Руль левый – Почему руль левый? — DRIVE2

Содержание

Правый руль или левый? ЗА и ПРОТИВ. — DRIVE2

Уважаемые «драйвовчане»! Не секрет, что в России уже давно и с огромным успехом пользуются популярностью автомобили, выпущенные для внутреннего рынка Японии. Они очень надежны, фантастически безопасны, очень недороги, огромное количество версий двигателей, кузовов, дешевые запасные части, полное отсутствие дефицита в них и… список можно продолжать на целую страницу! НО! Руль у них «справа». Это никакой не минус в плане эксплуатации и управлять таким авто также удобно как и с левым рулем, а внекоторых случаях гораздо удобнее даже (кто ездил — тот подтвердит), единственный минус — обгон на трассе несколько затруднен из-за снижения видимости встречки.
Сам я родом с Хабаровска, и по приезду в Москву был очень удивлен, что оказывается Россия до сих пор производит автомобили! Я искренен абсолютно, друзья! Я был удивлен! Я офигел когда увидел десятки, и еще больше офигел увидев 5-ки, 6-ки, 7-ки, КОПЕЙКИ!
И вот что самое удивительное: если начиная с Урала и до окраин России никаких вопросов по правому рулю не возникает (там люди давно поняли и оценили преимущества японских б/у машин, качество которых и состояние как правило превышает многократно состояние новых российских авто 🙂 ), то в Москве то и дело сквозит «презрение» к автомобилям с ПРАВЫМ рулем! И даже если праворулька выглядит круче чем немецкий авто за 50 тыс. евро и едет гораздо лучше — «нотки» презрения все равно существуют! Причем в основном от владельцев российского автопрома, т.е. от владельцев «того», что и машиной то назвать тяжело.

Что касается меня лично — я всю жизнь ездил на япоках-праворульках. Я настолько привык к тому, что машины сделаны для людей на совесть, что когда мне «посчастливилось» проехать за рулем «двенашки» я все проклял и поклялся себе никогда не покупать русский автомобиль. Сейчас я владею праворульным Тойота Чайзер в турбовой версии. Красивый, мощный, безотказный авто. Менять его НЕ-НА-ЧТО! Близкие по характеристикам европейские машины стоят от 60 тысяч евро! Не понимаю смысла переплачивать 50 тысяч евро за то же самое, а порой и за худшее…

Что это за реакция? Откуда это презрение, недоверие и т.п. негатив? С чем он связан? с незнанием? или с чем-то другим?

Давайте попробуем разобраться?

Про повышение пошлин на ввоз ПР уже много сказано и всем все понятно — политика. Об этом не нужно говорить. Мне интересны ЛИЧНЫЕ мотивации в выборе ПР либо в отказе от него.

10 лет Метки: правый руль, праворульки, правый руль запрещают!, японский автопром, японские автомобили, тюнинг автомобилей

www.drive2.ru

Левый или правый руль? Вся боль мук выбора — DRIVE2

Всем привет!

Вот тут в комментариях очень часто возникают войны по поводу того, плох правый руль или нет, если использовать его на дорогах нашей необъятной. Ну что же, давайте попробуем разобраться.

Рули.

Полный размер

Плохой руль


Полный размер

Хороший и правильный

Для начала сравним рули между собой. Итак. Они оба круглые, оба с бибикалкой посередине и логотипом завода-производителя. Вращение происходит одинаково и в обоих случаях при повороте влево колеса тоже поворачиваются влево. Пробуем вправо – та же история. На всякий случай пробуем движение задним ходом, но и тут не нашлось никакой разницы – очевидно, что сам механизм руления устроен одинаково. Под рулем находятся рычажки управления дворниками и светом фар, а также указатель поворота. Вот вам первое отличие: на левом руле поворотники включаются слева, на правом – справа. С этим, вроде бы, всё.

Педали.

Полный размер

Жми, ёкарный бабай!

Перейдём к педалям. Как ни странно, они (в отличие от подрулевых рычажков) одинаковы и подчиняются принятой логике – слева тормоз, справа – газ. При нажатии на них ощущения тоже одинаковые, эффект — тот же. Если речь о Камри — разгон до сотни тоже одинаково долгий, увы.

Селектор АКПП


Полный размер

На праворукой открыта крышка, но это просто потому, что не было похожего ракурса в архивах

Селектор коробки на машине с левым рулем находится справа, а на сравниваемом экземпляре – слева. Лесенки зеркально отражены, но принцип работы, похоже, полностью одинаков: R активирует задний ход, D – передний, N – нейтраль для аварийной транспортировки. Ручник (ну или ножник) работает абсолютно одинаково на обоих экземплярах и блокирует задние колеса. Начинает казаться, что чисто технически и по принципу устройства автомобили совсем ничем не отличаются.

Обзорность.

Красивые фото с интернетов — наше всё

С органами управления разобрались, теперь попробуем сравнить средства обзора. Размеры всех стекол у обеих моделей одинаков, скорее всего, потому, что и кузов у них одинаковый. По центру лобового стекла установлено зеркало заднего вида, в которое в обоих случаях видно, что происходит сзади автомобиля. Боковые зеркала, на удивление, отражают абсолютно одинаковую для водителя картину – что там слева происходит интересного и что – справа. Если пробовать устанавливать камеры переднего/заднего/кругового обзора – ничего сверхъестественного тоже не происходит. Что же – получается, что водители по обе стороны барикад, по сути, видят дорожную ситуацию вокруг себя абсолютно одинаково.

Вытягивание шеи.

Когда часто обгоняешь на своём праворульном ведре

Теперь о феномене длинной шеи, которая вырастает у людей, которые перемещаются на правом руле и любят о

www.drive2.ru

преимущества и недостатки. Правостороннее и левостороннее движение

Споры о преимуществах и недостатках правого или левого руля в автомобиле продолжаются уже даже не годы, а десятилетия. Посмотрим, чем действительно они отличаются друг от друга, и в чем их особенности.

История

Существует множество теорий, почему определенный вариант движения выбран в той или иной стране. Наиболее правдоподобным из них выглядит предположение, что там, где было много коней, изначально движение было правосторонним (то есть подходящем для современных авто с левым рулем).

В Японии же, Англии и Австралии оно противоположное. А в других странах мира уже давно ездят по-другому. Даже если когда-то ездили по левой полосе, то уже практически все поменяли правила. Оставшиеся же страны относятся к островным, то есть здесь нет никакой необходимости делать специальные дорожные развязки, ведь любой транспорт сюда все равно поставляется только по морю (или собирается на месте).

Правостороннее движение в России, по некоторым данным, зародилось в очень древние времена. Так как вести лошадь в поводу удобнее правой рукой, а дороги не поражали воображение своей шириной, люди подсознательно старались двигаться так, чтобы встречаться с едущим в другую сторону самостоятельно, а не через коня. Официально же все это было утверждено только в СССР. С тех пор ничего в данном направлении радикально не менялось.

Проблема обгона

Если рассматривать ситуацию обгона с использованием машины с правым рулем в нашей стране, то первым делом нужно остановиться именно на этой особенности.

В классической комплектации авто водитель сидит так, что при обгоне может буквально выглянуть за идущую впереди машину и посмотреть, не врежется ли он в кого-то дальше по трассе. С правым рулем подобного не выйдет.

Конечно, в некоторых случаях помогает пассажир спереди или специальная техника (типа настроенных видеорегистраторов, которые показывают примерно то же самое, что и сидящий слева). Но все это не дает полного представления о ситуации на дороге. А значит, левый руль в данном случае намного предпочтительнее. С ним водитель всегда в курсе возможных препятствий и может своевременно на них среагировать. Большая часть аварий с праворульными машинами происходит в основном из-за того, что ситуация на дороге была оценена неверно.

Безопасность

А вот с точки зрения безопасности могут быть разные варианты. Так, по статистике, правая передняя часть любого авто, обзор которого проводился, подвергается большей угрозе. Водитель всегда старается избежать столкновения и даже несознательно подставляет любые части машины, кроме той, в которой сидит сам.

В случае с правым рулем, под удар будет подставляться противоположная сторона, и, в теории, он сам будет в большей безопасности. Правда, все это не слишком важно, так как на скорости до 65 км/ч, корпус автомобиля должен сохранять свою форму при столкновении. И если ехать быстрее, то там уже тело человека не выдержит ускорения. И потому в данном случае если преимущество у правого руля и есть, то оно незначительное.

Отечественные водители в большинстве случаев игнорируют технику безопасности, не пристегиваются и в целом ведут себя на дороге достаточно беспечно. Разумеется, в такой ситуации положение руля не будет играть никакой роли, и вероятность получить серьезные травмы, которые могут даже привести к летальному исходу, повышается одинаково.

Заправка, посадка и высадка

Теперь поговорим об элементарных удобствах. Если используется, к примеру, «Тойота» с левым рулем, то выйти из нее на тротуар водителю намного проще. Можно даже совершать покупки в расположенных в непосредственной близости от дороги магазинах. Кроме того, на заправках это поможет избежать очередей за счет другого расположения топливного бака. Это значительный плюс в стороны машин с правым рулем.

Но следует отметить, что большая часть инфраструктуры заточена как раз на более классические автомобили, и в некоторых случаях это преимущество может стать серьезным недостатком. К примеру, когда необходимо оплатить проезд на платном шоссе или в других аналогах. К слову, предприятия общественного питания, которые предлагают автомобилистам совершать покупки, не выходя из машины, также заточены на леворульную технику.

Фары

Теперь рассмотрим еще одну проблему правого руля у авто. Обзор большинства моделей показывает, что все они ориентированы на непривычный нам вариант движения. Как следствие, фары направлены в другую сторону и очень качественно слепят водителя, едущего навстречу.

Разумеется, это неприемлемо, да и техосмотр пройти не получится. В лучшем случае, данный элемент можно вручную подрегулировать без особых проблем самостоятельно. А вот в худшем придется тратить большие деньги и переделывать фары на подходящий на наших дорогах вариант.

Запасные части

Во всех регионах, расположенных в непосредственной близости от Японии, починить машину с правым рулем достаточно просто. Там хватает запчастей, и цена на них намного меньше, чем на любые другие аналоги. И совсем другая ситуация в остальной части России. Там тот же самый «Ниссан» с левым рулем, пусть даже подержанный, обойдется в обслуживании значительно дешевле авто, ориентированного на левостороннее движение. Найти запасные части на последнее будет крайне сложно, не говоря уже об их стоимости. В итоге попытка сэкономить на машине приведет к тому, что затраты на ее содержание «съедят» все преимущества.

Парковка и дело привычки

Зато прижиматься к обочине на машине с правым рулем – одно удовольствие. Водитель получает возможность выглянуть в окно и при этом не опасаться врезаться во что-то незамеченное. С левым расположением руля такой номер не пройдет.

С другой стороны, если со стороны водителя будет стена, забор или другое подобное препятствие, не позволяющее открыть дверь, придется перелезать на другую сторону, что крайне неудобно. Кроме того, если человек никогда не садился за руль, расположенный справа, ему потребуется некоторое время, чтобы приспособиться и привыкнуть. И при смене авто на более классический вариант, вновь придется проходить такой своеобразный «период адаптации».

Цена

Главная же причина, по которой приобретают машины с правым рулем, – это их стоимость. Несколько лет назад разница была настолько существенной, что даже в центральных или западных регионах России было очень много японских машин. Сейчас уже нормальный автомобиль с левым рулем обойдется не намного дороже, а преимуществ его использования, как бы там ни было, все же значительно больше. В такой ситуации японская техника остается актуальной на Дальнем Востоке, где нет аналогов и просто не из чего выбирать.

Итоги

Авто с левым рулем в подавляющем большинстве стран мира будет значительно удобнее. Альтернативный вариант подходит только для тех регионов, где до сих пор сохранился непривычный нам вариант движения. Использование же левосторонних автомобилей в условиях наших правил дорожного движения будет крайне затруднительным и подходит только для тех людей, которые привыкли ездить именно так.

Практически во всех случаях есть возможность изменить положение руля, переставив его на другую сторону, но это весьма дорогостоящая процедура, на которую согласится не каждый. Некоторые виды техники, в основном военной, в своей конструкции заранее предусматривают эту проблему. Они позволяют переставить руль с одной стороны машины на другую практически моментально. Благодаря этому водитель всегда может оптимально подготовится к предстоящему боестолкновению.

fb.ru

Левый руль — это… Что такое Левый руль?

     Правостороннее движение      Левостороннее движение

Ещё в древности выяснилось, что соглашение о том, по какой стороне дороги ездить — левой или правой — сильно сокращает количество лобовых столкновений и заторов.

У автомобилей водительское место всегда находится со стороны встречного потока — слева в странах с правосторонним движением и справа в странах с левосторонним. Это незначительное различие в конструкции автомобиля навсегда разделило мир на две части — праворульную и леворульную. Споры о том, с какой стороны должен находиться руль, похоже, будут продолжать еще не одно десятилетие.

На данный момент 66 % населения Земли ездят по правой стороне и 34 по левой

[1]. 28 % всех дорог левосторонние и 72 % — правосторонние[2].

Предпосылки

Большинство людей правши. В зависимости от метода езды, для правшей бывает предпочтительнее как правая, так и левая сторона. А именно[3]:

Ходьба пешком — правостороннее. По-видимому, большинство людей (невооружённых) при ходьбе придерживаются правой стороны.

Вести лошадь, тащить тележку — правостороннее. В этом случае человеку удобнее находиться со стороны встречного потока, чем на обочине — с одной стороны, это позволяет избежать столкновения, с другой — остановиться и поговорить со встречным.

Езда верхом — левостороннее. «Боевая» правая рука находится на ударной позиции по отношению к встречному всаднику. Кроме того, садиться на лошадь с левой стороны удобнее, так как в этом случае меч меньше мешает.

Рыцарский турнир — правостороннее. Щит находится на левой стороне, копьё положено через спину коня. Впрочем, рыцарский турнир — это игра, далёкая от реальных транспортных задач.

Езда в одноместном экипаже или экипаже с вынесенным вперёд сиденьем кучера — правостороннее. Чтобы разъехаться, нужно потянуть вожжи более сильной правой рукой.

Езда с форейтором — правостороннее. Форейтор (кучер, управляющий упряжкой, сидя на одной из лошадей) всегда сидит на левой лошади — это облегчает посадку-слезание, и позволяет управлять правой рукой.

Езда в многоместном экипаже — левостороннее. Находясь на правой стороне, кучер не заденет пассажира хлыстом. Для экстренного разъезда можно ударить коней по правой стороне.

Большинство историков рассматривают только методы разъезда воинов, что не совсем верно — ни в одной стране воины не были большинством. Поэтому воины могли разъезжаться, например, по левой стороне, в то время как народ при разъезде придерживался правой стороны.

На Красной площади 9 мая два открытых автомобиля ЗИЛ ездят в левостороннем движении.

История

По какой стороне ездили в древней Греции, Ассирии и т. д., достоверно неизвестно (как сказано выше, правила разъезда воинов не являются решающим аргументом). Существуют лишь доказательства того, что римляне ездили по левой стороне[4][3]. Около 1998 года в районе Суиндона (Великобритания) была найдена римская каменоломня, в которой левая (от каменоломни) колея была разбита намного сильнее. Также на одном из выпусков римского денария, датированного 50 г до н. э. — 50 г н. э., изображены два всадника, разъезжающихся по левой стороне[3].

После того, как перестали ездить по дорогам с оружием и подозревать в каждом врага, на дорогах стихийно стало складываться правостороннее движение, что было главным образом связано с физиологией человека, существенной разницей по силе и ловкости разных рук в приёмах управления тяжёлыми конными экипажами, запряженными несколькими лошадьми. Сказалась особенность человека, что большинство людей правши. При разъезде на узкой дороге легче было направлять экипаж вправо на обочину или край дороги, натягивая правой, то есть самой сильной рукой, вожжи, придерживая лошадей. Вероятно, именно по этой простой причине и возникла сначала традиция, а потом и норма разъезда на дорогах. Это норма в конце концов закрепилась как норма правостороннего движения.

В России еще в средние времена правило правостороннего движения сложилось стихийно и соблюдалось как естественное поведение человека. Датский посланник при Петре I Юст Юль в 1709 г. писал, что «в России повсюду в обычае, чтобы повозки и сани, встречаясь друг с другом, разъезжались, держась правой стороны». В 1752 году русская императрица Елизавета Петровна издала указ о введении на улицах российских городов правостороннего движения для карет и извозчиков.

На Западе первый закон, регламентирующий лево- или правостороннее движение — английский билль 1756 г., согласно которому движение по Лондонскому мосту должно было быть по левой стороне. За нарушение этого правила предусматривался внушительный штраф — фунт серебра. А через 20 лет в Англии был издан исторический «Дорожный акт», который вводил на всех дорогах страны левостороннее движение. Такое же левостороннее движение было принято и на железной дороге. В 1830 г. на первой железнодорожной линии Манчестер-Ливерпуль движение было левосторонним.

Есть и другая теория появления изначально левостороннего движения. Некоторые историки предполагают, что с левой стороны было удобнее ехать во времена, когда появились конные упряжки, где кучеры сидели наверху. Так вот, когда они погоняют коней, то кнут кучера-правши мог случайно попасть по прохожим, которые шли по тротуару. Именно поэтому конные экипажи чаще ехали слева.

Великобританию считают главной «виновницей» «левизны», которая затем повлияла на многие страны мира. По одной версии, такой же порядок на своих дорогах она привнесла из морских правил, т.е на море встречное судно пропускало другое, которое приближалось справа.

Влияние Великобритании сказалось на порядке движения в её колониях, поэтому, в частности, в таких странах, как Индия, Пакистан, Австралия, было принято левостороннее движение транспортных средств. В 1859 г. посол королевы Виктории сэр Р. Алкок убедил власти Токио также принять левостороннее движение.

Правостороннее движение часто связывают с Францией, с её влиянием на многие другие страны. Во времена Великой Французской революции 1789 г. в декрете, изданном в Париже, предписывалось двигаться по «простонародной» правой стороне. Чуть позже Наполеон закрепил это положение, приказав военным держаться правой стороны, дабы всякий, повстречавший французскую армию, уступал ей дорогу. Дальше такой порядок движения, как это ни странно, был связан с большой политикой в начале XIX столетия. Те, кто поддерживал Наполеона — Голландия, Швейцария, Германия, Италия, Польша, Испания. С другой стороны те, кто противостоял наполеоновской армии: Британия, Австро-Венгрия, Португалия — оказались «левыми». Влияние Франции было так велико, что повлияло на многие страны Европы, и они перешли на правостороннее движение. Однако в Англии, в Португалии, Швеции и некоторых других странах движение осталось левосторонним. В Австрии сложилось вообще любопытное положение. В части провинций движение было левосторонним, а по другим правосторонним. И лишь после аншлюса в 1930-х годах Германией, вся страна перешла на правостороннее.

Вначале левостороннее движение было и в США. Но, наверное, свободолюбие американцев выразилось в отличии от англичан поступить наоборот. Считается, что «убедил» американцев перейти на правостороннее движение француз-генерал Мари-Жозеф Лафайет, который внёс значительный вклад в борьбу за независимость от британской короны. В то же время Канада вплоть до 20-х годов двадцатого столетия сохраняла левостороннее движение.

В разное время во многих странах было принято левостороннее движение, но они перешли на новые правила. Например, из-за соседства со странами, бывшими французскими колониями, имеющими правостороннее движение, правила сменили бывшие британские колонии в Африке. В Чехословакии (раньше входила в Австро-Венгерскую империю) левостороннее движение было сохранено вплоть до 1938 года. КНДР и Южная Корея поменяли левостороннее движение на правостороннее в 1946 году, после окончания японской оккупации.

Одной из последних стран, перешедших с левостороннего движения на правостороннее, была Швеция. Это произошло в 1967 году. Подготовка к реформе началась еще в 1963 году, когда шведский парламент образовал Государственную комиссию по переходу на правостороннее движение, которая должна была разработать и провести в жизнь комплекс мер для обеспечения такого перехода. 3 сентября 1967 года в 4:50 утра все транспортные средства должны были остановиться, сменить сторону дороги и продолжить движение в 5:00. На первое время после перехода был установлен специальный режим ограничения скорости.

После появления автомобилей в Европе творилась настоящая чехарда. Большая часть стран ездила по правой стороне — этот обычай был навязан еще со времен Наполеона. Однако в Англии, Швеции и даже одной части Австро-Венгрии царило левостороннее движение. А в Италии в разных городах вообще были разные правила!

Что касается расположения руля, то он на первых машинах в большинстве случаев находился с «неправильной» для нас правой стороны. Причем вне зависимости от того, по какой стороне ездили автомобили. Это делалось для того, чтобы водитель мог лучше видеть обгоняемую машину. Кроме того, при таком расположении руля водитель мог выходить из машины прямо на тротуар, а не на проезжую часть.

Первым массовым автомобилем с «правильным» рулём был Ford T.

Страны, изменившие движение

В разное время во многих странах было принято левостороннее движение, но из-за неудобств, связанных с тем, что соседи этих стран имели правостороннее движение, перешли на правостороннее движение. Самым известным в истории стал День Н в Швеции, когда страна перешла с левостороннего движения на правостороннее.

Также сменили правый руль на левый бывшие британские колонии в Африке Сьерра-Леоне, Гамбия, Нигерия и Гана из-за соседства со странами — бывшими французскими колониями, имеющими правостороннее движение. И наоборот бывшая португальская колония Мозамбик сменила левый руль на правый, из-за соседства с бывшими британскими колониями. КНДР и Южная Корея поменяли левостороннее движение на правостороннее в 1946 году, после окончания японской оккупации.

Страны с левосторонним движением

Смена стороны на границах

Особые случаи

Багамские острова

Исторически сложилось так, что на Багамах левостороннее движение, но большинство машин ездят по островам с левым рулём из-за близости США, откуда постоянно ввозятся такие машины.

Россия — Восток

В России на Востоке сложилась противоположная ситуация. Большинство машин ездят с правым рулём при правостороннем движении из-за близости к Японии, откуда эти машины ввозятся.

Различие в конструкции автомобилей

Основное отличие, конечно же — расположение водительского места. Но не единственное.

Присущее леворульным машинам расположение педалей «сцепление — тормоз — газ» стало стандартом. Тем не менее, до войны положение педалей на праворульных машинах варьировалось. До вторжения Гитлера Чехословакия имела левостороннее движение, и на старых чешских машинах педали располагались «сцепление — газ — тормоз».

Рычаг переключения передач всегда расположен на центральной консоли автомобиля (люди, пересаживающиеся с леворульной машины на праворульную, основной трудностью считают переключение левой рукой). Порядок передач не различается — и на леворульных, и на праворульных машинах низшие передачи находятся слева.

Указатель поворотов обычно находится слева (за исключением австралийских, японских и старых британских автомобилей). Кроме того, приборы в салоне обычно рассчитаны на удобный доступ со стороны водителя. Например, в праворульных машинах катушка громкости на магнитоле расположена справа, а в леворульных — слева.

Расположение бензобака не связано со стороной движения — он может быть с любой стороны. Это сделано для равномерного заполнения очередей на заправочных станциях.

Независимо от положения водительского места, фары регулируют так, чтобы свет был направлен немного в сторону обочины — чтобы не слепить встречных водителей.

Впрочем, Венская конвенция по дорожному движению говорит, что временно въезжающий в страну автомобиль должен соответствовать техническим нормам той страны, в которой он зарегистрирован.

Прочие виды транспорта

Самолёты

На первых самолётах был ротационный двигатель — «звезда» двигателя вращается вместе с пропеллером, а смесь топлива и масла поступает в двигатель через полый неподвижный коленвал. Это обеспечивало двигателям «запас прочности» при несовершенной системе зажигания: если, например, зажигание срабатывает слишком рано (на фазе сжатия), картер играет роль маховика, и мотор не останавливается. Из-за большой массы двигателя такие самолёты по-разному поворачивают налево и направо. Обычно применяли правый винт, вращавшийся по часовой стрелке (если смотреть со стороны пилота), и повороты налево самолёт выполнял легче. Поэтому большинство авиационных манёвров было основано на левых поворотах, а значит — левое сиденье главного пилота.

В 20—30 годы лётчики (уже мирные) использовали для навигации имеющиеся дороги (а там, где их не было, например, в пустыне — на оживлённых маршрутах проводили борозды). Совершенствование систем зажигания привело к тому, что в авиации стали применяться исключительно звездообразные и двухрядные двигатели — им практически безразлично, в какую сторону поворачивать. Самолёты (с устоявшимся левым сиденьем) для разъезда поворачивали направо, что и привело к правостороннему авиационному движению с левым сиденьем.

Вертолёты и суда

Практически везде (кроме внутренних рек) применяется правостороннее движение с правым сиденьем. Это позволяет видеть движение по правому борту (которое надо пропускать).

Сиденье главного пилота на единственном серийном винтокрыле V-22 Osprey справа, «по-вертолётному».

Железная дорога и метро

Пионером железнодорожного транспорта является Великобритания, навязавшая многим странам (Франция, Израиль, Россия) левостороннее железнодорожное движение. Позднее Россия перешла на правостороннее, но и сейчас часть старых российских линий левосторонние. В Германии же железнодорожное движение исторически правосторонее. Поэтому в Эльзасе-Лотарингии (до Первой мировой войны принадлежавших Германии) поезда до сих пор ездят по правой стороне.

Евротоннель состоит из двух железнодорожных туннелей и одного сервисного, поезда ходят по левому туннелю.

Сиденье машиниста (на правосторонних линиях) при управлении в одно лицо справа, это позволяет лучше видеть сигнализацию и посадку пассажиров. Если у машиниста есть помощник, обязанности слежения за сигнализацией и посадкой выполняет он, и сидит соответственно — справа, а машинист — слева. На советских и российских поездах метро, начиная с 81-717/714, место машиниста — в центре.

Часто встречаются (но не в России) левосторонние трамвайные линии — для того, чтобы обычные трамваи с правыми дверьми могли ходить на линиях с островными платформами.

Примечания

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Почему руль левый? » Русский Клуб г.Тампере


На отечественных автомобилях руль раньше был правым. Те из вас, кому довелось побывать в Москве в Политехническом музее, наверняка запомнили старинный российский Руссо-Балт модели К-12/20. Этот черный автомобиль, с красными кожаными сиденьями и позолоченной надписью Руссо-Балтъ на облицовке радиатора не мог бы оставить вас равнодушными.

Я-3 – первый отечественный автомобиль с левым рулём

Но нельзя было не обратить внимания и на то, что руль у этой машины находится справа. А что, в Российской империи было левостороннее движение?, – спрашивали вы себя.

Нет, левостороннего движения в России никогда не существовало. Более того, указом императрицы Елизаветы Петровны от 5 февраля 1752 года всё движение в Российской империи должно было быть только правосторонним. А два года спустя за ним последовал аналогичный указ петербургского генерал-губернатора.

Но почему же руль был тогда справа? – спросите вы.

Дело в том, что правый руль и правостороннее движение сосуществовали в большинстве европейских стран аж до окончания второй мировой войны, а до 1932 года все производившиеся в России, а потом и в СССР автомобили тоже были с правым рулем. При этом рычаги коробки передач и ручного тормоза чаще всего монтировались справа от водителя. Располагались они либо снаружи автомобиля, и водитель управлял ими, высунув в окно правую руку, либо между водительским сиденьем и правой дверью. Расположение органов управления справа считалось более безопасным, так как, во-первых, при встречном столкновении больше страдает левая сторона, а, во-вторых, такое расположение органов управления избавляло водителя от необходимости выходить при остановке на проезжую часть и подвергаться риску быть сбитым едущим следом автомобилем.

Форд Т – первый в мире серийный леворульный автомобиль.

Почему же тогда руль стал левым? Спросить об этом следовало бы виднейшего американского автоконструктора и организатора автомобильной промышленности Генри Форда. Пионером леворульности стала модель Форд Т, продержавшаяся на конвейере с 1907 по 1927 год. В Политехническом музее она тоже есть – прямо напротив Руссо-Балта. До нее даже в Америке все автомобили тоже были с правым рулем.

Праворульные Жигули

Форд впервые позаботился не о водителе, а о пассажире. В Европе какой-нибудь граф или барон всегда сидел сзади, а сесть рядом с шофером было для него несовместимо с понятием чести. Никто всерьез не думал о том, попадет ли под машину сидящий рядом с шофером дворецкий, выбежавший за сигарами для хозяина. В Америке же ни лордов, ни графов, ни баронов отродясь не водилось, а Форд Т, стоил 998 долларов. Правда, надо отметить, что это были доллары образца 1873 года, каждый из которых в то время был приравнен к 1,50463 граммам чистого золота. Но все равно купить Форд Т, мог человек среднего достатка. А человек среднего достатка не возил барина, а ехал с приятелем или с подругой. Пассажир сидел рядом и вел с водителем непринужденную беседу, пытаясь перекричать трескотню мотора. Время от времени он мог выходить, чтобы купить Нью-Йорк Таймс или Вашингтон Пост.

Именно в расчете на часто выходящего пассажира и расположил Форд руль с левой стороны Форда Т,. А чтобы водителю не переключать передачи левой рукой, Форд расположил рычаг переключения передач не снаружи машины, а на рулевой колонке. Такая система переключения передач существовала и на многих советских машинах. Например, на ГАЗ-21. На Москвичах эта система продержалась до 408-й модели и была похоронена только с переходом на 412-ю.

Почему же левый руль появился в СССР? Первым советским автомобилем, получившим левый руль, стал Я-3. Однако все остальные отечественные автомобили продолжали выпускаться с правым рулём. Лишь после того, как в 1932 году в городе Горьком был пущен Горьковский автозавод, где первоначально выпускалась легковушка ГАЗ-А, и грузовик ГАЗ-АА, в народе прозванный полуторкой, Совет Народных Комиссаров решил внедрить левый руль также и на московском ЗиСе, и на ярославском ЯАЗе, чтобы не было разнобоя.

О преимуществах левого руля при обзоре дороги заговорили лишь в 1936 году, когда проблемы уже не существовало. А в марте 1937 года вышел приказ наркома внутренних дел Ежова о запрете эксплуатации праворульных автомобилей в городах. Приказ был направлен против последних частных автовладельцев, у которых сохранились автомобили, купленные до революции или во время НЭПа. С тех пор правый руль в СССР остался только на тракторах.

В Европе же продолжали делать машины с правым рулем. Их выпускали помимо левосторонней Англии и правосторонняя Франция, и правосторонняя Италия, и правосторонняя Чехословакия. И только одна Германия, оценив новшество Форда, стала ставить руль слева. Но на большинстве немецких машин рычаг переключения передач был не на рулевой колонке, а между водительским и пассажирским местом. Хотя были и модели с переключением передач по-американски. Франция же переходила на левый руль постепенно, и на одном заводе могла одновременно выпускаться и старая праворулька, и новая леворулька.

Конец правому рулю пришел в Европе вместе с концом второй мировой. Вся Европа была наводнена американскими автомобилями, и быстро оправившиеся от послевоенной разрухи итальянцы тоже перешли на левый руль. Чехи же перешли на него еще во время немецкой оккупации. Послевоенная Англия, в которой тоже было много машин с левым рулем – как импортных американских, так и трофейных немецких – тем не менее, не отказалась от правого руля ввиду сохранения левостороннего движения. Автомобили с левым рулем бегали по ее дорогам до полной выработки моторесурса и через полтора десятилетия оказались на либо на свалках, либо в коллекциях. В дальнейшем экспотртёры делали специально для англичан и жителей стран Британского содружества праворульные варианты своих моделей. Многим знакомы реэкспортные праворульные Жигули. А были и праворульная Волга, и праворульный Москвич.

Последний, правда, экспортировался главным образом в африканские страны, а один из них я лично повстречал в Индии. Однако несколько тысяч праворульных Побед поездили по дорогам самой Англии еще в 50-х годах. Единственной страной с правосторонним движением, продолжающей впускать для внутреннего рынка автомобили с правым расположением органов управления, до 1962 года оставалась незатронутая войной Швеция. Просто, количество леворульных иномарок в этой стране превысило к этому времени количество родных Вольво и Саабов, и шведы решили не диссонировать со всей Европой.

С тех пор правый руль остался лишь в странах с левосторонним движением – в Великобритании и ее бывших колониях, таких, как например, Индия и Австралия. Из тех стран, которые никогда не были английскими колониями, левостороннее движение сохраняется в Японии, Таиланде и Суринаме. Некоторые английские колонии также отказались от левостороннего движения. В качестве такого примера можно привести Канаду.

tampereclub.ru

Объективно о правом руле глазами московского леворульного водителя. — DRIVE2

Как некоторые заметили, я купил себе вторую машину, и что примечательно: она праворукая, а я езжу на ней по Москве и праворуких машин до этого у меня не только не было, но я их и не пробовал водить, только ездил пассажиром. Поэтому в первую очередь хочу написать своё мнение на эту тему для тех, кто живёт в «леворуких» областях нашей необъятной родины и иногда засматривается на машинки из страны восходящего солнца.

Когда имеет смысл покупать правый руль?
Я нашёл следующие смыслы покупки правого руля:
1) Близкое к идеальному состояние безпробежной машины.
Когда я смотрел свою машину на подъёмнике перед покупкой, я был поражен её состоянием! Такое ощущение что на ней ездили 3 года и 60ткм по ровному кольцу, а не в реальных условиях. Она просто как новая снизу.
2) Отличная комплектация, которую зачастую невозможно встретить в машинах такого класса с левым рулем
Климат с ионизатором, камеры заднего вида, складывающиеся зеркала, отличная силовая установка, отличная музыка, доступ без ключа, качественный и не бюджетный салон и многое другое в машине B класса за 430000р. По-моему это очень неплохо.
3) Отсутствие аналогов с левым рулём.
Если жить в европейской части России, то наверное нет никакого смысла покупать какую-нибудь Ниссан Тиану с правым рулем, т.к. можно найти и с левым. НО где с левым рулем такие машины как Honda Stepwgn, Toyota Voxy, Isis, Porte, bB, Mazda Bongo, Nissan Serena, Cube? Ну вот, например, Cube и bB есть американские с левым рулем, но ведь они безнадежно испорчены! Где диван спереди и ручка КПП на руле? Без этого весь смысл покупки этих машин теряется.

Всякие размышления на тему «японцы делают для себя лучше чем для других» считаю больше легендами и к объективным плюсам покупки правого руля не отношу.

«Это не престижно!»
Я это вижу так: престижно — это покупать автомобиль бизнес-класса новым. И мне как минимум смешно, когда мне человек купивший б/у 3-х летнюю бмв рассказывает о престиже))) Престиж перед кем? Перед другими участниками движения? Ну да, наверно кто-то из них подумает что ты купил её с новья. Только какое до них дело? А друзья, родственники, знакомые? А ни ведь знают что твоя машина б/у, купленная в кредит, какой тут престиж?
Покупка всяких новых минивенов, эконом класс(гольф, А, В), б/у машин – это всё априори не имеет отношения к престижу и в первую очередь несет чисто практический смысл. Про престиж можно забыть и не вспоминать до тех пор, пока не будете зарабатывать соответственно.

Как же всё-таки на нём ездить?
Здесь постараюсь быть максимально объективным.
Если ВЫ:
— водитель со стажем более 50ткм по городу
— водитель имевший опыт езды на авто разных моделей и конструкций.
— Вы не боитесь ездить в городе и комфортно себя чувствуете за рулём.
То у Вас не будет проблем при «пересаживании» на правый руль. Лично я привык за 50км доехав с юга Москвы на север.

В остальном:
— Главную сложность представляет расположение подрулевых переключателей. Причём если есть ещё леворукая машина, на которой приходится ездить, то путать подрулевые начинаешь и на ней тоже. Я нашел такой способ привыкать: держу руку на подлокотнике, управление осуществляю одной рукой у бокового стекла))
— В городе принципиальной разницы между правым рулём и левым – нет. Все недостатки в обзоре левого руля превращаются в достоинства у правого руля и наоборот. Так, например, перестроение вправо на правом руле выполнять гораздо комфортнее, чем с левым, а перестроения влево – наоборот.
— Облегчается параллельная парковка.
— Если много ездите один по городу, то водительская дверь справа оказывается удобнее, чем слева. Но за «левыми» пассажирами приходится следить вдвойне!
— На трассе приходится оставлять бОльшую дистанцию перед обгоном с использованием встречной полосы. Проблема неплохо решается обгонными зеркалами или камерой.
— Фары требуют перенастройки, т.к. вместо обочины подсвечивают встречку на ближнем свете. Встречку это не слепит, но ГТО не пройти.
— Не очень легко при заднем ходе привыкнуть поворачивать голову в нужную сторону и понимать что там видно. Я конечно редко это делаю, т.к. езжу всегда по зеркалам, но иногда привычный поворот головы вправо вводит в ступор:-)

Резюме:
Правый руль имеет смысл покупать и эксплуатировать если вы опытный водитель и вам очень нравится машина, у которой нет полноценных леворуких аналогов. А так же: можно смело брать праворукую машину в качестве второй для хобби, например: джипы, минивэны и микроавтобусы для путешествий – определенно в этом есть смысл.

www.drive2.com

Правый или левый руль? Проблема выбора

Допустим, вам предлагают купить по очень привлекательной цене японский джип. Вы точно знаете, что за такие деньги американский аналог приобрести нереально и вам рассказывали, что качество японских автомобилей, даже побывавших в эксплуатации на родных островах, остаётся отличным. И вы уже готовы совершить сделку… Но пугает одно — правый руль.

Привыкание к правому рулю

Обычно занимает 2-3 дня. Если у вас водительский стаж небольшой, то и того меньше — моторная память не сильно отвлекает. В первый день вы ещё будете вместо рычага коробки тыкаться рукой в дверь и включать вместо поворотников дворники. Но потом руки привыкнут.

Если вы рассматриваете праворульный автомобиль с автоматической коробкой передач, то времени на привыкание потребуется и того меньше.

Небольшой стресс возможен у ваших пассажиров, которые ранее не сидели в праворульных автомобилях. При движении в левой полосе, быстро пролетающие встречные автомобили первое время будут пугать пассажира слева от вас.

Автопарк Дальнего Востока на 80% состоит из праворульных автомобилей. И часто бывает так, что водитель, отработав смену на отечественном грузовике, с работы едет на «японке».  И всё нормально. Так что пара неделек осторожной езды — и для вас не будет никакой разницы, с какой стороны у машины руль.

Достоинства и недостатки правого руля

Плюсы:

  • Выходите из машины на тротуар, а не на проезжую часть.
  • Проще парковаться в узких местах. Вы видите, куда ставите машину.
  • Большая безопасность для водителя при столкновении.
  • Стоимость праворульных авто ниже.

Минус:

  • При обгоне на узкой дороге не видно встречную полосу. Есть ещё ряд ситуаций, когда правое расположение руля мешает совершать маневры по дороге.
  • Необходимо время, чтобы привыкнуть к другому расположению органов управления автомобилем.
  • На праворульном авто необходимо переделывать оптику под правостороннее движение.

Есть мнение что, в городе, где подавляющее большинство автомобилей с левым рулём, ездить на праворульной иномарке некомфортно. Но это больше вопрос опыта и личных качеств водителя, нежели достоинств и недостатков расположения руля. Полномасштабных исследований никто не проводил, противники и сторонники есть и у правых, и у левых рулей.

Фары и правостороннее движение

Свет у автомобилей с правым рулём настроен на левостороннее движение, он освещает больше обочину и не слепит встречных водителей. Ездить с таким образом настроенным светом по нашим дорогам просто опасно, вы будете ослеплять автомобили встречного потока, а обочина и тратуар будут наоборот не освещены. Поэтому, если вы решили эксплуатировать японский автомобиль на наших дорогах, обязательно обратитесь в сервис техобслуживания для проверки и корректировки света фар.

Можно ли переставить руль?

Переставить руль можно, это не запрещается ПДД. В Москве даже некоторые технические центры предоставляют подобные услуги, стоимость которых 3-5 тыс. долларов.

Но большого смысла в этом нет. Перестановка руля — это сложнейший процесс, который повлечёт за собой изменение конструкции автомобиля. Обслуживать потом такой автомобиль или продать его будет очень сложно.

26 августа, Андрей Розумчук

spokoino.ru

Автор: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *