Обслуживаемые аккумуляторы автомобильные: Обслуживаемые аккумуляторы

Содержание

Обслуживаемые аккумуляторы

      Когда возникает необходимость купить новую аккумуляторную батарею (АКБ) на автомобиль встает вопрос, какой именно выбрать. Аккумуляторы на рынке представлены трех основных типов: Обслуживаемые, малообслуживаемые и необслуживаемые.

Обслуживаемые аккумуляторные батареи:

     Обслуживаемый аккумулятор состоит из свинцовых пластин с добавлением сурьмы и соляной кислоты в качестве электролита. Такой тип батарей еще называют сурьмянистые. Пластины покрыты активной массой и имеют плюсовой и минусовой заряд. Полный доступ к банкам позволяет контролировать состояние и вовремя устранять неполадки в работе такой АКБ.

      Плюсы такой конструкции батареи в полном контроле состояния, вышедшие из строя банки легко заменяются, уровень электролита и его затемнение можно заметить на ранней стадии и быстро устранить.

Такие батареи меньше подвержены старению от глубоких разрядов (сульфатация) нежели малообслуживаемые и теряют в емкости до 5% в отличии от последних (потеря до 20 %) Опытный автовладелец легко продлит службу такого аккумулятора на несколько лет. Заряжает обслуживаемую батарею любое зарядное устройство.

     

Минусы обслуживаемой АКБ в том что электролиз начинается уже после 12 вольт и электролит быстро испаряется. На открытых участках быстрее проходит сульфитация пластин, электролит густеет и ёмкость батареи падает. На клемах быстро образуется налет который может привести к замыканию. Чтобы обслуживать такой аккумулятор автолюбитель должен иметь хотя бы базовые навыки ремонта и хорошо разбираться в устройстве АКБ. Впрочем на сегодняшний день эти акб устарели и как правило не используются в авто.

Прежде чем решить какой тип аккумуляторной батареи купить на ваш автомобиль, ознакомьтесь с параметрами и характеристиками вашего авто и подбирайте под эти данные. Если сомневаетесь какой больше подойдет обязательно перед покупкой посоветуйтесь с автоэлектриком.

Какой аккумулятор для автомобиля лучше: обслуживаемый или необслуживаемый?

Сегодня существует множество разновидностей аккумуляторных батарей: кислотные и гелевые, кальциевые и гибридные, модели AGM и GEL. Но, пожалуй, самое известное деление аккумуляторов на классы – это обслуживаемые и необслуживаемые АКБ. Именно эти два типа батарей поделили автолюбителей на два противоборствующих лагеря. Одни двумя руками выступают за обслуживаемые модели, а другие «рвут тельняшки на груди», защищая аккумуляторы необслуживаемые. Действительно ли это настолько принципиальный спор, в чём разница обслуживаемых и необслуживаемых аккумуляторов и как определить — обслуживаемая батарея или нет, мы сейчас и попробуем разобраться.

Обслуживаемые аккумуляторы

Как становится понятно из названия, обслуживаемые АКБ — это те, которые можно и нужно обслуживать. Другими словами, вы можете открутить одну или несколько крышек, заглянуть в банку, посмотреть, что там происходит, и при необходимости произвести определённые действия. Именно эта возможность послужила поводом к тому, что бывалые автолюбители, как охотники, которые сами изготавливают патроны, не доверяя «магазинным» аналогам, рьяно защищают  этот тип аккумуляторов.

С одной стороны, они правы, и обслуживаемые батареи имеют ряд относительных преимуществ:

  1. Возможность простого контроля уровня и плотности электролита.
  2. Визуальный осмотр состояния пластин аккумулятора.
  3. Своевременное обнаружение кипения при зарядке.
  4. Возможность добавить дистиллированную воду или полностью сменить электролит.

Одним словом, вы можете периодически «прокачивать» свой аккумулятор, тем самым продлевая срок его службы и улучшая рабочие параметры. Казалось бы, это явный плюс. Но только с одной стороны. Что делать тем, кто не любит проводить всё свободное время в гараже и для кого «идеальный аккумулятор» это тот, который «поставил и забыл»? Да и честно говоря, необходимость обслуживания далеко не единственный минус этих АКБ. Вот ещё целый ряд довольно существенных недостатков:

  1. Негерметичный корпус. Наличие съёмных крышек не позволяет сделать корпус аккумулятора полностью герметичным, что приводит к выкипанию жидкости и, как следствие, к снижению уровня электролита. И если вовремя не заметить этого, то батарея может выйти из строя, причём без возможности восстановления.
  2. Испарение воды также ведёт к увеличению в электролите процента содержания серной кислоты, которая крайне негативно влияет на пластины аккумулятора.
  3. В обслуживаемых АКБ процесс сульфатации пластин происходит гораздо быстрее. Соответственно, вам чаще придётся десульфатацировать батарею.
  4. Испарение создаёт на корпусе аккумулятора специфический белый налёт, который, скопившись, может даже замыкать клеммы, что приводит к печальным последствиям.
  5. Ну, и наконец, вам придётся куда чаще заглядывать под капот вашего автомобиля, чтобы проверить уровень жидкости в аккумуляторе.

По «многочисленным просьбам» тех, кто не желал мириться с этими недостатками, и были созданы аккумуляторы необслуживаемые.

Необслуживаемые аккумуляторы

Главное достоинство этих моделей очевидно – ИХ НЕ НУЖНО ОБСЛУЖИВАТЬ! Соответственно, у них нет съёмных крышек на банках. Это, кстати, основной признак, на который стоит обратить внимание при ответе на вопрос «Как отличить обслуживаемый аккумулятор от необслуживаемого?» Выпускаются необслуживаемые АКБ в литых, герметичных корпусах, которые, как вы, наверное, уже догадались, позволяют избежать большинства проблем, описанных в предыдущем разделе.

При закипании электролит не испаряется, а оседает на внутренних стенках аккумулятора, после чего благополучно возвращается в банки. Таким образом, уровень жидкости остаётся практически неизменным. Другими словами, можно забыть о проверках состояния батареи и сократить количество «нырков» под капот до минимума. Согласитесь, здорово! Особенно для начинающих автолюбителей.

Но не стоит впадать в преждевременную эйфорию – недостатки у необслуживаемых аккумуляторов тоже есть.

Во-первых, вы не можете контролировать внутреннее состояние батареи, а именно цвет электролита. Что если из-за осыпания пластин она стала чёрного цвета? Как, по вашему мнению, это повлияет на работу аккумулятора? Правильно, отрицательно. Правда, некоторые модели необслуживаемых АКБ выпускаются с прозрачным корпусом, так что эту проблему ещё можно решить.

Но вот как быть с «прозвоном» банок, для определения того, какая из них по тем или иным причинам не работает? Или с замером плотности электролита? К сожалению, ни первое, ни второе с необслуживаемыми АКБ проделать нельзя.

Кроме этого в таких батареях устанавливают клапан, предохраняющий аккумулятор от перезарядки. С одной стороны, это замечательное решение – если уровень зарядки существенно превышен, пар выйдет через клапан наружу и батарея не взорвётся. Но с другой стороны, несколько таких «аварийных выбросов» и уровень электролита существенно упадёт. А вот долить его обратно у вас не будет никакой возможности.

Так что хоть необслуживаемые аккумуляторы и требуют гораздо меньше внимания со стороны владельца, но следить за ними, хотя бы «одним глазом», всё-таки придётся.

Ресурс обслуживаемых и необслуживаемых аккумуляторов