,4 мм по ходу движения вставляют в клапан. На работоспособность системы не влияет, но при скачке давления перекинуть его за клапан в трубопровод может.
К сведению
Метод продуктивен только в новой системе и не из металла. Наличие коррозии все на нет.
Компенсаторы
Гидроаккумулятор – одно из компенсирующих устройств. Подходит, как системы водопровода так и для системы отопления. Это резервуар из каучука разделенный мембраной.
Нижняя часть содержит жидкость, верхняя воздух под давлением. Похожая система устанавливается на автоматических насосах для регулировки давления.
В системе отопления компрессор устанавливается в слабой точке, где возможен удар. При скачке давления, вода надавливает на мембрану и смещает ее в сторону воздуха, в результате давление гасится.
Когда давление приходит в норму, гидроудар купируется, мембрана возвращается на прежнее место.
В водопроводной магистрали также применяются специальные гасители.
Защитные клапаны
В былые времена давление пациента понижали путем кровопускания. Схема работы защитного клапана аналогичная.
Установка происходит в потенциально опасных местах. Работают автономно или от контроллера.
При повышении давления, клапан производит сброс воды, разумеется сброс жидкости происходит в допустимых местах.
После прихода давления в норму, кран закрывается.
Автоматическая регулировка
Отключение и включение насосного оборудования «прекрасные» провокаторы гидравлических ударов.
Насос создает давление, которое напрямую связано со скоростью вращения. Разгон происходит молниеносно. Принудительное замедление процесса набора оборотов в насосе, купирует возникновение гидравлического удара.
Регулировать обороты не получится, изменить частоту возможно, что даст требуемый результат.
Эту функцию выполняют УУЭ (устройство управления электродвигателем), преобразователи частоты и плавного пуска. Гидроудары при установке УУЭ пропадают.
Частотные преобразователи выполняют еще одну важную функцию. С их помощью контролировать напор жидкости можно не вентилем, а частотой вращения двигателя.
Преследуя эту цель, к преобразователю подключают датчик давления, он будет изменять частоту вращения насоса в зависимости от заданных показателей. Как бонус, происходит экономия электроэнергии.
Минусы агрегата
- Высокая цена
- Требуется специалист для установки и наладки.
Если ваши отопительная магистраль и система водоснабжения не оснащены ни одним защитным устройством и в системах присутствуют симптомы гидроудара, стоит задуматься о безопасности.
что это такое, какие признаки, последствия гидро удара
Как происходит гидроудар двигателя
Несмотря на серьезные последствия от гидроудара для его возникновения должны быть созданы определенные условия. Гидроудар относится к достаточно редким явлениям и, как правило, происходит случайно, но каждый автовладелец должен понимать, что такое гидроудар в автомобиле и как он происходит.
Чаще всего вода проникает в камеру сгорания через воздушный фильтр. Попадание воды хотя бы в один из цилиндров агрегата исправного ДВС неизбежно приведет к гидроудару, в результате чего ломаются механизмы двигателя, которые участвуют в работе цилиндров. В таком случае может быть несколько вариантов поломок, как с минимальными повреждениями, так и более серьезными, которые требуют замены одного или сразу нескольких элементов системы.
Существует две причины, по которым это может произойти:
- В первом случае автомобиль пытается преодолеть водную преграду с настолько высоким уровнем воды, когда она превышает уровень расположения воздухозаборника под капотом. Такого уровня воды оказывается вполне достаточно для попадания в воздушный фильтр.
- Во втором случае автомобиль на достаточно высокой скорости проезжает через впадину или глубокую лужу. При таких условиях вода быстро продавливается в доступный корпус воздушного фильтра и оказывается в одной либо нескольких камерах сгорания.
Стоит отметить, что в некоторых случаях гидроудар может возникнуть не только из-за попадания жидкости в цилиндры мотора, но и в результате неисправности. К таким неисправностям относится трещины ГБЦ или БЦ, а также разрушение прокладки ГБЦ, через которые в рабочие цилиндры попадает жидкость системы охлаждения двигателя. В данном случае гидроудар чаще всего возникает в момент запуска двигателя после длительного простоя, поскольку за этот период жидкость успевает накопиться в надпоршневом пространстве.
Эта проблема диагностируется на начальном этапе путем контроля уровня ОЖ и анализа цвета выхлопных газов. Если жидкость в расширительный бочок доливается без других причин или двигатель дымит белым густым дымом, тогда высока вероятность наличия трещин или проблем с прокладкой.
Важно! Помимо воды, также причиной гидроудара может стать моторное масло, которое после поломки турбины попадает в цилиндр.
Какие признаки при возникновении гидроудара
На признаки гидроудара двигателя указывает характерный звук, который возникает при прохождении водных препятствий или после них. Автомобиль в таких случаях часто глохнет, однако иногда бывают случаи, когда авто при гидроударе не глохнет и вполне нормально перемещается довольно продолжительное время (даже до 10 тыс. км). Но обнадеживаться в такой ситуации не стоит, поскольку все это время идет износ силового агрегата ускоренными темпами, что приведет к печальным последствиям.
Определить перенесенный гидроудар можно по следующим признакам:
- Явный признак гидроудара – вода во впускном коллекторе.
- С высокой долей вероятности можно говорит о гидроударе при деформация воздушного фильтра или искривленной гофре.
- Деформация коленчатого вала.
- Деформированный шатун.
- Заклинивание двигателя.
- Затёртый по диагонали поршень.
- Поломка кулака.
- Неравномерный износ вкладышей, который сможет увидеть даже не профессионал.
- Повреждение блока цилиндров.
- На дне поршня образовалось два слоя отложений. Первый слой – это нагар, который отложился еще до удара, а второй соответственно, после.
- Образование на поршневой юбке нагара, потертостей и задиров в несвойственных местах.
Если присутствует хоть один из вышеперечисленных симптомов – мотор вашего автомобиля подвергся воздействию гидроудара.
Последствия и их сила напрямую зависят от трех факторов, а именно:
- Мощность двигателя автомобиля.
- Количество попавшей в цилиндр воды.
- Количество оборотов двигателя на момент гидроудара.
Если после возникновения гидроудара не принимать оперативных действий, а именно заменить поврежденные детали и произвести ремонтно-восстановительные работы последствия могут стать значительно хуже.
Какие последствия гидроудара
Последствия удара поршня об прокладку в цилиндре бывают разные, так если машина стояла, и мотор работал исключительно на холостом ходе, он просто может заглохнуть. Если автомобиль во время гидроударя двигался, последствия будут более серьёзными, поскольку давление на поршень со стороны КШМ будет продолжаться, создавая большие усилия. В данном случае может произойти деформация и разрушение вкладышей, шатунов, колец и коленчатого вала.
Когда происходит обратный ход поршня мелкие обломки деталей, попадая в имеющийся зазор между стенкой цилиндра и поршня, могут пробить стенку или заклинить поршень, после чего двигатель уже восстановлению не подлежит. Это самое тяжёлое последствие от гидроудара двигателя, которое наиболее опасно для дизельных агрегатов, поскольку у них объём камеры сгорания значительно меньше, а степень сжатия гораздо выше.
Когда машина едет с невысокой скоростью и силы инерции на детали КШМ не столь велики, то импульс гидравлического удара не будет резким, что поможет сохранить узлы от разрушения.
Кроме этого последствия гидроудара двигателя сказываются и на других деталях мотора. Существуют случаи, когда сильное давление влияло на деформацию головки цилиндра. Внезапная остановка коленвала при работе силового агрегата приводит к высокому механическому напряжению, которое действует на приводные ремни и цепи, а также на регуляторы их натяжения. По этой причине они могут растянуться или порваться, что потребует их замены.
В таких случаях в последнюю очередь страдает коленчатый вал. Он может деформироваться или сломаться уже вследствие разрушения поршня или шатунной передачи. Разрушение головки шатуна после гидроудара, как правило, не носит следов побежалости и перегрева. Её вид остаётся обычным.
Что делать в случае гидроудара
Гидроудар двигателя является достаточно серьёзной причиной для его частичной разборки в мастерской, диагностики и тщательного осмотра приводных ремней и деталей КШМ. Обычно без шлифовки и замены отдельных деталей не обходится, но в зависимости от ситуации может потребоваться и более серьезный ремонт.
Если при запуске мотора слышен непривычный звук не стоит надеяться, на «авось как-нибудь и дотяну до СТО», поскольку наличие постореннего звука указывает на наличие механического дефекта в узлах, который в процессе эксплуатации двигателя будет только прогрессировать и приведет к невосстанавливаемым последствиям.
У автомобилей с дизельными моторами свечей зажигания нет и быстро продуть цилиндры невозможно, в следствии чего, для них последствия гидравлического удара более тяжёлые, чем у бензиновых агрегатов. Поэтому выход здесь один – буксировка авто в мастерскую.
Объём работ по восстановлению мотора после гидроудара, аналогичен как при капитальном ремонте. Очень важно не допускать длительного простоя машины с залитыми водой цилиндрами, иначе коррозия металла обязательно приведёт к довольно серьезным последствиям и необходимости делать расточку и шлифовку цилиндров.
Не всегда имеется возможность вызвать эвакуатор, в этом же случае необходимо:
- Прежде всего, если машина находится в воде, ее следует оттуда вытащить.
- Выключить зажигание.
- Вывернуть свечи зажигания.
- Разобрать воздушный фильтр, если в нем имеются следы воды – перейти к следующему этапу, а если нет – все собираем на место, пробуем завести автомобиль.
- Провернуть коленчатый вал, в случае если через свечные отверстия будет вытекать вода – заводить автомобиль нельзя.
- Если же вода отсутствует, свечи зажигания вкручиваем и все собираем на свои места.
- Пробуем завести двигатель.
Важно! В случае если передняя часть машины пробыла более 10 секунд под водой, можно сказать с вероятностью 99,9% , что вода попала в двигатель. Вовремя принятые защитные меры максимально снизить эффекта гидроудара и его последствий.
Что такое гидроудар двигателя автомобиля и как его избежать
С такой неприятностью, как гидроудар силового агрегата, знакомы многие владельцы собственного транспортного средства. Однако не каждый ясно понимает, о чем конкретно идет речь, а ведь от такой проблемы никто не застрахован и езда по лужам приближает вероятность встретиться с худшим. В большинстве случаев виновником является сам водитель, но нельзя исключать случаи, когда объездного пути, кроме как по воде, нет, тогда приходится рисковать и наедятся на лучший исход событий.
Содержание статьи:
К чему это может привести, читайте ниже.
Что такое гидроудар двигателя
Выражаясь по-простому, это ситуация, когда влага попадает во внутреннюю (верхнюю) полость цилиндра, прямо в камеру сгорания. Хотя туда могут попасть и другие жидкости, но виновницей трагедии является именно влага. Собственно, поэтому это явление и называется гидроударом.
Влага в большом количестве не способна сжаться и после того как она проникла в цилиндр, формируется водяная пробка, а такое препятствие поршни не могут осилить.
Из-за жидкости в цилиндре силовой агрегат резко останавливается, что сопровождается настоящим ударом. Запускать ДВС повторно нельзя, иначе шатуны будут окончательно добиты.
Причины возникновения
Если мотор еще в исправном состоянии, то причин проникновения воды всего две:
- Водитель преодолевает водное препятствие на автомобиле с высокой скоростью. Жидкость легко попадает в воздушный фильтр. Оттуда она всасывается в полость впускного коллектора, а далее – цилиндры.
- Транспорт вынужден заезжать в водную преграду с ее высоким уровнем, причем настолько, что влага легко проникает во внутреннюю полость воздушного фильтра. Куда она поступает далее, уже известно.
В других случаях возникновение гидроудара обусловлено внутренними неисправностями. К ним можно отнести разрушение металлического канта, где находится прокладка головки блока цилиндров, а также раскол самого блока двигателя или ГБЦ.
Через эти места проникает охлаждающая жидкость. Во время работы двигателя, этого не произойдет, поскольку она непрерывно циркулирует в системе. Однако, стоит заглушить мотор и дать ему какое-то время отстояться, есть высокая вероятность, что жидкость станет просачиваться сквозь трещину.
Если трещина еще малых размеров, то ситуация пока не критичная. Выявить неисправность можно уже по запаху, который исходит из выхлопной системы.
Также уровень тосола или антифриза в бачке будет меняться, что должно насторожить. Риск возникновения гидроудара будет расти, когда из трубы начнет выходить белая, густая дымка и одновременно с этим заметно падает уровень тосола (антифриза).
Читайте также: Мочевина для дизеля, зачем нужна, состав и работа системы SCR
Выход из строя турбины тоже становится причиной гидроудара. В ряде случаев это происходит вследствие заводского брака или по другим причинам. Только в камеру сгорания попадает не влага, а масло. К счастью такая неприятность случается крайне редко.
Последствия
Возникновение гидроудара может привести к различным неисправностям мотора. Если влага попадет в камеру сгорания, когда ДВС работает в режиме холостого хода, то больших неприятностей можно избежать. Мотор просто заглохнет, но сильных повреждений это не нанесет.
Но чаще всего гидроудар застает, когда автомобиль находится в движении, а в такой ситуации осложнения для ДВС носят уже серьезный характер.
Как правило, это оборачивается критичными поломками:
- Частичное либо полное деформирование шатунов.
- Повреждаются кольца вкладышей либо коленвала.
- Юбка поршня может расколоться, потом осколки пробивают блок двигателя или ГБЦ.
То есть в лучшем случае мотор будет продолжать работу. Но поскольку шатуны не сильно, но все же деформированы будет слышен стук.
Вариант худших событий – агрегат клинит, без возможности его дальнейшего использования. Появление проблемы в любом случае не избавляет от необходимости капитального ремонта мотора.
Это интересно: Что такое впускной коллектор (принцип работы, неисправности)
Все, что было перечислено выше, касается бензиновых ДВС, дизельные силовые агрегаты страдают в большей степени.
- Во-первых, размеры камеры сгорания у них меньше, нежели у бензиновых ДВС.
- Во-вторых, степень сжатия здесь намного выше.
- В-третьих, сама силовая установка более мощная.
Что надо делать после гидроудара
При любой проблеме, главное не проявлять спешки. Гидравлический удар распознается резким глушением двигателя. После этого он не заводится, чего собственно не следует и делать.
Первым делом осмотреть воздушный фильтр – сухой, значит причина в другом месте. Но когда он мокрый велика вероятность наличия воды в цилиндре.
Последствия могут быть следующими:
- Причина остановки автомобиля как раз гидравлический удар.
- От гидроудара мотор заклинило, а также пробит блок цилиндров.
- Агрегат заглох и ничего серьезного не произошло.
Первые две ситуации требуют вызова эвакуатора, последняя же не критична. Мотор может заглохнуть и до гидроудара, хоть влага и проникла в камеру сгорания, ДВС уже перестал работать, а потому серьезных осложнений удалось избежать.
Здесь с неисправностью можно справиться самостоятельно. Для начала необходимо избавиться от мокрого воздушного фильтра, после чего хорошо протереть корпус, чтобы избавиться от влаги.
Теперь выкрутить свечи зажигания и провернуть коленчатый вал стартером. Это даст воде вытечь из цилиндров. Если свечи не выкручиваются, подождать какое-то время, чтобы дать воде стечь в картер двигателя.
Затем запустить ДВС и пусть он работает в режиме холостых оборотов.
youtube.com/embed/sI2kpSrbHa0?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»/>
Еще стоит проверить моторное масло – туда тоже могла попасть влага. Определить это можно по цвету. Белый оттенок свидетельствует о воде в масле и его необходимо менять.
Чтобы зря не рисковать, лучше все же вызвать эвакуатор до ближайшего автосервиса. Там двигатель просушится, а специалисты оценят степень повреждений.
Как предотвратить гидроудар
Самая простая и надежная методика уберечь двигатель от такой проблемы – аккуратная езда по лужам. То есть двигаться следует на низкой скорости, чтобы влага не оказалась на капоте и под ним. Обычно влага попадает через воздухозаборник, а у каждой модели он располагается на разной высоте.
Есть автомобили, где этот элемент находится настолько низко, что проехав даже по небольшой лужице, есть вероятность зачерпнуть немного воды.
Встречая водную гладь на дорожном покрытии не стоит рисковать автомобилем, а от глубоких луж и вовсе держаться как можно дальше.
Также не стоит проявлять норов и ехать по водной поверхности, не соблюдая скоростной режим. Если автомобиль все же угодил в глубокие воды, и она уже начала литься под капот, нужно сразу же глушить мотор, прекращая движение.
Тем владельцам автомобилей, которые проживают в дождливых районах или вынуждены большую часть времени передвигаться по лужам и болотистой местности, рекомендуется установить шноркель.
Это специальная трубка, которая выступает в качестве воздухозаборника и располагается на высоте 80-100 см. Изготавливается популярными производителями, а также народными умельцами.
Пусть при наличии устройства внешность транспортного средства заметно портится, однако эта мера убережет от гидроудара и соответственно больших расходов на дорогостоящий ремонт двигателя.
Гидроудар двигателя: понятие, причины, последствия
Известный факт заключается в том, что нормальная работа силового агрегата любого автомобиля обеспечивается исключительно топливно-воздушной смесью, свободно циркулирующей в цилиндрах мотора. Если в надпоршневое пространство камеры сгорания из внешней среды через воздушный фильтр попадает вода, происходит поломка, называемая гидроударом двигателя.
Эта чрезвычайно неприятная ситуация может в конечном итоге привести к выходу из строя силового агрегата. Какая причина может вызвать необходимость капитального ремонта, существует ли возможность выхода из ситуации с наименьшими материальными потерями? Предоставленная далее информация ответит на интересующие вопросы.
Причины происхождения гидроудара
Вода, в отличие от воздуха, абсолютно не подлежит сжатию. Поэтому попадание жидкости в рабочее пространство цилиндров негативно отражается на работе силового агрегата. Соприкосновение поршня с несжимаемым объектом (в рассматриваемом случае представленным водой) приводит к разнообразным неисправностям двигателя автомобиля, вплоть до полной поломки.
Следует отметить, что подобная неприятность случается даже при появлении жидкости в топливно-воздушной смеси одного из цилиндров.
Поскольку приближающийся к верхней мертвой точке поршень не способен сжать неподдающуюся воду, его движение сопровождается ударом металлического рычага о несжимаемую влагу. Плачевным результатом является недопустимая деформация важных функциональных деталей ДВС. Последствиями подобной ситуации могут стать два варианта:
- Согнутый непомерной нагрузкой шатун моментально ломается, пробивая отверстие в блоке цилиндров. Бывалые автомеханики называют подобную неисправность «рукой дружбы», показываемой двигателем;
- Такой же печальный исход, предполагающий замену цилиндров, ожидает автомобиль, прошедший некоторое, порой весьма значительное расстояние после гидравлического удара. Разумеется, уберечь двигатель от непредвиденного капитального ремонта способна неусыпная бдительность владельца, своевременно заменившего деформированные детали.
Итак, установленной причиной гидроудара в автомобильном моторе является появление жидкости в рабочем пространстве камеры сгорания. Вода проникает в цилиндры из внешней среды, беспрепятственно минуя воздуховод.
По каким признакам определяется гидроудар
Пробитая шатуном дыра в блоке цилиндров может являться результатом недостаточно плотного прилегания крышки, защищающей металлический рычаг снизу. Это происходит благодаря раскручиванию крепежных деталей.
Исходя из понятия, что такое гидроудар двигателя, определяются симптомы этого довольно неприятного явления. Наличие следов воды хотя бы в одном из цилиндров свидетельствует о свершившемся факте. Опытные водители способны распознать признаки гидроудара по следующим симптомам:
- влага, обнаруженная во впускном коллекторе, обычно сопровождается заметной деформацией фильтрующего элемента воздуховода;
- значительное увеличение полосы нагара в цилиндре;
- неравномерность нагара, некоторая его «затертость» с одной стороны;
- на поршне появляется косая потертость;
- чрезмерное искривление и недопустимый изгиб шатуна;
- на головке цилиндра, пострадавшего от гидроудара, наблюдается более плотный слой нагара, чем на остальных деталях;
- на краях шатунных вкладышей коленчатого вала появляются специфические затертости.
Следует отметить, что перечисленные выше признаки могут сочетаться. Выявление сразу нескольких симптомов является неоспоримым доказательством того, что автомобиль пострадал от гидроудара двигателя, а что такое неприятное событие влечет за собой, об этом поведает следующий раздел предлагаемой публикации.
Последствия проникновения жидкости в рабочее пространство цилиндров автомобильного мотора
Гидравлический удар двигателя считается достаточно серьезной неисправностью. Однако, существенных неприятностей мотору, работающему на холостом ходу, он не доставляет. Единственной проблемой является то, что автомобиль может неожиданно заглохнуть. Обычно в подобной ситуации обходятся без серьезных повреждений.
В двигателе едущей машины в результате гидравлического удара образуются существенные неисправности. Это обусловлено тем, что инерция движения создает невероятно большие нагрузки на поршень со стороны поврежденного от контакта с жидкостью шатуна. Такая ситуация грозит автомобилю деформацией и разрушением вкладышей, неисправностями шатунов и колец, поломкой коленчатого вала.
Самое тяжелое последствие гидроудара двигателя подстерегает машину при обратном ходе поршня. Частицы поврежденных деталей вполне способны привести к разрушению поршня или образованию дыры в стенке цилиндра. Такой мотор не подлежит реконструкции, требуя полной замены.
Медленное движение автомобиля снижает резкость импульса, создаваемого гидравлическим ударом. Это сохраняет функциональные узлы от повреждения, отражаясь лишь на целостности шатуна. Он может подвергаться деформации или просто изгибаться.
