Чем отличается дот 3 от дот 4: В чем разница между тормозными жидкостями DOT3 и DOT4?

Содержание

в чем разница и можно ли ее смешивать?

При выборе и использовании тормозной жидкости есть ряд нюансов, которые нужно обязательно учитывать.

Станислав Шустицкий

Тормозная жидкость определяется несколькими классами DOT (Department of Transportation — систематизация, предложенная в США), и самой важной характеристикой для всех типов являются мокрая и сухая точки кипения. Жидкость из только что вскрытой заводской упаковки практически не содержит воды, и момент ее закипания определяется сухой точкой, а вот если открытая баночка хранилась какое-то время, то в ее составе уже содержится влага и, как видно из таблицы, мокрая точка температурного режима значительно отличается от сухой.  

 Сухая точка (оC)  Мокрая точка (оC)  Вязкость при -40оC (mm2/S)
DOT 3                                       205                  140                                   1500
DOT 4                                       230  1551800
DOT 4 ESP                                260180700
DOT 5                                        260  180900
DOT 5.1                                      260    190900

Тормозная жидкость очень гигроскопична, а вода в тормозной системе провоцирует ее закипание даже при низкой температуре. Поэтому содержание воды в тормозной жидкости не должно превышать 3,5%. Срок хранения тормозной жидкости в закрытой в заводских условиях емкости всегда указан на этикетке, а вот вскрытую упаковку рекомендуется хранить не более двух недель.

А еще нужно помнить о том, что свойство гигроскопичности сохраняется и у жидкости, уже работающей в тормозной системе, и раз в два-три года ее нужно менять. Проверить ее на наличие влаги с помощью специального тестера, который можно приобрести в магазинах запчастей.

Совместимость тормозных жидкостей – еще один из самых животрепещущих вопросов. И отправной точкой для допустимости их смешивания является основа. DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 изготовлены на гликолевой основе, поэтому смешивать их можно. Помнить нужно о том, что DOT 5.1 будет отличаться, к примеру, от DOT 3 не только ценой, но и более совершенным химическим составом, а при смешивании полученный коктейль приобретет показатели состава с более низкими характеристиками. Еще нужно обращать внимание на рекомендации использования тормозных жидкостей для автомобилей, оснащенных системами ABS и ESP (аббревиатуры указаны на этикетках упаковок) – DOT 5.1 и DOT 5.1/ABS имеют одну гликолевую основу, но их составы рознятся.

А вот на «гоночное» происхождение DOT 5 «вестись» не следует. Эта тормозная жидкость рассчитана на работу в высокоэффективных, специальных, тормозных механизмах и сделана она на силиконовой основе. Смешивать ее с жидкостями на гликолевой основе просто опасно. Да и просто заливать DOT 5 в тормозные системы «гражданских» автомобилей никакого смысла нет – цена у нее высокая, а каких-либо эксплуатационных преимуществ вы не получите.   

Хочу получать самые интересные статьи

Чем отличается тормозная жидкость ДОТ 4 и ДОТ 3

Дата публикации: .
Категория: Автотехника.

Безопасное управление автотранспортным средством невозможно, если его тормозная система работает с перебоями. Этот узел требует повышенного внимания, так как он напрямую отвечает за безопасность, как пассажиров, так и самого водителя. В связи с этим важно своевременно заменять тормозную жидкость, которая должна быть надлежащего качества и срока годности.

Сегодня на авторынках и в специализированных магазинах представлен широкий выбор самых различных марок жидкостей для тормозной системы. Самыми популярными из них считаются Castrol и Mobil, но и среди бюджетных вариантов попадаются достойные составы, обладающие отличными характеристиками, например: rosDOT или SuperDOT.

Все «дотовские» жидкости делятся на несколько типов: ДОТ 3, ДОТ 4 и ДОТ 5. Каждый из этих составов обладает своими характеристиками и может использоваться только с определенными типами машин. Но, прежде чем разобрать состав тормозной жидкости ДОТ 4 и 3, стоит сказать несколько слов об общих характеристиках всех жидкостей для тормозной системы авто.

Отличия тормозных жидкостей по составу

Составы для тормозной системы отличаются соей основой. До сих пор можно встретить минеральные жидкости, основа которых – это касторовое масло в бутиловом или изопропиловом спирте. Недостатком таких «тормозух» является их низкая температура кипения, которая не переваливает за 200 градусов. Если система перегревается, то жидкость становится слишком вязкой и в результате может вообще потерять текучесть.

Наибольшей популярностью пользуются гликолевые аналоги. Их изготавливают на основе гликолей и полигликолей, а также их эфиров. Такие «тормозухи» отличаются высокой температурой кипения и отличной вязкостью. Единственный недостаток – высокая гигроскопичность, а это означает, что гликолевые составы сильно поглощают влагу.

Существуют также силиконовые тормозные жидкости, которые считаются одними из самых качественных и «долгоиграющих», но, к сожалению их практически не используют для обычных автомобилей. Поэтому лучшая тормозная жидкость – гликолевая. К этому типу относятся «дотовские» составы, отличия, классификацию и свойства которых мы рассмотрим подробнее.

Классификация ДОТ-ов

Какие элементы включены в тормозные жидкости, их свойства, маркировка – на все эти параметры нужно обращать внимание при покупке того или иного состава. Поэтому стоит узнать побольше о классификации «дотовксих» составов.

Первоначально аббревиатура DOT выглядела как USDOT и обозначала United States Department of Transportation, что переводится как Департамент транспорта США. Как вы уже догадались, это учреждение отвечает за безопасность автотранспортных средств. Этот же Департамент и создал спецификацию требований и свойств тормозных жидкостей, а также разделил несколько стандартов FMVSS №116 и присвоил им название ДОТ. Это означает что ДОТ это не название жидкости, а международный стандарт, согласно которому производителем этого продукта может быть любая фирма.

Интересно! Такие международные стандарты, как SAE J 1703 и ISO 4925, появились намного позднее.

Исходя из этого, появились следующие составы:

DOT 3

Эта тормозная жидкость основой, которой являются простейшие соединения гликолей (полиэтиленгликоль и полиэфиры), в связи с этим ее стоимость на порядок ниже. Это, конечно же, обеспечивает ДОТ 3 большую популярность среди автолюбителей. Как и все жидкости, изготавливаемые на основе гликолей, составы этого класса очень быстро поглощают влагу, в связи с чем, их температура кипения со временем понижается. Из-за этого ДОТ 3 не отличается долгим сроком службы, и менять такую «тормозуху» придется каждые 2 года.

Полезно! Жидкости DOT 3 несовместимы с натуральной резиной, из которой довольно часто изготавливаются тормозные прокладки. Кроме этого, составы агрессивны к лакокрасочным покрытиям.

Также стоит отметить что вязкость таких жидкостей составляет не так много – 1500 мм2/с при -40 градусах. Составы ДОТ 3 используются для тормозных систем автомобилей, на которых установлены барабанные тормоза. Также жидкость подойдет для дисковых тормозов, расположенных на передних колесах.

DOT 4

Жидкости DOT 4 обладают лучшими характеристиками. Кроме гликолей, в них содержится борная кислота, благодаря которой излишки влаги в составе нейтрализуются. Это означает, что температура кипения у ДОТ 4 отличается стабильностью и не понижается в процессе эксплуатации автомобиля. Однако вязкость у этого состава самая высокая среди других «дотов». Поэтому сказать она лучшая нельзя. К тому же срок годности тормозной жидкости ДОТ 4 также не превышает 2 лет. Помимо этого, состав этого класса тоже проявляет себя агрессивно по отношению к краске.

Полезно! На полках отечественных магазинов можно встретить составы с маркировкой ДОТ 4,5 или ДОТ 4+. В американской системе таких классификаций нет, поэтому будьте осторожны.

Тем не менее, тормозная жидкость дот 4, технические характеристики которой не идеальны, пользуется большим спросом у владельцев автомобилей, оснащенных дисковыми тормозами.

DOT 5

Если говорить о том, тормозная жидкость – какая лучше, то самой долговечной считается «дотовский» состав DOT 5. Дело в том, что она изготавливается на основе силикона, который отличается своей слабой гигроскопичностью. Благодаря этому срок службы ДОТ 5 составляет 4-5 лет. Остальные характеристики жидкости также приближены к идеальным. Среди преимуществ стоит упомянуть стабильную вязкость, высокую температуру кипения и многое другое. Помимо этого, состав отталкивает влагу и ведет себя нейтрально по отношению к резиновым элементам или лакокрасочным покрытиям.

Но, в каждой бочке найдется-таки ложка дегтя. Способность отталкивать лишнюю воду придется отнести к недостаткам ДОТ 5, так как излишки влаги не смешиваются с жидкостью, а постепенно накапливаются в нижних отделах тормозной системы. В результате образовавшийся водяной «апединкс» замерзает зимой и мешает работе системы. Еще одна проблема DOT 5 – это высокая степень аэрации, то есть насыщение воздухом. Именно поэтому такие жидкости категорически запрещено использовать для автомобилей с ABS. Ну а для тех, кто, как назло, являются хозяевами именно таких машин, был разработан специальный состав.

