Стояночный отопитель — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 июня 2018; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 июня 2018; проверки требуют 2 правки.Стояночный отопитель (в просторечии автономка) — система отопления кабины или салона тягачей, автобусов и некоторых видов железнодорожной и бронетехники. Обычно используется только тогда, когда основной двигатель заглушен.
- Дизель-генератор, снабжающий автомобиль или другое транспортное средство необходимой энергией, когда основной двигатель заглушен. При этом для обогрева обитаемых помещений могут использоваться как электроотопители, так и тепло, выделяемое двигателем. В гражданской технике применения практически не имеет (за исключением некоторых видов спецтранспорта), основное его применение танки, бронетехника, боевые машины ПВО и тому подобное.
- Автономная печь — представляет собой металлическую печь типа «буржуйка», установленную в транспортном средстве. Находит широкое применение на автомобилях аварийных служб и вахтовых автобусах. Удобна тем, что не расходует энергию аккумуляторной батареи. Может работать как на дровах, так и на жидком топливе.
- «Сухая автономка» — атмосферный воздух, нагреваемый горелкой, работающей на штатном топливе транспортного средства подается в кабину при помощи электровентилятора. По такому принципу работал штатный отопитель автомобиля «Запорожец» и дополнительный отопитель салона автобусов «Икарус». Для кузовов военных автомобилей типа КУНГ были разработаны отопители ОВ-65 и ОВ-95, работающие на дизельном топливе. Отопитель с подобным принципом работы установлен на вертолётах типа Ми-8.
- «Мокрая автономка» — здесь горелкой нагревается не воздух а рабочая жидкость системы охлаждения двигателя, а тепло в салон передается штатной системой отопления. По такому принципу работает большинство стояночных и дополнительных отопителей современных транспортных средств. На современных автомобилях с высокоэффективными ДВС их тепла в некоторых режимах не хватает для нормального обогрева салона, поэтому «мокрая автономка» находит применение и как штатная система отопления.
Прежде всего стояночный отопитель представляет опасность при неграмотной «домашней» установке. Зафиксировано множество случаев возгорания тягачей, в которых «автономка» была установлена в кустарных условиях руками самих дальнобойщиков. Также отопитель может быть опасен при использовании не по назначению. Стояночный отопитель, установленный в «заводских» условиях, если он исправен, опасности не представляет.
Отработавшие газы автономных отопителей также представляют опасность в виду их токсичности. Поэтому запрещается использовать автономные отопители в закрытых помещениях. В морозную безветренную погоду отработавшие газы могут скапливаться вокруг автомобиля и на открытой стоянке.
Горелка автономки очищается как и обычный примус при помощи тряпки. Случаи загрязнения некачественным топливом собственноручно очистить будет сложно, особенно форсунку подачи топлива в горелку. При плюсовых температурах парафиносодержащая солярка не опасна, но при температурах ниже нуля может вызвать полный отказ в работе.
ru.wikipedia.org
Автономка ШААЗ О15 на газу — Community «Сделай Сам» on DRIVE2
Zoom
C наступлением холодов, и ввиду планируемых поездок на рыбалку и охоту, реализовал давнюю задумку — установил автономный обогреватель сухого типа, а именно ШААЗ О15.
Один был приобретен за небольшие деньги — ШААЗ О30 , второй (ШААЗ О15) отдал бесплатно товарищ. Устанавливать решил менее мощный, 2-х киловатный вариант.
Управление печкой должно быть простым и надежным, хорошо было бы это реализовать на микроконтроллере типа ATMEGA или PIC, но я не программист, и этот вариант отпал сразу, поэтому за основу была взята схема с временными задержками, т.к. таймеры времени позволяют реализовать любой алгоритм работы обогревателя.
Таймеры OMRON дешевле, но больше габаритами, поэтому были приобретены РЕГТАЙМ, тем более что цоколевка у них, как у автомобильных реле.
Автоматика для работы обогревателя собрана из доступных элементов, несложна для повторения.
Переделал на питание от 12в и установил еженедельный таймер AX-800S, для включения-выключения печки по расписанию.
На алиэкспресс заказал 4-х канальное Wi-Fi реле, один из каналов будет для удаленного управления отопителем.
Ссылка: ru.aliexpress.com/item/So…ec5834448a04a843651695293
Электрочасть.
Реле Р1- стандартное автореле 12в, реле времени – РЕГТАЙМ 1(0-60), РЕГТАЙМ 2(0-60) и РЕГТАЙМ 2(60-600).
Термостат – W1209, Китай.
Прессостат HD505.
Диоды 1N5400, эл. конденсатор 100 мкф, 50в.
Автоматика безопасности – два датчика газа MQ6, Китай, два модуля питания датчиков CN1584, Китай, твердотельное реле G3MB-202P 5v, пьезоизлучатель НРА24АХ, электромагнитный отсекатель напряжения.
Газовая часть.
Клапан газа – Atiker, пр-во Турция.
Жиклер – 0,8 мм, от сварочного полуавтомата.
Медная трубка диам. 6мм – 10 см.
Армированный резиновый шланг для LPG – 1,5м.
Редуктор газа – РДГ-6, пр-во г.Бердянск, с возможностью регулировки давления газа на выходе. Баллон – 5л.
Мех. часть.
В электродвигателе обогревателя втулки заменены на подшипники 626, установлена крыльчатка от компьютерного кулера.
Блок розжига, реле, клапан газа – приварил к кожуху крепежные элементы и закрепил на корпусе обогревателя.
Выход отработанных газов из печки осуществлен стальной тонкостенной трубой диам. 40 мм, уплотнение отверстия в дне кузова шнуром Izopack-122, сама труба обмотана асбошнуром, сверху одета алюминиевая гофротруба.
Алгоритм работы автоматики следующий – при подаче питания выключателем с фиксацией S1 на термостат (если температура ниже заданной), питание проходит через контакты термостата на контакт C2 механического термовыключателя, на обмотку реле Р1, на контакт этого реле, и управляющий 15-й контакт реле времени rt-2(0-60). Реле Р-1 срабатывает и подает питание на мотор и через центральный контакт C1 на контакт C2 мех. термовыключателя, дальше поступает на блок розжига и 15-й кон-т реле времени rt-1(0-60), которое служит для задержки подачи питания на розжиг после срабатывания мех. термовыключателя . В течении 10 секунд осуществляется продувка одновременно с работой блока розжига. Затем таймер rt-2(0-60) включает клапан газа, происходит поджиг газовой смеси, после прогрева около 30 секунд срабатывает мех. термовыключатель и блокирует контакты реле Р1,отключая питание розжига, но таймер rt-1(0-60) в течении еще 10-ти секунд подает питание на блок розжига для стабилизации процесса прогрева.
После достижения заданной температуры в салоне авто термостат снимает питание с реле Р-1 и таймера rt-2(0-60), отключается клапан газа, происходит продувка котла (около 1.5 минут) до снижения температуры, срабатывает мех. термовыключатель и отключает электродвигатель обогревателя.
Работа защиты.
Для предотвращения утечки газа и расхода энергии аккумулятора в случае аварийной ситуации — не сработал мех. термовыключатель из-за разрушения кварцевого стержня, закончился газ, вышел из строя блок розжига, не произошел по какой-то другой причине поджиг газовой смеси — служит таймер rt-1(60-600), который при задержке питания на контакте C3 мех. термовыключателя и контакте 87 rt-1(0-60) больше 60 секунд, подает кратковременный импульс на электромагнитный отсекатель общего питания автономки.
Итог:
Печка работает безотказно, горение устойчивое, хоть на стоянке, хоть в движении.
Плюсы — очень быстрый по сравнению с дизельными да и с бензиновыми запуск
-в сравнении с дизельной автономкой малое энергопотребление при пуске
— возможность регулировки расхода газа от 30 до 180 г/час
— цена оборудования
— цена газа вдвое ниже чем диз. топлива
— надежность (при условии качественных сварочных швов котла), перед сборкой
котел необходимо проверить на герметичность
— меньший износ котла при работе на газу
Минусы – вследствие конструктивных особенностей (жесткое крепление
электродвигателя, а не через резиновые втулки, конструкция самого котла) —
повышенная шумность по сравнению с сухими вебасто или эбершпехером,
хотя после замены подшипников и крыльчатки шумность снизилась в
несколько раз (в сравнении с саратовским планаром такой же мощности
работает немного тише)
— малый диапазон регулирования скорости электродвигателя (при слишком
низких оборотах нехватка воздуха для горения газа)
Предвидя возможные критические замечания и возражения, скажу так – причина всех несчастных случаев с автомобилями, как с автономками на газу, на дизеле, на бензине, так и без них – это кривые руки, небрежность, халатность и несоблюдение элементарных правил техники безопасности! Сотни тысяч машин ездят на пропане, метане, на многих стоит ГБО 2-го поколения, где автоматика простейшая и состоит из клапана газа и вакуумного регулятора подачи газа или в лучшем случае- электронного редуктора, и ничего, ездят! Конечно, ездят только при условии качественного монтажа ГБО. Газ во многих аспектах безопаснее бензина.
И напоследок, несколько советов.
При переделке печки на газ не используйте штатный карбюратор с электроклапаном!
Совершенно ни к чему лишние места возможных утечек газа!
Ставьте только электроклапан, предназначенный для газа! Не экономьте на мелочах!
Zoom
Zoom
www.drive2.com
Автономные отопители. История и терминология. Часть 2. — DRIVE2
В этой части расскажу о жидкостных отопителях и догревателях.
В наше время, встретить догреватель на автомобиле, особенно дизельном — не редкость. А всего 10-15 лет назад это было в диковинку. Но с тех пор, как экологичность вышла на первые места в разработке двигателей, а также увеличение их КПД, тепла, используемого для нагрева охлаждающей жидкости, становится все меньше и меньше. Говоря проще, в зимний период эксплуатации, двигатели не способны нагреть объем охлаждающей жидкости в системе до положенных и привычных всем 90 градусов. Стрелка на панели приборов еле сдвигается с места, а в салоне авто складывается неблагоприятный холодный микроклимат. Кроме того, по отзывам владельцев относительно свежих бензиновых автомобилей VAG, двигатели тоже очень медленно прогреваются.
Что же такое догреватель?
Догреватель — это тот же самый автономный отопитель, но с урезанными функциями. Блок управления у догревателя не имеет физических выходов на управление водяным насосом и не способен без доработок работать на автомобиле с незаведенным двигателем. Включается же он при температуре воздуха на улице меньше +5 градусов и после того, как двигатель запущен и антифриз в системе циркулирует с помощью помпы автомобиля. Он помогает двигателю прогреть охлаждающую жидкость до рабочей температуры и отключается-встает в режим ожидания. В случае, когда температура тосола опускается, например в пробке, когда двигатель долго работает на холостых оборотах, догреватель снова запускается.
Догреватели, не имеющие управление по CAN шине автомобиля можно переделать в автономные отопители. Но это отдельная тема для беседы.
Итак, с догревателем разобрались — это урезанная версия автономного отопителя. А что же такое автономный отопитель и принцип его работы? Автономный отопитель — это предпусковой подогреватель. А что же такое предпусковой подогреватель? Ладно, шутки в сторону.
Как мы знаем из первой части статьи, принцип работы автономного отопителя придуман компанией Eberspacher и неизменен уже на протяжении нескольких десятилетий. Поэтому на примере модели Eberspacher Hydronic D5WSC и ответим на все вопросы и разберем, как же он устроен и работает.