Незначительный изгиб уменьшает рабочую длину шатуна, вызывая удар поршня в нижней точке о противовесы коленвала, и через некоторое время он разрушается. Сильно изогнутый шатун, касаясь стенки цилиндра, в конечном итоге заклинивает внутри камеры.
Порядок действий после гидроудара двигателя
Если не удалось уберечь мотор от попадания жидкости, и машина неожиданно заглохла, не следует пытаться вновь завести ее стартером. При выключенном зажигании рекомендуется проверить состояние воздушного фильтра. Присутствие в нем воды свидетельствует о свершившемся гидравлическом ударе двигателя.
Для удаления жидкости из цилиндров следует убрать свечи зажигания и принудительно провернуть коленвал ручкой. При попадании воды в картер мотора необходимо срочно заменить смазку. Если не удается высушить воздушный фильтр, следует поставить новый.
Свободное проворачивание коленчатого вала свидетельствует о недостаточно серьезной деформации шатуна. Это позволяет избежать неприятных последствий гидроудара, удаляя жидкость через места фиксации свечей зажигания. Из этих отверстий вода под действием поршней покидает камеру сгорания.
Далее следует просушить цилиндры, продувая их насосом через те же свечные отверстия. После этого можно осторожно попробовать завести двигатель. Если работающий мотор не издает посторонних звуков, наподобие стука, допускается дальнейшее движение автомобиля.
Однако, не помешает внимательно контролировать температуру, одновременно наблюдая за давлением масла. При обнаружении малейших отклонений от нормы следует незамедлительно остановить машину, заглушив пострадавший от гидроудара мотор.
Если же ручное вращение коленвала вызывает затруднения или при его прокручивании раздается отчетливо слышимый стук, заводить двигатель категорически запрещено. Нарушение этой рекомендации может обернуться дырой в блоке цилиндров. Автомобиль следует доставить на буксире или эвакуатором в ближайшую мастерскую, где профессиональные механики проведут тщательную диагностику и окажут необходимую помощь пострадавшему мотору.
Рекомендуемые меры по предупреждению гидравлического удара
Для обеспечения безопасности воздухозаборника от попадания жидкости, прежде всего не следует допускать погружения автомобиля в воду глубже допустимого уровня, то есть максимум до середины колес. Если возникает частая необходимость преодоления серьезных водных препятствий, рекомендуется оборудовать машину специальным приспособлением, называемым шноркелем.
При отсутствии данного устройства в случае поднятия воды до капота следует незамедлительно остановить автомобиль, заглушив двигатель. Помимо того, особого внимания требует исправное состояние резиновых воздуховодов.
Основными функциями шноркеля, представленного особой двухканальной трубой, являются подача воздуха в камеру сгорания параллельно отводу отработанных газов. Это вертикально расположенное приспособление предназначается для защиты входа воздухозаборника от случайного проникновения жидкости в двигатель. Также оно оберегает от воды и выход глушителя.
Способность шноркеля выполнять свои защитные функции обеспечивается благодаря увеличению высоты расположения вышеуказанных деталей. Следует отметить, что воздухозаборник автомобиля стандартной комплектации обычно размещен под передними крыльями на расстоянии 0.8-1.0 м от поверхности земли.
Кстати, вода способна заглушить бензиновый двигатель не только из-за гидроудара, но также благодаря отсутствию искрообразования в свечах зажигания, вызываемому намоканием трамблера. Обычный компрессор поможет справиться с нежелательной влагой в электрической системе и в моторном отсеке автомобиля.
Предусмотрительный водитель, намеревающийся форсировать водные преграды, заблаговременно оборачивает катушку с трамблером влагонепроницаемой пленкой.
Гидроудар двигателя, как вода может нанести вред мотору
Что такое гидроудар двигателя и «с чем его едят»?
Любой автоводитель, будь он профессионал и проехавший за долгие годы многие сотни тысяч километров или совсем еще «зеленый» водитель-ученик должен знать о следующем, что вода (влага) на дороге в любом своем агрегатном состоянии и количестве таит в себе большую опасность. Мало того, то же сцепление на дорожном полотне при наличии на нем h3O (воды) по-любому и очень заметно снижает необходимый коэффициент сцепления с дорогой. Так например, в сильные и обильные ливни и особенно по причине неправильной работы самих ливневых стоков на автодороге могут появляться большие и даже огромные лужи, которые иногда бывают очень глубокими и при проезде по ним двигатель автомобиля может просто «хватануть» (т. е. захлебнуть) воды, получив при этом для себя так называемый гидроудар (гидравлический удар). Сегодня мы уважаемые друзья хотим как-раз и поговорить именно о таком неприятном и крайне пагубном для двигателей особенно внутреннего сгорания явлении, как о гидроударе.
Для начала давайте разберемся в самой теории.
Что такое гидроудар?
Гидроудар (гидравлический удар) – это резкое увеличение давления в цилиндре или цилиндрах самого двигателя, которое происходит в результате попадания в него определенного и достаточного для нанесения урона количества воды или иной жидкости. В результате попадания этой самой жидкости в часть камеры сгорания ДВС расположенной вверху над поршнем, она при ходе поршня вверх препятствует последнему завершить эаданный и необходимый цикл и в результате чего происходит та самая серьезная поломка внутренних частей мотора.
В то время, как топливовоздушная смесь сжимается и позволяет поршню выполнять возвратно-поступательные движения внутри самого цилиндра, жидкость, как нам известно из школьного курса физики, практически перестает сжиматься. Этот самый факт означает, что попытка поршня сжать жидкость не увенчается успехом и он тем самым выйдет из строя, то есть он просто сломается и под ним изогнется шатун или сам шток, а может конкретно оборваться шпилька головки цилиндра или произойти разрыв прокладки головки блока цилиндров.
Причины попадания жидкости в цилиндры ДВС.
Увы, уважаемые автомобилисты, самой причиной этого гидроудара может послужить и не только попавшая в двигатель забортная вода, то есть зачерпнутая из глубокой лужи или иных естественных водоемов. Иногда просто-напросто происходит простое просачивание технических жидкостей в цилиндры из-за самих неисправностей в двигателе.
Важно знать! Самые дорогие поломки в автомобиле
Например, в камеру сгорания двигателя может попасть охлаждающая жидкость, и произойти это может не только из-за прогорания прокладки головки цилиндров, но и из-за неисправности самих инжекторов или того-же карбюратора, который также может сослужить плохую службу двигателю, когда в цилиндры поступит чрезмерно большое количество топлива, что непременно и приведет к этому самому гидроудару.
Теперь перейдем друзья с вами к практике.
Повреждения двигателя, вызванные гидроударом.
Влияние гидроудара на ДВС (двигатель внутреннего згорания) может существенно и конкретно отличаться в зависимости от самого режима работы двигателя в момент попадания в его камеру сгорания жидкости. Если такая жидкость попала в мотор при работе его на холостом ходу, то это зачастую приводит просто к остановке двигателя без возможности повторного завода с помощью стартера. Пожалуй это наверно единственный и счастливый пример, когда можно избежать крупных поломок двигателя.
К большому сожалению, в большинстве таких случаев такой гидроудар происходит именно в тот момент, когда двигатель автомобиля работает на оборотах. Здесь же последствия гидроудара могут быть просто ужасающими.
Многое будет зависеть естественно от количества той воды, которая поступила в цилиндры и также от ряда других факторов от которых все зависит, в том числе и от того, сколько цилиндров в двигателе зальется и на сколько много поступило туда воды, а также еще и от скорости движения автомобиля (инерции движущегося автомобиля) и от количества оборотов двигателя, ну и конечно-же от других не мало важных нюансов.
Резкое критичное возрастание давления в цилиндре непременно приводит к деформации самого стержня шатуна. Часто этот изгиб шатуна бывает на столько серьезным, что он конкретно упирается в стенку цилиндра и двигатель просто заклинивает. В таком случае можно отделаться достаточно минимальными потерями, под замену пойдет поршень, шатун и палец.
Где находится салонный фильтр и когда его нужно менять?
В самом же нехорошем худшем варианте, когда происходит наполнение одного цилиндра жидкостью и мощности мотора недостаточно для продолжения работы и ее просто не хватает, то такие последствия могут быть гораздо печальнее. В этом варианте возможны уже серьезные разрушения поршня, обрыв того же шатуна с последующим пробитием стенки цилиндра, а также разрушение самой головки блока, того же картера или коленвала. Такой гидроудар может даже привести к появлению трещин и в самом блоке цилиндров.
Что же делать, если случился гидроудар? Бензиновый двигатель.
Во-первых, есть вариант для оффроудеров и любителей езды по пересеченной местности.
Если у Вас нет шноркеля и вы чувствуете, что не сможете избежать погружения автомобиля с последующим забором мотором воды, то ВЫКЛЮЧИТЕ двигатель, пока у воды нет еще шансов попасть в воздухозаборник. Если же попадание жидкости уже произошло, то НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ПЫТАЙТЕСЬ ЗАВЕСТИ ДВИГАТЕЛЬ! Это только усугубит создавшуюся ситуацию и приведет еще к более серьезным поломкам деталей мотора.
Смотрите также: Как ездить на машине по бездорожью
Если при проезде брода двигатель машины внезапно заглох, то можно (необходимо) выполнить следующие действия*:
*Эти действия желательно применять при крайней необходимости и случаях. Если же есть возможность вызвать эвакуатор, то лучше всего использовать ее.
1. Не пытайтесь завести двигатель;
2. Откройте крышку воздушного фильтра, если там имеется, т.е. есть вода, то это означает, что скорее всего в цилиндрах она тоже будет присутствовать, а значит произошел именно гидроудар;
3. В данном случае нужно вывернуть свечи и попытаться ВРУЧНУЮ прокрутить двигатель. Если Вы сможете сделать полный оборот коленвала и почувствуете, что поршень не касается противовесов коленчатого вала, то это означает, что шатуны не деформированы или они повреждены не значительно. Есть шанс, что двигатель в автомобиле заработает.
4. Следующим этапом будет попытка прокрутить двигатель самим стартером. Здесь нужно быть предельно очень внимательным, необходимо прислушиваться к любым посторонним звукам. Если услышали стук, то немедленно останавливайте (выключайте) мотор и не предпринимайте больше ни каких попыток его запустить. Иначе Вы еще больше повредите двигатель.
5. Если прокрутка двигателя стартером Вам удалась и посторонних звуков обнаружено не было, то начинаем заниматься продуванием цилиндров, заворачиваем назад свечи и пытаемся запустить мотор.
А дальше остается один путь — прямым ходом в автосервис. Даже в том случае, если двигатель автомобиля работает без сбоев, состояние внутренностей мотора необходимо проконтролировать. Для этого механики просто разберут мотор и проверят степень повреждения всех его деталей.
Во-вторых, данный вариант подходит для всех остальных водителей. Шоссе, ночь, Вы едите загородом и вдруг у вас перед капотом машины внезапно появляется широкая и глубокая лужа. Вы естественно не успеваете оттормозиться и черпаете воду на капот, двигатель автомобиля встает, говоря простыми словами по-просту глохнет. Все выше описанные действия также применимы и в этом данном случае. Не пытаемся заводить машину, а выставляем знак аварийной остановки и включаем аварийку. Максимум, если есть такая возможность, то лучше оттолкиваем автомобиль на обочину.
Если цивилизация (населенный пункт) близко, то вызываем эвакуатор. Если это произошло далеко от города, то можно конечно и попробовать завестись, но, лучше уж постараться поймать попутку и попросить доброго человека отбуксировать Вас до ближайшей СТО (станции технического обслуживания).
Гидроудар и дизельные двигатели.
У дизельных моторов есть множество преимуществ, но есть конечно и свои недостатки. Одним из таких можно назвать достаточные и серьезные поломки при гидроударе. Из-за меньшей камеры сгорания если сравнивать с бензиновым мотором, и на много большими показателями самого давления при сжатии рабочей смеси, такой гидроудар для дизеля в 95% случаев, увы, заканчивается «приговором» — на большой и капитальный ремонт.
Что такое гидроудар? (с иллюстрациями)
Гидравлический удар — это очень громкий стук, стук или стук в трубах, который возникает, когда поток резко отключается от . Это вызвано давлением или ударной волной, которая распространяется по трубам быстрее скорости звука, вызванной внезапной остановкой скорости воды или изменением направления. Это также описывается как грохот и тряска в трубах.
Замена старых смесителей на приспособления с низким расходом может снизить скорость воды, протекающей по трубам.Вы можете услышать этот шум, когда стиральная машина перестает наполняться, спринклерная система отключается или переключается на другую зону, когда посудомоечная машина меняет цикл мойки или когда кран внезапно выключается. Он оказывает очень большое мгновенное давление, которое может достигать превышения 1000 фунтов на квадратный дюйм и со временем может потенциально повредить систему, ослабляя соединения и клапаны, вызывая утечки или даже разрывы в трубах.
«Гидравлический удар» можно охарактеризовать как очень громкий стук или сотрясение, которое происходит с водопроводными трубами.Несколько факторов могут способствовать гидроудару, например:
- Трубопровод неподходящего диаметра относительно скорости потока воды
- Высокое давление воды без редукционного клапана
- Слишком длинные прямые участки без изгибов;
- Плохое крепление системы трубопроводов к конструкции
- Отсутствует система демпфирования для уменьшения или поглощения ударных волн
Старые дома часто оснащались воздухозаборными стояками , подключенными к водопроводу в различных точках для поглощения ударной волны. Эти воздушные камеры со временем могут заболачиваться. Если вы не уверены, есть ли в вашем доме воздушные камеры, вы можете провести тест, осушив водопровод, чтобы стояки наполнились воздухом. Для этого отключите воду в магистрали, затем полностью откройте самый нижний кран в системе (возможно, садовый шланг), чтобы слить воду, застрявшую в трубах. Затем откройте несколько самых высоких кранов. Это облегчит дренаж и позволит воздуху попасть в трубы, наполняя стояки. Когда из самого нижнего крана перестанет капать, закройте все краны.Снова включите основную. При первом включении смесителей будет сильное плевание до тех пор, пока трубы не будут очищены от воздуха.
Если эта процедура позволила избавиться от пневмоударника, у вас есть затопленные стояки, но это временное решение, так как они снова станут заболачиваться. Более того, старые воздушные камеры могут быть заполнены грязью, мусором и вредными для здоровья бактериями. Новые стояки, получившие название , ограничители гидроудара не пропускают воду внутрь.
Из-за риска для здоровья, связанного с загрязнением воздушных камер, сантехнические нормы в некоторых областях не позволяют оборудовать новые конструкции воздушными камерами.Если вы строите новый дом, использование трубы подходящего диаметра и предохранителей от гидроудара на соединениях клапана и крана гарантирует, что вам не придется сталкиваться с этой проблемой в будущем.
При устранении проблемы в более старом доме обнаружение неисправного клапана или крана и установка в этом месте ограничителя воды — одно из решений, но процедура может потребовать взлома стены, чтобы добраться до проблемной точки. Вы также можете попробовать установить приспособления с низким расходом, чтобы уменьшить скорость воды, проходящей по трубам. Если ваше давление воды превышает 60-80 фунтов на квадратный дюйм и ваша система не имеет регулятора давления, наличие у лицензированного сантехника его установки также может уменьшить гидравлический удар. Настройка 40 фунтов на квадратный дюйм, вероятно, позволит обеспечить достаточное давление, уменьшая при этом вероятность повреждения гидравлического удара.
Хотя решить эту проблему может быть немного сложно, потенциальные затраты, связанные с ее игнорированием, намного выше.Ремонт водопроводной системы, в которой произошел разрыв, или даже структурный ремонт в результате повреждения водой из-за протекающих клапанов или соединений, обходится гораздо дороже. Разрядники стоят от 15 до 125 долларов каждый, в зависимости от мощности, и они бывают разного диаметра. Перед покупкой проконсультируйтесь со знающим продавцом.
«Гидравлический удар» может быть слышен, когда посудомоечная машина меняет цикл мойки.Что такое импульс гидроудара? (с иллюстрациями)
Пульс гидроудара Ватсона — характерный медицинский признак, впервые описанный Томасом Уотсоном, доктором медицины в 1844 году. Это пульс, который сильно пульсирует, по своей природе похожий на удары гидроудара. Этот гипердинамический пульс возникает, когда при каждом ударе левого желудочка, самой большой камеры сердца, перекачивается повышенное количество крови. Также наблюдается снижение сопротивления оттоку крови, что приводит к расширению диапазона между самым высоким и самым низким показаниями артериального давления, называемого пульсовым давлением.Пульс Corrigan, названный в честь сэра Доминика Корригана, доктора медицины, относится к пульсу гидроудара, обнаруживаемому в сонной артерии, тогда как пульс гидроудара Ватсона относится к пульсу, обнаруживаемому периферически в руке или ноге.
Пульс гидравлического удара пульсирует очень сильно.Пульс — это ритмичное биение кровотока, обусловленное сердцебиением. Пульс можно почувствовать на многих участках человеческого тела. Общие места для проверки пульса включают в себя шею, запястье, внутреннюю сторону локтя, за коленом и возле голеностопного сустава. Это также можно установить, оценив сердцебиение непосредственно с помощью стетоскопа. Как частота пульса, так и качество показывают основное состояние сердца и кровеносных сосудов.
Пульс Корригана — это импульс гидроудара, обнаруженный в сонной артерии.Показания систолического и диастолического давления представляют собой числовые границы артериального давления. Они представляют собой противоположные концы сердечного цикла и самый высокий и самый низкий уровни артериального давления для данного человека. Пульсовое давление — это показатель силы, которую сердце генерирует при каждом сокращении. У здоровых взрослых пульсовое давление в сидячем положении составляет примерно 40, но может повышаться до 100 во время упражнений.Некоторые исследования показывают, что пульсовое давление может быть лучшим прогностическим индикатором клинического исхода, чем только систолическое или диастолическое артериальное давление.
Разница между систолическим и диастолическим артериальным давлением человека называется пульсовым давлением.Есть много симптомов, связанных с пульсом гидравлического удара, наиболее частыми из которых являются мышечная слабость и утомляемость. Другие сопутствующие симптомы включают одышку, отек нижних конечностей и головную боль. Пациент может испытывать боли в груди и сердцебиение. Сердечная аритмия, нерегулярное сердцебиение, может возникать из-за нарушения электрической проводимости в камерах сердца.
Пульс — это ритмичный звук крови, перекачиваемой сердцем.Пульс гидроудара чаще всего связан с утечкой аортального клапана. Аортальный клапан — это клапан, который обычно не дает крови, которая была откачана из сердца, снова течь обратно в сердце.Аортальная регургитация или утечка происходит, когда клапан не закрывается должным образом, позволяя крови просачиваться обратно через него. В результате левый желудочек должен перекачивать больше крови, чем обычно, с постепенным расширением из-за дополнительной нагрузки. Симптомы аортальной регургитации могут варьироваться от легких до тяжелых, при этом у некоторых пациентов симптомы не проявляются в течение многих лет.
Гиперактивная щитовидная железа может быть причиной пульсации гидравлического удара.Некоторые физиологические состояния могут вызвать пульс гидравлического удара, например беременность, жар и сильное беспокойство. Повышенное пульсовое давление могут вызывать другие заболевания, включая анемию, гипертонию и цирроз печени. Это также может произойти при гиперактивной щитовидной железе. Ненормальные связи между артериями и венами, называемые свищами, также могут вызывать этот пульс.
Этот гипердинамический пульс возникает, когда при каждом ударе левого желудочка, самой большой камеры сердца, перекачивается повышенное количество крови.Что такое гидроудар? Все, что вам нужно знать!
Что такое гидроудар?
Гидравлический удар — это явление, которое может возникнуть в любой трубопроводной системе, где клапаны используются для управления потоком жидкости или пара. Гидравлический удар — это результат скачка давления или ударной волны высокого давления, которая распространяется через систему трубопроводов, когда движущаяся жидкость вынуждена менять направление или внезапно останавливаться. Эту ударную волну также обычно называют гидравлическим ударом или гидравлическим ударом, и она может характеризоваться заметным стуком или стуком по трубам сразу после отключения.
Гидравлический удар может возникнуть, когда открытый клапан внезапно закрывается, в результате чего вода ударяется в него, или когда насос внезапно выключается и поток меняет направление обратно к насосу. Поскольку вода несжимаема, в результате воздействия воды возникает ударная волна, которая распространяется со скоростью звука между клапаном и следующим коленом в системе трубопроводов или внутри водяного столба после насоса.
Последствия гидроудара
Несмотря на то, что это может выглядеть и звучать безвредно, сила удара на клапан, вызванная импульсом жидкости, может вызвать скачки давления, которые могут в десять раз превышать рабочее давление системы.Эти внезапные остановки потока и связанное с этим увеличение давления из-за ударных волн могут вызвать значительные повреждения всей трубопроводной системы либо из-за единичного события, либо из-за совокупного повреждения, происходящего с течением времени.
Игнорирование гидравлического удара может в конечном итоге привести к катастрофическому отказу вашей проточной системы. Долгосрочные последствия гидроудара могут включать:
- Повреждение насоса и подающей системы
Повторяющийся гидроудар может также вызвать значительные повреждения насосов, существующих клапанов и инструментов, привести к катастрофическому выходу из строя герметизированных соединений и компенсаторов, а также повлиять на целостность стенок труб и сварных соединений.
Гидравлический удар может повредить арматуру, соединения и соединения, что приведет к утечкам. Эти утечки часто начинаются медленно, постепенно усиливаясь с течением времени. Небольшие утечки могут оставаться незамеченными в течение некоторого времени, в результате чего окружающее оборудование может быть повреждено.
Ремонт трубопроводов, разорвавшихся из-за скачков давления, особенно дорог. Разрыв приводит к отказу местного трубопровода и может вызвать отказ всей системы и другого оборудования. Последующее повреждение может быть значительным, часто требуя серьезных операций по замене.
Если не остановить, утечки воды могут повредить электрическое оборудование и / или привести к коррозии оборудования или инфраструктуры.
Разрыв трубопровода также может поставить под угрозу здоровье и безопасность сотрудников и обслуживающего персонала. В зависимости от отрасли и конкретного предприятия неуправляемые утечки также могут увеличивать риск поскользнуться, упасть и получить удар электрическим током.
Материальный ущерб может повлечь за собой дорогостоящий ремонт или замену оборудования. Дополнительные финансовые потери также могут быть понесены из-за простоев, необходимых для дополнительного обслуживания, ремонта или установки.
Как видите, важно немедленно принять меры при первых признаках гидроудара. Невыполнение этого требования в конечном итоге приведет к повреждению всей системы и может распространиться за пределы проточной системы на другое оборудование или инфраструктуру объекта.
Предотвращение гидроудара
Одним из основных факторов гидравлического удара может быть выбор типа обратного клапана. Типы клапанов, такие как поворотные, поворотные дисковые или поршневые обратные клапаны, зависят от силы тяжести и реверсирования потока, чтобы вернуть клапаны в закрытое положение.Это приводит к попаданию воды в клапанный механизм, создавая волну давления, которая распространяется по системе трубопроводов.
С другой стороны, бесшумные обратные клапаны или обратные клапаны с подпружиненной пружиной оснащены внутренней пружиной, которая бесшумно переводит клапан в закрытое положение до реверсирования потока, тем самым уменьшая или исключая возможность гидравлического удара.
Воздушные камеры также являются эффективным решением для гидравлических ударов. Эти системы состоят из короткого сегмента трубы, обычно в форме тройника, с пустой / заполненной воздухом камерой, которая служит подушкой (амортизатором) для воды, расширяющейся при резком изменении направления.Это снижает величину удара, который в противном случае был бы направлен в сторону трубопровода.
Другие эффективные методы предотвращения гидравлического удара включают:
- Промывка старых систем
- Установка редукторов и регуляторов давления в подающей магистрали
- Понизить рабочее давление
- Инвестиции в системы трубопроводов, в конструкции которых предусмотрены воздушные камеры
- Снижение давления с помощью бесшумных обратных клапанов
Загрузите нашу бесплатную электронную книгу «Понимание гидравлического удара: причины и наиболее эффективные решения для гидравлического удара в гидравлических системах и промышленных приложениях», чтобы узнать больше о разрушительных последствиях гидравлического удара.
Скачать электронную книгуЧто такое гидроудар? Раздражающий звук дома, который вы можете устранить
Что такое гидравлический удар? Когда ночью что-то трясется, это может быть вода, движущаяся по вашим клапанам и трубам. Но когда вы слышите громкий стук из водопровода или клапанов, это проблема, называемая гидравлическим ударом. Если вашему дому больше десяти лет, вы, вероятно, можете засвидетельствовать, что слышите эту внезапную и часто тревожную какофонию.(Легко спящие, вы слишком хорошо знаете, о чем мы говорим!) Но что же вызывает гидроудар ? Наш специалист по сантехнике объясняет все, в том числе, как вообще предотвратить этот сумасшедший шум воды.
Что такое гидроудар и что вызывает проблемы с гидроударом в трубах?
Распространенное заблуждение, что вода беспрепятственно течет по трубам, клапанам, туалетам и насосам. Фактически, вода перемешивается и кувыркается в вашей системе водоснабжения, когда она движется из резервуара по трубам и, в конечном итоге, из клапанов и кранов.
В основном все это движение воды вызывает устойчивый звук, который мы почти не замечаем. Но иногда, когда вы внезапно перекрываете клапан или воду, или когда происходит резкое повышение давления, вода резко останавливается, вызывая знакомый звук гидроудара. Звук, или гидравлический удар, возникает в результате того, что проточные трубы движутся и ударяются о своих подвесках.
Удары молота могут быть вызваны заболоченными воздушными камерами, засоренными камерами или избыточным давлением в вашей водопроводной системе.Это также может быть результатом засорения клапана или трубы, которое может издавать отрывистый стук.
Вы найдете этот стук в основном в старых домах, где есть трубы с углом 90 градусов, — говорит Том Бигли , директор сантехнических служб United Association. «Шум, который вы слышите, — это движение трубы из-за ударных волн».
Новые дома с гибкими трубопроводами, которые проходят сквозь стены, редко страдают от гидроударов, говорит Бигли.
Да, это досадно.Но что еще хуже, длительный шум гидравлического удара, подобный этому, иногда может привести к выходу из строя трубопроводной арматуры и клапанов, а также к разрыву труб. Правильно установленная сантехника содержит воздушные карманы или камеры, которые сжимаются при ударе ударной волны, заглушая звук воды. Но вода под давлением поглощает воздух и в конечном итоге разрушает воздушные подушки. Вот тогда и начинаются проблемы с гидроударом.
Как отремонтировать гидроудар самостоятельно
Если вы хотя бы немного уверены в своих навыках слесаря (вы можете найти трубы и клапаны и знать разницу между открытым и закрытым клапаном), вот несколько быстрых шагов по устранению гидравлический удар, прежде чем вызвать профессиональный гидроудар.
- Если вы слышите источник гидроудара, например, в вашей ванной комнате, отключите подачу воды за шумно пропитанной камерой, откройте кран и дайте воде стечь. Когда скорость воды перестанет падать, воздух снова заполнит трубы и восстановит воздушную подушку.
- Если гидроудар расположен глубоко в трубах, вы можете закрыть водяной кран в доме и слить воду из основных водопроводных линий, открыв все краны в доме, включая нагрудники для шлангов, и пустить воздух. снова в трубы.Затем закройте все краны. Всегда проверяйте клапаны — иначе ваши трубы затопят дом!
- Снова включите водяной клапан. Не пугайтесь, если при первом включении смесителя из труб будет выплевывать воздух. Это нормально после закрытия клапана.
Когда вызывать сантехника для устранения гидравлического удара
Если простой способ устранения гидравлического удара не работает, ваши водопроводные трубы или клапаны могут быть забиты минеральными отложениями и прочим мусором. Это когда нужно бросить полотенце (образно говоря) и вызвать сантехника.
Если камера закрыта крышкой, сантехник снимет крышку и извлечет остатки из ватерлинии и систем трубопроводов. Если в вашей системе нет встроенных воздушных камер, сантехник попытается уменьшить скачок давления, установив редукционный клапан в линии подачи (низкое давление обычно измеряется в дюймах водяного столба). Или, если это невозможно, потому что давление воды будет слишком низким для хорошего душа плюс работы посудомоечной машины или загрузки белья, решение состоит в установке воздушных камер, чтобы остановить гидравлический удар.В любом случае, вы должны освободиться от молота — и в кратчайшие сроки снова выспаться.
Найдите источник гидроудара Первая переменная — это длина трубы, по которой проходит вода. Мы ничего не можем поделать с длиной ваших труб, если предположить, что вы не можете переместить свой дом ближе к источнику воды. Но это важный фактор в создании гидравлического удара, поэтому на него полезно взглянуть, особенно в том, что касается размера трубы.Например, в некоторых ситуациях вы можете без проблем форсировать высокую скорость потока через небольшую трубу, при условии, что длина трубы короткая, скажем, несколько футов. Чем короче труба, тем она может быть меньше. Это поможет вам, когда вы попытаетесь определить источник гидроудара. Так что имейте в виду, что небольшая труба может не быть проблемой, если она очень короткая. Вторая переменная — это время или, в частности, скорость остановки воды. Когда закрывающий клапан вызывает гидравлический удар, время — это время, необходимое для закрытия клапана.Для закрытия большинства оросительных клапанов требуется несколько секунд. Теоретически это не вызовет проблем, так как несколько секунд — это очень медленно при работе с гидравлическим ударом. Для перехода клапана из полностью открытого в полностью закрытое состояние может потребоваться несколько секунд, но он имеет тенденцию к внезапному закрытию. На самом деле фактическое время закрытия типичного электромагнитного клапана полива составляет от 1/2 до 1 секунды. Но он сильно различается даже при тестировании одного и того же клапана. Например, оросительный клапан закрывается намного быстрее при более высоком давлении воды.Он также закрывается быстрее, когда вы увеличиваете поток через клапан (увеличение потока создает больший перепад давления на клапане, что приводит к его более быстрому закрытию). Таким образом, клапан, который не вызовет проблемы гидравлического удара при низком потоке и низком уровне давление, вызовет всевозможные проблемы, если вы увеличите поток через клапан и / или давление воды. Третий фактор, влияющий на гидравлический удар, — это скорость воды. Чем быстрее вода движется по трубе, тем сильнее гидравлический удар.Это последний фактор, который нам легче всего исправить в спринклерной системе, поэтому большинство предлагаемых решений для гидравлического удара будут направлены на снижение скорости воды. |
Что вызывает гидроудар? И как это остановить?
Опубликовано: 25 июня 2014 г. — Дэн Холохан
Категории: Steam
Ищете способы остановить гидравлический удар в вашей системе парового отопления? Вот список распространенных причин гидравлического удара и способы предотвращения шума труб.
Это отрывок из популярной книги Дэна Холохана Полный карман проблем Steam (с решениями!) .
У труб неправильный шаг.
В любой паровой системе конденсат должен стекать самотеком обратно в котел или приемник конденсата. Если вода попадает в трубы между циклами обжига, пар поднимет ее и направит в первый доступный фитинг. Гидравлический удар из-за плохого шага трубы обычно случается при первом запуске системы.Пар также будет быстро конденсироваться над лужей воды, заставляя воду резко подниматься в частичный вакуум, оставленный конденсированным паром. Подходящий шаг для паропровода с параллельным потоком — один дюйм на 20 футов. Для противоточной сети это один дюйм на десять футов.
Проверьте высоту тона линейным уровнем.
Трубопровод около котла не соответствует спецификациям производителя.
В настоящее время производители котлов рассматривают приточные трубопроводы как часть котла.Они используют его, чтобы высушить пар, прежде чем он направится в систему. Если трубопровод возле котла не соответствует спецификациям производителя, вы можете пролить воду в трубопровод, что вызовет гидроудар.
Получите руководство по монтажу и эксплуатации от производителя котла и сверьте трубопровод в процессе работы с чертежами в буклете.
Плохое качество пара.
Качество пара сильно влияет на гидравлический удар. Вода может попасть в систему не только из-за неисправности трубопровода около котла.Грязная вода или вода со слишком высоким pH тоже могут сделать это. Этот тип гидроудара обычно случается в середине цикла стрельбы. Посмотрите внимательно на мерное стекло котла. Если пар сухой, то часть измерительного стекла над водяной линией также должна быть сухой. Попробуйте поднять водяной шланг на расстояние не более дюйма от верха измерительного стекла. Если вода в бойлере чистая, она не будет выливаться за верхнюю часть измерительного стекла.
Проверьте pH воды с помощью pH-бумаги.Хороший pH для паровой системы составляет от семи до девяти. Если pH достигнет 11, вода начнет заливаться, пенится и попадет в систему, вызывая гидравлический удар. Мертвецы часто добавляли уксус в системы парового отопления, чтобы понизить pH и уменьшить заливку и помпаж.
Убедитесь, что трубопроводы правильные, а вода чистая.
Котел перегорел.
Если вы перестреляете котел, вода будет сильно подниматься и некоторое количество воды попадет в трубы.Этот тип гидроудара обычно случается в середине цикла стрельбы. Вы должны вести огонь на подключенную нагрузку котла (трубопровод и излучение). Это D.O.E. котла. Нагрузка на тепловую мощность.
Не увеличивайте запасные котлы. Всегда сравнивайте скорость стрельбы с подключенной нагрузкой.
Паропроводы вообще не изолированы.
Вы должны изолировать трубы подачи пара в паровой системе, чтобы пар не конденсировался на пути к радиаторам.Голые трубы теряют в пять раз больше тепла, чем изолированные трубы. Без изоляции способность трубопровода конденсировать пар может превышать способность котла производить пар. Вы часто будете получать радиаторы на концах магистрали, которые плохо нагреваются. Но что еще хуже, вы получите гидроудар при первом запуске системы. Холодные неизолированные трубы создают больше конденсата, чем они могут выдержать. Когда пар ударяет по всей этой воде, вы получаете гидроудар.
Изолируйте паропроводы.
В водопроводе котла идет заливка или помпаж.
Обычно виновата грязь. Когда вы видите капли воды в части указателя над уровнем воды, самое время очистить бойлер. Если котел подкачивает и подкачивает, вероятно, вода попадает в трубопровод, что может вызвать гидроудар.
Попытайтесь поднять ватерлинию на дюйм до верха измерительного стекла. Если вода в бойлере чистая, она не будет выливаться за верхнюю часть измерительного стекла.Если это так, очистите котел и трубопровод системы.
На петле Хартфорда есть длинный сосок.
В месте соединения выравнивателя и мокрой обратной линии для образования петли Хартфорда должен быть либо закрытый ниппель, либо тройник. Если вы используете длинный ниппель между уравнителем котла и возвратной жидкостью, возвратная вода будет резко подниматься вперед, поскольку пузырьки пара конденсируются в уравнителе. Закрытый ниппель или тройник уменьшит расстояние, на которое должен пройти возвращающийся конденсат, и избавит от гидроудара.Этот тип гидроудара обычно случается ближе к концу цикла стрельбы.
Проверьте эту критическую точку в ваших системах самотечного возврата и убедитесь, что в ней есть закрытый ниппель или тройник.
Закрытый ниппель или тройник Hartford Loop расположен слишком близко к водопроводу котла.
Проверьте, может ли уровень воды в котле упасть до точки, при которой пар получает доступ к мокрому возврату через уравнитель котла. Если это возможно, пар быстро попадет во влажный возврат и создаст гидроудар.Обычно это происходит ближе к концу цикла.
Проверьте данные производителя котла, чтобы убедиться в правильности установки ниппеля или тройника. Если он слишком высокий, опустите его до нужного уровня.
Система была затоплена.
Паровые трубы предназначены для подачи воздуха, пара и небольшого количества воды. Если кто-то оставил подающий клапан открытым и трубы были заполнены водой, есть большая вероятность, что все трубы провисли на своих крючках.