DOT 5.1/ABS

Жидкости этого класса изготовлены на основе гликолей, но, помимо этого, в них содержится большое количество дополнительных присадок. Благодаря этому ДОТ 5.1 отличается высокой температурой кипения, низкой вязкостью и нейтральностью к резиновым прокладкам. Однако краску такие составы все же разъедают.

Такие тормозные жидкости свободно циркулируют по системе, улучшая работу самих тормозов. Благодаря этим свойствам составы DOT 5.1 используются для гоночных машин, спорткаров и мотоциклов. Срок службы такой жидкости составляет 3-4 года.

С появлением всех этих классификаций возникает вполне закономерный вопрос – а что будет если смешать разные классы жидкостей?

Можно ли смешивать жидкости DOT

Сразу стоит сказать, что тормозная жидкость, состав которой рассчитан на АБС, ни при каких обстоятельствах не должна смешиваться с другими «дотами». Активные присадки в ДОТ 5.1 не предусмотрены для работы с жидкостями других типов. Поэтому не допускается смешивания даже DOT 5 с DOT 5.1/ABS. Различный по химическому составу элементы и остальные компоненты, смешавшись, создадут непредсказуемый коктейль, которые не приведет ни к чему хорошему.

Смешивать гликолевые жидкости с силиконовыми также не рекомендуется. Под действием химических реакций вы получите состав, который не будет отвечать существующим требованиям.

Единственные два состава, которые ведут себя «дружелюбно» это ДОТ 3 и ДОТ 4, их можно смешивать. Однако и тут есть одна немаловажная особенность. Жидкость высшего класса должна быть добавлена в состав классом ниже. Соответственно добавлять рекомендуется ДОТ 4 в ДОТ 3. Благодаря этому вы улучшите характеристики первоначальной жидкости залитой в систему. Однако если вы нарушите это правило – ничего страшного не произойдет.

В заключении

Так как в основном тормозная жидкость обладает свойствами впитывать влагу, то при покупке состава обязательно необходимо обратить внимание на упаковку. Она должна быть целой, без заломов и повреждений. Лучше всего приобретать жидкости, которые продаются в бутылках с дополнительной защитой от вскрытия, либо это могут быть флаконы с горлышками, запечатанными фольгой.

ДОТ 3 и ДОТ 4 в чем разница?ДОТ 4 и ДОТ 4+ в чем разница?

ДОТ 3 и ДОТ 4 в чем разница?ДОТ 4 и ДОТ 4+ в чем разница? Эти вопросы достаточно часто возникают даже у бывалых автомобилистов нашей страны. Ведь в наше время на прилавках автомагазинов можно найти значительный ассортимент тормозной жидкости, в котором не всегда можно разобраться и тем более выбрать ту марку, которая нужна. Для регулирования скорости движения существует специальная система, в которой циркулирует тормозная автожидкость различных марок. В зависимости от конкретной модели автомобиля существует определенная марка тормозной автожидкости, которая должна быть в нем использоваться.

Общие сведения

Тормозной жидкостью является вещество, которое используется в системе сцепления для регулирования скорости движения автомобиля. Основными свойствами вышеупомянутой жидкости являются:

  • низкий параметр сжимаемости;
  • высокий уровень степени нагретости и закипания;
  • устойчивый параметр вязкости;
  • отличается незначительным показателем абсорбции влаги;
  • не оказывает разрушительных действий на резиновые детали тормозной системы.

Детально изучив все вышеперечисленные свойства можно сделать вывод о важности своевременной замены автожидкости определенной марки.

Отличия ДОТ-3 от ДОТ-4

Основным отличием в технических характеристиках автожидкостей данного класса является предел температуры кипения и уровень абсорбции. В связи с этим стоимость данной продукции напрямую зависит от двух вышеперечисленных параметров. Так чем больше показатель температуры, тем выше стоимость тормозной жидкости.
Жидкость ДОТ-3 изготавливается с использованием целого комплекса гликолей.

Применение именно этих гликолей позволяет существенно удешевлять стоимость данной продукции, но при этом повышается уровень гигроскопичности, что способствует накапливанию большого количества влаги. Этот процесс накопления влаги приводит к существенному снижению температуры закипания тормозного вещества.

В отличии от ранее рассмотренного вещества, автожидкость ДОТ-4 изготавливается с применением соединений содержащих комплекс сложных эфиров с добавлением борной кислоты. Именно благодаря наличию в составе борной кислоты происходит полная нейтрализация имеющейся влаги в сравнении с ДОТ-3. Это позволяет эффективно поддерживать необходимый параметр степени нагреваемости и увеличивает срок использования данного вещества.

Кроме этого ДОТ-3 имеет несколько меньшую точку закипания (+205 градусов) чем более поздний продукт (+230 градусов). Таким образом, сравнив эти два параметра можно сделать вывод, что ДОТ-4 является более стойким к чрезмерному разогреву. Кроме этого данная жидкость в отличии от более старого аналога имеет достаточно вязкую структуру и при остывании окружающей среды до – 40 градусов имеет показатель вязкости на уровне 1780 сСт.

ДОТ 4 и ДОТ 4+ в чем разница?

Эти две спецжидкости имеют достаточно большое количество схожих характеристик, но отличаются по более значительному показателю температуры закипания. Это позволяет применять ее в тормозных системах гоночных автомобилей и в различной скоростной мототехнике. По остальным техническим характеристикам эти два вещества достаточно похожи.

Вывод

Чтобы правильно ответить на вопросы ДОТ 3 и ДОТ 4 в чем разница?ДОТ 4 и ДОТ 4+ в чем разница? нужно тщательно изучить справочную литературу и обратить внимание на химический состав и основные технические характеристики вышеперечисленных жидкостей.

Так основным отличием в технических характеристиках автожидкостей вышеупомянутого класса является предел температуры кипения и уровень абсорбции. Кроме этого они разнятся по химическому составу.

Изучая отличия ДОТ-3 от ДОТ-4 можно констатировать, что первое вещество изготовлено из гликолей, а второе из сложных эфиров. Кроме этого различие имеется по максимальной точке кипения и вязкости. Изучая вопрос о том, что ДОТ 4 и ДОТ 4+ в чем разница? можно констатировать что имеется лишь одно различие. Это уже упоминавшийся ранее показатель кипения. По остальным параметрам два эти вещества полностью идентичны.

Тормозные жидкости DOT 3, DOT 4, DOT 5, DOT 5.1, классификация, характеристики, взаимозаменяемость, область применения / Блог АвтоТО — Обслуживание автомобиля

Запись опубликована 01.01.2011 автором serg_shuba.

В большинстве современных гидравлических тормозов сейчас применяется тормозная жидкость маркировки DOT различных марок. Исключение составляют разве что гидравлические тормоза фирм Shimano и Tektro, где в качестве жидкости используется минеральное масло собственной марки.

DOT — сокращение от United States Department of Transportation (USDOT или просто DOT): Департамент транспорта США, занимающееся вопросами безопасности транспорта. Именно этот департамент разработал спецификацию минимальных требований к характерисикам тормозных жидкостей и разбил их на классы в своём стандарте FMVSS №116. Классы эти и получили название и маркировку по родившему их департаменту и поскольку документ этот с технической точки зрения не противоречил здравому смыслу (что само по себе нонсенс, учитывая что речь идёт о США), то он успешно был подхвачен мировым сообществом для классификации тормозных жидкостей.

Обозначение

Стандарт обозначает классы тормозной жидкости как DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1, однако на отечественном рынке можно встретить так же тормозные жидкости с маркировками DOT 4.5 и DOT 4+. Последний скорее всего является тем же самым, что и DOT 4.5 и оба не классифицируются американским стандартом. Маркировка тормозной жидкости DOT 5.1 не имеет никакого отношения к марке DOT 5 и это является исключением из здравого смысла американцев, в который мы по наивности поверили вначале, в рамках стандарта.

Состав

В качестве основы, во всех тормозных жидкостях кроме DOT 5, используется полиэтиленгликоль в сочетании с полиэфирами борной кислоты, а для DOT 5 в качестве основы применяется силикон. Тормозные жидкости DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 имеют одну основу и могут взаимозаменять друг друга без каких либо проблем, по крайней мере в пределах одного производителя. Некоторые производители используют в качестве основы для производства DOT 3 (а возможно и других марок) полиалкиленгликоль. Информации по несовместимости жидкостей на основе полиэтиленгликоля и полиалкиленгликоля нигде не удалось найти, а знание химии в первом приближении позволяет заявить, что такая смесь будет работать не хуже чем исходные компоненты. Так же отдельно существует класс жидкостей DOT 5.1/ABS, предназначенный специально для машин с системой антиблокировки колёс, в состав которого входят как гликолевые, так и силиконовые соединения, делающие эту жидкость несовместимой ни с одной другой.

При смешивании жидкостей на гликолевой основе (DOT 3, DOT 4 или DOT 5.1) с жидкостью DOT 5 на силиконовой основе происходит химическая реакция, в результате которой получается состав не отвечающий никаким требованиям тормозной жидкости и являющийся агрессивным по отношению к метериалу уплотнителей. Замена гликолевой тормозной жидкости на силиконовую возможна, но для этого требуется предварительно прочистить и тщательно просушить всю тормозную систему от старой тормозной жидкости. Приемущества такой замены, в случае велосипеда крайне неочевидны.

Температура кипения

Тормозная жидкость — основной передаточный элемент механизма гидравлических тормозов, отвечающий за передачу усилия от тормозной ручки к тормозным колодкам. Как известно из курса физики, жидкость практически не сжимаема по сравнению с газом, а следовательно всё усилие рукоятки полностью передаётся на тормозные колодки. Трение тормозных колодок о диски (роторы) и является той самой механической силой, поглощяющей кинетическую энергию движения велосипеда (машины, мотоцикла, болида формулы-1) а проще говоря, останавливает его. Но по закону сохранения, никакая энергия не пропадает бесследно и энергия движения в тормозах преобразуется трением в обычное тепло, нагревая колодки и ротор. Нагреваясь, жидкость закипает образуя пузыри пара, которые как и любые газы, подвержены сильному сжатию. Сжимаясь, газ препятствует передаче тормозного усилия и тормоза по просту перестают эффективно работать.

Температура кипения классов тормозной жидкости, в соответствии со стандартом, представлена на следующем графике.

Все гликолевые тормозные жидкости гигроскопичны и со временем эксплуатации жидкость поглащает влагу из воздуха, с которым входит в контакт. Значение «новой» тормозной жидкости на графике сотвествует её нормальному обезвоженному состоянию, в котором она бывает сразу после покупки, а «старой» она становиться после того, как поглотит 3,5% воды. Поскольку стандарт не знает такого класса как DOT 4.5 (на графике пунктиром), то изучение надписей на коробках и ассортимента продаваемой продукции показало, что это тот же DOT 4, с присадками позволяющими повысить некоторые характеристики, в том числе и температуру кипения. На самом деле кривая температуры кипения DOT 4.5 может распологаться во всём диапазоне пространства от красной (DOT 4) до жёлтой (DOT 5) линии, в зависимости от того, что туда напихал производитель.

Срок службы

Срок эксплуатации, в течении которого жидкость набирает влагу и становитсья старой для DOT 3 и DOT 4 составляет 2-3 года при эксплуатации в автомобиле, в велосипеде этот срок видимо будет значительно дольше. DOT 5.1 более гигроскопична, но и содержит гораздо большее количество присадок, поэтому срок службы её в автомобиле может достигать 4-5 лет, т.е. на средний срок службы самого велосипеда её вполне может хватить целиком. Силиконовая жидкость DOT 5 вообще слабогигроскопична и срок службы её может достигать до 10-15 лет, но она имеет ряд других проблем, в частности высокая степень аэрации вследствии высокого показателя расворимости воздуха и как результат DOT 5 запрещена к применению в машинах с антиблокировочной системой (ABS), но к счастью велосипедов это не касается.

Применение

Но давайте теперь слегка поразмыслим головой, на предмет того, что же нам надо. Первая же мысль, посещающая голову при прочтении характеристик температуры кипения тормозных жидкостей вопиюще вопрошает о том, возможно ли вообще нагреть тормозную жидкость в системе хотя бы до 150 °C, если речь изначально идёт о велосипеде? Воображение рисует бешеного даунхильщика, несущегося на зажатых тормозах с самой вершины Эвереста до самых его подножий. Видеть тормозные роторы, нагретые до температуры при которой прикосаться к ним уже нельзя мне приходилось, но возможность вскипятить саму жидкость мне лично представляется маловероятным. Поэтому оставим характеристики кипения мотогонщикам и стритрейсерам, а остановим внимание лишь на том, что тормозная жидкость

DOT 5.1 обладает большим набором антикоррозионных присадок, значительно продлевающих срок службы всей тормозной системы.

Вязкость

Ещё одна характеристика, пожалуй самая важная для нас, отвечающая за качество работы тормозов — это вязкость тормозной жидкости. Чем меньше вязкость, тем более быстро и точно передаётся тормозное усилие и тормоза более адекватно реагируют.

Вязкость тормозных жидкостей представлена на следующем графике:

Опять же нельзя чётко обозначить значение вязкости DOT 4.5, поскольку в реальности оно колеблется от 1800 до 1200. Самая низкая вязкость у тормозных жидкостей DOT 5 и DOT 5.1, что делает их любимыми среди гонщиков всех колёсных агрегатов, оборудованных дисковыми тормозами. Низкая вязкость и как следствие высокая копилярность не только способствуют более идеальной работе тормозов, но и более лёгкому процессу прокачки тормозной системы.

Вязкость всех тормозных жидкостей DOT при температуре 100 °C составляет 1,5.

Низкие температуры

Нижний температурный предел всех тормозных жидкостей составляет не выше -40 °C, что не накладывает никаких ограничений на эксплуатацию велосипеда в зимнее время. Что же касается силиконовой жидкости DOT 5, то ввиду её негигроскопичности, она не поглащает попавшую в гидросистему влагу и не смешивается с ней, что может привести к отстаиванию воды в нижних точках гидросистемы, т.е. в поршнях и замерзанию этой воды зимой.

Различия тормозных жидкостей DOT 3, DOT 4, DOT 5.1 и прочих

Тема интересная, и её следует разобрать подробно, поэтому начнём с самого начала.

Сокращение DOT обозначает United States Department of Transportation. Именно Департамент транспорта США, ввёл впервые классификацию тормозных жидкостей для транспорта. В своём документе FMVSS №116 они разбили жидкости на классы и установили минимальные требования к тормозным жидкостям. Поскольку документ получился удобным, то эти классы быстро подхватили производители жидкостей и другие сертификационные органы по всему миру.

Американцы обозначили классы тормозных жидкостей, как DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1, однако встречаются ещё маркировки DOT 4.5 и DOT 4+, но ни та, другая маркировка не классифицируется американским стандартом. Кстати, тормозные жидкости DOT 5.1 не имеют ничего общего с DOT 5, поэтому почему их промаркировали именно так, известно только американцам.

Состав: в качестве основы, во всех тормозных жидкостях кроме DOT 5, используется полиэтиленгликоль в сочетании с полиэфирами борной кислоты, а для DOT 5 в качестве основы применяется силикон.

Тормозные жидкости DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 имеют одну основу и могут взаимозаменять друг друга без каких либо проблем, по крайней мере в пределах одного производителя.

Иногда производители маркируют тормозные жидкости значком «ABS», отмечая тем самым, что эта жидкость совместима с этой системой. Но сейчас это уже не так актуально, как раньше, так как почти все жидкости поддерживают работу систем ABS, ESP и прочих. На сегодняшний день подавляющее большинство автомобилей имеют систему АБС уже в базовой комплектации. Но всё же, перед тем, как залить тут или иную жидкости, советую прочитать аннотацию, что она поддерживает работу систем АБС и ЕСП.

Не стоит смешивать тормозные жидкости даже одного класса, если одна из них расчитана на работу АБС, а вторая нет, т.е. мешать например DOT 5.1 с DOT 5.1/ABS. Дело в том, что жидкости рассчитаные на работу с системами АБС имеют определённый набор химических присадок для снижения аэрации внутри жидкости, предотвращая тем самым образование пузырьков воздуха в тормозной системе во время срабатывания АБС. Смешивание жидкостей с разным химическим составом недопустимо.

Силиконовая жидкость DOT 5 в свою очередь слабогигроскопична, но она имеет другую проблему — склонность к аэрации (образованию пузырьков воздуха внутри жидкости), вследствии того, что воздух легко растворяется а силиконовой тормозной жидкости, её запрещено использовать автомобилях, оснащённых системой ABS.

Смешивать DOT 3, DOT 4 или DOT 5.1 c силиконовой жидкостью DOT 5 нельзя! Если так сделать, то в результате химической реакции между разными веществами, тормозная жидкость потеряет свои свойства, а полученная жидкость будет крайне агрессивной к резиновым уплотнителям и прочим элементам тормозной системы. Поэтому, если в тормозной системе использовалась силиконовая жидкость DOT 5, то она так и должна там использоваться. Аналогично, если в тормозной системе использовались жидкости DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 на гликолевой основе, то они не должны меняться на DOT 5. Плюс, в подобного рода переходах нет никакого смысла, и очистить полностью тормозную систему от той или иной жидкости попросту невозможно.

Температура кипения тормозных жидкостей

Самым основным показателем для тормозных жидкостей является температура их кипения. При этом надо понимать, что тормозные жидкости крайне гигроскопичны и с увеличением процентного содержания влаги, их температура кипения сильно падает. Зависимость можно увидеть на графиках изменения температуры кипения тормозных жидкостей ниже:

Хочу обратить внимание, что температура кипения тормозных жидкостей от разных производителей может быть выше указанных значений, так как то, что показано на графике является стандартом, ниже которого не должна падать температура кипения, иначе жидкость уже не будет соответствовать указанному стандарту DOT.

Как правило производители рекомендуют менять тормозную жидкость раз в 2-3 года. По опыту эксплуатации, тормозная жидкость не успевает за это время дойти до критических значений по содержанию влаги. Но для более точного понимания можно использовать тестеры, которые работают по принципу электропроводности жидкости и тем самым определяют процентное содержание влаги. Стоят эти штуки не дорого и продаются в любых автомобильных магазинах. По сути это обычный гигрометр.

Когда тормозные колодки останавливают автомобиль, они трутся об тормозной диск (он же ротор). В результате этого трения механическая энергия превращается в тепловую, а весь механизм нагревается, в том числе и тормозная жидкость. Если температура жидкости доходит до точки кипения, то в тормозной жидкости начинают образовываться пузырьки пара, то есть газы. А как известно, газы имеют свойство сжиматься, в отличии от жидкости. То есть, в системе будет происходить сжатие газа, а не передача усилия от педали тормоза на тормозные колодки. Это приводит к тому, что эффективность работы тормозов резко падает, иногда практически до нулевого эффекта. Никогда нельзя доводить тормозную жидкость до состояния кипения и важно всегда следить за процентным содержанием влаги в системе. Это ваша безопасность!

Выводы

В качестве заключения нужно отметить, что для гражданского использования автомобилям достаточно использования тормозной жидкости DOT 4, которая входит в заводскую комплектацию новых авто. Весь концерн VAG использует одну и ту же жидкость с оригинальной маркировкой:

VAG DOT 4 (VW 501.14) — каталожный номер B 000 750 M3 — 1 литр
VAG DOT 4 (VW 501.14) — каталожный номер B 000 750 M1 — 0,25 литра

Оригинальная тормозная жидкость VAG DOT 4 (допуск VW 501.14) предназначена для применения в гидравлических тормозных системах современных автомобилей Фольксваген, производитель которых рекомендует использовать жидкости, соответствующие допуску VW 501.14. Данное средство гарантирует стабильную работу тормозной системы даже в условиях больших физических и термальных нагрузок. Сохраняет свои свойства на протяжении всего эксплуатационного срока.

Особенности тормозной жидкости ВАГ ДОТ 4 (501.14):

  • Минимальное воздействие на резиновые составляющие тормозной системы;
  • Превосходные антикоррозийные и противоизносные свойства;
  • Стабильная защита всех узлов и механизмов во всех диапазонах эксплуатации;
  • Высокая устойчивость к термальным перепадам и окислению;
  • Продление служебного срока тормозной системы.

Поэтому, для исключения проблем со смешиванием тормозных жидкостей, следует использовать заводское решение, которое испоьзую все дилеры концерна VAG.

Тормозные жидкости DOT 4 — экспертиза — журнал За рулем

Все тормозные жидкости одного и того же класса совместимы между собой. А отличаются ли они друг от друга? Ответ на этот вопрос дают эксперты «За рулем».

Многие искренно верят в то, что все тормозные жидкости до расфасовки хранятся в одной бочке, а потому друг от друга не отличаются. Это мы и решили проверить. Для эксперимента закупили десяток флаконов с тормозными жидкостями заявленного класса DOT 4.

Что и зачем мерили

Материалы по теме

Температура кипения «сухой» жидкости определяет безопасную продолжительность работы тормозной жидкости, не успевшей набрать влагу извне. За два-три года эксплуатации в тормозухе скапливается в среднем 3,5% воды.

Измерения проводили в лабораторной посуде из жаропрочного стекла с использованием колбонагревателя Superheat с предельной рабочей температурой 380 °C. Температуру контролировали цифровым термометром ТР101.

Измерив температуру кипения «увлажненной» жидкости и сравнив ее с температурой кипения «сухой» жидкости, мы определяли, насколько снизились рабочие параметры тормозухи. Для «увлажнения» в каждую залитую в колбу жидкость сразу добавляли по 3,5% воды (это 2,63 мл при объеме жидкости 75 мл), после чего проверяли температуру кипения.

Предварительно температуру жидкости оцениваем пирометром.

Предварительно температуру жидкости оцениваем пирометром.


Измеряем температуру кипения тормозной жидкости. Кстати, о температурах этого порядка писал Рэй Брэдбери в антиутопии «451 градус по Фаренгейту»…

Измеряем температуру кипения тормозной жидкости. Кстати, о температурах этого порядка писал Рэй Брэдбери в антиутопии «451 градус по Фаренгейту»…


Кинематическую вязкость испытываемых жидкостей при —30 °C измеряли с помощью шарикового вискозиметра: время падения стального шарика в стеклянной трубке зависит от вязкости продукта. Именно такой принцип использован в профессиональных вискозиметрах Гепплера — просто мы вместо исчисления вязкости в сантистоксах оценивали время в секундах. Больше время — выше вязкость. Гидравлическая система тормозов рассчитывается на жидкость определенной степени вязкости — ее рост сверх нормы приведет к отказу системы, педаль невозможно будет продавить. Да и системы безопасности, например ABS и ESP, тоже могут работать некорректно.

Шариковый вискозиметр покажет, с какой жидкостью легче будет нажимать педаль на морозе.

Шариковый вискозиметр покажет, с какой жидкостью легче будет нажимать педаль на морозе.

Какую купить?

Материалы по теме

Результаты наших испытаний в целом внушают оптимизм. Первое: все тормозные жидкости взяты из разных «бочек». Хотя бы потому, что отличаются друг от друга цветом. Кроме того, значительно пляшут параметры низкотемпературной вязкости, а разброс по температуре кипения — 27 градусов. И кстати, почти втрое разнятся цены за одинаковый объем. Никаких провалов мы не зафиксировали. Лучшей жидкостью при подсчете баллов оказалась лукойловская.

Сравните температуры кипения «сухих» жидкостей и тех, которые нахлебались воды, - разница огромная. И столь же высок риск попасть в аварию, ведь разбавленная водой тормозуха вскипает намного раньше «сухой». Ощущения ужасные: педаль проваливается, а машина не тормозит. Помните об этом и регулярно меняйте жидкость.

Лукойл DOT 4, Россия

Лукойл DOT 4, Россия

Примерная цена 105 ₽
Объем 455 мл
Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 252 / 164 °С

Лучшая по цене: все остальные препараты дороже. В процессе испытаний жидкость потемнела несильно. По температуре кипения — средний результат. По вязкости на морозе — второе место. По сумме баллов — победа.

Castrol DOT 4, ЕС

Castrol DOT 4, ЕС

Примерная цена 405 ₽
Объем 500 мл
Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 257 / 167 °С

Незначительное потемнение, хорошие технические показатели, но слишком дорого. Итоговое место — в середине таблицы.


Felix DOT 4, Россия

Felix DOT 4, Россия

Примерная цена 115 ₽
Объем 455 мл
Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 245 / 159 °С

Жидкость слегка потемнела. Температура закипания самая низкая из всех, но укладывается в требования стандартов. Цена привлекательная. По сумме — в середине «табели о рангах».

Liqui Moly, Германия

Liqui Moly, Германия

Примерная цена 245 ₽
Объем 250 мл
Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 272 / 177 °С

В нашем тесте у этой жидкости зафиксирована самая высокая температура кипения. Низкотемпературная вязкость неплохая. При этом препарат один из самых дорогих, дороже только Ravenol DOT 4. Но итоговый показатель прекрасный: второе место.

Luxe DOT-4, Россия

Luxe DOT-4, Россия

Примерная цена 70 ₽
Объем 250 мл
Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 245 / 160 °С

Заметно потемнела при нагреве. Температура кипения самая низкая, хотя и в рамках требований. Вязкость на морозе высокая — по этому показателю лишь девятый результат. Цена привлекательная. По сумме баллов — предпоследнее место.


Mobil DOT 4, ЕС

Mobil DOT 4, ЕС

Примерная цена 345 ₽
Объем 500 мл
Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 268 / 174 °С

Температура кипения одна из самых высоких в тесте. Вязкость средняя, как, впрочем, и цена. Итог хороший: третье-четвертое место.

Motul DOT 3&4, Франция

Motul DOT 3&4, Франция

Примерная цена 490 ₽
Объем 500 мл
Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 270 / 175 °С

Очень высокая температура кипения, выше только у Liqui Moly. Вязкость средняя, цена высоковата. Но в целом хорошо: третье-четвертое место.


Ravenol DOT 4, Германия

Ravenol DOT 4, Германия

Примерная цена 325 ₽
Объем 250 мл
Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 252 / 163 °С

Изначально темная жидкость закипела относительно рано. Низкотемпературная вязкость самая низкая в выборке. Цена самая непривлекательная. Итог — восьмое место.

Rosdot DOT 4, Россия

Rosdot DOT 4, Россия

Примерная цена 135 ₽
Объем 455 мл
Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 246 / 160 °С

Невысокая температура кипения (хотя и в пределах нормы), довольно большая вязкость на морозе. Цена приемлемая. Итог — седьмое место.

Zalmer DOT4, Россия

Zalmer DOT4, Россия

Примерная цена 135 ₽
Объем 455 мл
Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 245 / 160 °С

Закипела раньше других, хотя требованиям соответствует. Вязкость на морозе самая непривлекательная. Цена хорошая. В итоге — в хвосте таблицы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ТОРМОЗНЫХ ЖИДКОСТЕЙ DOT-4

Температура кипения
«сухой» жидкости*

Приведенная низкотемпературная вязкость**

Приведенная стоимость единицы продукции

Итоговый балл

°С

Промежуточный балл

с

Промежуточный балл

Промежуточный балл

Лукойл DOT 4

252

2,0

14

4,7

5

3,9

Castrol DOT 4

257

2,8

15

4,4

2,8

3,3

Felix DOT 4

245

1

18

3,5

4,9

3,1

Liqui Moly

272

5

16

4,1

2,2

3,8

Luxe DOT-4

245

1

23

1,9

4,8

2,6

Mobil DOT 4

268

4,4

18

3,5

3,3

3,7

Motul DOT 3&4

270

4,7

16

4,1

2,2

3,7

Ravenol DOT 4

252

2,0

13

5

1

2,7

Rosdot DOT 4

246

1,1

21

2,5

4,7

2,8

Zalmer DOT4

245

1

26

1

4,7

2,2

* Больше — лучше. ** Меньше — лучше.

Наш комментарий

Современный автовладелец вряд ли имеет представление о том, какая тормозная жидкость используется в его машине. В рамках проведенных испытаний мы намеренно сопоставляли друг с другом именно тормозные жидкости DOT 4, как самые распространенные у нас. Однако при выборе тормозухи необходимо строго следовать указаниям изготовителя вашего автомобиля, прежде чем покупать, к примеру, DOT 5.1 или DOT 6. Производитель жидкости, как правило, указывает, с какими жидкостями других производителей совместим его продукт. Перемешивание разнородных жидкостей нежелательно хотя бы потому, что никто не исследовал свойства таких «коктейлей». И если не знаете, что залито в бачок недавно купленного вами автомобиля, лучше полностью заменить тормозуху. Все жидкости DOT 4 совместимы независимо от бренда на этикетке.

В процессе эксплуатации тормозная жидкость имеет право изменить цвет. Этому поспособствуют сильный нагрев, окисление, продукты износа и коррозии, а также взаимодействие с резиновыми деталями тормозной системы автомобиля. Изменение цвета не влияет на работоспособность.

Одобрение заводов изготовителей автомобилей на этикетках флаконов с тормозухой нам не встречалось. Это объяснимо: поскольку объемы выпуска тормозных жидкостей значительно меньше, чем у тех же моторных масел, проводить дорогосто­ящие испытания автопроизводителям экономически нецеле­сообразно.

Счастливого пути и надежных ­тормозов!


Какую тормозную жидкость заливать в автомобиль?

Зима — это сезон, в котором вождение требует повышенной осторожности. Один из факторов безопасной езды по зимним дорогам — исправность тормозной системы. Ее исправность и способность автомобиля мгновенно среагировать на команду водителя и вовремя остановиться — залог безаварийной езды. Чтобы быть уверенным в надежности своей тормозной системы, необходимо понимать, какую роль играет один из важнейших ее элементов — тормозная жидкость.

Для чего нужна тормозная жидкость?

Не углубляясь в технические детали, обратим внимание на следующее: тормозная система автомобиля по своей сути является гидравлической. Нет жидкости — нет торможения.

Как это работает? При нажатии педали тормоза давление передается на жидкость, которая, в свою очередь, через тормозные шланги прижимает колодки к тормозному диску (или барабану — в зависимости от конкретного автомобиля). На этом этапе в дело вступает физика — за счет силы трения зажатого колодками диска (или барабана) происходит снижение скорости и торможение автомобиля.

В чрезвычайной ситуации есть и другой способ экстренного торможения — стояночным тормозом. К сожалению, его эффективность весьма невелика, и надеяться на него не стоит, поэтому при обнаружении утечки тормозной жидкости или иных неполадок в работе системы следует незамедлительно обратиться в автосервис — и ни в коем случае не продолжать эксплуатацию автомобиля до устранения неисправности!

Свойства тормозной жидкости и зачем ее менять?

Однако отсутствие протечек еще не означает, что жидкость не нужно менять. Тормозная жидкость обладает гигроскопичностью — то есть со временем поглощает накапливающуюся в окружающей среде влагу, которая, в свою очередь, понижает ее температуру кипения. «Разбавленная» тормозная жидкость закипает гораздо быстрее свежей, что приводит к неисправности работы всей системы.

При излишке влаги в тормозной жидкости длительное, затяжное торможение приведет к резкому повышению температуры (недостаточное для «чистой» тормозной жидкости, но избыточное при высоком содержании влаги), образованию пузырьков воздуха и, в конечном счете, отказу всей тормозной системы. Водитель, нажимая на педаль тормоза, тратит усилие не на прижатие колодок к диску, а на бесполезное сжатие воздуха, которого в системе не должно быть.

Таким образом, результатом несвоевременной замены тормозной жидкости может стать невозможность торможения как такового. А это приведет к аварии.

Как часто следует менять тормозную жидкость?

Интервал замены тормозной жидкости зависит от ее типа и характеристик, но общепринятым стандартом является замена раз в два года. Невысокая стоимость и простота процедуры позволяет совмещать «обновление» тормозной жидкости, например, с регулярной заменой масла и масляного фильтра в любом автосервисе.

Какие бывают типы тормозной жидкости?

Зачастую водители, озабоченные безопасностью тормозной системы своего автомобиля, стремятся приобрести самую лучшую (и, как правило, самую дорогую) тормозную жидкость. Однако для типичного автовладельца, не участвующего в гонках на скоростных трассах, правильно подобранная и вовремя замененная жидкость — это все, что требуется для нормальной работы тормозной системы. Применение же специальных разновидностей, оправданное для гонщиков и иных экстремалов, избыточно для стандартных автомобилей.

Широкое распространение получила классификация тормозных жидкостей по стандарту DOT (Department of Transportation), используемая в США Министерством транспорта и ныне применяемая во многих странах, в том числе России. В автомагазинах вы можете найти тормозные жидкости следующих стандартов:

  • DOT 3: жидкость данного стандарта в чистом виде (не успевшая вобрать в себя влагу) закипает при температуре 205℃. Как изменяется этот показатель со временем? Разбавленная в процессе эксперимента водой жидкость в соотношении «96:4» (4% воды на 96% тормозной жидкости) закипела уже при температуре 96–100℃.

Использование DOT 3 оптимально при обычных условиях эксплуатации автомобиля, однако следует учитывать, что из всех жидкостей стандарта DOT «тройка» обладает наибольшей гигроскопичностью и наименьшей температурой кипения.

  • DOT 4: этот стандарт схож с DOT 3, однако за счет специальных присадок, а также основы с борной кислотой минимальная температура кипения жидкости выше. При этом тормозная жидкость DOT 4 требует более частой замены. «Четверка», предназначенная специально для гоночных автомобилей и иногда называемая «Супер DOT 4», обладает еще большим запасом по температуре кипения.
  • DOT 5.1: имеет схожий с DOT 3 и DOT 4 химический состав, однако обладает меньшей вязкостью. Использование DOT 5.1 может являться требованием некоторых автопроизводителей для конкретных машин. В остальных случаях данная тормозная жидкость не имеет никаких преимуществ перед «четверкой».
  • DOT 5: абсолютно отдельный тип тормозной жидкости, не совместимый ни с одним из вышеперечисленных. «Пятерка», основой которой, в отличие от DOT 3/4/5.1, является силикон, не поглощает влагу и предотвращает образование ржавчины. Но она обладает крайне высокой стоимостью и в некоторых случаях уступает специально разработанным жидкостям стандарта DOT 4. Если производителем однозначно не указано использование тормозной жидкости DOT 5, применять ее в своем автомобиле не стоит.

Можно ли смешивать разные типы тормозной жидкости?

Краткий ответ — нет. При выборе конкретного стандарта стоит в первую очередь руководствоваться рекомендациями производителя вашей машины и его инструкциями.

Рассматривая этот вопрос более подробно, стоит понимать, что технически стандарты DOT 3/4/5.1 взаимозаменяемы. В исключительной ситуации, когда уровень жидкости угрожающе низок, допускается замена одного типа другим. Однако злоупотреблять этим не стоит — при первом же удобном случае необходимо промыть систему и залить свежую тормозную жидкость нужного типа.

Еще раз обратим внимание: жидкость типа DOT 5 не совместима с другими стандартами! Применение стандарта, не регламентированного производителем, чревато серьезной поломкой тормозной системы.

Как поменять тормозную жидкость самостоятельно?

Замена тормозной жидкости сама по себе не является сложной процедурой, однако для самостоятельной работы автовладельцу все же необходимо обладать базовыми навыками работы с авто и некоторыми подручными материалами. Также обязательным этапом является «прокачка» тормозов — удаление воздуха, остатков старой тормозной жидкости и скопившегося в системе мелкого мусора.

Не хотите сами менять тормозную жидкость, рискуя дальнейшей надежностью работы тормозной системы? Разумной альтернативой станет обращение в хорошо зарекомендовавший себя автосервис, где опытные механики, используя профессиональное оборудование, быстро и легко проведут замену и прокачку тормозной жидкости, которую зачастую можно приобрести на месте. Покупка качественных материалов и обслуживание в современной сети автомагазинов и автосервисов Гиперавто — залог спокойствия и уверенности в надлежащей работе автомобиля. Это особенно ценно, когда речь идет о важнейшей его системе — и вашей безопасности.

Bendix дает представление о важности тормозной жидкости — выпуск 12

Большинство из нас, вероятно, проезжает на своих машинах от 15 000 до 20 000 километров в год, и за это время мы, вероятно, поменяли бы моторное масло, проверили уровень охлаждающей жидкости, заменили щетки стеклоочистителя и, возможно, даже проверили тормозные колодки и роторы?

Задумывались ли мы когда-нибудь о том, сколько раз мы действительно нажимаем на педаль тормоза за этот период, когда едем на машине? И задумывались ли мы вообще о тормозной жидкости в нашей машине? Знаем ли мы, что тормозная жидкость в нашем автомобиле также нуждается в регулярной проверке и замене? Многие производители оригинального оборудования и специалисты по техническому обслуживанию рекомендуют заменять тормозную жидкость не реже одного раза в два года.Мы знаем почему? Пожалуйста, продолжайте читать.

Что такое тормозная жидкость? Тормозная жидкость — это, по сути, гидравлическая жидкость, которая приводит в действие тормозную систему автомобиля, когда мы нажимаем на педаль тормоза. Важным свойством тормозной жидкости как жидкости, передающей силу, является то, что она не должна быть сжимаемой, чтобы постоянно эффективно передавать тормозное усилие на колеса. Поскольку тормозные жидкости подвергаются воздействию очень высоких температур во время торможения, они должны иметь очень высокие точки кипения, чтобы они оставались несжимаемыми даже при экстремальном торможении.

Тормозная жидкость — это жидкость на основе гликоля, которая остается жидкой даже при замерзании и остается эффективной в качестве гидравлической жидкости даже при высоких температурах. Ожидается, что он будет работать в морозную зиму и в очень жаркие летние месяцы. Это универсальная жидкость, которая справляется со всеми экстремальными температурами. Однако тормозная жидкость по своей природе поглощает влагу из атмосферы через микроскопические поры в тормозных магистралях и через небольшое отверстие в резервуаре. Фактически, тормозная жидкость начинает впитывать влагу в тот момент, когда вы заливаете ее в тормозную систему.

После года эксплуатации тормозная жидкость поглотила бы около 2% воды, а уже через 18 месяцев она увеличилась бы до 3% воды. Эти цифры будут намного выше во влажных и сырых местах. Влага в тормозной жидкости снижает ее точку кипения — 2% воды снижает температуру кипения тормозной жидкости на 75 ° C. Падение температуры кипения становится более выраженным по мере поглощения большего количества влаги.

Загрязнение влаги увеличивает риск выхода из строя тормозов, особенно в экстремальных условиях торможения, таких как движение под уклон или постоянные остановки и движение в условиях интенсивного движения или при перевозке тяжелых грузов.При постоянном торможении тормозной жидкости передается много тепла от колодок и роторов. Если бы присутствовала значительная влажность, они бы легко выкипели и образовали чрезвычайно сжимаемый пар, и именно тогда педаль начинает казаться губчатой, а тормоза вообще не работают !!

Это причина того, что было много случаев отказа тормозов, даже если было установлено, что тормозные системы исправны механически. Фактически, тормоза снова заработали безупречно после того, как система остыла и пар конденсировался.

Наличие паров в тормозной жидкости также влияет на работу антиблокировочной тормозной системы (ABS). ABS пульсирует примерно 15 раз в секунду, и вязкость тормозной жидкости является важным фактором для правильной работы тормозной системы. АБС. Присутствие влаги и / или паров в тормозной жидкости изменяет ее вязкостные характеристики и приводит к неправильной работе АБС.

Тормозные жидкости DOT 4 и DOT 3 Из приведенной выше таблицы видно, что основное различие между тормозными жидкостями DOT 4 и DOT 3 заключается в том, что тормозные жидкости DOT 4 имеют более высокие минимальные точки кипения в сухом и влажном состоянии — и именно поэтому большинство автопроизводителей рекомендуют тормозную жидкость DOT 4 вместо DOT. 3, так как обеспечивает дополнительный запас прочности.Оба изготовлены из эфиров гликоля, но в тормозные жидкости DOT 4 добавлены эфиры бората, чтобы добиться улучшенных точек кипения в сухом и влажном состоянии. Характеристики максимальной вязкости DOT 4 также немного выше, чем у DOT 3.

Часто не упоминается влияние другого состава DOT 4 на поведение тормозной жидкости. DOT 4 поглощает влагу медленнее, чем DOT 3, но более подвержен падению температуры кипения.

Как правило, температура кипения тормозной жидкости DOT 4 падает на 50% после поглощения 2% влаги, в то время как тормозная жидкость DOT 3 теряет только 25% точки кипения при 3% -ном загрязнении влагой, хотя она поглощает влагу при более высокая скорость.Это говорит о том, что тормозные жидкости DOT 4 обладают большей стабильностью и безопасностью в течение более длительного времени, но их необходимо заменять через рекомендуемые OEM-производителями интервалы, прежде чем температура кипения существенно снизится.

Тормозные системы некоторых автомобилей были разработаны до того, как появилась тормозная жидкость DOT 4. Было обнаружено, что их шланги, внутренняя облицовка которых изготовлена ​​из каучука SBR, несовместимы с некоторыми составами DOT 4 в лабораторных условиях — возможно, с очень высоким содержанием боратного эфира. В отчете утверждается, что тормозная жидкость DOT 4 проникает через внутреннюю облицовку, а затем вступает в реакцию с внешней армирующей оплеткой из ПВА, образуя вязкую жидкость, которая может скапливаться между слоями резины и значительно ослаблять шланг.Однако попытки воспроизвести эту проблему в реальных условиях оказались трудными.

Некоторые австралийские производители транспортных средств могут по-прежнему использовать тормозные шланги, изготовленные из SBR, поэтому они рекомендуют придерживаться DOT 3. Сегодня большинство марок автомобилей используют другую резину (EPDM) в своих тормозных шлангах, которая гораздо менее подвержена проникновению. Большинство автопроизводителей считают, что дополнительная безопасность, предлагаемая DOT 4, более чем перевешивает незначительный риск отказа шланга, вызванного описанной выше реакцией.

Полный текст, включающий изображения и диаграммы, доступен при нажатии кнопки «Загрузить PDF»

В чем разница между тормозной жидкостью DOT3, DOT4 и DOT5? — Quicksilver Q Crew

В чем разница между тормозной жидкостью DOT3, DOT4 и DOT5?

Чтобы понять характеристики тормозной жидкости, мы должны коснуться того, что делает тормозная жидкость. Тормозная жидкость — это тип гидравлической жидкости, которая используется для передачи усилия от педали тормоза или тормозного рычага на тормозной суппорт или колесный цилиндр, который преобразует его в давление.Когда суппорт или колесный цилиндр оказывает давление на комбинацию тормозных колодок и ротора или на комбинацию тормозной колодки и барабана, трение замедляет транспортное средство. Тормоза преобразуют кинетическую энергию в тепло, и здесь важны рейтинги тормозной жидкости. Рейтинги DOT для тормозной жидкости представляют их точки кипения в сухом или влажном состоянии. Тормозная жидкость содержит гликоль, который притягивает воду. Со временем для тормозной жидкости является нормальным поглощение определенного уровня влаги, поэтому рейтинги тормозной жидкости включают число «влажной» точки кипения наряду с числом «сухой» точки кипения.

В большинстве случаев требуется жидкость DOT3 (401F сухой / 284F мокрый) или DOT4 (446F сухой / 311F влажный), которая считается жидкостью с более высокими эксплуатационными характеристиками, поскольку она может выдерживать большее количество тепла. В то время как обе жидкости основаны на гликолевом эфире, DOT4 содержит определенное количество боратного эфира, что позволяет ему переносить больше тепла.

DOT5 — это жидкость на основе силикона, которая была разработана для использования там, где влажность или вода почти наверняка были факторами тормозной системы, например, в военных целях. Хотя DOT5 имеет более высокую точку кипения (500 ° F в сухом состоянии / 356 ° F во влажном состоянии), чем DOT3 или DOT4, DOT5 обладает большей сжимаемостью, чем тормозная жидкость на основе эфира гликоля.Существуют жидкости DOT4 с точками кипения, превышающими DOT5, поэтому нет необходимости рассматривать использование DOT5 на дороге.

DOT3 и DOT 4 нельзя смешивать с жидкостью DOT5. Они несовместимы, и в случае их смешивания может произойти отказ тормозов. Более того, существуют серьезные проблемы совместимости при использовании DOT5 в системе, которая была спроектирована для использования DOT3 или DOT4. Кроме того, пользователи должны следить за тем, чтобы не смешивать жидкости DOT3 и DOT4, поскольку могут возникнуть проблемы с совместимостью тормозной системы. Всегда обращайтесь к руководству по эксплуатации и используйте жидкость, указанную для вашего автомобиля.

Последнее, что нужно знать при обсуждении тормозной жидкости, — это то, что федеральные стандарты для тормозной жидкости определяют только точки кипения, а не состав жидкости, поэтому не существует «стандартной» формулы тормозной жидкости.

DOT 3 vs DOT4 Brake Fluid: в чем разница?

Тормозная жидкость — это гидравлическая жидкость, отвечающая за активацию тормозной системы автомобиля. Это несжимаемое вещество, которое накапливается в тормозных магистралях, оказывая давление на каждый из роторов, расположенных в каждом углу автомобиля.

Как работают тормозные жидкости?

В гидравлической тормозной системе, когда мы нажимаем на педаль тормоза, она сжимает поршень в тормозном суппорте. Эта сила от педали тормоза приводит к давлению внутри тормозных магистралей, которое заставляет тормозные диски давить на тормозные колодки. Это вызывает трение, из-за которого колеса перестают вращаться, и автомобиль перестает двигаться. Это трение преобразует кинетическую энергию автомобиля в тепловую энергию, в которую входит тормозная жидкость.

Существует несколько различных типов тормозной жидкости, но мы можем сгруппировать их все в две категории: на основе гликоля и на основе силикона.Их также можно разбить по классам.

DOT3 и DOT4 основаны на гликоле. Жидкости на основе силикона работают только в автомобилях без антиблокировочной тормозной системы.

Разница между DOT 3 и DOT 4

Эти тормозные жидкости на основе гликоля классифицированы Министерством транспорта (DOT) по номеру: 3, 4, 5.1.

Эти тормозные жидкости не нужно классифицировать по химическому составу, поскольку нет специальных требований со стороны правительства.Это означает, что не существует типичной формулы тормозной жидкости. При этом они должны соответствовать определенным требованиям правительства.

В спецификациях подробно изложены требования к температуре кипения с обратным холодильником (точки сухого и влажного кипения), кинематической вязкости, значениям pH, высокотемпературной стабильности, химической стабильности, коррозии, водостойкости, совместимости (осаждение, осаждение и кристаллизация) и устойчивости к окислению. .

DOT3 — это наиболее распространенный тип тормозной жидкости, используемый ежедневными водителями.Вы можете ожидать, что большинство легковых и грузовых автомобилей используют этот тип. По сути, это для транспортных средств, которые не используют свою тормозную систему агрессивно, то есть не превращают кинетическую энергию в тепло, с которым DOT 3 не справляется.

DOT4 имеет более высокую точку кипения и нашел свое место в гоночных автомобилях и полицейских машинах. DOT4 также начал набирать популярность из-за более широкого использования ABS и антипробуксовочной системы.

Примечание : DOT4 совместим с DOT3, но не наоборот.

Температура кипения

Основное различие между DOT3 и DOT4 заключается в температуре кипения. Это температура, при которой жидкость испаряется, а также то, насколько она склонна к поглощению воды. И DOT3, и DOT4 гигроскопичны, что означает, что они поглощают воду.

Из-за более низкой температуры кипения DOT3 более склонен к водопоглощению. Следовательно, DOT3 намного легче вскипает при резком торможении, что делает его менее подходящим для действий, которые мы описали выше.

Существует два типа точек кипения — точка сухого кипения и точка влажного кипения.Точка кипения после высыхания определяется при использовании жидкости из новой емкости. С другой стороны, температура влажного кипения определяется с использованием жидкости, загрязненной 3,7% воды. Последний представляет собой реальный сценарий, изложенный DOT в их тестовых средах.

Помните, что влага может попасть в систему каждый раз, когда вы снимаете крышку резервуара для добавления жидкости. Это ухудшит качество вашей жидкости. Поэтому не забывайте время от времени промывать тормозную систему, чтобы удалить влагу.

Точка кипения в сухом состоянии Точка кипения во влажном состоянии
DOT 3 205 ° C. (401 ° F.) 140 ° C. (284 ° F.)
DOT 4 230 ° C. (446 ° F.) 155 ° C. (311 ° F.)

Химические структуры

Опять же, как отмечалось выше, не существует особых требований к химической структуре, если они соответствуют указанным нами требованиям.

Тормозная жидкость

DOT3 обычно изготавливается на основе диэтиленгликоля (ДЭГ). Опять же, это не требование, но кажется, что это наиболее экономичный способ для производителей выполнить изложенные требования. По сути, индустрия тормозной жидкости является саморегулирующейся и определила это как стандарт.

DOT4 состоит из гликоля и боратного эфира. Борат позволяет тормозной жидкости выдерживать более высокие температуры. Как показано в таблице выше, точки сухого и влажного кипения выше.

Заключение

Короче говоря, можно сказать, что основное различие между жидкостями DOT3 и DOT4 заключается в их температурах кипения. Они не сильно различаются, кроме DOT4, содержащего борат для повышения температуры кипения.

Когда дело доходит до замены тормозной жидкости, лучше всего обращаться к спецификациям производителя. Ответ на этот вопрос, кажется, можно найти повсюду, и ответы варьируются от пробега, а также времени с момента последней замены тормозной жидкости.

Список литературы

Использование DOT4 + в сцеплении / тормозах, когда рекомендуется DOT3?

Не все уверены, насколько это правда, но информация, которую я знаю и использую, DOT 4 имеет более высокую температуру кипения, а также содержит сложные эфиры бората. DOT 5 на основе силикона

Это минимальная температура кипения в сухом состоянии, насколько мне известно;

  DOT 3, 205 C (401 F)
DOT 4, 230 C (446 F)
DOT 5, 260 ° C (500 ° F)
DOT 5.1, 270 ° C (518 ° F)
  

В Австралии предполагается, что точка кипения DOT 3 составляет не менее 230 ° C.

Из того, что я узнал, DOT 2 должен был быть барабанными тормозами, затем введены передние дисковые тормоза DOT 3, а также появились диски всех колес DOT 4 и DOT 5.1 с поздним абс, но также произошло то, что Toyota вернулась к DOT 3, возможно потому, что вязкости, но еще точно не исследовал.

Я думаю, что пока армия — одна из немногих, кто использует DOT 5, но подумываю вернуться к DOT 3. Я пока не могу сделать резервную копию, так что не верьте мне на слово.

С учетом этого, например, Nulon DOT 3 имеет точку кипения 260 ° C и не оказывает отрицательного воздействия на физические свойства резиновых колпачков и уплотнительных колец.

Я не ученый, и некоторые производители могут делать и делают более качественные жидкости, но я также обнаружил, что со временем одна из них будет хороша на какое-то время, а затем откажется от продукта.

Однажды я разочаровался, когда мне пришлось диагностировать неисправность автомобиля, у которого была передняя вибрация на скорости 70–80 км / час, а затем немного меньше на скорости 90–100. Я как обычно проверил углы установки колес, балансировал шины, проверил рулевую рейку, заменил два нижних шаровых шарнира, затем капитально отремонтировал суппорты и, наконец, обнаружил, что одна чашка вздулась в главном цилиндре и заблокировала отверстие, которое будет поддерживать давление на передние суппорты, вызывая передние колеса воевать ушли друг от друга.Жидкость только что пришла на промывку и была DOT 4, и я знаю, что это также правда, что необходимость более ранней промывки может зависеть от использования и хранения жидкости в автомобиле.

Однажды я сделал концентрическое преобразование муфты на автомобиле с гидроцилиндров и гидроцилиндров, рекомендовал только DOT 3, заявив, что другие тормозные жидкости могут повлиять на резиновые компоненты.

Итак, я пришел к выводу, что используйте рекомендованную DOT, но при необходимости можно смешивать DOT 3 и 4 только в случае последнего выбора, но затем тщательно промыть правильной жидкостью двумя людьми, а не только самотеком, потому что это перемешивает все в ведомых устройствах и суппортах и ​​дает лучшую индикацию, когда смывается старая жидкость.

Тормоза

— Смешивание DOT 4 с синтетическим DOT 4

Я нашел это описание тормозных жидкостей на синтетической основе. Согласно странице, все тормозные жидкости являются технически «синтетическими» в том смысле, что они созданы человеком и не содержат нефтяной основы.

«Синтетическая» тормозная жидкость в нашем понимании имеет кремниевую основу. Несинтетическая тормозная жидкость (обычная тормозная жидкость) на основе гликоля. Для каждого типа есть свои компромиссы. Силиконовая тормозная жидкость не впитывает воду, в отличие от жидкости на основе гликоля.Однако он впитывает воздух, что делает его в некоторой степени сжимаемым. Это придает тормозам ощущение мягкости.

Синтетическую тормозную жидкость нельзя смешивать с жидкостями на основе гликоля. В статье говорится, что вам следует подождать, пока вам не понадобится провести серьезное обслуживание (замена больших частей вашей тормозной системы), прежде чем переключаться. Когда вы переходите с гликоля, вы должны полностью промыть систему от старой жидкости. Может потребоваться несколько «попыток», чтобы полностью очистить его от прежней жидкости, прежде чем вы попытаетесь использовать автомобиль.

В конечном счете, я не знаю, вызвало ли микширование проблемы, с которыми вы столкнулись, но мне кажется, что это правдоподобно. Означает ли это, что вам нужно полностью изменить свою систему? Я так не думаю на данный момент. Я думаю, если вы вернетесь к использованию тормозной жидкости на основе гликоля и полностью откажетесь от прокачки своей системы, у вас, вероятно, все будет в порядке. Я бы сделал это, прежде чем покупать какие-либо новые детали. Кроме того, когда вы меняете жидкость, убедитесь, что вы провели небольшое испытание автомобиля на низкой скорости в контролируемой среде (например, на пустой дороге или на парковке), прежде чем снова доверять тормозной системе.

Я также нашел эту статью, которая дает много дополнительной информации о тормозных жидкостях, особенно в том, что касается классических британских автомобилей.

РЕДАКТИРОВАТЬ: Я вернулся и перечитал вторую статью, упомянутую выше. Читается так:

Если вы все же решите перейти на силиконовую жидкость, это следует сделать в рамках капитального ремонта тормозной системы с использованием недавно отремонтированных или новых суппортов, колесных цилиндров и главного цилиндра. Силиконовую жидкость нельзя добавлять в систему, содержащую даже небольшое количество гликоля или загрязняющих веществ.Недостаточно просто прокачать систему, так как останутся карманы старой жидкости и шлама, которые не будут вытекать. Силиконовая жидкость имеет тенденцию концентрировать любую остаточную гликолевую жидкость, влагу и шлам в отложениях вместо того, чтобы позволить им рассеиваться по жидкости, как это делает гликоль. Это может привести к относительно серьезным, но локальным проблемам, а не к более общему ухудшению состояния системы, возникающему при использовании старых, содержащих влагу гликолевых жидкостей. Это может быть фактором в отчетах об утечках, когда силиконовая жидкость используется в неперестроенных системах, которые работали с гликолевой жидкостью.«Новая» система, заполненная силиконовой жидкостью, требует очень небольшого обслуживания в течение многих лет.

Опять же, не смешивайте их. От этого могут быть только плохие результаты.

В чем разница между тормозной жидкостью DOT4 и DOT5?

Для всеобщего назидания, вот характеристики точки кипения в сухом / влажном состоянии для различных тормозных жидкостей:

  Точка сухого кипения Точка влажного кипения
DOT 3 205 ° C (401 ° F) 140 ° C (284 ° F)
DOT 4230 ° C (446 ° F) 155 ° C (311 ° F)
DOT 5 260 ° C (500 ° F) 180 ° C (356 ° F)
ТОЧКА 5.1 260 ° C (500 ° F) 180 ° C (356 ° F)
  

Зачем мне переходить на DOT5, если требуется столько работы?

С появлением DOT5.1 вы, вероятно, не захотите переключаться. Одним из основных недостатков DOT5 является то, что он не работает с антиблокировочными тормозными системами. Если вы хотите удалить эту часть вашей тормозной системы при переключении, все будет в порядке. Если вы не полностью очистите тормозную систему растворителями при переключении, DOT5 будет загрязнен и не будет работать должным образом.

Кроме того, если во время переключения в системе осталась вода, вода будет скапливаться или образовываться в тормозной системе, что может вызвать коррозию. Если эта лужа или лужа воды случайно окажется в вашем суппорте (или окажется там), она может превратиться в пар, если окружающая среда станет достаточно горячей, что может вызвать у вас всевозможные проблемы (обратный поток тормозной жидкости из система; полная потеря торможения). Это делает очень важным для — вывести всю воду из системы при использовании DOT5.

Являются ли преимущества такими огромными там, где я был бы мотивирован на это?

Вопрос очень субъективный, но по большей части нет. С доступной DOT5.1 действительно нет огромных преимуществ для перехода на DOT5.

Каковы области применения и преимущества тормозной жидкости DOT5?

Как заявил vini_i, DOT5 не поглощает воду, как DOT3 / 4 / 5.1, так что это большой плюс для него. DOT 5 имеет диапазон рабочих температур от -55 ° C (-67 ° F) до 55 ° C (131 ° F).По этой причине он используется исключительно военными США. Если вы живете на территориях Юкон (Канада) или на Северной Аляске (США), у вас может быть аргумент в пользу использования DOT5. DOT5 также указан для некоторых мотоциклов Harley Davidson (хотя я понимаю, что они перестали указывать его для своих более поздних моделей).

Дополнительно я видел ссылки на DOT5.1?

Как упоминалось ранее, DOT5.1 представляет собой эфир гликоля / боратный эфир на основе, как и DOT3 / 4. Это делает их совместимыми, в отличие от DOT5 (на основе силикона).DOT5.1 имеет ту же спецификацию точки кипения во влажном / сухом состоянии, что и DOT5. Он будет работать с антиблокировочной тормозной системой, как и DOT3 / 4. Кроме того, вам не нужно делать серьезную разборку тормозной системы, чтобы переключиться на нее (если ваша тормозная система не требует DOT5 или она ранее не была преобразована в DOT5).

Разница между тормозной жидкостью Dot 3 и Dot 4

Хотя может показаться, что между названиями тормозной жидкости DOT 3 и DOT 4 нет большой разницы, есть некоторые различия, о которых вам следует знать.Прежде всего, вам нужно знать функцию тормозной жидкости в автомобиле. По сути, это гидравлическая жидкость, которая играет центральную роль в тормозной системе. Накапливаясь в тормозных магистралях, он оказывает давление на роторы, расположенные в каждом углу автомобиля.

Когда вы нажимаете педаль тормоза в автомобиле, сила создает давление в тормозной магистрали, в результате чего роторы сжимают колодки. Из-за этого трения колеса перестают вращаться, а автомобиль перестает двигаться. В свою очередь, это превращает кинетическую энергию в тепловую, и именно здесь тормозная жидкость вступает в игру.

Связанный пост: Лучшая тормозная жидкость

Различия между точкой 3 и точкой 4

Тормозные жидкости на основе гликоля можно разделить на несколько числовых категорий: 3, 4, 5, 5.1. Не существует единой стандартной формулы тормозной жидкости, но они должны соответствовать определенным стандартам, установленным правительством. Спецификации должны соответствовать требованиям, относящимся к ряду различных категорий, включая значения pH, химическую стабильность, непереносимость воды и стойкость к окислению.Самый стандартный тип тормозной жидкости, используемый обычными водителями, — это DOT 3. Она подходит для автомобилей, которые не используют чрезмерно агрессивную тормозную систему. Поскольку DOT 4 имеет более высокую точку кипения, он чаще встречается в полицейских машинах и гоночных автомобилях. Хотя DOT 4 совместим с DOT 3, наоборот.

Как мы только что упомянули, наиболее очевидное различие между тормозной жидкостью DOT 3 и DOT 4 — это температура кипения, то есть температура, при которой жидкость испаряется.Это также влияет на их водопоглощение, но оба они гигроскопичны, а это значит, что да. Но поскольку он имеет более низкую температуру кипения, DOT 3 имеет тенденцию поглощать воду. Резкое торможение скорее закипит. Есть два типа точек кипения — сухая и влажная. Первое относится к жидкости из нового контейнера, а второе относится к жидкости, загрязненной 3,7% воды. Вторая из двух — это точка кипения, которая наблюдается при обычной езде. Каждый раз, когда вы снимаете крышку резервуара, чтобы залить жидкость, качество ухудшается.Вам нужно время от времени промывать тормозную систему, чтобы она оставалась в идеальном состоянии.

Следуя предыдущему пункту, мы также должны обсудить разницу в кипящей способности. DOT 3 будет хорошо работать как в воде, так и на открытом воздухе, поскольку он обладает способностью кипячения как во влажном, так и в сухом состоянии. Что касается DOT 4, хотя он обладает большой способностью к сухому кипению, этого нельзя сказать, когда он находится в воде. Опять же, первый, как правило, используется в стандартных транспортных средствах, но именно последний, как правило, лучше всего подходит для быстрых гоночных автомобилей или если вы берете свой автомобиль в экспедицию по грубому вождению, так как он лучше заботится о ваших тормозных компонентах.

Химическая структура тормозной жидкости DOT 3 и DOT 4 — это еще одна причина, по которой они могут меняться. Первый часто основан на диэтиленгликоле (ДЭГ). Хотя это не является обязательным условием, похоже, это то, что производители тормозной жидкости приняли на вооружение. Что касается DOT 4, они, как правило, состоят из гликоля и боратного эфира. Последнее вещество позволяет жидкости выдерживать более высокие температуры. И сухая, и влажная точки кипения имеют тенденцию быть выше, а химические ингредиенты помогают обеспечить высокий уровень водостойкости и стабильности при высоких температурах.

При использовании тормозной жидкости следует иметь в виду несколько предостережений. Поскольку оба вида краски легко прорезают краску, вы должны быть очень осторожны, чтобы не пролить их на кузов вашего автомобиля. Кроме того, если их смешать с другими жидкостями, у них может возникнуть плохая реакция. Когда дело доходит до хранения тормозной жидкости, вы должны хранить ее в плотно закрытых емкостях. Химические компоненты жидкости могут разлагаться под действием влаги в воздухе, поэтому это еще один фактор, о котором следует помнить.Поэтому вам следует избегать употребления жидкости, взятой прямо из открытой бутылки.

Заключение

Как правило, основное различие между тормозной жидкостью DOT 3 и DOT 4 заключается в разнице температур кипения веществ. Помните, что тормозная жидкость может выйти из строя, поэтому вам необходимо время от времени заменять ее. Если вы этого не сделаете, ваши тормоза могут стать губчатыми и небезопасными, а влага может привести к коррозии металлических компонентов вашего автомобиля.В стандартных легковых автомобилях рекомендуется менять жидкость раз в два года. Но если у вас есть гоночный автомобиль профессионального уровня, вы должны выработать привычку менять тормозную жидкость каждый год. К сожалению, обслуживание тормозов — это то, о чем часто забывают многие владельцы автомобилей, поэтому воспользуйтесь этим сообщением в блоге как напоминанием о том, что нужно что-то сделать с этой важной частью вашего автомобиля.

Если вы меняете тормозную жидкость в собственном автомобиле и не уверены, что лучше всего залить в автомобиль, вам следует проверить спецификации производителя для получения дополнительной информации.Но наиболее вероятным типом тормозной жидкости, которую вы будете использовать, является жидкость DOT 3.

Автор: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *