Правила вождения в сложных дорожных условиях
Вождение в сложных дорожных условиях требует от водителя опыта, выдержки и максимальной концентрации внимания. И даже это не гарантирует того, что получится добраться из пункта «А» в «Б» без приключений и проблем. Лучший совет, который можно дать на этот случай, звучит банально и просто: «Оставайтесь дома». Но следовать такому совету всю жизнь не удастся. Плюс, погода — штука динамичная, видимость и состояние дороги могут измениться в любой момент. Поэтому необходимо знать как вести себя в пути, чтобы не подвергать опасности свою жизнь, ни своих пассажиров, ни других участников движения.
Что такое сложные дорожные условия
К данным факторам вождения относятся причины, которые ухудшают управляемость автомобиля или ограничивают видимость.
Их делят на три категории:
- Неблагоприятная погода. Снегопад и дождь одновременно ухудшают обзор и управляемость автомобиля. Гололед — подчиняемость авто. Туман крайне опасен из-за очень ограниченной видимости. В яркий солнечный день можно не заметить угрозы, если солнце будет светить прямо в глаза.
- Дорожно-транспортная обстановка. Наличие придорожных строений и кустов, припаркованных и движущихся рядом крупногабаритных автомобилей мешает вовремя заметить опасность. Кроме того, большегрузные фуры могут представлять угрозу сами по себе из-за ограниченной видимости из кабины. Особенно их необходимо опасаться мотоциклистам.
- Состояние автомобиля и груза. Неисправность стеклоочистителя, омывателя или отопителя салона могут ухудшить видимость до нуля. Крупные вещи в кабине препятствуют обзору. Опасность представляют перевозимые домашние животные, которые могут отвлечь водителя или залезть под педали. Кошка или, тем более, черепаха, забившаяся под педаль тормоза, могут стать для незадачливого водителя билетом в мир иной.
Полностью избежать вождения автомобиля в сложных дорожных условиях невозможно. Поэтому нужно к нему подготовиться.
Основы безопасного движения
Независимо от погоды, трафика и состояния транспортного средства, можно обеспечить безопасность за счет соблюдения трех параметров:
- Дистанция. «Отпустить» автомобиль, движущимся впереди, на такое расстояние, чтобы при изменении ситуации вы успели остановиться. Рассчитывать на маневрирование не стоит: в экстремальных условиях может просто не остаться места для маневра. Проще всего рассчитать безопасную дистанцию по «правилу трех секунд». Независимо от скорости движения, у вас должно оставаться 3 сек. на то, чтобы остановиться. Одна секунда уходит на реакцию водителя, следующая — на срабатывание тормозной системы, последняя — про запас. Отметьте на дороге элемент рельефа (дорожный знак, дерево, столб), мимо которого проезжает автомобиль, который едет спереди. Вы должны сравняться с ориентиром не ранее, чем через три секунды.
- Соответствующая скорость. Остановочный путь должен быть меньше расстояния видимости. Это особенно важно при движении в тумане или ночью. Кроме того, скорость должна соответствовать состоянию дорожного покрытия и автомобиля. Если выпал снег, а вы не успели «переобуть» шины, просто езжайте как можно медленнее. Это касается и случаев ограниченной видимости из-за поломки «дворников», отопителя или омывателя.
- Боковой интервал. Двигаясь «впритирку» к соседям, вы рискуете оказаться в «мертвой зоне» обзора и ограничиваете возможность маневра себе и другим. Особенно часто «грешат» несоблюдением интервала мотоциклисты, вклиниваясь между полос движения. В результате они становятся жертвами своих же ошибок.
Отдельной статьи заслуживает описание безопасного вождения мотоцикла. Рекомендации, сокращенные до одной фразы, выглядит так: «Не рассчитывайте на то, что вас заметят. Относитесь к другим транспортным средствам так, будто их водители желают вас убить».
Движение в тумане
Скопление в воздухе частичек конденсированного пара называется туманом. Нередко он формируется в низинах, где большая влажность может быстро проявить себя и почти мгновенно исчезнуть. Это же касается горной местности, где дороги в буквальном смысле проходят сквозь облака. Вы можете ехать по трассе с отличной видимостью и внезапно оказаться в «молочной пелене». Там может скрываться все что угодно: от дорожных ям до припаркованных грузовиков или поворотом дороги перед обрывом.
Туман опасен не только за счет сверхмалого расстояния видимости. Он обманывает зрение и «отдаляет» объекты. В результате скорость транспортного средства кажется ниже, а расстояние до препятствий больше. Вот что надо делать, оказавшись в такой ситуации:
- Сбавьте скорость, с «запасом». Не рассчитывайте на свою блестящую реакцию и орлиное зрение.
Включите противотуманные фары. Их лучи светят под туманом, поближе к земле, где концентрация водяного пара ниже. Это позволяет не только обозначить себя на дороге, но и хоть что-нибудь рассмотреть. При отсутствии «противотуманок» обязательно включите ближний свет. Не пытайтесь ехать «на дальнем», это только навредит. Дальний свет ярко подсветит капли тумана на линии обзора водителя места и сильно ухудшит видимость. - Откройте окно. Акустические волны в тумане распространяются лучше, чем в чистом воздухе. При необходимости подайте звуковой сигнал, чтобы предупредить о вашем месторасположении. Лучше ориентироваться на слух, чем вовсе не осознавать дорожной обстановки.
- Отпустить машину, которая едет перед вами, как можно дальше. Не забывайте об опасной способности тумана искажать расстояния. Оптимально сделать так, чтобы впереди идущее авто было на пределе видимости. Тогда вы сможете ориентироваться по нему, сохраняя возможность вовремя затормозить.
- Если туман слишком густой или вы не уверены в своих силах — остановитесь и переждите, заехав подальше на обочину или в подходящий «карман». Поставьте знак аварийной остановки, чтобы более смелые водители, движущиеся в кромешном тумане, смогли вовремя заметить ваше авто. Лучше опоздать на несколько часов, чем не приехать вовсе, встретившись со столбом или, что еще опаснее, залетев под кузов припаркованного грузовика.
Движение в дождь
В отличие от тумана, которого можно избежать, не выезжая ночью или рано утром, уберечься от дождя не получится. При этом он таит в себе сразу два угрожающих фактора: ухудшает дальность обзора и увеличение тормозного пути.
Крайне опасны первые капли дождя. На сухой дороге имеется слой пыли, который при попадании воды превращается в смазку, снижающую сцепление шин с дорогой. Проблема в том, что это происходит неожиданно, а скользкие участки невозможно определить на глаз. При этом машина ведет себя также, как в гололед.
Если дождь достаточно сильный и долгий, грязь смывается. Однако это не снимает проблемы скользкой дороги. Даже самые лучшие шины держат машину на мокром асфальте намного хуже, чем на сухом. Если же резина «лысая», то опасность возрастает в геометрической прогрессии. Вода из-под колес отводится по канавкам в покрышках, которые образуются за счет наличия ламелей. Это обеспечивает надежное сцепление с дорогой в «пятне контакта». Изношенный протектор е в состоянии отвести воду, в результате чего возникает крайне опасный эффект аквапланирования, когда машина начинает буквально плыть по лужам, теряя сцепление с асфальтом. Соответственно, траектория движения оказывается крайне непредсказуемой и нередко заканчивается больничной койкой или более грустным финалом.
Советы по безопасному вождению в дождь просты: если не уверены в качестве покрышек, то не спешите и сбавьте скорость, особенно перед поворотами и лужами. Если же уверены — все равно не спешите.
Движение в гололед
При недостаточном опыте вождения лучше попросту не выезжать на дорогу, покрытую льдом. Особенно это касается знаменитого «дня жестянщика», когда наледь на асфальте появляется впервые еще осенью. Этот тот день, когда «если не ты, то тебя». Одни водители не успевают перестроить поведение на дороге в соответствии с ее состоянием, другие — сменить летнюю резину на зимнюю «липучку» или «шиповку». Третьих ненастье застает врасплох и они, не успев поставить свое авто в гараж до весны, вынуждены добираться по ледяной дороге, не имея навыков.
Главные опасности скользкого покрытия: увеличение тормозного пути и высокая вероятность заноса. С первым можно бороться, снизив скорость. Нарушение движения автомобиля требует активных действий от водителя (если он не фаталист и не предпочитает наблюдать за хаотичным движением своего авто, оставаясь в водительском кресле).
Помните: вождение в гололед на переднем приводе сильно отличается от езды на заднеприводной машине. В обоих случаях нужно выкручивать руль в сторону заноса. Но без «фанатизма»: установите передние колеса точно в желаемом направлении движения. Порядок работы с педалью газа радикально отличается. На переднем приводе нужно чуть добавить обороты, чтобы ведущие колеса вытащили машину. На заднем — отпустить газ, чтобы задние колеса начали притормаживать, выравнивая траекторию. Полный привод требует не менять положения акселератора.
Самое важное — не поддаться панике и не пытаться остановить машину, нажав на тормоз. В этом случае вы полностью утратите контроль над ситуацией и сможете рассчитывать лишь на свою удачу. Важно отметить: везет в таких случаях крайне редко.
В остальном правила езды в гололед те же, что в любых сложных условиях: сбавьте скорость, держите дистанцию и не паникуйте.
Движение в сильный снегопад
Проблема состоит в плохой видимости, наличии снежного наката и наледи. Более того, свежий снег может скрывать под собой лед, который станет крайне неприятным сюрпризом при попытке остановиться перед перекрестком. Если рассматривать ненастье с этой стороны, то советы по вождению в снегопад будут те же, что для гололеда.
Длительный снегопад несет в себе дополнительную опасность: появление снежных заносов. Толстый покров сложно преодолеть даже на полноприводных машинах с блокировкой дифференциала. Для обычных городских легковушек уже небольшие сугробы могут стать непреодолимым препятствием. Особенно это опасно на трассе, где придется долго дожидаться помощи и нет возможности бросить машину и согреться в помещении. Поэтому планировать загородные поездки нужно с учетом прогноза погоды. Лучше перенести путешествие, чем застрять в снежном плену и не добраться до места назначения.
Если поездка в снегопад неизбежна или он застал вас врасплох, поможет следующее:
- хорошие зимние покрышки и цепи противоскольжения;
- удобная совковая лопата.
На заднеприводных машинах можно положить в багажник мешок с песком. Это улучшит сцепление ведущих колес с дорогой и даст просто и эффективный инструмент борьбы с гололедом. Багажник переднеприводной машины при возможности лучше не загружать, но захватить с собой немного песка тоже не помешает.
Перед началом движения дождитесь, пока обогреватель справится с запотевшими или заледеневшими стеклами и обеспечит хорошую видимость.
Алгоритм
Зимнее вождение требует соблюдения следующих правил, которые позволят справиться с заснеженной дорогой:
- Если не удается тронуться на скользком покрытии, попробуйте стартовать со второй передачи (на автоматической коробке включите «2» или «L»).
- Выехать из снега помогает «раскачка» — попеременное переключение первой и задней скорости. Можно просто «поиграть» сцеплением, выжимая его в крайней точке траектории, чтобы машина откатилась назад. На АКПП такой фокус не пройдет.
- Чтобы выбраться из сугроба, нужно очистить снег под ведущими колесами, особенно под тем, что буксует. Насыпьте песок или щебень под колеса.
- Попросите прохожих или пассажиров подтолкнуть машину. Это самый простой метод, эффективность которого зависит лишь от количества физической подготовки помощников.
- Если машина сидит на днище, придется лопатой удалить снег из-под него. Процедура нелегкая, но неизбежная.
- Никогда не выезжайте зимой за город с полупустым баком. Если вам не удастся самостоятельно выбраться из снежных заносов, запас горючего поможет не замерзнуть в машине, дожидаясь подмоги.
- Ни в коем случае не стойте в низине или в окружении сугробов с заведенным двигателем. Нужно, чтобы выхлопные газы не скапливались возле автомобиля. Иначе угарный газ может проникнуть в салон. Эффект будет не хуже, чем в закрытом гараже. Но оценить его смогут лишь те, кто потом найдет автомобиль. Постарайтесь выехать на бугор или холм, очистить снег вокруг машины. Иначе вы будете поставлены перед грустным выбором: замерзнуть или угореть.
Движение при сильном ветре
На небольших скоростях поток воздуха не несет никакой опасности автомобилисту. Исключение составляют лишь ураганы, которые способны сдвинуть или поднять машину вверх. Для мотоцикла, который обладает худшим соотношением парусности и массы, порывы ветра несут серьезную угрозу. Они могут заставить потерять равновесие или изменить траекторию движения.
На больших скоростях порывы ветра опасны для машин и мотоциклов. Особенно непредсказуемые последствия в сочетании со скользкой дорогой.
Пыль и мелкие предметы, поднятые ветром, могут попасть в глаза. Поэтому первое что надо сделать — закрыть окна в машине и опустить визор мотошлема.
Есть и другие крайне опасные моменты:
- Порыв ветра может сбить под колеса авто велосипедиста и даже вытолкнуть на дорогу пешехода, пропускающего транспорт.
- Ветер ломает столбы и деревья, которые внезапно падают на машину или перед ней.
- Поэтому при движении по дороге, возле которой растут крупные деревья, сбавить скорость до безопасной. Крыша машины может защитить от падения веток. Да и вероятность того, что дерево упадет точно на авто, невысока. Зато итог столкновения с толстым стволом на большой скорости предсказуем и крайне печален. Поэтому, как во всех предыдущих случаях, лучший совет — не торопитесь.
Поведение в критических ситуациях
Если аварии избежать не удается, позаботьтесь о том, чтобы выжить и минимизировать ущерб здоровью и имуществу. Правила поведения в аварийной обстановке таковы:
- Не пытайтесь выпрыгнуть из машин. Статистика говорит, что это уменьшает шансы на выживание в 10 раз. Лучше доверьтесь прочности металла и системам безопасности вашей машины.
- Никогда не отпускайте руль.
- Старайтесь избежать фронтальных столкновений. Забор, кусты или мелкие деревья намного безопаснее, чем лобовое со встречным автомобилем. Особенно если его массы превышает вес вашей машины. По поводу мотоцикла и говорить нечего.
- Скользящий удар снижает тяжесть последствий. До конца старайтесь свернуть.
- Перед ударом упритесь в руль руками, а ногами в пол. Напрягите тело и опустите голову.
- После аварии есть опасность возгорания машины. Поэтому необходимо быстро покинуть транспорт и помочь это сделать другим.
- По возможности убедитесь в отсутствии утечек топлива и отключите зажигание (лучше — аккумулятор).
- Если машина упала в реку (озеро, море и т.д.), необходимо дождаться пока вода заполнит салон и после этого открывать дверь. Иначе обратный вашему движению поток воды с силой утащит внутрь, усугубит положение и не даст выбраться. Машина с закрытыми окнами заполняется неторопливо. Это дает время на то, чтобы сориентироваться в ситуации и набрать в легкие запас воздуха.
Вождение автомобиля в сложных условиях: резюме
- Лучший способ выкарабкаться из неприятностей — не попадать в них. Поэтому по возможности старайтесь не выезжать в снег, дождь или гололед. Если пришлось выехать, держитесь в потоке. Большая скорость или обгон в сложных дорожных условиях — неоправданные факторы риска. Никогда не спешите. Горячка, как и паника, могут стоить вам жизни.
- Следите за состоянием шин и наличием достаточного количества топлива.
- И соблюдайте правила дорожного движения. Все пункты из них подкреплены реальными печальными событиями, поэтому нарушить ПДД — значит повторить чужие ошибки. Если есть время, пройдите в сертифицированной автошколе курс контраварийного вождения. Однажды это спасет жизнь.
survivorman.ru
Управление автомобилем в сложных дорожных условиях
О безопасном вождении автомобиля в гололед, в сильный дождь, в туман и о правилах безопасного вождения.
Многие из начинающих автомобилистов, и даже автомобилисты со стажем, не всегда знают, как правильно и безопасно управлять автомобилем в сложных дорожных условиях, основными из которых считаются движение на автомобиле в гололед, сильный дождь, туман (условия ограниченной видимости), а также, в снегопад, или на зимней дороге.
Краеугольным камнем безопасного управления автомобилем во всех дорожных условиях, и в особой степени в сложных является хорошее техническое состояние автомобиля, исправная работа стеклоочистителей и световых приборов, а также соответствие типа шин времени года и климатическим особенностям региона.
Туман
При управлении автомобилем в туман, или в условиях ограниченной видимости, в обязательном порядке необходимо снизить скорость движения до уровня, позволяющего совершить экстренное торможение автомобиля перед возможным неожиданным препятствием.
Кроме этого, необходимо включить дополнительные световые приборы, или противотуманные фары, а в качестве дополнительного источника привлечения внимания, включить аварийную сигнализацию, которая привлечет внимание других участников движения и создаст дополнительную зону безопасности.
Категорически не рекомендуется при движении автомобиля в условиях ограниченной видимости, использование дальнего света фар в качестве источника дополнительного освещения, ведь в данном случае, дальний свет, не только ухудшает видимость, но и приводит к повышенной утомляемости зрения водителя автомобиля.
Дождь
Сильный дождь, вносит свои коррективы в любое движение, так, при управлении автомобилем в дождливую погоду, необходимо снизить скорость движения и, увеличить дистанцию до впереди идущего автомобиля.
Следует избегать резких перестроений, ускорений, и торможения, стараясь максимально прямолинейно управлять автомобилем, а при возникновении эффекта аквапланирования вызванного резким ухудшением контакта автомобильных покрышек с дорожным покрытием, необходимо плавно и постепенно отпустить педаль газа, осуществляя таким образом мягкое торможение, и возобновление контакта шин с покрытием.
Неплохим решением, будет включение дополнительных источников света, а в случае очень сильного дождя и аварийной сигнализации.
Гололед
При движении на автомобиле в гололед, и в условиях сильного снегопада, следует учитывать увеличенную тормозную дистанцию, поэтому, расстояние до впереди идущего автомобиля должно быть максимально большим.
Категорически запрещаются резкие ускорения, торможения и перестроения, все эти маневры совершаемые в гололед и в снегопад, даже на ровной дороге, неизбежно приводят к потере сцепления с покрытием, и последующим срывом автомобиля в занос.
Скоростной режим движения необходимо выбирать не только, исходя из общей скорости транспортного потока, но, и с учетом индивидуальных свойств автомобиля, а также, типа установленных автомобильных покрышек.
Необходимо тщательно следить за работой двигателя и режимом движения, при этом, желательно держать обороты двигателя на отметке, близкой к началу уровня максимальной тяги двигателя, — ведь в этом случае, при неожиданном заносе, резким нажатием на педаль газа можно увеличить тягу двигателя до максимальной, и моментально выйти из начинающегося заноса.
avtoved.news
9.2. Особенности вождения автомобиля в сложных дорожных условиях
Движение автомобиля в сложных дорожных условиях (отличных от движения по ровному асфальтобетонному покрытию) обусловливает дополнительный расход топлива. Например, при езде по гравийному или булыжному шоссе расход топлива повышается на 20…30 %, а при езде по сильно изношенному покрытию — на 50… 60 %. Со значительным перерасходом топлива (в 2,5… 3,5 раза) сопряжены перевозки груза в условиях бездорожья.
Особенно неэкономично движение автомобиля с большой скоростью, поскольку сопротивление качению колес возрастает при этом в 2… 3 раза. Переднеприводной автомобиль меньше реагирует на взаимодействие ведущих колес с участками изношенного покрытия и имеет существенно меньший расход топлива, чем заднеприводной. Кроме того, он лучше сохраняет прямолинейную траекторию движения при торможении даже при разном сцеплении левых и правых колес с дорогой.
Перед труднопроходимым участком дороги (грязь, песок, снег) необходимо заранее включить ту передачу, которая позволит его преодолеть без дополнительного переключения передач. Остановки при езде в таких условиях вызывают буксование автомобиля, а следовательно, повышенный расход топлива. Следует иметь в виду, что в течение одной минуты расходуется столько топлива, сколько требуется для того, чтобы автомобиль проехал около одного километра по ровной асфальтобетонной дороге.
На скользкой дороге трогать автомобиль с места нужно плавно на высшей передаче при частичном пробуксовывании сцепления и малой частоте вращения коленчатого вала двигателя.
Начавшееся во время движения автомобиля буксование можно прекратить, если, маневрируя педалью сцепления или перейдя на низшую передачу, ограничить высокую частоту вращения буксующих колес без снижения скорости автомобиля. Используя такой прием, можно проехать до участка дороги, покрытие которого имеет лучшие сцепные свойства, и продолжить обычное движение. Однако с целью экономии топлива время такого режима движения должно быть ограничено.
Подъемы и спуски
Преодолевать подъем необходимо с учетом его крутизны, загруженности пути транспортом и наличия других помех, замедляющих движение.
Перед подъемом автомобиль следует разогнать. Переключать передачи на подъеме надо быстро и своевременно, пока автомобиль продолжает движение по инерции. В противном случае включение передачи возможно только после значительного замедления или даже полной остановки автомобиля, вызывающей повышенный расход топлива на очередной разгон.
Дополнительный расход топлива на преодоление автомобилем подъема частично может быть компенсирован при его движении накатом на спуске с подтормаживанием двигателем для ограничения скорости.
Крутые спуски следует преодолевать на первой передаче.
Песчаные участки
Особую сложность представляет собой движение автомобиля по песчаным участкам. Сыпучий песок легко подвижен, на нем не образуется накатанной поверхности и глубокой колеи, поэтому для проезда лучше выбирать места с повышенной влажностью и участки, закрепленные растительностью.
Движение по песку с низкой скоростью может привести к буксованию колес. Песчаный участок небольшой протяженности следует преодолевать на той передаче, которая была включена при подъезде к нему. Для преодоления протяженного песчаного участка нужно заранее выбрать такую низшую передачу, на которой автомобиль может проехать его с постоянной скоростью без остановки. Движение следует продолжить, даже если ведущие колеса немного буксуют.
В случае остановки автомобиля на рыхлом песке трогаться с места надо плавно на первой передаче, не допуская смещения слоев песка под ведущими колесами. Если начать движение вследствие буксования колес невозможно, не следует пытаться осуществить трогание автомобиля с места путем повышения частоты вращения коленчатого вала двигателя, поскольку это приведет только к перерасходу топлива и большему погружению колес в песок. Вытащить автомобиль из песка можно, прорыв неглубокие колеи перед его ведущими колесами и направив по ним управляемые колеса. Перед началом разгона под вывешенные колеса необходимо подложить какие-либо имеющиеся подручные материалы.
При длительной эксплуатации автомобиля на песчаном грунте целесообразно использовать шины с низким давлением воздуха, например арочные или широкопрофильные с комбинированным рисунком протектора. Это позволит уменьшить расход топлива на 25 % и повысить возможность проезда автомобиля по песку.
studfile.net
Основы безопасного вождения в условиях бездорожья
Основы безопасного вождения в условиях бездорожья
Управлять автомобилем в условиях бездорожья так же непросто, как и в условиях гололеда, и здесь есть свои особенности.
Для обычных автомобилей на бездорожье губительны малый дорожный просвет, длинная база и большие свесы, особенно у седанов. В этих случаях автомобили задевают препятствия, что приводит к поломкам. Кроме того, на разбитой дороге автомобиль испытывает повышенные трудности при движении, что не только увеличивает расход топлива, но и отрицательно сказывается на работе двигателя. Чтобы справиться с управлением, начинающий водитель должен по крайней мере знать основные правила движения по бездорожью.
Так, на любой разбитой дороге можно выбрать полосу для движения, которая находится в лучшем состоянии. Проходимость грунтовых дорог зависит от состава почвы и сезонно-климатических условий. В сухом состоянии грунтовые дороги тверды, за исключением песчаных участков, однако поднимающаяся пыль значительно ухудшает видимость и оказывает отрицательное воздействие на состояние водителя, а также на работу двигателя и других агрегатов. После дождя верхний слой дорожного полотна размокает и оказывает повышенное сопротивление движению автомобиля, ухудшает сцепление колес с дорогой. Кроме того, если автомобиль попадает на участок с различным сцеплением правых и левых колес с дорогой, то возможен занос или сползание автомобиля в кювет.
Грунтовые участки с различными по составу почвами необходимо преодолевать с постоянной скоростью, не допуская ее снижения, так как в противном случае автомобиль может остановиться или начнет буксовать. Поэтому очень важен своевременный переход с высшей передачи на низшую. Если на пути движения встречаются черноземные или глинистые участки, то их лучше объехать, предварительно убедившись, что колеса автомобиля не попадут на мягкий грунт. Если объезда нет, то участок следует преодолевать на пониженной передаче с небольшой скоростью, без ускорений, торможений и остановок. Если длина участка с размокшим мягким грунтом меньше длины автомобиля, то его нужно преодолевать с разгона. Чтобы из-за наклона дороги автомобиль не сполз в кювет, двигаться следует по горизонтальному участку пути – по обочине или по гребню дороги. Если все же скольжение началось и поворотом рулевого колеса направление движения изменить не удается, то нужно плавно остановить автомобиль, а затем задним ходом выехать на центр дороги.
На грунтовой дороге часто встречаются лужи. Проезжая их, сперва обследуйте: определите глубину лужи, плотность грунта под водой, наличие препятствий – камней, палок и т. д. Если под водой грунт мягкий и имеются препятствия, то этот участок лучше объехать.
Если на дороге имеется колея, то направление движения следует выбирать, учитывая ее глубину и плотность грунта. Если колея неглубокая, то двигаться нужно по ней, потому что под слоем жидкой грязи, как правило, находится укатанный твердый грунт. Если глубина колеи больше дорожного просвета автомобиля, то это может привести к его зависанию. Выезжать из колеи следует на сухом участке дороги. Двигаясь по глубокой колее, при повороте рулевого колеса сопротивление движению значительно увеличивается, и автомобиль может забуксовать. Поэтому для выезда из нее сначала следует расчистить дорогу, прорыв канавки по направлению движения колес, а при необходимости под колеса нужно положить ветви, доски и др. Если все-таки колеса пробуксовывают, необходимо применить раскачивание автомобиля, разгон, подсыпать сухой земли, притормаживание и т. д. Притормаживание рекомендуется в том случае, если ощущается, что забуксовали колеса с одной стороны автомобиля. При легком нажатии на педаль тормоза часть крутящего момента от вращающихся колес передается на неподвижные, что будет способствовать выезду автомобиля. Притормаживание дает эффект только в том случае, если колеса незначительно погрузились в грунт. Если выехать не удалось, нужно прекратить буксование и искать другие возможности выезда автомобиля. Участок небольшой длины с мягким грунтом можно преодолеть с разгона, предварительно выехав на сухую полосу задним ходом. Иногда разгон приходится повторять несколько раз. Если выехать с участка задним ходом не удается, а под колесами на небольшой глубине находится твердый грунт, то можно попытаться вывести автомобиль раскачиванием, попеременно включая низшую передачу переднего и заднего хода. В этом случае колеса автомобиля на некотором участке будут уплотнять грунт, и за счет инерции автомобиль может выехать на участок с твердым грунтом.
Движение в дождь по разбитой дороге еще труднее. Мокрая поверхность крупного песка и острых камней нескользкая, но зато все остальное: грязь, мокрая трава, гладкие камни, мокрые листья имеют гладкую поверхность и для движения по ним требуется такая же точная техника, как для езды по снегу или льду: мало газа, осторожное переключение, торможение только двигателем, плавное движение без резких переключений передач и скорости автомобиля. В глубокой грязи ведущие колеса от резких усилий могут увязнуть еще сильнее. На вязких и грунтовых дорогах надо крепко держать рулевое колесо двумя руками большими пальцами наружу, чтобы его не выбило.
Достаточно сложно передвигаться по песчаному грунту. Сухой песчаный грунт имеет невысокую плотность поверхности из-за того, что песчинки слабо сцеплены между собой. Поэтому колеса автомобиля при движении раздвигают песчинки в стороны и зарываются, увеличивая сопротивление движению. Кроме того, сцепление частиц песка не выдерживает большого тягового усилия, передаваемого трансмиссией на ведущие колеса автомобиля. Поэтому слой песка срезается протектором, что приводит к буксованию.
Если песчаные участки небольшие, их следует преодолевать с разгона, используя кинетическую энергию движущегося автомобиля. По сухому песку нужно двигаться с постоянной скоростью, по возможности не переключая передачи. Не следует резко вращать рулевое колесо, так как поворот передних колес увеличивает сопротивление движению, что может вызвать остановку автомобиля. Увеличить скорость можно только при уменьшении слоя песка, в который погружаются колеса. Песчаные участки лучше преодолевать по старой колее, так как песок в ней немного уплотнен ранее проходившим транспортом и поэтому сопротивление качению колес меньше. При трогании автомобиля с места необходимо предварительно расчистить песок перед колесами на расстояние не менее 1 м. Начинать движение нужно на одной из низших передач, ни в коем случае не допуская буксования колес.
Если автомобиль в песке застрял, не следует пытаться его вывести, резко увеличивая частоту коленчатого вала двигателя, вы еще глубже зароете автомобиль. Кроме того, длительное непрерывное буксование может привести к выходу из строя дифференциала. Чтобы выйти из этой ситуации, необходимо расчистить колею перед передними колесами на 1–3 м, а перед задними – до передних колес, смочить песок, под колеса подложить жерди или камни.
При преодолении водных преград необходимо определить место брода, а перед переправой осмотреть берега, изучить качество дна, глубину, скорость течения воды. Берега должны быть пологими, особенно противоположный. Реку переезжать нужно на одной из низших передач под некоторым углом к течению, чтобы волна не заливала приборы системы зажигания. Частота вращения коленчатого вала должна быть большой. Двигаться нужно прямолинейно, без поворотов, следя, чтобы автомобиль не создавал большой волны и вода не попадала в глушитель. Закончив преодоление водного препятствия, необходимо осмотреть автомобиль, если необходимо натянуть ремень вентилятора, открыть жалюзи радиатора. Начинать движение на суше нужно с небольшой скоростью, время от времени притормаживая, чтобы просушить тормозные накладки. Когда тормоза начнут действовать нормально, скорость можно увеличить.
Двигаясь в условии бездорожья, иногда приходится преодолевать канавы, рвы, косогоры, крутые подъемы и спуски. Неглубокие ямы, канавы, рытвины и выбоины следует проезжать на небольшой скорости без переключения передач под прямым или близким к нему углом. При преодолении препятствия под острым углом возникают дополнительные нагрузки на раму и рессоры, а при большой глубине препятствия возможен крен, скольжение и даже опрокидывание автомобиля, так как его поперечная устойчивость ниже продольной. Перед препятствием нужно слегка притормозить автомобиль и, когда передние колеса опустятся в углубление, плавно увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя. В противном случае автомобиль потеряет инерцию и, когда задние колеса окажутся в яме, может забуксовать. При приближении к яме задних колес, после проезда передних, необходимо также немного притормозить. Ложбины следует преодолевать с разгона и под небольшим углом.
Подъемы небольшой длины нужно проезжать с разгона. При остановке на подъеме или спуске с него необходимо затормозить ручным тормозом, включить первую передачу (на спуске задний ход) и подложить под колеса башмаки, упоры, клинья. Чтобы не заглох двигатель при трогании с места при движении на подъем, частоту вращения коленчатого вала нужно увеличить. Двигаться по крутому спуску следует на той передаче, на которой осуществлялся подъем. На спуске нельзя выжимать педаль сцепления.
Заболоченный участок следует проезжать на средней скорости, не переключая передачи, нельзя делать резких поворотов рулевого колеса, так как это может привести к остановке и, как следствие, к буксированию. Направление движения необходимо выбирать таким образом, чтобы оно не проходило по старой колее и не пересекало ее. Если буксование произошло, не нужно включать сцепление и резко увеличивать частоту вращения коленчатого вала двигателя. Ничего не дает и раскачка автомобиля, так как при этом колеса еще глубже зарываются в грунт. Если нет возможности вывезти автомобиль с помощью другого транспортного средства, нужно с помощью домкрата вывесить застрявшее в грунте колесо, подложить под него жерди, хворост и попытаться выехать на более твердый грунт.
Увеличить проходимость автомобиля по трудному участку можно снижением давления в шинах до 50 %. После преодоления заболоченного участка давление в шинах следует увеличить до нормального.
Повышенное внимание требуется при движении по лесным дорогам, имеющим глубокие колеи, промоины, сучья, пни, корни, которые могут быть скрыты под водой. Кроме того, лесные дороги, как правило, узки, а повороты в значительной степени ограничивают видимость, так как закрыты деревьями, к тому же ветви растущих у обочин деревьев затрудняют движение. Иногда на лесных дорогах встречаются гати – настилы из жердей или бревен, расположенных поперек дороги. При движении по ним следует избегать резкого торможения, так как это может разрушить настил. Если колея лесной дороги заполнена водой, то желательно по ней не двигаться. Ее следует пропускать между колесами, а если ширина дороги этого сделать не позволяет, то необходимо предварительно ее осмотреть. Рекомендуется также, если это возможно, ехать таким образом, чтобы колеса одной стороны автомобиля двигались по колее, а другой по дороге.
Перед движением по ненаезженной дороге в лесу, где нет заметной колеи от проходившего ранее транспорта, следует произвести оценку проходимости участка. Если на нем находятся пни высотой более 30 см, а расстояние между ними составляет 3–4 м, то такой участок непроезжаем. При осмотре участка необходимо определить возможности поворотов и разворотов автомобиля. Иначе можно попасть в такую ситуацию, когда дальнейшее движение автомобиля вперед будет невозможным, разворот затруднен, а выезжать задним ходом в таких случаях очень трудно.
По кустарнику и мелколесью двигаться нужно осторожно, не проезжая по небольшим деревцам и кустарнику. При движении по лесным дорогам и лесосекам избегайте пней и высоко выступающих корней деревьев, так как это может привести к поломке рулевых тяг, карданной передачи, мостов, шин. Ветви деревьев могут повредить фары, боковые стекла, поэтому предусмотрительно закройте их фанерными щитками. Разворачивать автомобиль необходимо на открытом сухом участке дороги. Если в лесу вы обнаружили, что свернули не в ту сторону и вам нужно разворачиваться на узкой тропе, совершайте разворот так, чтобы на тропе оставались ведущие колеса. Они смогут вытащить вас даже в том случае, если ведомые колеса при повороте провалились в заболоченный участок.
Для разъезда со встречным транспортом нужно предварительно выбрать сухой участок, а если требуется съезжать с дороги, то это лучше сделать после остановки и внимательного осмотра места съезда и выезда на дорогу. При этом нужно следить, чтобы колея автомобиля не попала на пни или заболоченный грунт, двигаться следует на малой скорости.
Проезжая по густому слою опавших листьев, влажной траве, мху, не делайте резких ускорений.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
info.wikireading.ru
Безопасное вождение автомобиля в сложных дорожных условиях
Получая права на управление транспортным средством, водитель берет на себя ответственность не только лишь за свою жизнь, но и за жизнь других участников движения. Об этом нужно помнить каждый раз, выезжая на дорогу. Особенно аккуратным нужно быть, ведя машину в сложных условиях. Такая ситуация требует от нас выдержки и максимального внимания, чтобы не подвергать опасности себя, пассажиров и других водителей.
Различают четыре категории сложных условий
Погодные условия. Дождь, снег, туман — все это приводит к плохой видимости и может послужить причиной аварии. Гололед — причина плохой управляемости автомобиля. Лучший совет, который можно дать в такой ситуации — останьтесь дома. Но что делать, если ехать все же надо? К тому же погода — штука не постоянная и может измениться в любой момент. Готовым нужно быть всегда.
Обстановка на дороге. Если рядом движется крупногабаритный автомобиль или фура, стоит быть очень внимательным. Такое соседство может помешать вовремя заметить опасность. К тому же, данный вид транспортного средства может сам представлять угрозу из-за «слепых зон», которых у него достаточно много.
Техническое состояние. Любая неисправность может повлечь за собой аварию. Не стоит забывать о своевременной замене расходников и плановом техническом осмотре транспорта.
Наличие груза. Крупные вещи, перевозимые в кабине, могут закрыть обзор водителю. Домашние животные, без переносок или клеток, могут отвлечь от управления автомобилем, забраться на руль или под педаль.
«Все будет хорошо, со мной ничего не случится» — так думают почти все водители. Положительный настрой — это, конечно, хорошо, но вот статистика неумолима. Примерно 12% ДТП влекут за собой смертельный исход. Рано или поздно любому придется столкнуться со сложными дорожными условиями, поэтому лучше быть к ним готовым, чем пустить все на самотек.
Независимо от категории, можно выделить три основные пункта, которые помогут спасти жизнь.
Дистанция. Отступите от впереди едущего автомобиля достаточное расстояние. Такое, чтобы в экстерной ситуации у Вас была возможность затормозить.
Скорость. Вспомните поговорку: «тише едешь — дальше будешь». Здесь она актуальна, как никогда. Особенно в условиях ограниченной видимости. ПРАВИЛО: путь, за который автомобиль полностью остановиться, должен быть меньше, чем расстояние видимости.
Боковой интервал. Не стоит близко прижиматься к соседним машинам. Оставьте себе и им место для маневра.
Также в любой ситуации постарайтесь сохранять хладнокровие. Паника — не лучший вариант поведения в экстремальных условиях. Но, если аварии избежать не удается, постарайтесь минимизировать вред для жизни, здоровья и имущества. Не отпускайте руль. Постарайтесь уйти от лобового столкновения. Перед ударом опустите голову, напрягите тело. Отключите зажигание. Постарайтесь как можно быстрее покинуть автомобиль и помогите сделать это другим.
Конечно, лучший способ избежать аварии — не садиться за руль, но в условиях современной жизни это практически нереально. Поэтому всегда следите за состоянием Вашего транспортного средства, в частности, шин и тормозов, и всегда соблюдайте ПДД. Однажды это может спасти Вам жизнь.
mainroad22.ru
Управление автомобилем в сложных дорожных условиях
15.08.2018 Сложные дорожные условия требуют от водителя особой внимательностиДвижение в транспортном потоке
Когда дорога свободна от других транспортных средств, хорошо просматривается и имеет должное качество, водитель движется, руководствуясь только правилами дорожного движения. Но если автомобиль находится в черте города, представить такие условия сложно. Тут водитель полагается на свой опыт, т.к. чем выше скорость и меньше водительский стаж, тем труднее будет справиться с возникшей трудностью на дороге.
Двигаясь в общем транспортном потоке, водителю тяжело маневрировать из-за ограниченности пространства. Скорость движения устанавливается всем потоком и не всегда зависит от желания самого водителя. Когда поток автомобилей плотный, некоторые водители идут на риск возникновения ДТП, стараясь выбиться из общей скорости и вырваться вперед. Стоит сохранять спокойствие и самообладание.
Важной задачей движения в городском потоке является соблюдение дистанции. Выбирать ее нужно руководствуясь габаритами транспорта, качеством покрытия дороги, тормозной системой автомобиля, состоянием покрышек, погодными условиями.
Управление автомобилем в сложных погодных условиях (инструкция):
Сложно осуществлять перестроение на многополосной дороге. Проще перестроиться на полосу, где автомобили движутся медленнее, это обычно крайняя правая полоса. При перестроении следует правильно оценить расстояние до передней части опережаемого автомобиля, она должна быть в 3 раза больше размера автомобиля.
Движение на перекрестках и пешеходных переходах
По статистике самое аварийное место на дороге – это перекресток, т.к. в этом месте у водителей ограничена видимость дорожного полотна в попутном и встречном направлениях. Стоит тренироваться для того, чтобы отработать это маневрирование. Всегда стоит снижать скорость при приближении к перекрестку и готовиться экстренно затормозить при необходимости. Заведомо включить соответствующий сигнал поворота. Если перекресток нерегулируемый, то стоит руководствоваться знаками, а при их отсутствии, правилами ПДД.
Перекресток – это не сложно, главное знать все нюансыДвижение на пешеходных переходах и автобусных остановках Эти участки дороги являются опасными из-за частого появления на них пешеходов. При подъезде к пешеходному переходу стоит снизить скорость движения автомобиля и увеличить бдительность. Если видимость осложнена особенностями местности или погодными условиями, то стоит быть особо внимательным. Стоит обращать внимание на пешеходов, движущихся вдоль проезжей части, ведь их действия могут быть неадекватны.
В местах остановок маршрутных транспортных средств стоит быть готовым, что пешеходы могут перейти дорогу как перед автобусом, так и позади него. При проезде трамвайных остановок водители допускают ошибку в том, что не замечают ее.
Всегда стоит помнить, что автомобиль — это источник повышенной опасности, и водитель, допустивший наезд на пешехода почти во всех случаях признается виновником.
3drive.ru
В помощь будущему автомеханику — Особенности вождения автомобиля в сложных дорожных условиях
Особенности вождения автомобиля в сложных дорожных условиях
Движение автомобиля в сложных дорожных условиях (отличных от движения по ровному асфальтобетонному покрытию) обусловливает дополнительный расход топлива. Например, при езде по гравийному или булыжному шоссе расход топлива повышается на 20… 30%, а при езде по сильно изношенному покрытию — на 50…60 %. Со значительным перерасходом топлива (в 2,5…3,5 раза) сопряжены перевозки груза в условиях бездорожья.
Особенно неэкономично движение автомобиля с большой скоростью, поскольку сопротивление качению колес возрастает при этом в 2… 3 раза. Переднеприводной автомобиль меньше реагирует на взаимодействие ведущих колес с участками изношенного покрытия и имеет существенно меньший расход топлива, чем заднеприводной. Кроме того, он лучше сохраняет прямолинейную траекторию движения при торможении даже при разном сцеплении левых и правых колес с дорогой.
Перед труднопроходимым участком дороги (грязь, песок, снег) необходимо заранее включить ту передачу, которая позволит его преодолеть без дополнительного переключения передач. Остановки при езде в таких условиях вызывают буксование автомобиля, а следовательно, повышенный расход топлива. Следует иметь в виду, что в течение одной минуты расходуется столько топлива, сколько требуется для того, чтобы автомобиль проехал около одного километра по ровной асфальтобетонной дороге.
На скользкой дороге трогать автомобиль с места нужно плавно на высшей передаче при частичном пробуксовывании сцепления и малой частоте вращения коленчатого вала двигателя.
Начавшееся во время движения автомобиля буксование можно прекратить, если, маневрируя педалью сцепления или перейдя на низшую передачу, ограничить высокую частоту вращения буксующих колес без снижения скорости автомобиля. Используя такой прием, можно проехать до участка дороги, покрытие которого имеет лучшие сцепные свойства, и продолжить обычное движение. Однако с целью экономии топлива время такого режима движения должно быть ограничено.
Подъемы и спуски
Преодолевать подъем необходимо с учетом его крутизны, загруженности пути транспортом и наличия других помех, замедляющих движение.
Перед подъемом автомобиль следует разогнать. Переключать передачи на подъеме надо быстро и своевременно, пока автомобиль продолжает движение по инерции. В противном случае включение передачи возможно только после значительного замедления или даже полной остановки автомобиля, вызывающей повышенный расход топлива на очередной разгон.
Дополнительный расход топлива на преодоление автомобилем подъема частично может быть компенсирован при его движении накатом на спуске с подтормаживанием двигателем для ограничения скорости.
Крутые спуски следует преодолевать на первой передаче.
Песчаные участки
Особую сложность представляет собой движение автомобиля по песчаным участкам. Сыпучий песок легко подвижен, на нем не образуется накатанной поверхности и глубокой колеи, поэтому для проезда лучше выбирать места с повышенной влажностью и участки, закрепленные растительностью.
Движение по песку с низкой скоростью может привести к буксованию колес. Песчаный участок небольшой протяженности следует преодолевать на той передаче, которая была включена при подъезде к нему. Для преодоления протяженного песчаного участка нужно заранее выбрать такую низшую передачу, на которой автомобиль может проехать его с постоянной скоростью без остановки. Движение следует продолжить, даже если ведущие колеса немного буксуют.
В случае остановки автомобиля на рыхлом песке трогаться с места надо плавно на первой передаче, не допуская смещения слоев песка под ведущими колесами. Если начать движение вследствие буксования колес невозможно, не следует пытаться осуществить трогание автомобиля с места путем повышения частоты вращения коленчатого вала двигателя, поскольку это приведет только к перерасходу топлива и большему погружению колес в песок. Вытащить автомобиль из песка можно, прорыв неглубокие колеи перед его ведущими колесами и направив по ним управляемые колеса. Перед началом разгона под вывешенные колеса необходимо подложить какие-либо имеющиеся подручные материалы.
При длительной эксплуатации автомобиля на песчаном грунте целесообразно использовать шины с низким давлением воздуха, например арочные или широкопрофильные с комбинированным рисунком протектора. Это позволит уменьшить расход топлива на 25 % и повысить возможность проезда автомобиля по песку.
Снежный покров
При движении по снегу полноприводного автомобиля для улучшения его проходимости и снижения расхода топлива необходимо уменьшить давление воздуха в шинах, благодаря чему увеличится площадь контакта шин с опорной поверхностью и снизится давление колес на снег.
На глубоком снегу минимальное сопротивление, а следовательно, минимальный расход топлива достигается при прямолинейном движении автомобиля с частичным или даже полным совпадением колеи передних и задних колес.
Поворот следует выполнять с наибольшим радиусом. Совпадение колеи передних и задних колес в этом случае все равно невозможно, но это позволит снизить сопротивление движению автомобиля. При езде по снегу для экономии топлива следует избегать частых переключений передач, а с низших передач на высшие следует переходить на участках местности со спуском или с неглубоким снежным покровом.
Грунтовые дороги в период распутицы
При движении автомобиля в период осенне-весенней распутицы мокрый чернозем и глина, находясь в пластическом состоянии, могут плотным слоем налипать на шины колес, забивая впадины между их грунтозацепами, вследствие чего автомобиль может буксовать, съезжать с дороги на спусках, скользить «юзом». В таких дорожных ситуациях экономия топлива достигается при движении автомобиля на низшей передаче, с малой скоростью, без остановок, без резких поворотов рулевого колеса, а также при увеличении частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Чтобы автомобиль не заносило, управляемые колеса нужно направлять по проложенной колее. Преодолевать участок грунтовой дороги, частично или полностью залитый водой, надо по основной колее, просматриваемой за чертой брода.
Расход топлива при движении автомобиля по грунтовым дорогам в период осенне-весенней распутицы может быть существенно понижен за счет тщательной подготовки автомобиля к эксплуатации, ограничения массы буксируемого прицепа, применения специальных шин и приспособлений, уменьшающих буксование колес и повышающих проходимость автомобиля, равномерного распределения груза в кузове и др.
Высокая температура окружающей среды
При эксплуатации автомобиля в условиях жаркого климата снижается эффективность работы систем питания двигателя, охлаждения и смазочной и существенно возрастает расход топлива, а даже незначительные неисправности в системах охлаждения и смывочной вызывают образование паровых пробок в системе питания карбюраторного двигателя, которые приводят к частым его остановам и затрудненному пуску.
Для удаления паровых пробок нужно охладить двигатель, остановив автомобиль и накрыв топливный насос мокрой тряпкой. Но следует помнить, что такая мера помогает непродолжительное время, поскольку не устраняет основных причин перегрева. Поэтому при работе двигателя с перебоями необходимо найти и устранить причину перегрева.
Перевозка грузов
Для экономии топлива при перевозке грузов в автохозяйствах следует правильно выбирать марку автомобиля и равномерно распределять груз по объему кузова. Для перевозки грузов массой более 6 т целесообразно использовать дизельный автомобиль большой грузоподъемности. Это позволит сэкономить до 35 % топлива по сравнению с затратами топлива на перевозку данного груза автомобилем с карбюраторным двигателем.
При перевозке габаритного груза при сильном встречном ветре следует избегать высоких скоростей движения.
Расход топлива возрастает при перегрузке автомобиля, так как при этом ухудшается его разгон и больше времени затрачивается на движение на низших передачах. Особенно заметно увеличение расхода топлива при перегрузке автомобиля с гидромеханической передачей (на 5…8% больше, чем у автомобиля с механической передачей). Для существенного снижения расхода топлива пере¬груженного автомобиля желательно делать меньше остановок.
Следует иметь в виду, что движение автомобиля без нагрузки также вызывает перерасход топлива. Так, при пустом багажнике расход топлива увеличивается до 3 %, а при пустом прицепе — до 7 %.
Определенной экономии топлива можно добиться при постановке автомобиля под погрузку или разгрузку. Опытный водитель перед длительной остановкой автомобиля обязательно оценит возможность подъезда к месту погрузки или разгрузки по кратчайшему расстоянию и с минимальным числом необходимых маневров.
avtomehi.ru