После того, как блок управления отопителем получает сигнал на запуск, подаваемый органом управления, процессор проводит самодиагностику всех систем и датчиков отопителя. Если все в норме и исправно, но начинается алгоритм запуска. Включается водяная помпа, обеспечивающая циркуляцию охлаждающей жидкости в системе охлаждения автомобиля для равномерного ее нагрева, а также исключающая перегрев самого отопителя. Чтобы этого не произошло, за температурой следят два датчика, вмонтированные в корпус (на схеме не изображены). Они находятся на входе и на выходе в теплообменник, который является частью системы охлаждения, и остановят отопитель, если их показания будут сильно отличаться. Далее вентилятор нагнетает воздух в камеру сгорания, свеча накаливания разогревается по очень высокой температуры, а дозировочный топливный насос начинает порционно выдавать топливо. В камере сгорания происходит горение, которое контролирует датчик пламени. Как только он «увидит» и даст сигнал об образовании пламени, блок управления отключит свечу накаливания и горение будет поддерживаться подаваемым топливом. При нагреве охлаждающей жидкости до +50 градусов, блок управления даст сигнал для реле о включении вентилятора печки салона, чтобы тот начинал работу. Впрочем, эта функция редко используется из соображений экономии заряда аккумулятора. После нагрева жидкости до 72-х градусов, отопитель перейдет на малый режим производительности, а при нагреве до 82-х градусов перейдет в режим ожидания, так называемую «сработку». В этот момент у отопителя работает водяной насос и датчик регулирования температуры. Если, а вернее когда температура упадет ниже 72-х градусов, то отопитель снова произведет запуск и нагреет жидкость до 82-х градусов. И может этот цикл продолжаться до тех пор, пока не сядет аккумулятор (если точнее, то напряжение на нем не упадет ниже 10.5В) или пока орган управления не снимет с блока управления сигнал о необходимой работе (как правило, таймера способны работать в настраиваемом интервале от 30 до 120 минут). Конечно, я дал описание алгоритма работы упрощенно, но этого достаточно, чтобы понять принцип работы отопителя.
Казалось бы, все довольно просто, но при этом, отопитель — это очень сложная совокупность элементов, работающих в связке. Отклонение работы одного обязательно повлечет сбои в работе всего агрегата.
На данный момент на рынке предоставлено много отопителей и их модификаций. Сегодня мы рассмотрим отопители для легковых авто и самые основные из них и попробуем разобраться в их модификациях.
1. Webasto Thermo Top C/E/Z.
На мой взгляд, несмотря на то, что данный отопитель уже снят с производства, он остается самым надежным жидкостным отопителем. Встречаются как бензиновые версии, так и дизельные.
С — Автономный отопитель мощностью 5 кВт.
Е — Автономный отопитель мощностью 4 кВт.
Z — Догреватель двигателя мощностью 5 кВт
Кроме того, существует 24 вольтовый аналог Thermo Top C с названием Thermo 50.
Из личного опыта. Основные «болячки» отсутствуют. В отличие от «Гидроников», ремонты не похожи один на другой. Особенностью является отсутствие датчика пламени. Его функцию выполняет свеча накаливания, после ее отключения. В связи с этим, бывает неисправность, когда изначальное «холодное» сопротивление свечи «убегает» за пределы и блок управления фиксирует ошибку. Из-за этого приходится менять свечу, хотя она может еще исправно раскаляться. Также встречаются неисправности блоков управления, но не так часто, как на «Гидрониках». Еще реже встречается неисправность нагнетателя, который является, пожалуй, одним из самых трудноремонтируемых. Но в целом, повторюсь — на сегодняшний день самый надежный агрегат, по моему мнению. 2 года назад дооборудовали догреватель в отопитель, который не снимался с автомобиля 16 лет и был полностью в рабочем состоянии. А на днях в ремонте был отопитель, исправно служивший верой и правдой хозяину 8 лет с момента установки.
Потребляемая мощность без учета циркуляционного насоса и вентилятора автомобиля
на полной/частичной нагрузке 28 Вт/18 Вт на 5-ти киловатной версии и 23 Вт/18 Вт на 4 кВт.
Расход топлива на бензиновых версиях
5 кВт полная нагрузка/ 4кВт полная нагрузка/ 4 и 5 кВт частичная нагрузка 0,7/0,56/0,34 л/час,
на дизельных версиях 0,61/0,49/0,30 л/час.
Полная нагрузка 5.2 кВт и 4 кВт, частичная нагрузка 2.5 кВт.</i>
Потребляемая мощность циркуляционного насоса 14 Вт.
www.drive2.ru