Признаками брода являются – . | VK

Полезная информация - Преодоление водных препятствий вброд. Внешние признаки брода

​Наиболее частый вид переправы - прохождение реки вброд. Основным условием форсирования реки является выбор места брода. Внешние признаки брода: расширение реки на прямом ее участке, рябь на поверхности воды, плесы, отмели, перекаты, островки, тропы и дороги, спускающиеся к реке.

Исключение составляют равнинные реки. Здесь при выборе брода необходимо установить отсутствие омутов, глубоких ям, ила, тины, коряг, затопление деревьев и других предметов, которые при осуществлении переправы могут вызвать серьезные осложнения.

Значительно труднее по внешним признакам определить место брода на горной реке. В этом случае следует приступить к обследованию общего характера реки: определить ширину русла, возможную глубину, состояние дна и скорость течения. Затем выбрать место подхода и условное место выхода на противоположный берег.

Для обеспечения безопасности наметить места постов перехвата; определить наличие местных переправочных средств, количество специального снаряжения (основные и вспомогательные веревки, карабины и обвязки) для наведения переправы и организации страховки, численный состав группы, ее физическое и психологическое состояние, техническую подготовку. Только после этого определяют тактику преодоления водного препятствия.

Переправа вброд через горные реки со скоростью течения более 3-4 м/сек с каменистым дном возможна: человеку - при глубине по колено; верховым лошадям - при глубине по брюхо; для телеги в упряжи - не выше оси хода.

Способы переправы вброд Глубина брода в м. при скоростях течения
до 1 м/сек 1-1.5 м/сек до 2 м/сек до 4 м/сек
Пешком 1 0,9 0,8 0,6
Верховыми лошадьми 1,2 1,1 1 0,8
Телегой в упряжи 0,7 0,65 0,6 0,5
Вьючными лошадьми 0,6 0,5
0,45
0,4
Автотранспортом 0,5 0,45 0,4 0,3
Непроходимые участки реки характеризуются недоступностью подхода к водной преграде: отвесные или крутые склоны, камнепады, каньоны, множество глубоких проток, сильно заболоченные, вязкие, илистые берега и дно реки, ямы и водовороты. Река имеет большую ширину, глубину и сильное течение.

Признаки труднопроходимых водных участков - широкая пойма реки, сильное течение, низкие заболоченные или крутые берега. Неблагоприятные метеорологические условия (дождь, снег) влияют на прохождение водных преград. Проходимые реки имеют небольшую глубину и среднее течение, преодолеваются вброд в одиночку, парами и небольшими группами.

После выбора места брода и определения скорости течения приступают к проведению разведки. Она осуществляется одним из участников группы с обязательной страховкой, в качестве которой может быть прочный шест (палка) длиной 2-2,5 м.

Переправляющийся начинает двигаться несколько под углом к течению, опираясь на шест. При очередном передвижении его переставляют сверху по течению (напором воды он будет прижиматься ко дну).

Ставить шест вниз по течению и опираться на него - грубая ошибка. В таком положении он не является страхующим средством, его легко может сбросить течением, после чего последует неминуемая потеря равновесия и может произойти падение в воду.

При осуществлении разведки и последующих переходах ниже по течению в 20-30 м следует выставлять пост перехвата (на случай сноса течением переходящего). На 100 м от места переправы вниз по течению русло реки должно быть свободным от выступающих камней, поваленных деревьев и других предметов, которые могут причинить травму упавшему в воду.

Первым реку переходит наиболее опытный и физически сильный участник. После того, как он вышел на берег, переходят поочередно все остальные участники. В целях безопасности переход реки вброд рекомендуется осуществлять в одном месте и по одному пути. Самовольный выбор места брода недопустим.

При переходе вброд реки, равнинной или горной, первый переправляющийся должен пройти без рюкзака, в обуви. Переходящий должен уметь хорошо плавать. Турист, который перешел реку первым, должен быть готовым к оказанию помощи своим товарищам. Если кто-то из участников не очень уверен в преодолении водной преграды, его необходимо подстраховать, выделив ему в помощь более опытного участника.

На сложном участке реки помимо шеста переправляющийся пользуется страховочной веревкой. Страховка первого осуществляется основной и вспомогательной веревками, которые со стороны груди пристегиваются карабином к грудной обвязке. При движении страховочные веревки находятся под некоторым углом относительно одна другой - основная сверху по течению, вспомогательная - ниже.

Каждую веревку удерживают два туриста и, по мере надобности, выдают. При срыве направляющего основная веревка не выбирается, а лишь удерживается или слегка выдается. Подтягивание упавшего к берегу осуществляется вспомогательной веревкой.

После переправы первого туриста основная веревка закрепляется за надежный предмет и натягивается страхующим на уровне груди переправляющихся. Тем самым веревка служит в качестве перил, при помощи которых осуществляется безопасность дальнейшей переправы. Движение производится приставными шагами, при поддерживании руками за натянутые перила, лицом навстречу течению.

При сильном течении на переправе, прежде чем начать движение, турист прикрепляется к перилам (основной веревке) карабином или страховочной петлей, находящейся на его грудной обвязке (со стороны груди).

Последний участник отвязывает веревку и прикрепляется к ней. Вспомогательная и основная веревки закрепляются карабином со стороны груди. Опираясь на шест, турист переправляется через реку.

Переправа вброд через сложные реки может осуществляться парами и шеренгой. Этот способ заключается в следующем; два или три-пять человек, крепко обнявшись за плечи, двигаются несколько против течения. Безопасность такой переправы зависит от согласованности движений переправляющихся.

В момент, когда один делает шаг, другой его поддерживает. При очередном движении нужно найти удобное место для ноги, чтобы она не скользила. Движение желательно осуществлять приставными шагами. Для улучшения страховки первый, идущий в шеренге, опирается на шест. При переправе кругом переправляющиеся, крепко обнявшись за плечи, образуют круг и передвигаются вращением против часовой стрелки.

Для перехода реки вброд можно пользоваться и другим способом переправы - колонной, который заключается в следующем. Группа выстраивается на берегу вдоль реки, в затылок друг другу. Впереди встает самый сильный участник с шестом в руках. За ним - второй, не уступающий по силе первому.

В середину встают менее сильные и малоопытные члены группы. Туристы обеими руками крепко держат друг друга. Колонна, по команде первого, приставными шагами входит в воду, лицом навстречу течению. Основную силу напора воды принимает на себя первый. Он с силой опирается на шест, выставленный вперед вверх по течению.

Второй в колонне удерживает первого за пояс, придавливая его вниз, не давая возможности потоку опрокинуть ведущего, и т. д. Каждый страхует впереди стоящего. Колонна медленно приставными шагами переходит реку. Командует движением колонны ведущий. При этом способе переправы требуется четкое взаимодействие движений всех членов группы.

При переходе реки вброд необходимо соблюдать следующие основные правила безопасности:

  • при выборе места переправы необходимо учитывать подход к реке, состояние русла, глубину и силу течения, время суток и климатические условия, наличие необходимого специального снаряжения, а также необходимо проводить разведку с обязательной страховкой;
  • реку переходить в месте, выбранном разведкой; самим переправляться в других местах запрещается;
  • при переправе с организацией веревочных перил двигаться сбоку перил, ниже по течению, приставными шагами;
  • для самостраховки петли со схватывающими узлами не применять - прикрепляться к веревочным перилам только с помощью карабина, через грудную обвязку или петли от нее;
  • при движении шеренгой, кругом, колонной захват друг друга за плечи должен быть прочный;
  • для страховки ниже по течению обязательно выставлять посты перехвата;
  • переправу через реку вброд в любой период года обязательно осуществлять в одежде и обуви.

 

otshelniki.com

3.6. Разведка водных преград. Учебник выживания войсковых разведчиков [Боевой опыт]

3.6. Разведка водных преград

Прежде чем переправляться через водную преграду, следует осмотреть подступы к ней, разведать местность в районе переправы, обследовать водную преграду, чтобы решить, каким способом передвигаться, вброд или вплавь, и какие подручные средства использовать, если в этом будет необходимость. Обследуют переправу или отыскивают брод двое хороших пловцов. Один из них переходит реку с охранением веревкой и исследует дно палкой. Он устанавливает глубину и характер дна (твердое, вязкое, каменистое), определяет, имеются ли ямы, препятствия (проволока, коряга и т. п.). Второй держит конец веревки и в нужный момент оказывает передвигающемуся помощь. Обследовать переправу можно и без страховки. Место переправы, брод и выход на противоположном берегу, в случае надобности, обозначаются ясно видимыми знаками. Лучше всего переправляться в тех местах, где река расширяется и образует рукава и протоки. При отыскивании брода и определении возможности переправиться вброд пользоваться следующими признаками: конец дороги у одного берега реки и продолжение ее на другом указывают начало и конец брода; небольшая рябь на поверхности медленно текущей реки и выступающие из воды камни являются признаками мелкого места; на порожистых реках брод обычно бывает в местах перепадов, указывающих на переход от мелких мест к глубоким; в местах, где много осоки, камыша, тины, кустов, всегда бывает топкое дно, мало пригодное для передвижения вброд. При отсутствии внешних признаков брода рекомендуется искать его на участках с пологими спусками к воде.

При разведке водных преград определяется наличие, боевой состав и расположение противника, характер его обороны, инженерное оборудование позиций и заграждений на обоих берегах реки, выбираются участки (места), удобные для переправы войск. Разведка реки начинается с обследования подступов к ней. Особое внимание уделяется высотам, рощам, населенным пунктам, дорогам и другим местам, которые противник может использовать для оборудования позиций и устройства засад. Не обнаружив противника на подступах к водной преграде, нужно скрытно выдвинуться возможно ближе к урезу воды, выбрать удобный для наблюдения пункт и осмотреть противоположный берег и водную поверхность. По следам, оставленным боевой техникой при въезде и выезде из воды, нарушению естественных контуров и фонов, дыму походных кухонь, костров и другим демаскирующим признакам определяется наличие и расположение противника, характер инженерного оборудования позиций.

Если разведчикам поставлена задача выбрать или уточнить места для переправы войск на определенном участке, рекомендуется выходить к реке и начинать осмотр несколько ниже по течению, чтобы по характеру плывущего мусора и предметов судить о наличии противника на обследуемом участке. Если позволяет обстановка, можно обстрелять противоположный берег огнем из стрелкового оружия, чтобы спровоцировать противника на ответные действия. При выборе участков (мест), удобных для переправы, определяется ширина, глубина, скорость течения реки, характер дна и берегов, наличие и состояние существующих мостов и бродов, местных переправочных средств и материалов, возможность их использования войсками. Зимой обследуется ледяной покров реки: толщина и структура льда (отсутствие снеговых, водяных и воздушных прослоек), наличие и характер полыней, подмывов. Участок обследуется дозорными вдоль берега снизу вверх под прикрытием ядра разведывательного органа. Если позволяет численность, для быстрейшего выполнения задачи нужно выходить к реке в нескольких местах одновременно в пределах назначенного для разведки участка. В местах, выбранных для организации переправ, нужно убедиться в отсутствии минно-взрывных заграждений.

На противоположный берег сначала переправляются дозорные (дозорное отделение) под прикрытием ядра разведывательного органа. Для переправы вплавь через глубокую реку дозорные используют местные переправочные средства и материалы (лодку, плот, дерево и др.). При этом рекомендуется привязать к переправочному средству прочную веревку, чтобы в случае внезапной опасности быстро вытянуть дозорных на свой берег с помощью боевой машины или руками. Переправившись, дозорные (дозорное отделение) осматривают место высадки, определяют возможность выхода из воды боевых машин и обеспечивают переправу остального личного состава и боевых машин. Ширина реки в местах, намеченных для переправы, предварительно определяется по карте, по пояснительной надписи и условному знаку (одной или двумя линиями). Так, на карте масштаба 1:100 000 река шириной до 10 м изображается одной линией, от 10 до 60 м – двумя линиями с промежутком между ними 0,3 мм, более 60 м – двумя линиями в масштабе карты. При непосредственном осмотре ширина реки определяется с помощью дальномера, радиолокационной станции, бинокля и других средств, а также промером веревкой, шнуром, проводом.

Ширину реки можно измерить способом визирования. Для этого нужно встать на исходном берегу у уреза воды лицом к противоположному берегу и, приложив ко лбу плоский предмет (планшет, книгу, коробку и т. п.), свизировать край этого козырька на урез воды противоположного берега, затем, удерживая козырек в том же положении, повернуться, не сходя с места, лицом вдоль исходного берега и заметить точку визирования у уреза воды на исходном берегу. Измеренное расстояние по прямой от точки стояния до точки визирования на исходном берегу будет приблизительно равно ширине реки. Способом подобия треугольников пользоваться сложнее, но он более точен. Для измерения ширины реки этим способом следует выбрать у уреза воды на противоположном берегу ориентир O, а на исходном берегу напротив избранного ориентира O ориентир А (при отсутствии – поставить веху). Затем от А под прямым углом к линии отмерить расстояние (например, 50 шагов) и поставить веху Б, продолжая движение по той же линии, от Б отмерить такое же расстояние, как АБ (в нашем примере – 50 шагов), и из полученной точки В под прямым углом к линии АВ отмерить расстояние ВГ до пересечения с линией визирования ГБО. Расстояние ВГ будет равно ширине реки. Треугольник БВГ можно строить в 2 (3) раза меньше, при этом для определения ширины реки (OА) расстояние ВГ нужно удваивать (утраивать).

Определение угла крутизны берега.

Глубина реки измеряется непосредственным промером с помощью шеста или веревки с грузом на конце (на реках со слабым течением). Скорость течения рек принято разделять на слабую (до 0,5 м/с), среднюю (от 0,5 до 1 м/с) и быструю (более 1 м/с). По карте скорость течения определяется по надписи или по характеру рельефа: в горах – быстрое, на холмистой местности – преимущественно среднее, на равнине – слабое. Для измерения скорости течения вдоль берега замечается определенное расстояние. Затем несколько выше по течению, ближе к середине реки, бросается поплавок (кусок дерева, пучок травы и т. п.) и определяется, за сколько секунд брошенный поплавок проплывает известное расстояние. Разделив это расстояние в метрах на время в секундах, получают скорость течения реки.

Измерение толщины льда саперной лопатой.

Характер грунта дна в районе брода наряду с его шириной и глубиной обычно подписывается на карте. Кроме того, характер дна реки можно оценить по скорости ее течения. Так, при скорости водотока 0,1–0,2 м/с дно его преимущественно илистое. Песчаное или глинистое средней плотности дно бывает на реках со скоростью течения 0,3–1,0 м/с. На быстрых реках дно плотное, глинистое, с гравием и галькой, на горных – крупная галька и валуны. Броды, которыми местное население пользуется систематически, легко обнаруживаются по обрыву дороги (тропы, колеи) у воды и продолжению ее на противоположном берегу. Другими признаками брода являются: видимые отмели при прозрачной воде; места с отлогими берегами, где река расширяется и образует разливы; мелкая рябь на поверхности воды со слабым течением; перепады воды. Заболоченные реки, русла которых заросли камышом, осокой, водорослями, в большинстве случаев малопригодны для переправы вброд из-за большой топкости и вязкости дна. Выбирать брод необходимо в местах, где берег доступен для подхода к нему боевой и другой техники. Он должен быть отлогим, с плотным грунтом, особенно на противоположном берегу при выходе из воды. Брод на малых реках обследуют путем непосредственного перехода их разведчиками, на больших – с лодок или с плотов шестом. Шест в илистый грунт входит легко, в глинистый и песчаный – с трудом. При определении глубины брода с илистым дном вместе со слоем воды учитывается слой ила до твердого грунта. При выборе места для переправы вброд следует учитывать скорость течения реки.

Таблица 6. Предельная глубина брода, м, при переправе личного состава и техники

Плотность грунта на берегу можно определить с помощью пехотной или саперной лопаты. В мягкий грунт лопата рукой или легким нажимом ноги свободно входит полностью – такой участок непригоден для организации переправы войск. Для переправы нужно выбирать участок берега с плотным грунтом, в который лопата идет с трудом и углубить ее сразу на весь штык не удается. Спуск в воду должен быть не круче 15° для автомобилей повышенной проходимости и бронетранспортеров и 20° для танков и боевых машин, выход из воды – соответственно 5–8 и 15°. Крутизну берега при входе и выходе из воды можно измерить с помощью транспортира или командирской (офицерской) линейки. Для этого к центру транспортира крепится отвес (нить с грузом). Стоя на берегу, визируют по линии основания транспортира на предмет (вешку), равный высоте наблюдателя до глаз и поставленный в воду в 2–3 м от берега. Угол между индексом 90° на транспортире и нитью отвеса указывает крутизну входа в воду или выхода из нее. Разведывательный орган в составе двух-трех боевых машин может преодолевать водную преграду с менее плотным грунтом в месте переправы (лопата нажимом ноги с усилием погружается в грунт на штык). Однако при входе и особенно при выходе из воды на такой берег машины не рекомендуется вести след в след, чтобы при продавливании грунта гусеницами (колесами) и размокании его выплеснутой водой идущие следом машины не осели на днище.

Мосты, если они не разрушены противником, являются важными объектами разведки. При выходе к мосту выясняется, не обороняется ли он противником. При обнаружении противника необходимо определить его силы, расположение огневых средств и немедленно доложить командиру; в дальнейшем действовать по его указанию. Если мост не обороняется, устанавливаются его грузоподъемность, размеры основных элементов (длина и ширина) и материал, из которого он изготовлен. Железобетонные, бетонные, каменные и металлические мосты обеспечивают, как правило, пропуск гусеничных машин массой 60–80 т.

Зимой водные преграды могут преодолеваться по льду. Прочность ледяной переправы определяется в основном толщиной льда. Толщина льда замеряется ледомером или лопатой через лунки, пробитые во льду через 5—10 м одна от другой в середине реки и через 3–5 м – у берегов. Лунки пробиваются в два ряда в 10 м слева и справа от оси переправы.

Таблица 7. Грузоподъемность и пропускная способность переправы по льду при температуре воздуха ниже нуля

Примечание: При температуре воздуха, удерживающейся в течение нескольких дней выше 0°, грузоподъемность переправы по сравнению со значениями, приведенными в таблице, уменьшается на 25 %.

При определении толщины льда не учитываются снег и снеговой лед, который часто образуется на поверхности ледового покрова. У берегов лед осматривается особенно тщательно, выясняется прочность соединения с берегом, нет ли во льду трещин и разломов, не зависает ли он над водой. Зависание льда определяется через лунки: если вода в них выступает на 0,8–0,9 толщины льда, то лед над водой не зависает. Отсутствие воды в лунках показывает, что лед зависает. Выход техники на него в этом месте не допускается. Пустота подо льдом образуется обычно возле обрывистых участков берега. Одним из признаков прочности льда является его цвет. Во время дождей, оттепели лед становится белым (матовым), а иногда и желтоватым – такой лед непрочен и опасен даже для пеших разведчиков. Темные пятна льда со слабым снежным покровом указывают на наличие в этом месте промоины или полыньи. Наиболее прочным бывает лед с синеватым или зеленоватым оттенком. Обычно лед бывает крепче на чистом и глубоком месте, менее крепким – около зарослей. Нужно избегать порожистых и устьевых участков притоков – здесь тонкий лед может быть в течение всей зимы. Весной через 4–5 дней после появления на льду талой воды лед становится непрочным и непригодным для переправы техники.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

система спецназа ГРУ страница 58

ПРЕОДОЛЕНИЕ ВОДНЫХ ПРЕГРАД

Во время переходов в тылу противника разведчикам будут встречаться реки, протоки, каналы, ручьи, озера, болота, которые придется преодолевать сходу, без предварительной разведки этих препятствий и длительной подготовки, без специальных переправочных средств (приспособлений), в разное время года и суток. Поэтому разведчики должны знать, как в короткие сроки и с соблюдением мер безопасности преодолеть водные преграды, как оборудовать переправочные средства, используя для этой цели простейшие подручные материалы.

Для обеспечения безопасности важно уметь правильно выбрать место переправы. Обстоятельства не всегда позволят группе заранее исследовать водный рубеж, но она всегда имеет возможность предварительно подобрать подходящее место по карте. По карте можно определить направление течения реки, ее ширину и глубину, общий характер берегов.

Определив направление и скорость течения реки и ее ширину, легко найти величину возможного сноса при переправе на подручных средствах или вплавь (умножить 2,5 на скорость течения (м/ сек) и на ширину реки (м).

Рассчитав величину сноса, можно выбрать по карте наиболее благоприятный район высадки на противоположном берегу.

Для переправы через водные препятствия необходимо выбирать наиболее узкие участки. Подходы к водному рубежу и район выхода на противоположный берег должны обеспечивать максимальную скрытность группы, чтобы она имела возможность подготовиться к переправе и быстро привести себя в боевую готовность после переправы. Берега в месте переправы должны быть удобными для подхода к воде и выхода из нее после преодоления рубежа.

Для разведки места высадки и подходов к нему, если позволяет время и обстановка, надо вначале переправиться одному разведчику и только по его сигналу следует переправляться остальным.

Порядок переправы через водный рубеж может быть самый различный. Это зависит от остановки, наличия времени и переправочных средств, характера водного рубежа, времени года.

Переправы через водные рубежи могут осуществляться:

— вброд;

— вплавь;

— с использованием подручных средств;

— на плотах;

— на лодках;

— по льду.

Переправа вброд

Бродом называется участок реки, позволяющий переход с одного берега на другой по дну реки.

Наличие бродов определяется по топографическим картам, по сведениям местных жителей и по внешним признакам. Признаками брода являются:

— дороги, тропинки и колеи, сходящиеся у реки на обоих берегах ее и теряющие след в воде;

— места с отлогими берегами, где река расширяется и образует разливы;

— места с мелковолнистой поверхностью воды (рябь).

При переправе вброд надо учитывать: глубину и ширину брода, скорость течения реки, грунт дна, наличие ям, коряг и заграждений в воде и на берегах. Переходить незнакомую водную преграду вброд надо осторожно, обязательно иметь с собой шест, чтобы ощупывать им дно реки. Лучше всего переходить реку вброд на отмелях. Если преодолевает реку один разведчик и у него есть веревка, то ее нужно использовать следующим образом. Привязать к концу веревки палку, забросить ее на противоположный берег в груду прибрежных камней или кустов и, держась за веревку, осторожно переходить реку.

Если переправляется группа, то первым обычно идет наиболее опытный разведчик. Остальные должны следовать за ним, держась друг за друга, осторожно передвигаясь к противоположному берегу под углом, вверх против течения реки. Упираться шестом необходимо со стороны напора воды. Не следует смотреть в воду, так как можно потерять равновесие. Смотреть надо на место выхода из воды.

dom-knig.com

Читать книгу Подготовка разведчика: система спецназа ГРУ

- 102 -

Для переправы через водные препятствия необходимо выбирать наиболее узкие участки. Подходы к водному рубежу и район выхода на противоположный берег должны обеспечивать максимальную скрытность группы, чтобы она имела возможность подготовиться к переправе и быстро привести себя в боевую готовность после переправы. Берега в месте переправы должны быть удобными для подхода к воде и выхода из нее после преодоления рубежа.

Для разведки места высадки и подходов к нему, если позволяет время и обстановка, надо вначале переправиться одному разведчику и только по его сигналу следует переправляться остальным.

Порядок переправы через водный рубеж может быть самый различный. Это зависит от остановки, наличия времени и переправочных средств, характера водного рубежа, времени года.

Переправы через водные рубежи могут осуществляться:

— вброд;

— вплавь;

— с использованием подручных средств;

— на плотах;

— на лодках;

— по льду.

Переправа вброд

Бродом называется участок реки, позволяющий переход с одного берега на другой по дну реки.

Наличие бродов определяется по топографическим картам, по сведениям местных жителей и по внешним признакам. Признаками брода являются:

— дороги, тропинки и колеи, сходящиеся у реки на обоих берегах ее и теряющие след в воде;

— места с отлогими берегами, где река расширяется и образует разливы;

— места с мелковолнистой поверхностью воды (рябь).

При переправе вброд надо учитывать: глубину и ширину брода, скорость течения реки, грунт дна, наличие ям, коряг и заграждений в воде и на берегах. Переходить незнакомую водную преграду вброд надо осторожно, обязательно иметь с собой шест, чтобы ощупывать им дно реки. Лучше всего переходить реку вброд на отмелях. Если преодолевает реку один разведчик и у него есть веревка, то ее нужно использовать следующим образом. Привязать к концу веревки палку, забросить ее на противоположный берег в груду прибрежных камней или кустов и, держась за веревку, осторожно переходить реку

Если переправляется группа, то первым обычно идет наиболее опытный разведчик. Остальные должны следовать за ним, держась друг за друга, осторожно передвигаясь к противоположному берегу под углом, вверх против течения реки. Упираться шестом необходимо со стороны напора воды. Не следует смотреть в воду, так как можно потерять равновесие. Смотреть надо на место выхода из воды.

- 102 -

www.bookol.ru

Переправа вброд

Наиболее частый вид переправы — прохождение реки вброд. Основным условием форсирования реки является выбор места брода. Внешние признаки брода: расширение реки на прямом ее участке, рябь на поверхности воды, плесы, отмели, перекаты, островки, тропы и дороги, спускающиеся к реке.

Исключение составляют равнинные реки. Здесь при выборе брода необходимо установить отсутствие омутов, глубоких ям, ила, тины, коряг, затопление деревьев и других предметов, которые при осуществлении переправы могут вызвать серьезные осложнения.

Значительно труднее по внешним признакам определить место брода на горной реке. В этом случае следует приступить к обследованию общего характера реки: определить ширину русла, возможную глубину, состояние дна и скорость течения. Затем выбрать место подхода и условное место выхода на противоположный берег.Для обеспечения безопасности наметить места постов перехвата; определить наличие местных переправочных средств, количество специального снаряжения (основные и вспомогательные веревки, карабины и обвязки) для наведения переправы и организации страховки, численный состав группы, ее физическое и психологическое состояние, техническую подготовку. Только после этого определяют тактику преодоления водного препятствия.

Переправа вброд через горные реки со скоростью течения более 3-4 м/сек с каменистым дном возможна: человеку — при глубине по колено; верховым лошадям — при глубине по брюхо; для телеги в упряжи — не выше оси хода.

Способы переправы вброд

 

Способы переправы вброд Глубина брода в м. при скоростях течения
до 1 м/сек 1-1.5 м/сек до 2 м/сек до 4 м/сек
Пешком 1 0,9 0,8 0,6
Верховыми лошадьми 1,2 1,1 1 0,8
Телегой в упряжи 0,7 0,65 0,6 0,5
Вьючными лошадьми 0,6 0,5 0,45 0,4
Автотранспортом 0,5 0,45 0,4 0,3

Непроходимые участки реки характеризуются недоступностью подхода к водной преграде: отвесные или крутые склоны, камнепады, каньоны, множество глубоких проток, сильно заболоченные, вязкие, илистые берега и дно реки, ямы и водовороты. Река имеет большую ширину, глубину и сильное течение.

Признаки труднопроходимых водных участков — широкая пойма реки, сильное течение, низкие заболоченные или крутые берега. Неблагоприятные метеорологические условия (дождь, снег) влияют на прохождение водных преград. Проходимые реки имеют небольшую глубину и среднее течение, преодолеваются вброд в одиночку, парами и небольшими группами.

После выбора места брода и определения скорости течения приступают к проведению разведки. Она осуществляется одним из участников группы с обязательной страховкой, в качестве которой может быть прочный шест (палка) длиной 2-2,5 м.

Переправляющийся начинает двигаться несколько под углом к течению, опираясь на шест. При очередном передвижении его переставляют сверху по течению (напором воды он будет прижиматься ко дну). Ставить шест вниз по течению и опираться на него — грубая ошибка. В таком положении он не является страхующим средством, его легко может сбросить течением, после чего последует неминуемая потеря равновесия и может произойти падение в воду.

При осуществлении разведки и последующих переходах ниже по течению в 20-30 м следует выставлять пост перехвата (на случай сноса течением переходящего). На 100 м от места переправы вниз по течению русло реки должно быть свободным от выступающих камней, поваленных деревьев и других предметов, которые могут причинить травму упавшему в воду.

Первым реку переходит наиболее опытный и физически сильный участник. После того, как он вышел на берег, переходят поочередно все остальные участники. В целях безопасности переход реки вброд рекомендуется осуществлять в одном месте и по одному пути. Самовольный выбор места брода недопустим.

При переходе вброд реки, равнинной или горной, первый переправляющийся должен пройти без рюкзака, в обуви. Переходящий должен уметь хорошо плавать. Турист, который перешел реку первым, должен быть готовым к оказанию помощи своим товарищам. Если кто-то из участников не очень уверен в преодолении водной преграды, его необходимо подстраховать, выделив ему в помощь более опытного участника.

На сложном участке реки помимо шеста переправляющийся пользуется страховочной веревкой. Страховка первого осуществляется основной и вспомогательной веревками, которые со стороны груди пристегиваются карабином к грудной обвязке. При движении страховочные веревки находятся под некоторым углом относительно одна другой — основная сверху по течению, вспомогательная — ниже.

Каждую веревку удерживают два туриста и, по мере надобности, выдают. При срыве направляющего основная веревка не выбирается, а лишь удерживается или слегка выдается. Подтягивание упавшего к берегу осуществляется вспомогательной веревкой.

После переправы первого туриста основная веревка закрепляется за надежный предмет и натягивается страхующим на уровне груди переправляющихся. Тем самым веревка служит в качестве перил, при помощи которых осуществляется безопасность дальнейшей переправы. Движение производится приставными шагами, при поддерживании руками за натянутые перила, лицом навстречу течению.

При сильном течении на переправе, прежде чем начать движение, турист прикрепляется к перилам (основной веревке) карабином или страховочной петлей, находящейся на его грудной обвязке (со стороны груди). Последний участник отвязывает веревку и прикрепляется к ней. Вспомогательная и основная веревки закрепляются карабином со стороны груди. Опираясь на шест, турист переправляется через реку.

Переправа вброд через сложные реки может осуществляться парами и шеренгой. Этот способ заключается в следующем; два или три-пять человек, крепко обнявшись за плечи, двигаются несколько против течения. Безопасность такой переправы зависит от согласованности движений переправляющихся.

В момент, когда один делает шаг, другой его поддерживает. При очередном движении нужно найти удобное место для ноги, чтобы она не скользила. Движение желательно осуществлять приставными шагами. Для улучшения страховки первый, идущий в шеренге, опирается на шест. При переправе кругом переправляющиеся, крепко обнявшись за плечи, образуют круг и передвигаются вращением против часовой стрелки.

Для перехода реки вброд можно пользоваться и другим способом переправы — колонной, который заключается в следующем. Группа выстраивается на берегу вдоль реки, в затылок друг другу. Впереди встает самый сильный участник с шестом в руках. За ним — второй, не уступающий по силе первому.

В середину встают менее сильные и малоопытные члены группы. Туристы обеими руками крепко держат друг друга. Колонна, по команде первого, приставными шагами входит в воду, лицом навстречу течению. Основную силу напора воды принимает на себя первый. Он с силой опирается на шест, выставленный вперед вверх по течению.

Второй в колонне удерживает первого за пояс, придавливая его вниз, не давая возможности потоку опрокинуть ведущего, и т. д. Каждый страхует впереди стоящего. Колонна медленно приставными шагами переходит реку. Командует движением колонны ведущий. При этом способе переправы требуется четкое взаимодействие движений всех членов группы.

При переходе реки вброд необходимо соблюдать следующие основные правила безопасности:

  • при выборе места переправы необходимо учитывать подход к реке, состояние русла, глубину и силу течения, время суток и климатические условия, наличие необходимого специального снаряжения, а также необходимо проводить разведку с обязательной страховкой;
  • реку переходить в месте, выбранном разведкой; самим переправляться в других местах запрещается;
  • при переправе с организацией веревочных перил двигаться сбоку перил, ниже по течению, приставными шагами;
  • для самостраховки петли со схватывающими узлами не применять — прикрепляться к веревочным перилам только с помощью карабина, через грудную обвязку или петли от нее;
  • при движении шеренгой, кругом, колонной захват друг друга за плечи должен быть прочный;
  • для страховки ниже по течению обязательно выставлять посты перехвата;
  • переправу через реку вброд в любой период года обязательно осуществлять в одежде и обуви.

survinat.ru

Переправа на плотах. Учебник выживания войсковых разведчиков [Боевой опыт]

Переправа на плотах

Плоты из бревен или брусьев требуют для переноски большого числа разведчиков и на воде трудноуправляемы. Более пригодными считаются различного рода лодки, мешки, набиваемые подручным материалом, и плотики из простейших подручных средств. Однако для переправы разведывательных групп и больших грузов устраиваются сложные конструкции в виде плотов и паромов (из бочек и бревен). В холодное время плот (или лодка) может оказаться единственно приемлемым средством для переправы. Такие переправочные средства, как плоты и паромы, должны удовлетворять следующим требованиям:

– грузоподъемность переправочного средства должна строго отвечать переправляемому грузу;

– конструкция должна быть проста, легка и быстро изготовляться из подручных средств;

– центр тяжести конструкции должен располагаться возможно ниже для обеспечения большей устойчивости на воде;

– форма переправочного средства должна обеспечивать хорошую подвижность и легкую управляемость.

Переправа на плоту, изготовленном из поплавков.

Плоты и паромы состоят из опор и верхнего строения. Опоры поддерживают верхнее строение и переправляемый груз на воде, сохраняя его сухим во время переправы. Верхнее строение лежит на опорах и поддерживает переправляемый груз. Верхнее строение плотов и паромов устраивается из хвороста, жердей, досок или бревен, а опоры – из подручных средств и материалов, обладающих достаточной подъемной силой. Плоты можно вязать треугольной и прямоугольной формы; последняя форма менее отвечает требованиям лучшей управляемости и хорошей подвижности плота на воде. Плоты, как правило, вяжут на берегу, а затем спускают на воду. Паромы же обычно вяжут на воде. Времени на вязку плотов требуется от 30 мин до 2 ч. Обычно для плотов идут материалы не длиннее 3 м. Работы по устройству плотов обычно протекают в такой последовательности. Сначала заготовляют, подносят и раскладывают материалы для вязки плота; затем устраивают опоры плотов, на которые укладывают и закрепляют верхнее строение; далее устраивают приспособления для гребли или через препятствие протягивают канат. Опоры и верхнее строение вяжут проволокой, веревками или хворостяными висами. Прочность конструкций в значительной степени зависит от тщательности и надежности вязки элементов плотов, поэтому на вязку необходимо обращать особое внимание. При вязке веревки не должны быть сырыми, так как после высыхания вязка ослабнет. Крепления можно затягивать подгонкой клиньев. Острые ребра деревянных деталей необходимо стесывать, так как в противном случае веревки перетираются. Надо избегать крепления элементов с помощью гвоздей, так как соединения из них быстро «расстраиваются» и влекут за собой «расползание» конструкции на воде под нагрузкой. Уложенные на мешки опорные доски привязывают к ним проволокой или веревкой. К доскам прикрепляют четыре жерди, к которым, в свою очередь, подвязывают две настилочные доски тех же размеров.

Плот из сухих досок, бревен и жердей. Плоты обладают подъемной силой 60—150 кг и рассчитаны на переправу одного-двух разведчиков или грузов до 100 кг. Масса плота 100–300 кг. Дощатые плоты вяжут на берегу, бревенчатые – на воде у берега. Для увеличения плавучести целесообразно плотам придавать треугольную форму или же к одному концу плота прикреплять треугольник, изготовленный из досок. Размеры и грузоподъемность плотов зависят от вида и качества древесины (см. табл. 3). При недостатке лесоматериала для настила используют плетни, камышовые заборы или специально связанные щиты из хвороста.

Плот из фашин. Соломенная или камышовая фашина длиной 1 м и диаметром 0,3 м имеет подъемную силу около 30–40 кг. Этот материал можно применять без оболочек, но непродолжительное время, так как камыш намокает уже через 2 часа, поэтому для длительного использования таких материалов фашины рекомендуется плотно завертывать в плащ-палатки или брезент.

Плот из связок соломы или камыша имеет размеры 2 х 5 м, и им можно пользоваться в течение 15–30 мин. Фашины из соломы или камыша плотно обтягивают веревками и укладывают между жердями или досками. Жерди или бортовые доски связывают проволокой или веревками.

Плот из бочек вяжут из четырех и более бочек. Для вязки плотов из бочек сначала приготовляют раму из досок или жердей, затем под нее подвязывают бочки, а сверху укладывают жердевой или дощатый настил. Грузоподъемность плота из четырех бочек равна массе трех-четырех разведчиков со снаряжением. Грузоподъемность плотов на бочках колеблется от массы одного разведчика до массы всех разведчиков группы в зависимости от количества и подъемной силы бочек.

Плот из хворостяных фашин или из сплошного хворостяного тюфяка вяжут из рам, между которыми зажимают хворост в виде фашин или россыпью, образуя хворостяной тюфяк. Раму изготовляют из жердей или накатника. Хворост для плота заготовляют из лиственных пород дерева, на плотах из хвороста могут переправляться 6–8 человек. Сборка плота: нижнюю раму кладут на воду у берега; на нее укладывают слой хвороста в 30 см; на хворост укладывают вторую раму, которую связывают с первой. На вторую раму укладывают второй слой хвороста (обязательно перпендикулярно направлению нижнего ряда) и на него – верхнюю, третью раму, после чего плот связывают.

Плот из крупных дров с жердевым или дощатым настилом (длина поленьев 1,5–2 м и диаметр 25 см) обладает грузоподъемностью до 1 тонны и может служить для переправы 8—10 разведчиков. Сборка плота: на берегу, у уреза воды, перпендикулярно течению укладывают по две слеги на каждую опору плота так, чтобы концы их заходили в воду. На слеги укладывают дрова; для того чтобы поленья не скатывались в воду, у торцов слег забивают два кола. После выравнивания дров их подвязывают к жердевым рамам, укладываемым сверху. Далее на готовую опору кладут три жерди-прогона. После укладки настила и закрепления его пажильными жердями плот стаскивают на воду.

Плот на автомобильных камерах можно устроить из двух-четырех автомобильных камер. Грузоподъемность плота составляет две камеры грузового автомобиля на одного человека. Лучше всего устраивать плоты из трех автомобильных камер.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Методическая разработка по ОБЖ (7 класс) по теме: Тест по ОБЖ "Безопасность на воде"

 Т Е С Т

Для учащихся 7 класса по теме «Безопасность на водоемах»

1. При совершении туристических походов на пути человека часто встречаются водные преграды, каким способ можно преодолеть водную преграду?

А. Перейти вброд.

Б. Идти по течению реки.

В. Переправится вплавь с использованием подручных плавучих средств.

2. Признаками брода  являются?

А. Места с мелковолнистой поверхностью воды (рябь).

Б. Дороги, тропинки  и колеи, сходящиеся у реки на ее обоих берегах и теряющие след в            воде.

В. Места с пологими берегами, где река сужается.

3. Переходя незнакомую водную преграду вброд, обязательно надо иметь?

А. Камень.

Б. Веревку.

В. Шест.

4.При переправе реки вброд группой следует-

А. Держатся друг от друга на расстоянии 2-3 метра.

Б. Идти рядом не держась друг за друга по течению реки.

В. Держась друг за друга, осторожно передвигаться к противоположному берегу под углом вверх против течения реки.

5. Переправится через водную преграду вплавь можно:

А. С помощью поддерживающих средств.

Б. С помощью друга.

В. С помощью веревки.

6. Горные реки безопасно преодолевать вброд

А. В светлое время суток.

Б. В темное время суток.

В. Ранним утром

7. Перед выходом на лед нужно убедиться в его прочности:

А. Ударив по льду палкой.

Б. Ударом ноги.

В. Не ударяя медленно идти не останавливаясь.

8. При движении по льду водоемов-

А. Используйте нахоженные тропы

Б. Возьмите с собой длинную палку

В. Снимите верхнюю одежду

9. В случае появления признаков непрочности льда: треск, вода на поверхности льда:

А. Быстро бежать вперед

Б. Немедленно повернуть на берег

В. Продолжить переход, обходя опасные места и участки, покрытые толстым слоем снега.

10. При переходе  водной преграды по льду

А. Следовать друг за другом на расстоянии 5-6 метров.

Б. Следовать держась друг за друга.

В. Следовать рядом друг с другом.

11. При переходе водоема по льду на лыжах.  

А. Пристегнуть крепления лыж и укрепить петли лыжных палок на  запястье рук.

Б. Снять лыжи и нести их в руках.

В. Отстегнуть крепления лыж и снять петли лыжных палок с запястья рук.

12. Если лед проломился и вы оказались в полынье.

А. Ухватится за край полыньи и звать на помощь

Б. Обламывая лед продвигаться к ближайшему берегу

В. Опереться на край льдины широко расставленными руками и постоянно звать на помощь.

13. При возможности выбраться из полыньи самостоятельно нужно

А. Выбираться в ту сторон, откуда шел.

Б. Выбираться в сторону к ближайшему берегу.

В. Выбираться в ту сторону где толще лед.

14. Выбравшись из полыньи

А. Быстро встать на ноги и бежать к ближайшему жилью.

Б. Откатиться от полыньи, проползти 3-4 метра по своим следам и не отдыхая бежать к ближайшему жилью

В. Откатиться от полыньи, проползти 3-4 метра к ближайшему берегу , снять мокрую одежду и отжать .

15. Средствами спасения на воде являются

А. Спасательный круг.

Б. Спасательный жилет.

В. Спасательный жилет Александрова.

16. При спасении человека, провалившегося под лед надо

А. Подползти к краю полыньи и попытаться  вытянуть  утопающего за руки или одежду.

Б. Использовать веревку или подручные средства (шарф, лыжи, длинную ветку)

В. Крикнуть утопающему, что вы идете на  помощью и бежать за помощью.

 

17. Залог безопасности на водных объектах.

А. Соблюдение правил безопасности.

Б. Умение плавать.

В. Выполнение мер осторожности.

nsportal.ru

Автор: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *