Как правильно устанавливать метки ГРМ
Большинство автомобилистов знают, что газораспределительный механизм бензиновых и дизельных моторов представляет собой довольно-таки важный узел автомобиля. В силу специфики работы ГРМ имеет ряд типичных поломок, основной из которых по праву считается замена привода, соединяющего коленвал и распредвал. На многих машинах он выполнен ремнём из качественной резины, менять который необходимо каждые 50-60 000 километров, но и цепной привод также имеет место быть и иногда требует освежения. Особых сложностей процедура замены не имеет, однако выставление установочных меток ГРМ нередко вызывает у автомобилистов некоторые проблемы. Дабы подобных не возникло у читателей нашего ресурса, в сегодняшней статье обратим внимание на порядок выставления меток ГРМ, особенности этого процесса и его сущность. Готовы? Тогда внимательно читайте представленный ниже материал.
Процедура выставления меток
Прежде чем рассматривать установку меток ГРМ, крайне важно понять одну простую вещь – зачем требуется данная процедура. Для этого нужно обратиться к устройству механизма и принципам его работы. В первую очередь, отметим, что двигатель практически всех автомобилей работает в 4 такта, из которых есть два интересных именно для нас. Если говорить точнее, то речь идёт о впуске топлива в цилиндры и выпуске отработавших газов, совместно называемые газораспределением.
Суть газораспределения крайне проста – исключать одновременный впуск горючей смеси в цилиндры и выпуск из таковых газов. Любое нарушение в работе газораспределительного механизма не просто нарушает процесс распределения, но и провоцирует совместную работу совершенно несовместимых элементов двигателя. Так, обыкновенный обрыв цепи ГРМ или ременного привода способен столкнуть открытые клапана и поршни, что вызовет неизбежную порчу первых.
Для того чтобы в момент первого запуска после установки или ремонта ГРМ устройство работало чётко и с правильным газораспределением, валы мотора должны стартовать из правильных положений. Именно для регулировки такового и нужны специальные метки, выставлению которых посвящена сегодняшняя статья. Важно понимать, что неправильная установка меток может как спровоцировать нерабочее состояние двигателя, так и вывести его из строя. Учитывая эти нюансы работы ГРМ, крайне важно знать, когда нужно выставление валов, и как осуществить его грамотно.
Когда требуется установка меток ГРМ
Исходя из вышесказанного, не констатировать важность выверенного выставления меток ГРМ просто невозможно. Проведение данной процедуры – повторимся, процедура несложная, но требующая некоторых знаний. Особенно важно понимать то, в каких ситуациях установка меток ГРМ будет реально требоваться мотору, а при каких обстоятельствах она будет бессмысленна.
Говоря в общих чертах, можно выделить две основные причины, провоцирующие необходимость выставления меток:
- Первая – полная замена ГРМ. Установив новый механизм в конструкцию мотора, естественно, выставить валы в нужное положение придётся, ибо в ином случае двигатель работать не сможет;
- Вторая – ремонт газораспределительного механизма, связанный с его полным или частичным разбором. Как правило, устанавливаются метки при замене ремня ГРМ, но и ремонт механизма иного характера также обусловит подобную необходимость.
Помимо этого, положение валов мотора желательно проверять с определенной периодичностью. В силу некоторых причин их расположение относительно иных элементов ГРМ может меняться. Подобные обстоятельства также требуют от хозяина транспортного средства грамотной регулировки механизма.
Примечание! Мнение о том, что схема меток ГРМ на цепных узлах, и ременных различна – неверное. Расположение валов совершенно не зависит от типа используемых газораспределителей.
Процедура выставления меток
Допустим, особенности вашего случая предполагают необходимость выставления меток ГРМ. Что потребуется делать? В первую очередь, подготовить некоторый инструмент. Если быть точнее, то речь идёт о следующем инструментарии:
- гаечный ключ 10-ой размерности;
- плоская отвёртка;
- домкрат.
Отметим, что представленные выше инструменты необходимы только для регулировки положения валов мотора, а соответственно – выставления меток. Для разбора газораспределительного механизма и проведения его ремонта инструментарий определяется исходя из специфики конструкции ремонтируемого автомобиля и имеющейся поломки.
Выставляются же метки ремня ГРМ следующим образом:
- Первочерёдно отключаем АКБ и организовываем доступ к механизму;
- Затем при помощи домкрата слегка отрываем правое переднее колесо от земли;
- После этого находим распредвал и коленвал. Говоря проще, это самые большие шестерни, соединяемые цепью ГРМ или ремнем;
- Валы найдены? Самое время задаться вопросом о том, как выставить метки ГРМ. Для этого нам необходимо:
- Найти на шкиве вала риску;
- Найти метку на блоке двигателя;
- Путём вращения переднего колеса совместить оба указателя;
- Снять заглушку маховика коленвала и проверить, совпала ли его метка с меткой на корпусе блока двигателя;
- Если нет – то крутим колеса до тех пор, пока риски шкива и блока двигателя снова не совпадут. В ином случае никаких действий не предпринимаем.
Более точно визуализируют данный процесс следующие изображения;
- Завершив выставление валов, собираем конструкцию автомобиля в первоначальный вид. Перед этим не забудьте лишний раз проверить метки на правильность расположения, чтобы потом не потребовалось заново всё разбирать.
Важно! Представленный выше способ проводится исключительно при натянутом ремне ГРМ. Если после длительного кручения валов, метки так и не совпали, необходимо снять ремень и по аналогии с описанным выше способом выставить метки отдельно на коленвале и отдельно на распредвале.
Что делать при отсутствии меток
Анализируя вопросы пользователей сети относительно регулировки газораспределительного механизма, наш ресурс выявил, что часть из них интересует это – «Как выставить ГРМ без меток?». Удивительно, но в данный момент встречаются и такие модели автомобилей, мотор которых соответствующих рисок не имеет.
В такой ситуации паниковать не стоит, так как поставить валы в нужное положение получиться и без меток. Для этого необходимо:
- Первочередно подготовить тот же инструментарий, что описан выше, дополнив его ровной жёсткой проволокой длиной в 40-50 см;
- Затем поддомкратить правое переднее колесо;
- После этого открутить одну из свечей зажигания и провести выставление ГРМ, а именно сделать следующее:
- Тщательно прочистите проволоку;
- Аккуратно вставьте её в свечное отверстие;
- Нащупать поршень, уперевшись в его «головку»;
- Вращайте правое переднее колесо до тех пор, пока не получится определить то, в каком месте поршень принимает своё верхнее положение;
- В итоге, оставьте поршень именно в этом положении.
- Проведя описанные выше манипуляции и найдя, так называемую, верхнюю мёртвую точку поршня, можно собрать автомобиль в первоначальное состояние и не беспокоиться о неправильной работе ГРМ.
В целом, особых сложностей в понимании того, как правильно выставить и проверить метки ГРМ современного автомобиля, нет. Надеемся, сегодняшняя статья помогла ответить на все ваши вопросы. Удачи в эксплуатации и обслуживании авто!
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Газораспределительный механизм – это один из важнейших узлов автомобиля. Средний промежуток замены ремня составляет 50-60 тысяч километров. При его замене необходимо правильно произвести установку меток ГРМ. Все нюансы и особенности процесса описаны в этой статье. И помните: неправильно выставленные метки приведут к сбою в работе Вашей машины и дорогостоящему ремонту.
Для чего необходимо правильно выставить метки
Для правильной работы газораспределительного механизма автомобиля необходимо, чтобы закрытие и открытие клапанов происходило в строго определённой последовательности. Малейшая неточность работы распредвала и коленвала приводит к тому, что процесс газообмена в цилиндрах нарушается, и двигатель перестаёт работать в правильном режиме.
Ремень ГРМ – это резинотехническая деталь, которая в процессе эксплуатации может изнашиваться, растрескиваться, рваться и т. д. Поэтому необходимо производить своевременную замену элемента.
В процессе установки нового следует правильно выставить метки. Это необходимо для того, чтобы с первых секунд запуска двигатель работал корректно. При неправильной установке могут возникнуть серьёзные проблемы, вплоть до поломки двигателя.
Инструменты, которые необходимы для работы
Установка меток – непростой процесс и при неправильном подходе Вы рискуете потратить много времени на установку детали. И это не самое страшное. Бывают случаи, когда нерадивые водители ломали двигатель и другие механизмы авто.
Прежде всего, запаситесь необходимым инструментом:
- Торцевая головка.
- Домкрат, чтобы приподнять автомобиль.
- Ключи № 17 или 19 – зависит от того какой у вас автомобиль.
Совет: лучше чтобы у вас были все диаметры ключей начиная с №10.
Большая отвёртка с плоским наконечником.
Выставление меток
До начала работ необходимо понимать, что важно, чтобы во время процесса по замене ремня ГРМ заранее выставленные риски не сбились
. В противном случае Вам придётся углубиться в настройки и потратить не один час на установку детали.В процессе установки ГРМ ремня важно выставить поршни таким образом, чтобы в первом цилиндре поршень находился в самой верхней точке первого цилиндра. В этом положении поршень находится в максимальном удалении от коленчатого вала. Именно в таком положении находится двигатель при правильно выставленных метках. В этом положении и надо менять ремень ГРМ.
Количество меток, а также их расположение может отличаться в зависимости от Вашего типа двигателя.
Можно выделить следующие метки:
- Метка на маховике.
- Метка на шкиве.
- Метка распредвала (две на 16 клапанном двигателе).
Все они должны совпадать перед заменой ремня грм. Для того чтобы выставить правильное положение проверните коленчатый вал за болт крепления к нему шкива. Обращаем внимание: прокручивать за шкив распредвала запрещено.
После того как Вы выставили ВМТ замените ремень, затяните натяжитель.
В конце работ по установке ремня прокрутите коленвал несколько оборотов, проверьте не сбились ли риски. При необходимости повторите регулировку.
Замена ремня ГРМ без меток
В некоторых случаях необходимо произвести установку ремня при отсутствии меток.
Для этого потребуются:
- Штангенциркуль.
- Отвёртка
Первым делом снимите защитную крышку ремня, выкрутите свечи.
Рассмотрим подробно процесс замены ремня без меток на 8-ми клапанном двигателе.
- Необходимо выставить распределительный вал в перекрытие, например, удобно выбрать второй цилиндр. Для этого вам потребуется штангенциркуль и отвёртка. Медленно крутите по часовой стрелке распредвал и смотрите положение перекрытия. Для этого воспользуйтесь штангеном. Поставьте его на компенсаторы и вращайте распредвал до той точки, когда компенсаторы будут на одинаковой высоте. То есть положение у штангена должно быть прямое, а не скошенное.
- После определения перекрытия необходимо выставить ВМТ (верхнюю мёртвую точку) второго цилиндра. Вставляем отвёртку в свечной канал. Медленно вращаем двигатель, только по ходу движения двигателя, чтобы поршень поднимался вверх. В определённый момент вы почувствуете, что маховик стал легко вращаться. После этого необходимо рукой почувствовать нижнюю и верхнюю точку и выставить верхнюю.
- После настроек оденьте новый ремень, чтобы он совпал возможно потребуется немного провернуть его. А также натяните его.
- Следущая стадия — проверка установки ремня. Вращайте маховик, ищите на нём риску. Устанавливайте её в верхнее положение и проверяйте метки на распредвале. В случае если настройка произведена неточно, риски будут уезжать.
На 16-клапанном моторе (2 распредвала) установка выполняется по тому уже принципу.
Последствия неправильного выставления меток
Если метки ГРМ были выставлены неправильно, могут возникнуть тяжёлые последствия для автомобиля.
Наиболее распространённые случаи:
- Из-за сбитых фаз ГРМ клапаны могут деформироваться при работе двигателя, причём повреждения будут накапливаться.
- Произойдёт деформация клапанов – загиб. Хотя в 8-клапанном двигателе такого не произойдёт.
- Из-за деформации клапанов, головка цилиндра может быть повреждена. И как следствие выйдут из строя направляющие втулки, и на главных силовых элементах возможно появление трещин.
- Поршневой механизм может перегореть из-за неправильного расположения меток ГРМ.
- На свечах появится масляной остаток. Плюс ухудшается зажигательный момент топливной смеси.
- А также возникают другие неприятные последствия.
Как понять, что метки сбиты, симптомы
После замены ремня может возникнуть ситуация, что установка меток произошла неправильно. Как это определить рассказано ниже.
- Пропадает тяга, приёмистость.
- Автомобиль начинает медленнее разгоняться.
- Двигатель перегревается.
В завершении статьи хотим отметить, что правильно выставить меткам ГРМ сможет не каждый автовладелец. Необходимо владеть информацией о работе двигателя и его конструктивных особенностях. Если вы не хотите потратить ни один час на наладку работы механизмов, рекомендуем обратиться к специалистам.
Ременным приводом ГРМ оснащено большинство современных автомобилей. Рано или поздно ремень приходится менять. Проще, но дороже сделать это у официального дилера или в проверенном сервисе. «За рулем» рассказывает, как сэкономить, проведя работы самостоятельно.
Материалы по теме
Сегодня каждый может выбрать доступный ему способ обслуживания автомобиля, благо на рынке есть сервисы и запчасти разной ценовой категории.Хотите отремонтировать машину чужими руками, но не готовы выложить сумму, которую просит официальный дилер? Ищите проверенных неофициалов. Считаете, что оригинальные запчасти слишком дорогие? Выбирайте неоригинальные от надежных производителей.
А если хотите потратить меньше денег и располагаете временем, замените ремень ГРМ сами. Наша инструкция вам в помощь.
Материалы по теме
Мы купили комплект для замены ремня ГРМ, куда входит: он сам, ролик натяжителя ремня, прокладка и насос системы охлаждения. Для проведения работ нам понадобятся: Г-образные щипцы, ключи на 13, 15 и 19 мм; шестигранник на 6 мм; головки на 16 и 18 мм, ключ Torx на 30 мм и домкрат, чтобы приподнять мотор. Приступим! Замену ремня ГРМ мы выполним на довольно распространенном автомобиле — Skoda с 1,6-литровым двигателем мощностью 100 л.с. Основные работы будут вестись с правой стороны моторного отсека по ходу движения.Ремень ГРМ спрятан под пластиковой крышкой. Чтобы до нее добраться, придется снять верхнюю опору силового агрегата. А доступ к ней перекрыт корпусом адсорбера и бачком системы охлаждения. Соответственно, долой все, что мешает. Показывать процесс демонтажа пропустим. Сразу перейдем к моменту снятия кожуха.
Расчищаем доступ к ремню ГРМ
Подразобрав моторный отсек, мы получили прекрасный доступ к болтам крепления правой опоры силового агрегата, а также к фиксатору верхней крышки ремня ГРМ. Для снятия самой крышки поворачиваем фиксатор в положение Open с помощью шлицевой отвертки. Надавливаем — и фиксатор отстегивается. Их два — спереди и сзади, отстегнув оба, снимаем крышку.
Теперь снимем ремень привода вспомогательных агрегатов. Для этого ключом «на 15» ослабляем натяжение ремня. Выводим ремень и возвращаем натяжитель в исходное положение. Сняв ремень, проверяем его на наличие трещин, для чего выворачиваем наружу и нагружаем. Даже при малейших подозрениях на трещины меняем ремень привода вспомогательных агрегатов без лишних раздумий. У нас он в хорошем состоянии.
Совмещаем метки
Следующий важный этап работ — совмещение меток. Для этого нужен доступ к шкиву коленвала, а значит, придется снять правое переднее колесо, нижний грязеотражающий щиток и правую боковую защиту. Благополучно «расчистив» путь к шкиву коленвала, начинаем вращать его за болт ключом на 19, совмещая метки. Контролируем процесс по метке распредвала. Теперь можно открутить болты крепления шкива. Для этого удерживаем болт его крепления ключом на 19, а шестигранником «на 6» отворачиваем все четыре болта крепления, фланца.
Сняв шкив коленчатого вала, убираем нижнюю защитную крышку ремня ГРМ, которая, кстати, не пластиковая, как верхняя, а стальная. Ключом Torx «на 30» отворачиваем пять болтов крепления крышки. Остановимся еще раз на совмещении меток: та, что на шкиве, должна оказаться напротив той, что на крышке.
Домкратим двигатель
Последнее препятствие на пути к ремню — правая опора двигателя. Чтобы ее снять, мы с помощью домкрата приподнимаем двигатель, и только после этого головкой «на 18» отворачиваем болты крепления верхней опоры. Затем головкой «на 16» — два соседних болта, с помощью которых опора крепится уже к кузову автомобиля. Сняв часть опоры, получаем доступ к болтам крепления оставшейся части непосредственно к двигателю. Их три: два сверху и один снизу. Откручиваем все болты головкой «на 16».
Снимаем ремень ГРМ
Материалы по теме
Наконец-то, нам ничего не мешает поменять ремень ГРМ. Ослабляем гайку крепления натяжного ролика ключом «на 13», снимаем ремень и ролик. Так как еще задействован насос системы охлаждения, его обязательно следует проверить. При подозрениях на неполадки в его работе, при выявлении люфта или следов подтекания антифриза насос нужно поменять обязательно. Не воспользоваться случаем, проделав такую работу, было бы просто неразумно.Отрегулировав натяжение ремня, убедимся в правильности установки меток. Для этого проворачиваем коленчатый вал на два оборота и снова проверяем положение меток. Только после этого можно считать установку ремня правильной и завершенной. Еще раз: важно убедиться, что метки совпадают и что регулировочный флажок на натяжителе находится напротив отверстия на неподвижной планке. Теперь дело за малым: осталось вернуть все снятые детали на место.
Замена ремня ГРМ — процесс, в общем, несложный, но достаточно трудоемкий и затратный по времени. Решив проводить работы самостоятельно, будьте внимательны и аккуратны, а главное, четко следуйте инструкции.
Все вопросы и предложения по серии выпусков «Техническая среда» присылайте на адрес: [email protected].
Другие выпуски «Технической среды» доступны в
Как выставить метки ГРМ: подробная инструкция
Ремень ГРМ – наиболее простой и эффективный способ синхронизации работы коленчатого и распределительного вала. Этот чрезвычайно важный элемент нуждается в периодической замене, и, несмотря на свою простоту, не может похвастаться легким монтажом. Всё дело в том, что установка нового механизма должна происходить с учетом специальных меток, которые имеют свойство сбиваться. Большинство начинающих водителей не знают, как выставить метки ГРМ на свои позиции, поэтому замена ремня часто сопровождается лишней тратой нервов. Дальше в полной мере осветим насущный вопрос.
Для чего нужен ремень ГРМ?
ГРМ достаточно сложный в конструктивном плане узел. В его основе заложен распределительный вал, находящийся в ГБЦ. С его помощью происходит толкание впускных и выпускных клапанов. Клапана в свою очередь обеспечивают подачу горючей смеси в цилиндры мотора, а также способствуют удалению газов из системы автомобиля. Работа распредвала возможна благодаря наличию в системе коленвала. Таким образом, механическое усилие от второго к первому передается с помощью приводного ремня.
Сбой в работе привода распределительного вала приведет к нарушению процесса газообмена в цилиндрах. Двигатель не сможет нормально функционировать, а это чревато серьёзными последствиями для главного силового агрегата
Ремень подвержен температурным и механическим воздействиям, вполне логично, что рано или поздно он износится. Он растягивается, на его поверхности образуются трещины, что негативно сказывается на работе всей системы. Его проскальзывание скажется на функционировании клапанов: они перестанут открываться в момент, соответствующий тактам работы мотора. Но куда опасней обрыв резинотехнического изделия. Во время обрыва бездейственным остается газораспределительный механизм, следовательно, клапана не закрываются до момента подъёма поршня, происходит удар, после которого гнутся сами клапана, образовываются дефекты на поршне.
Когда необходимо заменять ремень ГРМ и выставлять метки?
Изношенный ремень ГРМ без преувеличения можно назвать «бомбой замедленного действия». Важность этого элемента в системе автомобиля сложно переоценить. Обычно его выполняют из качественной резины, ресурс которой рассчитан на 50-60 тысяч км пробега. Но, если транспортное средство эксплуатируется в неблагоприятных условиях, интервал замены будет уже другим.
Замена ремня и помпы – процесс затратный в трудовом и финансовом плане. Но вся работа обойдется намного дешевле, чем ремонт вышедшего из строя двигателя по причине обрыва зубчатого механизма. Ни в коем случае не нужно экономить денежные средства и откладывать «на потом» плановое обслуживание автомобиля
В большинстве случае, интервал замены указан заводом-изготовителем в документации к транспортному средству. Помимо заложенного в ремень ресурса, стоит учитывать и следующие факторы, сокращающие срок эксплуатации резинотехнического элемента:
- Попадание моторного масла на поверхность ремня ГРМ
- Образование течи переднего сальника коленчатого вала
- Неисправность натяжного ролика
- Заклинивание помпы
Как видим, в системе авто может быть достаточное количество поломок, которые прямо воздействуют на срок эксплуатации ремня. Если наступил срок плановой замены, либо его ресурс был преждевременно исчерпан, недостаточно просто заменить старый механизм новым – необходимо также позаботиться о корректности монтажа. Чтобы успешно проделать всю работу, достаточно вооружиться необходимым инструментом, и знать, как выставить ремень по меткам.
Самостоятельно выставляем ремень ГРМ
Процесс самостоятельного выставления меток не так уж и сложен, но требует некоторых углубленных познаний. Кроме всего прочего, периодически необходимо проверять положение валов, так как они имеют свойство менять свое расположение относительно других элементов ГРМ по различным причинам. В следующих двух ситуациях выставлять метки приходится практически каждый раз:
- Во время полной замены ремня ГРМ: валы необходимо будет установить в нужное положение, в противном случае работа двигателя будет невозможна
- Во время ремонта газораспределительного механизма также требуется корректировка их положения
Также следует учитывать, что на автомобилях со спортивным распределительным валом принцип выставления приводного ремня может быть совершенно иным. Чтобы точно знать, каким образом проделывать всю работу на спортивных или тюнингованых авто, лучше всего ознакомиться с подробной информацией, которая приводится в инструкции к конкретному силовому агрегату.
Имея на руках весь необходимый инструмент, можно переходить непосредственно к проведению основной работы. Вся работа сводится к следующим действиям:
- Снимаем аккумулятор
- Поддамкрачиваем правое переднее колесо
- После чего находим распредвал и коленвал
- Затем на шкиве вала нужно обнаружить риску
- Находим метку на блоке двигателя
- Совмещаем две отметки путем проворачивания колеса
- Вращаем колесо до полного совпадения двух меток
После чего в обратной последовательности собираем всё то, что было изначально снято. Этот способ подойдет в том случае, если ремень ГРМ полностью натянут. Если же совпадение рисок не происходит, придется снимать ремень и выставлять метки отдельно на коленвале и распредвале.
Как выставить метки ГРМ на коленвале и распредвале
На многих отечественных автомобилях, в частности на ВАЗ, данная процедура предопределяет следующие действия:
- Снимаем старый ремень и устанавливаем новый натяжной ролик
- Проворачиваем шкив распредвала до совпадения его метки с меткой на блоке цилиндров
- Проворачиваем коленвал до уровня, когда метка на шкиве установится строго по вертикали
- В корректности установки можно убедиться через специальное окно с заглушкой в картере сцепления
- Вытащите заглушку, и посмотрите, риска на маховике расположена напротив планки блока цилиндров или нет? Если да, значит, работу можно считать завершенной
Если все было выполнено правильно, сначала надеваем ремень ГРМ на шкив коленчатого, а после на шкив распределительного вала. Также стоит сказать о том, что расположение валов не зависит от разновидности газораспределителя. Поэтому порядок замены цепи ГРМ во многом идентичен.
Как натянуть ремень ГРМ?
Если требуется натяжение резинотехнического элемента, то для этого просто вставьте специальный ключ или отвертку в натяжной ролик. Если на самом длинном участке ключ проворачивается на 90 градусов, значит натяжение нормальное. Неспособность ключа проворачиваться станет свидетельством того, что натяжение слишком сильное, а значит, необходимо немного ослабить. В натяжном ролике ослабляется гайка, после чего вновь проверяется уровень натяжения. Свидетельством слабого уровня натяжения станет возможность проворачивания ключа вхолостую.
Что будет, если неправильно выставить метки?
Последствия неправильно выполненной работы могут быть как незначительными, так и весьма ощутимыми. Именно по этой причине важно подойти к выполнению всей работы ответственно. Если нет должного настроя или уверенности в собственных силах – доверьте работу профессиональному автомеханику. В зависимости от марки автомобиля, могут возникнут следующие неприятности в ходе эксплуатации автомобиля:
- Сбитые фазы часто становятся причиной прогара клапанов
- Гнутся клапана на некоторых автомобилях семейства ВАЗ
- Возможно деформирование ГБЦ, выход из строя направляющих втулок, образование трещин внутри элементов
- Остаток масла на свечах зажигания
Вышеназванные последствия неправильной установки меток наблюдаются в большинстве случаев. Но, например, на 8-клапанном двигателе ВАЗ-2114 клапана не гнутся и не загибаются даже в самых тяжелых случаях. А вот 16-клапанный силовой агрегат «четырнадцатой» таких преимуществ не имеет, поэтому может потребоваться капитальный ремонт двигателя.
Каков итог?
На приборной панели многих современных авто в случае неправильно выставленных меток в момент запуска двигателя высветится «чек». Это еще один знак того, что работа была проведена неправильно, и дальнейшая эксплуатация автомобиля нежелательна. Проскакивание ремня на один «зуб» может обернуться неприятными последствиями. Выставить правильно метки сможет даже начинающий водитель, но необходимо запастись достаточным количеством свободного времени и терпения.
Газораспределительный механизм (ГРМ) синхронизирует работу поршневой группы, системы впрыска топлива и отвода продуктов сгорания. Если вы задаётесь вопросом, как поменять ГРМ, мы дадим необходимый минимум информации, которая поможет представить эту процедуру в целом. Так будет легче принять решение, стоит ли замена приводного ремня ГРМ собственных усилий, или лучше доверить эту работу специалистам.
Ремень газораспределительного механизма является наиболее ответственным и важным ременным приводом в автомобиле. Его обрыв – большая неприятность. Вам повезёт, если дело ограничится погнутыми клапанами. Поэтому ответ на вопрос, как заменить ГРМ, следует давать немедленно, как только вы заподозрите неполадки в его работе. В этом случае лучше перестраховаться, чем иметь в перспективе серьёзный ремонт.
Где находится ГРМ
Для начала напомним, где находится и как выглядит ремень ГРМ. Место его «дислокации» ‒ спереди двигателя, но не забывайте, что моторы бывают продольного и поперечного расположения. В большинстве случаев в газораспределительных механизмах используется зубчатый резиновый ремень, но в немалом числе моделей авто разных производителей для этого также используют стальную цепь.
Цилиндры двигателей могут оснащаться двумя или четырьмя клапанами с одним и двумя распределительными валами (РВ) соответственно. Кинематика газораспределительных механизмов таких моторов различается. Покажем их на примере 8- и 16-клапанных силовых агрегатов для ВАЗ 2110, 2111 и 2112.
Схема с двумя валами сложнее, и в ней, помимо шкива второго РВ, добавлен опорный ролик. Это также усложняет процедуру замены ремня. Труднее всего выполнять эту операцию после обрыва или сильного растяжения ремня, когда заводские настройки ГРМ могут слететь полностью. Замена в штатном режиме не настолько сложна, чтобы не попытаться сделать её самому.
Когда менять ГРМ
Ответы на вопрос, когда меняется ГРМ, есть в руководстве по эксплуатации автомобиля. Прежде всего необходимо проверять состояние ремня после 10‒15 тыс. км пробега, но не реже раза в год.
Чрезмерное растяжение, трещины, нити, расслоение, другие следы износа требуют немедленной замены ремня.
После 50 тыс. км пробега ременной привод меняют вне зависимости от его внешнего вида.
Что нужно для замены ГРМ
Ведущим звеном газораспределительного механизма является коленчатый вал. Он и задаёт темп работы ГРМ. Вращение на высокой скорости и силы трения приводят к достаточно быстрому растяжению и износу ремня. Однако решение о том, что менять при замене ГРМ, принимают после внимательного осмотра механизма.
Его проверяют на наличие люфтов в натяжном и опорном ролике, отсутствие протечек масла, определяют исправность водяной помпы, привод (шкив) которой является частью ГРМ. Поэтому при ремонте газораспределительного механизма вам может понадобиться не только ремень. Для его замены вам в обязательном порядке потребуется следующий комплект инструментов:
- набор рожковых, торцовых и накидных гаечных ключей №№ 10, 13, 17, в том числе специальный вилочный ключ для фиксации натяжного ролика;
- динамометрический ключ для затягивания гаек с требуемым усилием;
- прибор для проверки натяжения ремня;
- отвёртки;
- домкрат.
Перед началом замены ремня ГРМ следует подготовить автомобиль. Прежде всего машину нужно зафиксировать, чтобы она не качалась взад-вперёд. Снять переднее правое колесо и защиту под ним, а также другие части, которые могут создавать вам неудобства при работе. После снятия защиты верните колесо на место. С ним удобнее всего выполнять совмещение рисок и меток на шкивах ГРМ и корпусных деталях двигателя.
Замена ремня ГРМ своими руками
Здесь мы предлагаем посмотреть фотоотчёт о том, как поменять ремень ГРМ на ВАЗ с 16-клапанным двигателем. Процедура выполняется в такой очерёдности действий:
- Снять ремень генератора со шкива на коленвале.
- Снять крышку защитного кожуха ГРМ.
- Выставить метки шкивов РВ по рискам на кожухе.
- Снять шкив привода генератора, ещё раз проверить и выставить метки, добавляя к этому и коленвал, после чего можно снимать натяжной ролик, а вслед за ним и ремень.
- Проверить состояние ремня и роликов.
- Установить ремень обратно.
- Установить натяжной ролик.
- Осуществить натяжение ремня.
- Окончательно проверить соответствие меток.
- Произвести пробный пуск двигателя и завершить сборку.
Какой ГРМ выбрать
Чтобы облегчить вам поиск ответа на вопросы, какой ремень выбрать или какой ремень подходит, мы подготовили таблицу подбора ремней ГРМ для разных марок и моделей автомобилей:
Варианты ремней ГРМ для ВАЗ
Если вы не можете определиться, где купить ремень ГРМ в Волгограде, Волжском или другом городе области, – обращайтесь к нам, не ошибётесь.
Особое внимание обращайте на то, как выставить метки ГРМ. Мы предлагаем уделить ещё немного времени, чтобы просмотреть видео замены ремня ГРМ на ВАЗ с 16-клапанным мотором.
Основная причина замены двухрядной цепи газораспределительного механизма – чрезмерное растяжение. Дистанционно критическое удлинение распознается по шуму – цепка брякает и трется о смежные детали. На деле предельный износ приводит к потере мощности, приемистости и нестабильной работе двигателя ввиду взаимного смещения распределительного и коленчатого валов. Визуально на это укажет смещенный шкив привода вспомогательных агрегатов.
Наладка или как выставить метки узлов ГРМ на ВАЗ 2106 самостоятельно
Согласование углов взаиморасположения распредвала (РВ) и коленвала (КВ) производится путем совмещения отметок на звездочках с отливами на корпусах двигателя. Последних – два: один расположен на передней алюминиевой крышке (длинная черточка), второй – на постели РВ. Однозначность относительного расположения «маяков» важна на протяжении всей операции смены цепочки.
Расшифровка пометок
Без предварительного базирования поршней и клапанов установка цепи грм на ВАЗ 2106 по меткам невозможна. Стало быть, значимость отметок вовсе не условно-декоративная. Знаки дают понимание о положении деталей внутри мотора:
- Пометка на шкиве КВ, совпадающая с длинной черточкой на передней крышке, означает достижение поршнями 1 и 4 цилиндров ВМТ.
- Метка на звездочке РВ, совмещенная с приливом на постели, информирует о закрытых клапанах в 4 цилиндре – здесь происходит такт сжатия.
К сведению. Нумерация «горшков» начинается со стороны радиатора.
При совпадающих отметках бегунок распределителя зажигания обращен в сторону 4 цилиндра, а клапана последнего закрыты. По аналогии с настройкой сцепления на «классике», однозначность взаимного расположения коленчатого и распределительного валов служит базой для проведения регулировки зазоров в клапанном механизме, процедуры выставления зажигания.
Как восстановить совпадение меток
При вытянутой цепи пометки «уйдут». Основная сложность заключается в том, чтобы вернуть их в положение обоюдного совпадения. Эта работа совмещается с демонтажем старой цепки. Однако спешить ее снимать не стоит – рассогласование всех заводских маркеров чревато.
Базой служит положение коленвала, при котором отметка шкива совпадает с длинной чертой на передней крышке. При этом засверловка звезды распредвала должна находиться ближе к приливу. Этого нужно добиться в первую очередь. Стоит помнить, что передача выполнена с соотношением 2:1 – двум оборотам коленчатого вала соответствует один оборот распределительного.
После выполнения базового требования можно приступать к демонтажу шкива КВ, передней крышки, отпускать и удалять натяжитель, снимать успокоитель. Далее следует процедура корректировки пометок на РВ. Методика, как выставить метки ГРМ на ВАЗ 2106, заключается в выполнении таких пунктов:
- Снять звезду распределительного вала, удалить все остальные шестерни и ограничитель цепи.
- Вынуть цепочку.
- Поставить звездочку «распреда» обратно (без цепки), закрутить болт, притянуть, фиксируя деталь за зубцы отверткой.
- Провернуть распредвал до совпадения отметок на звезде и постели.
- Зафиксировав звездочку отверткой, отвернуть болт и снять ее.
- Установить новые цепку, звезды, башмак натяжителя и пластину успокоителя.
Излишние опасения при демонтаже звездочки РВ не уместны. В конструкции вала предусмотрен штифт. Кроме передачи крутящего момента он выполняет роль фиксатора определенного положения.
Как одеть цепь
Монтаж новой цепочки начинается с ее насадки на новую звезду коленвала. Далее монтируются успокоитель, башмак натяжителя, ограничитель. Цепка пропускается через шестерню приводного вала с попутным его закреплением. После она насаживается на звездочку распределительного вала, и выполняется корректировка ее положения по циклу:
- Одеть на вал.
- Посмотреть на относительное расположение засверловки и прилива.
- Снять.
- Передвинуть на один зуб в нужную сторону.
Завершающая процедура – натяжка цепки, в ходе которой натяжитель закручивается до упора хорошим усилием. После вращения КВ ключом производится окончательный контроль совпадения знаков.
Нюансы в установке цепи ГРМ по заводским меткам на ВАЗ 2106: подводные камни
Идеального совмещения двух пар пометок добиться сложно. Основная причина – использование компонентов с выдержанными по предельной границе размерами. К слову, регулировка карбюратора ВАЗ 2106 своими руками также никогда не происходит по идеальному сценарию – практически всегда используются дополнительные рекомендации опытных мастеров.
Допустимые сдвиги отметок
Одна из неписанных норм допускает расхождение засверловки звезды и прилива корпуса подшипников распределительного вала в пределах ползуба в ту или иную сторону. Если поконкретнее, то установка цепи ГРМ двигателя ВАЗ 2106 по меткам считается оконченной, когда звездочка распредвала стоит точно, а отметка шкива коленвала уходит чуть вперед. Это гарантия устойчивой тяги во всем скоростном диапазоне.
Если звезда «распреда» стоит по метке, а шкив «колена» не доходит до знака ВМТ – мотор устойчиво функционирует только до скорости 100 км/ч. После преодоления границы наблюдается потеря тяги и повышенный расход топлива.
Крайности
Расхождение между метками постели и звезды распределительного вала в один зуб недопустимо. Обычно это доказательство критического растяжения цепочки. Когда же она новая стоит осмотреть посадочное место под шпонку на коленвале – возможно оно разбито, отсюда – чрезмерный люфт.
Двигатели с существенным пробегом нередко склонны к произвольному изменению расположения пометки звезды РВ в процессе вращения КВ. К этому приводят:
- Подлизанные зубья в зацеплении вала-шестерни привода маслонасоса с приводным валом («грибка» с «поросенком»).
- Люфт в трамблере.
- Эллипсность звездочек ГРМ.
К сведению. Использование разрезной звезды помогает добиться идеального расположения меток. Она устанавливается взамен штатной зубчатой шестерни распределительного вала.
Коротко о главном
Технология, как выставить метки ГРМ на моторе ВАЗ 2106, выполняется при снятой цепи. Установленная на распредвале звезда без цепки фиксируется отверткой и затягивается ключом. После вращения распределительного вала в нужную сторону и совмещения засверловки с приливом на постели снова зубчатая шестерня обездвиживается подходящим предметом и демонтируется. Далее производится монтаж новой цепочки.
Идеального совпадения пометок можно добиться только при использовании разрезной шестерни. Впрочем, это вовсе не обязательно соблюдать. Вполне допустима ситуация, когда метки «распреда» совпадают, а шкив коленвала уходит немного вперед.
от Michelle Schaefer
классическое изображение автомобиля от allallgood от Fotolia.comВремя зажигания — это когда распределитель посылает электрическую искру в двигатель для зажигания топлива. Это воспламенение топлива — то, что приводит в движение автомобиль. Последовательность, в которой это происходит, очень точно сбалансирована или «настроена» для обеспечения максимальной мощности и экономии. Если время не установлено, автомобиль может испытывать затруднения при пуске, низкой мощности или плохом пробеге.Установка времени, как правило, простая задача, но иногда метки времени производителя отсутствуют или повреждены. Установка времени без каких-либо отметок несложно с правильной информацией и несколькими распространенными инструментами.
Шаг 1
Пометьте провода свечей зажигания для номера цилиндра, используя короткий кусочек маскирующей ленты на каждом проводе. Удалите все свечи зажигания, используя ключ для свечи зажигания. Двигатель будет легче поворачивать вручную, со снятыми свечами зажигания, и сейчас самое время заменить их при необходимости.Снимите крышку клапана с цилиндра номер один. На V-образном блоке двигателя это обычно крышка клапана со стороны водителя. На рядных двигателях цилиндр номер один — это ближайший к передней части автомобиля. Проверьте характеристики вашего автомобиля, чтобы убедиться, какой цилиндр номер один.
Шаг 2
Вращайте двигатель по часовой стрелке и наблюдайте за клапанами цилиндра номер один. Когда оба клапана находятся в верхнем положении, вставьте отвертку в цилиндр номер один через отверстие для свечи зажигания.Очень медленно вращайте двигатель вперед-назад, пока отвертка не окажется на максимальной высоте. Это указывает на то, что цилиндр номер один находится в верхней мертвой точке или «ВМТ» на такте сжатия.
Шаг 3
Найдите провод свечи зажигания номер один на крышке распределителя и сделайте метку этого положения маркером на корпусе распределителя. Снимите крышку распределителя и соблюдайте положение ротора.
Шаг 4
Ослабьте прижимной болт распределителя и поворачивайте распределитель, пока ротор не выровняется с отметкой, сделанной на шаге 3.Ваше время теперь установлено на ноль градусов механического времени.
Шаг 5
Замените крышку клапана, используя новую прокладку. Замените свечи зажигания и провода свечей зажигания, используя метки из шага 1. Возможно, вы захотите пометить гармонический балансировщик нулевой точкой, привязанной к фиксированной точке на двигателе. Фиксированной точкой может быть головка болта или вспомогательный кронштейн, который не двигается при работающем двигателе. Позже эта метка может быть использована в качестве индикатора для стробоскопического хронометража.
Шаг 6
Подключите вакуумметр к источнику вакуума в коллекторе.У большинства двигателей будет отверстие в основании карбюратора или корпуса дроссельной заслонки, где может быть подключен датчик. Запустите двигатель и следите за показаниями вакуумметра.
Шаг 7
Поворачивать распределитель, пока не будет зафиксировано максимальное показание вакуумметра. Отключите один дюйм вакуума от максимального значения. Затяните прижимной болт распределителя. Нормальные показания в среднем от 14 до 21 дюймов вакуума в зависимости от состояния двигателя.
Проведите тест-драйв автомобиля и прислушайтесь к звукам пинга.Повторите шаги 5 и 6, если слышен чрезмерный пинг или если происходит значительная потеря мощности. Время выбрано правильно, когда автомобиль работает на максимальной мощности без жесткого запуска двигателя, обратной отдачи или ускорения.
Совет- Крыло крыла или старое одеяло защитят отделку вашего автомобиля при работе под капотом.
Предупреждения
- Держите части тела, инструменты и свободную одежду вдали от движущихся частей двигателя.
- Выхлопные газы автомобиля токсичны, работают только в хорошо проветриваемом помещении.
Вещи, которые вам понадобятся
- Ключ зажигания
- Набор головок
- Маркер
- 1/2-дюймовая маскирующая лента
- Вакуумметр
- Отвертка
- Прокладка крышки клапана
Еще статьи
.Настройка времени зажигания на вашем Harley
ПРОВЕРКАПроверьте время зажигания:
На каждые 5000 миль (8000 км) интервал обслуживания. Проверьте правильность оборотов и Время зажигания выглядит следующим образом:
1. См. Рисунок 0. Резьба TIMING MARK VIEW PLUG (Номер детали HD 96295-65D) в отверстие для проверки синхронизации. Обязательно посмотрите плагин не трогает маховик.
1а. Смотрите рисунок 1. Найдите правильное время оценки для вашего двигателя. Если руководство магазина не доступно, удалите свечи зажигания, проверните двигатель, пока передний поршень не окажется на ВМТ при сжатии нажмите и идентифицируйте метку ВМТ на маховике.
2. Подключите провода ИНДУКТИВНОГО ТАЙМЕРА к кабелю передней свечи зажигания, к положительной клемме аккумулятора и к земле.
3. Убедитесь, что вакуумный шланг правильно установлен на карбюраторе и на вакуумный электрический выключатель (В.О.Е.С.).
4.Запустить двигатель. Установите частоту вращения двигателя, повернув винт регулировки холостого хода по часовой стрелке, чтобы увеличить скорость или против часовой стрелки, чтобы уменьшить скорость.
а. На мировых моделях скорость холостого хода составляет 950-1050 об / мин.
б. На калифорнийских моделях скорость холостого хода составляет 1150-1250 об / мин.
5. Индикатор времени будет мигать каждый раз, когда возникает искра зажигания. Цель времени осветить отверстие для проверки времени. Метка времени опережения переднего цилиндра должно быть центрировано в смотровом отверстии ГРМ.Если нет, см. РЕГУЛИРОВКА ниже.
6. Установите низкую скорость холостого хода двигателя, как описано в шаге 4 для двигателя. работает при нормальной рабочей температуре и с ручкой управления обогащением толкнул полностью.
ПРИМЕЧАНИЕ
Убедитесь, что двигатель прогрелся до нормальной рабочей температуры и ручка регулятора заталкивается до полной регулировки оборотов холостого хода скорость. Имейте это в виду, потому что есть различия в индивидуальном компоненты, это может для правильно прогретого двигателя на холостом ходу в 2000 Число оборотов в минуту с частично выдвинутой ручкой обогащения.