Есть одна проблема, которая хоть раз, но случалась у любого автомобилиста. Она заключается в неправильной работе аккумулятора, хотя жидкость, которая используется в качестве электролита, присутствует там в достаточном количестве. Чтобы устранить неполадки, нужно проверять не объём вещества, которое находится внутри, а его плотность. Для этого используют прибор под названием ареометр, шкала которого как раз и показывает эту характеристику.
Важность плотности электролита
В качестве автомобильных аккумуляторов в основном используют свинцово-кислотные батареи. Электролитом в них выступает серная кислота, а точнее — её водный раствор. Именно от её удельного веса и зависит нормальная работа этой комплектующей. Такое состояние ещё называют степенью закислённости смеси.
Измеряется она в граммах на кубический сантиметр. Типовые значения составляют при нормальной температуре 25 градусов Цельсия.
- В стартерной батарее — 1,26−1,28.
- В стационарной — 1,22−1,23.
Допустимое отклонение при этом не должно превышать 0,01 г/см3.
Во время заряда и разряда любой аккумулятор испаряет некоторое количество воды внутри. Это ведёт к увеличению концентрации соляной кислоты в растворе, что имеет негативное влияние на ресурс.
Интенсивность испарения имеет зависимость от таких параметров, как расходные материалы, применяемые для сборки батарей, пригодность и актуальность оборудования, на котором они производятся. Низкая плотность может возникать из-за наличия короткого замыкания внутри корпуса при соприкосновении пластин, обрывов и слишком низкого уровня остаточного заряда.
Известно, что снижение объёма воды, которая должна быть внутри, негативно влияет на работу АКБ. Её избыток тоже может приводить к неприятным последствиям. Так, перелив через край смеси приводит к серьёзной коррозии корпуса и окружающих деталей, разрушению контактных клемм и сильной растворённости электролитической жидкости.
Принцип действия ареометра
Чтобы измерить плотность жидкостей внутри аккумулятора, есть специальный прибор — ареометр. Он выглядит как большая пипетка, внутри которой находится рабочее тело с нанесёнными на него измерительными шкалами. Одна из них позволяет измерять плотность электролита, другая — уровень тосола.
Принцип действия ареометра можно объяснить законом гидростатики: сила, с которой жидкость выталкивает объект, будет равняться её плотности. Таким образом, чем она плотнее, тем менее значительным будет то усилие, с которым она пытается вытолкнуть на поверхность объект, погружённый в её толщу.
Устройство ареометра простое, он состоит из таких частей:
- Колба для забора жидкости.
- Резиновая груша, создающая внутри отрицательное давление, всасывающее электролит.
- Рабочее тело со стеклянным поплавком, измерительной шкалой и балластом, который позволяет ему оставаться на плаву.
Чтобы измерить ареометром плотность, нужно осуществить несколько простых действий. Стоит заметить, что все процедуры следует проводить при температуре, близкой к значениям комнатной. Если аккумулятор до этого был на морозе или под воздействием жары, лучше дать ему постоять до того момента, когда он нагреется или, наоборот, остынет. Это необходимо для того, чтобы снять как можно более точные показатели: температура сильно влияет на величину плотности жидкости.
Принцип правильного использования прибора:
- Сборка. Плавающее тело со шкалой помещается в заборную колбу, к которой подсоединяются груша и пипетка.
- Далее нужно сжать грушу, погрузить пипетку в жидкость и набрать в неё небольшой объём электролита.
- Считать показатели.
Шкала прибора, как правило, выполнена так, что разберётся в его показателях любой человек. В случае с измерением уровня электролита данные будут в процентах от общего объёма жидкости внутри. Если он высок, значит, аккумулятор заряжен и исправен. Если низок — необходима зарядка. Когда поплавок погрузился ниже критического значения, батарею придётся заменить, так как причиной этого могут быть обрывы электрической цепи внутри или неисправные электроды.
Чтобы ареометр служил дольше, после каждого использования нужно промывать его проточной водой. Электролитическая жидкость содержит растворы кислот и отдающих ионы металлов, а потому может повредить стеклянные компоненты и привести к выходу их из строя.
Разновидности устройства
Так как метод определения плотности путём измерения выталкивающей силы может применяться не только в случае с автономными источниками питания, существует несколько видов ареометров. Они отличаются как по величине, которую определяют, так и по назначению для различных типов смесей.
Так как величина плотности в математическом определении является отношением массы к объёму, по виду производимого измерения приборы делятся на ареометры постоянной массы и постоянного объёма.
Нанесённые на плавающее тело шкалы позволяют применять прибор в разных областях практических измерений. Например:
- Солемеры — устройства для определения концентрации солей в водном растворе. Используются, кроме прочего, для того, чтобы узнать степень засоленности почвы разных районов.
- Лактометры — измеряют жирность молочной продукции.
- Спиртометры — процентное соотношение спирта и растворяющей жидкости для определения крепости алкогольных напитков и продуктов брожения.
- Сахарометры — позволяют узнать степень концентрации сахаров, растворённых в воде или другой жидкости.
Чтобы повысить точность проводимых операций по измерению величин, кроме нанесённого на ареометр рисунка со шкалами он комплектуется термометром. Это позволяет добиться сравнительных результатов по влиянию температуры на конкретную жидкость и изучить механизм её изменения при потеплении или похолодании.
Техника безопасности при работе
Все действия нужно выполнять в плотных резиновых перчатках и одежде с длинными рукавами. Для защиты глаз можно использовать пластиковые или стеклянные очки. Рекомендуется использовать плотный передник, который убережёт одежду от порчи.
Если электролит каким-то образом всё же попал на кожу или в глаза, необходимо незамедлительно промыть область поражения большим количеством проточной воды, чтобы избежать повреждения тканей и органов. Нейтрализация активной щёлочью здесь не поможет, так как полученные соединения могут только усилить ожог. Лучше добиваться понижения концентрации обычной водой.
Из-за большой токсичности веществ, образующихся внутри аккумулятора в процессе его работы и зарядки, нужно обеспокоиться хорошей вентилируемостью помещения, в котором будут проводиться замеры. Иначе можно получить серьёзные ожоги дыхательных путей и лёгких парами кислот.
После работы с прибором его нужно тщательно промыть под проточной водой для удаления кислоты с поверхности заборной пипетки и внутренних стенок устройства. Коррозийные и плавящие свойства кислот могут негативно влиять на долговечность ареометра.
В процессе эксплуатации автомобиля у владельца часто возникает вопрос: как определить емкость аккумуляторной батареи и мощность блока питания, как проверить плотность аккумулятора. Первое и основное обследование прибора осуществляется при комплектации автомобиля и в период продажи транспортного средства. При возникновении сбоев работы двигателя и других энергозависимых приборов авто проверить заряд батареи можно дома или в сервисном центре
Этапы исследования электролита
Существует несколько причин снижения заряда прибора. Проверке подлежат только обслуживаемые АКБ, наиболее частым поводом проведения мероприятия является:
- Поездки по городу;
- Пользование системой обогрева в холодное время года;
- Сбои в работе генератора напряжения.
Возникновение любого из перечисленных признаков является показателем, чтобы мерить электролит для агрегата
. Перед тем как проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее, необходимо визуально оценить состояние прибора, проверить уровень электролита, измерить плотность и уровень напряжения батареи. Получить достоверные результаты поможет проверка АКБ с помощью клеммы нагрузочного тока.Ареометр для проверки плотности
Проверка плотности аккумулятора ареометром осуществляется в несколько этапов. Прибор имеет простую конструкцию, позволяющую определить плотность жидкости по принципу закона Архимеда. По внешнему виду прибор напоминает герметично запаянную ампулу с нанесенной шкалой деления. Для калибровки ареометра используются дробь и ртуть. Прибор продается в наборе с резиновой «грушей» и стеклянной мерной колбой, позволяющей мерить раствор без риска для приспособлений
При работе с электролитом необходимо соблюдать меры индивидуальной защиты, использовать резиновые перчатки и прорезиненый фартук. Инструкция, как проверить плотность АКБ предусматривает следующий порядок:
- АКБ очищают от пыли и загрязнений;
- Размещают агрегат на ровной поверхности;
- Снимают с банок крышки;
- «Грушей» набирают электролит и сливают в колбу;
- Опускают ареометр в жидкость.
Важным условием проведения процедуры является обязательная полная зарядка аккумулятора перед проверкой плотности электролита. Владельцу автомобиля следует учесть, что процесс зарядки АКБ сопровождается выделением из банок химически активных вещество: водорода и кислорода, соединение которых может привести к взрыву. Избежать неприятной ситуации поможет принудительная вентиляция помещения. Время зарядки может длиться до 6 часов.
Оценка количества проводника
После завершения зарядки аккумулятор необходимо выдержать в покое не менее 6 часов. Условие является обязательным, так как после воздействия током плотность электролита остается повышенной, после «отдыха» раствор серной кислоты выдает более достоверные показатели.
Перед тем, как проверить электролит в аккумуляторе, необходимо взять пробу из банки аккумулятора в количестве, чтобы ареометр свободно плавал в жидкости.
В норме плотность электролита составляет от 1,24 кг/дм3 до 1,29 кг/дм3. Если полученный результат измерений ниже нормы, то поправить ситуацию может доливка свежего раствора. Методику выяснения, как правильно проверить плотность электролита в аккумуляторе, с последующими действиями необходимо повторить с каждой банкой АКБ с периодичностью 1 раз через каждые 3 месяца. По визуальной оценке жидкость должна быть прозрачной, обладать высокой степенью чистоты.
Неочищенная серная кислота может вызвать ускоренную самостоятельную зарядку аккумулятора. Обеспечить нормальный уровень электролита также поможет дистиллированная вода, повышенные показатели раствора снижает сроки службы аккумулятора.
На шкале ареометра полоски зеленого цвета показывают уровень допустимой плотности раствора. При цифровых значениях, отмеченных между верхним и нижним пределом жидкости, показатель считается нормальным, добавлять электролит не требуется.
Считывая показатели ареометра, необходимо помнить, что мерить концентрацию кислоты необходимо с поправкой на климатическую зону, так как существуют индивидуальные значения плотности.
Если плотность электролита падает до критического уровня, то никакие мероприятия, кроме как проверить плотность аккумулятора в домашних условиях с добавлением аккумуляторной кислоты, не помогут исправить ситуацию. Проверять электролит в аккумуляторе можно ранее описанным способом после добавления каждой порции кислоты. В случае, когда не удается получить нужный результат, то жидкость лучше всего просто заменить полностью.
Методика замены осуществляется после откачки раствора. Крышки банок и вентиляционные клапаны АКБ плотно закрываются, батарея укладывается на бок. В каждой банке делаются отверстия сверлом 3,5 мм, сливается остаток жидкости. Пустые банки тщательно промывают водой, проверяют на наличие осадка, отверстия запаиваются кислостойкой пластической массой, заливается свежий раствор с чуть большей плотностью, рекомендуемой для отдельно взятой климатической зоны.
Перед запуском прибора в работу рекомендуется еще раз померить концентрацию электролита.
Важная информация для автолюбителя
Так же без острой необходимости не следует заменять электролит полностью. Если кислоту необходимо разбавить водой, то следует помнить, что плотность жидкостей отличается. По этой причине кислоту вливают в воду тонкой струей с постоянным размешиванием.
Обращение с источником питания должно быть максимально осторожным, нельзя АКБ переворачивать вверх дном из-за возможного возникновения в процессе эксплуатации короткого замыкания. Перед завинчиванием крышек на банках необходимо воспользоваться рекомендацией специалистов, как проверить плотность аккумулятора ареометром перед эксплуатацией агрегата.
Диагностика и ремонт4 марта 2018
Если на машине установлен источник питания обслуживаемого типа, снабженный откручивающимися пробками, автолюбитель может в любой момент проверить плотность электролита в аккумуляторе. Периодические замеры позволяют контролировать работоспособность батареи и поддерживать ее в нормальном техническом состоянии. Отсюда задача данной публикации – рассказать о процедуре измерения и способах корректировки плотности.
Условия проведения замеров
Показателем «здоровья» кислотно-свинцовых аккумуляторов является плотность электролита, измеряемая в граммах на кубический сантиметр (г/см3). Последний представляет собой раствор обессоленной (дистиллированной) воды с концентрированной серной кислотой. Когда источник питания отдает энергию бортовой сети автомобиля, данный параметр снижается, в процессе зарядки и восстановления – повышается.
Благодаря описанному свойству электролитической жидкости техническое состояние обслуживаемого аккумулятора можно контролировать. Когда в одной из секций (в просторечии – банок) плотность раствора остается низкой, невзирая на длительную подзарядку, встает вопрос о работоспособности батареи и необходимости ее замены. Превышение нормы указывает на испарение воды из электролита вследствие постоянного кипения – жидкость становится плотнее.
Справка. В процессе кипения электролита испаряется только вода, серная кислота остается в растворе, но ее концентрация возрастает. Водяной пар выходит наружу через специальный клапан.
Замер плотности производится в определенных условиях:
- температура электролитической жидкости находится в пределах 20–22 °С;
- источник питания должен быть полностью заряжен;
- температура окружающей среды – 20–25 °С.
При соблюдении перечисленных условий нормальный показатель для всех банок исправного аккумулятора составит 1,27–1,29 г/см3, минимально допустимый – 1,25 г/см3. Если не выдержать указанные требования и измерить плотность электролита при более низкой температуре либо на разряженной батарее, то результаты не отразят реальной картины. Полученные значения будут заметно ниже нормы.
Подготовка к проверке
Чтобы добиться максимально точных результатов замеров, выполните ряд подготовительных действий:
- Очистите от пыли и грязи поверхность корпуса, где расположены пробки. Задача – избежать попадания мусора внутрь после выкручивания крышек.
- Зарядите аккумуляторную батарею до максимума.
- В холодный период года аккумулятор придется снять с автомобиля, занести в теплое место и дать корпусу прогреться до комнатной температуры.
- Перед подзарядкой выверните пробки и убедитесь, что пластины каждой секции полностью погружены в кислотный раствор. При необходимости долейте дистиллированную воду и произведите зарядку.
Оптимальный уровень электролита над пластинами – 15 мм, минимальный – 1 см. Проверить несложно: опустите в колодец тонкую стеклянную трубку, закройте с другого конца пальцем и вытащите наружу. Высота столба жидкости в трубке покажет реальный уровень над банками.
Из инструментов потребуется специальный прибор для измерения плотности – ареометр. Представляет собой стеклянную колбу с грушей для всасывания жидкости, внутрь помещен прозрачный поплавок с цифровой шкалой. Нехитрый прибор действует по закону Архимеда – чем плотнее раствор, тем сильнее он выталкивает погруженное тело.
Справка. Некоторые необслуживаемые источники питания оснащаются пластиковым глазком, позволяющим наблюдать за состоянием жидкости. Аккуратно демонтировав эту деталь, вы получите доступ хотя бы к одной секции батареи.
Перед измерениями установите источник питания на ровную поверхность либо закрепите в штатном кронштейне автомобиля. Выкрутите все крышки – поскольку секции разделены глухими стенками и не сообщаются между собой, мерить придется в каждом колодце отдельно. Правильно проверить плотность кислотного раствора поможет шкала ареометра – большинство производителей ставят на ней минимальную и максимальную отметку.
Как правильно измерять?
Процесс замера сложности не представляет и выполняется в следующем порядке:
- Опустите наконечник в первый открытый колодец, сдавите резиновую грушу и втяните электролит внутрь колбы.
- Удерживая ареометр вертикально и не вынимая из отверстия, добейтесь, чтобы поплавок не касался стенок колбы.
- Запомните показания и выдавите кислотный раствор обратно в аккумулятор.
- Операцию повторите на оставшихся банках.
Совет. Держите под рукой ветошь, чтобы обтирать наконечник от электролита после извлечения из очередного колодца. Используйте резиновые перчатки – жидкость агрессивна и способна разъесть кожу при попадании.
Выполняя измерение плотности электролита в аккумуляторе, записывайте показания по каждой секции. Чтобы освободить руки, аккуратно откладывайте ареометр на ветошь. По окончании замеров хорошенько промойте стеклянные детали прибора проточной водой и переходите к анализу результатов.
Показатель выше нормы
Если в одной либо нескольких банках электролит оказался плотнее нормы, есть повод проверить исправность регулятора напряжения и электрогенератора. Что происходит в батарее: концентрация кислоты в растворе повышается из-за недостатка воды, которая испаряется вследствие кипения. Значит, имеет место так называемая перезарядка – напряжение на клеммах аккумулятора слишком велико.
Восстановить требуемую плотность электролита довольно просто – необходимо добавить в нужные секции дистиллированную воду пользуясь инструкцией:
- Измерьте уровень электролита в банке. Если он оказался недостаточным, долейте нужное количество воды и повторите замер плотности.
- В случае когда уровень жидкости соответствует норме, доливать дистиллят нельзя. Пользуясь грушей ареометра, отсосите часть раствора и слейте его в стеклянную закрывающуюся емкость.
- Доливая порции чистой воды и электролита, добейтесь оптимальной концентрации кислоты в растворе – 1,27 г/см3.
После восстановления нормальной плотности во всех банках аккумулятор рекомендуется дополнительно зарядить малым током – до 3 ампер.
Пониженная плотность раствора
Если проверка ареометром выявила низкую концентрацию кислоты в одной секции, за батареей придется наблюдать. Вполне вероятно, что между пластинами произошло замыкание и срок службы источника питания исчерпан. Вариант второй – сульфатация пластин, возникающая из-за глубокого разряда либо недостаточного напряжения зарядки на автомобиле.
Сделать электролитическую жидкость плотнее можно тремя проверенными способами:
- испарение лишней воды путем длительной зарядки и медленного кипячения;
- замещение части кислотного раствора более концентрированным;
- добавление серной кислоты.
Примечание. Существует способ полной замены жидкости, предусматривающий промывку батареи. Не применяйте его без крайней нужды – в процессе опорожнения свинцовые крошки, осевшие на дне аккумулятора, могут попасть между пластин и устроить замыкание, ведущее к разрушению банки и непригодности источника питания к дальнейшей эксплуатации.
Для реализации первого способа понадобится зарядное устройство, чей ток регулируется вручную. Порядок действий выглядит так:
- Определите ток зарядки, взяв 3% от начальной емкости батареи. Пример: аккумулятор на 60 А*ч нужно заряжать силой тока 60 х 0,03 = 1,8 А.
- Поставьте автономный источник питания на зарядку и дождитесь появления пузырьков.
- Отрегулируйте ток заряда и по мере испарения воды измеряйте плотность. Когда она достигнет нормы, отключите «зарядник».
Если в процессе кипения уровень жидкости сильно понизился, придется купить готовый электролит нормативной плотности 1,27 г/см3 и долить нужное количество в банки.
Замещение кислотного раствора производится по аналогии с доливкой дистиллированной воды. Жидкость отсасывается из колодца грушей, на ее место заливается более плотный раствор, купленный в магазине. В продаже имеются электролиты с показателями 1,34–1,41 г/см3. Затем делается проверка плотности, при необходимости – корректировка и полная зарядка батареи.
Трудность третьего варианта заключается в отсутствии раствора серной кислоты высокой концентрации – отыскать и купить его практически невозможно. Если вам удалось достать указанное химическое вещество, добавляйте его в банки маленькими порциями, буквально по 1 см3, с помощью шприца. Действуйте осторожно и пользуйтесь средствами индивидуальной защиты – серная кислота весьма агрессивна.
Как мерить плотность электролита ареометром
Каждому водителю полезно знать, как правильно измерить и проверить плотность электролита в аккумуляторе ареометром. Этот навык окажется полезным всякому, кто постоянно ездит на машине зимой. Также проблемы с аккумуляторной батареей могут возникать в любое время года. Поэтому рекомендуют проверять работоспособность этой части автомобиля раз в три месяца. При работе с аккумулятором помните о наличии там кислот.
Чтобы избежать ожогов стоит производить все работы максимально аккуратно. Не переворачивайте батарею, это может привести к утечке электролита и повреждению окружающих предметов. Избегайте попадания кислот на корпус автомобиля. Это приведет к разъеданию краски.
Содержание
На что влияет плотность?
Как правильно измерить и проверить плотность электролита в аккумуляторе ареометром? Этот показатель влияет на способность АБ восстанавливать заряд. Определив плотность, можно узнать техническое состояние аккумулятора. Плотность напрямую связана с емкостью батареи. При низкой плотности почти не происходит зарядки аккумулятора.
Поэтому измерение этого показателя является основной работой при проведении диагностики батареи. Выполняется эта работа с помощью ареометра. Это приспособление позволяет довольно точно определить состояние электролита.
Ареометр
Этот прибор представляет собой продолговатый цилиндр, зауживающийся с одной стороны. На толстый конец надевается резиновая груша. На тонкий резиновая трубочка-наконечник. Внутри находится поплавок с делениями. Принцип работы прост. И наверняка всем известен из школьного курса физики. То есть, чем плотнее жидкость, тем большее по массе тело способна вытолкнуть. В данном случае поплавок имеет определенную массу. И в зависимости от плотности электролита он будет погружаться в жидкость на разную глубину. Опытным путем выявлено соотношение плотности и глубины погружения. В соответствии с этим и нанесена шкала.
На практике, чем выше плотность электролита, тем больше он будет выталкивать поплавок. Оценивается уровень плотности путем оценки шкалы. Нужно отметить, что все ареометры, продающиеся в автомобильных магазинах, имеют 2 шкалы. Одна рассчитана для проверки плотности электролита. Там деления обозначены в г/дм3. Другая шкала используется для проверки тосола и антифриза. На шкале можно увидеть °C.
Измерение
Перед тем как измерять плотность электролита обязательно подготовьтесь к этой работе. Внимательно осмотрите аккумулятор. На нем не должно быть потеков и грязи. Желательно замерить уровень самозаряда. Для этого понадобится мультиметр. После этого один щуп прибора ставят на клемму аккумулятора, другую на его корпус. Полученный показатель и есть уровень самозаряда. В идеале он должен быть около 6В. Температура в помещении должна быть порядка 20°C.
Если вы принесли батарею с мороза, то нужно дождаться пока она согреется. Кислота жгучая. Поэтому обязательно у вас под рукой должна быть емкость с водой. Чтобы при необходимости можно было смыть попавший на кожу электролит. Также желательно одеть специальные очки.
Сама работа производится следующим образом:
- Сначала выкручивают пробки из батареи. Помните, что банки между собой не сообщаются, поэтому плотность нужно проверять в них по отдельности;
- Визуально оценивается уровень жидкости. Он не должен быть критически мал;
- Производится забор жидкости ареометром. Его следует держать вертикально. Забор производится следующим путем. Груша сжимается.
- Трубка опускается в банку и грушу отпускают. Таким образом, жидкость затягивается в прибор;
- Визуально оценивают состояние электролита. Серый цвет жидкости говорит об осыпавшихся пластинках. Это означает неработоспособность банки. Оценивают показания ареометра. При этом поплавок должен плавать абсолютно свободно;
- Жидкость выливают обратно и переходят к проверке другой банки.
Если выяснилось, что плотность не соответствует нормам, следует попытаться исправить ситуацию. Для этого есть несколько способов.
Поднимаем плотность
Основным методом для поднятия плотности электролита можно назвать зарядку аккумулятора. Все дело в том, что часто низкая плотность обозначает низкий заряд батареи. Поэтому в такой ситуации проще всего поставить ее на зарядку. Лучше всего для этого использовать автоматическое зарядное устройство. Не стоит проверять плотность сразу после окончания зарядки. Нужно выждать пару часов, чтобы получить максимально точные результаты.
Если это не помогает, то можно попробовать добавить электролит. Но это нужно делать только при совсем низкой плотности. После этого обязательно проверьте плотность. Особое внимание обращайте на цвет жидкости. Она должна быть прозрачной.
Заключение. Если у вас разрядился аккумулятор, то лучше всего проверить его состояние. Для этого имеются специальные приборы. Далеко не все водители знают, как правильно измерить и проверить плотность электролита в аккумуляторе ареометром. Поэтому часто из-за неправильного замера выкидывают еще рабочую батарею, либо ездят на неисправном элементе.
Измерение плотности жидкости в аккумуляторе – одна из важных стадий тестирования и диагностики батареи. Достаточно провести измерения ареометром, чтобы получить достоверные данные о состоянии электролита. Плотность жидкости важна по многим причинам. Одной из них является возможное прикасание свинцовых пластик друг к другу и их последующее разрешение. Снижается плотность электролита по многим причинам. Первая – это естественное изменение состояния с годами эксплуатации аккумуляторной батареи. Вторая – постоянное доливание дистиллированной воды в банки аккумулятора, что вызывает разжижение электролита, но сохраняет его уровень. Добавлять в банки серную кислоту или готовый электролит с других аккумуляторов не стоит – это только ускорит выход из строя батареи.
Если вы заметили серьезные проблемы с автомобильной батареей, воспользуйтесь диагностическими методами, известными с давних времен. Для диагностики вам потребуется ареометр, который измеряет плотность электролита и расскажет о состоянии аккумуляторной батареи. Ниже в публикации мы рассмотрим, как пользоваться ареометром и как правильно читать данные, которые он предоставляет. Также рассмотрим особенности информации от этого прибора и возможные способы устранения неполадок, которые возникли.
Как пользоваться ареометром для измерения плотности жидкости в аккумуляторе?
Опустить прибор ареометр прямо в банки аккумулятора не представляется возможным, потому придется откачать немного электролита и проверить его плотность. Помните, что каждая банка аккумулятора работает независимо друг от друга, поэтому измерить плотность жидкости придется для всех присутствующих рабочих пространств. Откачать нужное количество жидкости в специальную колбу для последующего измерения можно с помощью любой трубки, один конец которой можно закрыть пальцем. Последовательность действий в данном случае будет следующей:
- убедитесь, что трубка не расплавится под влиянием агрессивной среды – кислоты из аккумулятора;
- вставьте часть трубки в банку, чтобы жидкость набралась внутрь и осталась на одном уровне во всей банке;
- закройте пальцем верхнее отверстие трубки, поднимите набранную жидкость и слейте ее в колбу;
- повторите этот процесс необходимое количество раз, чтобы получить нужное количество жидкости;
- далее в колбу нужно опустить ареометр, дождаться его выравнивания и посмотреть на цифру, которая находится на линии поверхности жидкости;
- эта цифра и будет означать плотность электролита в вашем аккумуляторе, которую вы ищете;
- далее следует проделать эту процедуру со всеми банками аккумулятора, чтобы получить достоверную картину состояния батареи.
Будьте осторожны, выполняя эту процедуру, ведь вам придется работать с агрессивной кислотой, которая не должна попадать на участки кожу, в глаза или рот человека. Если даже небольшая частица попадет на вас, неприятные последствия вам гарантированы. Рекомендуем обезопасить себя качественными перчатками, устойчивыми против кислоты, а также хорошей колбой, которая не расплавится от воздействия агрессивных веществ. С помощью ареометра вы только получите определенные данные о состоянии вашего аккумулятора, а вот правильно интерпретировать и использовать их – это непростая задача, которая требует специализированных знаний.
Уровень и плотность электролита – два важных фактора хорошей работы батареи
Автомобильный аккумулятор работает без перебоев и проблем, если плотность электролита при +25 градусах по Цельсию равна 1.28 г/см3. Это значение имеют все новые батареи, которые не работали на автомобилях и обладают заводской сертификацией. Если же плотность в одной из банок ниже, можно предположить, что в этой части аккумулятора произошло короткое замыкание, свинцовые пластины прикоснулись друг к другу, что вызвало поломку аккумуляторной батареи. Если плотность жидкости ниже нормы во всем аккумуляторе, это свидетельствует о таких возможных проблемах:
- батарея глубоко разряжена, она не может дальше выполнять свои функции в полноценном режиме;
- аккумулятор прошел через стадию сульфитации, получил определенные проблемы в химической реакции;
- батарея прошла через чрезмерный износ при отказе генератора и работе двигателя только на аккумуляторе;
- АКБ просто устарела и нуждается в замене по причине слишком высокого возрасте и большого износа;
- автомобильный аккумулятор был произведен изготовителем, который не проверяет качество продукции;
- перед вами не заводской аккумулятор, а подделка, которая не предоставляет особой надежности.
Любые проблемы можно решить, а самым популярным решением задачи слишком малой плотности электролита является зарядка аккумулятора. Если получится повысить плотность путем зарядки, значит АКБ еще сможет определенное время послужить. После зарядки несколько снижается уровень электролита в банках, потому может понадобится доливка дистиллированной водой после выполнения нескольких этапов заряда. Низкий уровень электролита вызывает прикосновение свинцовых элементов и значительное увеличение риска выхода из строя всей аккумуляторной батареи. Потому следите за уровнем жидкости в банках, если ваш аккумулятор позволяет производить обслуживание.
Когда стоит поменять батарею и не выполнять ее ремонт и попытки зарядки?
Сегодня популярным трендом среди производителей аккумуляторных батарей является изготовление АКБ, которые невозможно обслужить. Речь идет даже о сложности зарядки аккумулятора, не говоря о проблемах с измерением плотности внутренней среды. Такие батареи не обладают отверстиями для изучения внутренней части аккумулятора. Зачастую это не позволяет получить необходимые условия для обнаружения проблем батареи, что вызывает необходимость менять аккумулятор на новый. Конечно, для производителя это наиболее выгодный вариант. Замена автомобильной батареи обязательно в таких случаях:
- разрядился гелевый аккумулятор – такие виды батарей никак не обслуживаются и не заряжаются;
- произошел полный глубокий разряд из-за отказа генератора, аккумулятор перестал брать заряд при подключении устройства;
- жидкость в банках аккумулятора выглядит мутной – посыпались свинцовые пластины, которые невозможно восстановить;
- уровень электролита начал активно и постоянно падать, что вызывает отказ батареи в нормальной работе;
- обслуживание аккумулятора невозможно по причине отсутствия пробок для отвинчивания верхних частей банок;
- аккумулятор разгерметизировался, электролит начал вытекать из него прямо в моторный отсек.
Не допускайте вытекания электролита внутри подкапотного пространства, ведь это может вызвать возгорание проводки или автомобильной резины. Будьте осторожны с любыми проявлениями взаимодействия с кислотой, поскольку во многих АКБ залита невероятно гремучая смесь кислот, которая точно не сделает вашу кожу мягкой и шелковистой. Пользуясь ареометром и другими средствами проверки автомобильной батареи, стоит помнить о возможных проблемах и неполадках, которые нельзя исправить. Потому в любом случае следует готовиться к покупке нового аккумулятора, как только старый начал показывать характер. Смотрите видео с рекомендациями по замеру плотности электролита в аккумуляторе:
Подводим итоги
Качественные аккумуляторы способны предоставить до 8-9 лет службы без проблем и перебоев. Тем не менее, нужно обращать внимание на особенности работы батареи, заряжать ее при необходимости и проводить обслуживание электролита и внутреннего пространства АКБ. Как только вы начнете следить за всеми этими особенностями, вы сможете защитить батарею от непредвиденных проблем с изменением состояния жидкости и прочими проблемами.
Купив качественную аккумуляторную батарею для автомобиля, вы получите отличную работу оборудования и сможете без лишних сложностей пользоваться аккумулятором очень долгое время. Но если вы заметили смертельную неисправность в АКБ вашего автомобиля, следует срочно проехать в специализированный магазин и приобрести новую батарею. Только так можно обезопасить себя от несвоевременного выхода из строя источника питания. А вы когда-нибудь замеряли плотность электролита в аккумуляторе вашего автомобиля?
Есть одна проблема, которая хоть раз, но случалась у любого автомобилиста. Она заключается в неправильной работе аккумулятора, хотя жидкость, которая используется в качестве электролита, присутствует там в достаточном количестве. Чтобы устранить неполадки, нужно проверять не объём вещества, которое находится внутри, а его плотность. Для этого используют прибор под названием ареометр, шкала которого как раз и показывает эту характеристику.
Важность плотности электролита
В качестве автомобильных аккумуляторов в основном используют свинцово-кислотные батареи. Электролитом в них выступает серная кислота, а точнее — её водный раствор. Именно от её удельного веса и зависит нормальная работа этой комплектующей. Такое состояние ещё называют степенью закислённости смеси.
Измеряется она в граммах на кубический сантиметр. Типовые значения составляют при нормальной температуре 25 градусов Цельсия. Основные показатели:
- В стартерной батарее — 1,26−1,28.
- В стационарной — 1,22−1,23.
Принцип действия ареометра
Чтобы измерить плотность жидкостей внутри аккумулятора, есть специальный прибор — ареометр. Он выглядит как большая пипетка, внутри которой находится рабочее тело с нанесёнными на него измерительными шкалами. Одна из них позволяет измерять плотность электролита, другая — уровень тосола.
Принцип действия ареометра можно объяснить законом гидростатики: сила, с которой жидкость выталкивает объект, будет равняться её плотности. Таким образом, чем она плотнее, тем менее значительным будет то усилие, с которым она пытается вытолкнуть на поверхность объект, погружённый в её толщу.
Устройство ареометра простое, он состоит из таких частей:
- Колба для забора жидкости.
- Резиновая груша, создающая внутри отрицательное давление, всасывающее электролит.
- Рабочее тело со стеклянным поплавком, измерительной шкалой и балластом, который позволяет ему оставаться на плаву.
Чтобы измерить ареометром плотность, нужно осуществить несколько простых действий. Стоит заметить, что все процедуры следует проводить при температуре, близкой к значениям комнатной. Если аккумулятор до этого был на морозе или под воздействием жары, лучше дать ему постоять до того момента, когда он нагреется или, наоборот, остынет. Это необходимо для того, чтобы снять как можно более точные показатели: температура сильно влияет на величину плотности жидкости.
Принцип правильного использования прибора:
- Сборка. Плавающее тело со шкалой помещается в заборную колбу, к которой подсоединяются груша и пипетка.
- Далее нужно сжать грушу, погрузить пипетку в жидкость и набрать в неё небольшой объём электролита.
- Считать показатели.
Шкала прибора, как правило, выполнена так, что разберётся в его показателях любой человек. В случае с измерением уровня электролита данные будут в процентах от общего объёма жидкости внутри. Если он высок, значит, аккумулятор заряжен и исправен. Если низок — необходима зарядка. Когда поплавок погрузился ниже критического значения, батарею придётся заменить, так как причиной этого могут быть обрывы электрической цепи внутри или неисправные электроды.
Чтобы ареометр служил дольше, после каждого использования нужно промывать его проточной водой. Электролитическая жидкость содержит растворы кислот и отдающих ионы металлов, а потому может повредить стеклянные компоненты и привести к выходу их из строя.
Разновидности устройства
Так как метод определения плотности путём измерения выталкивающей силы может применяться не только в случае с автономными источниками питания, существует несколько видов ареометров. Они отличаются как по величине, которую определяют, так и по назначению для различных типов смесей.
Так как величина плотности в математическом определении является отношением массы к объёму, по виду производимого измерения приборы делятся на ареометры постоянной массы и постоянного объёма.
Нанесённые на плавающее тело шкалы позволяют применять прибор в разных областях практических измерений. Например:
- Солемеры — устройства для определения концентрации солей в водном растворе. Используются, кроме прочего, для того, чтобы узнать степень засоленности почвы разных районов.
- Лактометры — измеряют жирность молочной продукции.
- Спиртометры — процентное соотношение спирта и растворяющей жидкости для определения крепости алкогольных напитков и продуктов брожения.
- Сахарометры — позволяют узнать степень концентрации сахаров, растворённых в воде или другой жидкости.
Чтобы повысить точность проводимых операций по измерению величин, кроме нанесённого на ареометр рисунка со шкалами он комплектуется термометром. Это позволяет добиться сравнительных результатов по влиянию температуры на конкретную жидкость и изучить механизм её изменения при потеплении или похолодании.
Техника безопасности при работе
Одним из действующих веществ внутри аккумулятора является соляная кислота, поэтому любой забор жидкости для измерений опасен для человека. Должны соблюдаться меры безопасности при работе с ареометрами.
Все действия нужно выполнять в плотных резиновых перчатках и одежде с длинными рукавами. Для защиты глаз можно использовать пластиковые или стеклянные очки. Рекомендуется использовать плотный передник, который убережёт одежду от порчи.
Если электролит каким-то образом всё же попал на кожу или в глаза, необходимо незамедлительно промыть область поражения большим количеством проточной воды, чтобы избежать повреждения тканей и органов. Нейтрализация активной щёлочью здесь не поможет, так как полученные соединения могут только усилить ожог. Лучше добиваться понижения концентрации обычной водой.
Из-за большой токсичности веществ, образующихся внутри аккумулятора в процессе его работы и зарядки, нужно обеспокоиться хорошей вентилируемостью помещения, в котором будут проводиться замеры. Иначе можно получить серьёзные ожоги дыхательных путей и лёгких парами кислот.
После работы с прибором его нужно тщательно промыть под проточной водой для удаления кислоты с поверхности заборной пипетки и внутренних стенок устройства. Коррозийные и плавящие свойства кислот могут негативно влиять на долговечность ареометра.
“>
Измерение плотности электролита в аккумуляторе является неотъемлемой частью ухода за конструкцией. Для того, чтобы периодически производить эту проверку используется специальные методы и приборы. Однако в этом случае важно многое учесть.
Для того, чтобы удостовериться в плотности электролита в аккумуляторе необходимо использовать прибор, который называется ареометр. В некоторых случаях его называют денсиметр, но это понятие не достаточно точное.
Большинство ареометров состоит из следующих частей:
- Стеклянная трубка
- Поплавок — пикнометр
- Специальная резиновая груша, для взятия пробы жидкости
- Эрганомичный наконечник
Следует помнить, что во время проверки плотности электролита, ареометр должен находиться в состоянии покоя, не касаясь стеклянных стенок, поэтому держать его необходимо вертикально перед лицом.
Инструкция: как правильно проверить плотность
- Первым делом начать нужно со сборки самого прибора. Поплавок помещается в стеклянную колбу, с одной стороны которой надевается груша, а с другой наконечник и пробка.
- Далее следует набрать жидкость в колбу. Сжать грушу, постепенно ослабляя хватку. Результатом должен стать спокойно плавающий в жидкости в вертикальном положении поплавок.
- Считать значение по шкале, в том месте, где прибор соприкасается с жидкостью.
- Конечным пунктом станет обязательная промывка устройства. Это не позволит ошибаться показаниям при дальнейшей эксплуатации прибора.
Нельзя игнорировать меры осторожности в обращении с электролитом, так как серная кислота опасна для здоровья!
Принцип работы: определение отношения массы жидкости к объему поплавка-пикнометра
Плотность электролита, в качестве которого используется раствор серной кислоты, в АКБ измеряется в г/см3. Она зависит от концентрации самого раствора, а также от степени заряда аккумулятора, так как при разрядке батареи некоторое количество серной кислоты перемещается в пластины и плотность снизится.
По этой причине плотность АКБ необходимо измерять при температуре около 25 °С и с полным зарядом аккумулятора. В новой заряженной батарее она должна составлять 1.28±0.01 г/см3. В зависимости от климата и сезона, показания могут меняться. Нормативные показатели плотности кислот и щелочей, используемые в качестве электролита, составляют от 1,22 до 1,29 г/см3 при температуре от 20 до 30 °С.
По мере разрядки аккумулятора плотность будет снижать показания. При разряде АКБ в половину показательно плотности будет около 1.20±0.01 г/см3. При полной разрядки плотность составит не более, чем 1.10±0.01 г/см3.
Плотность снижает показатели на 0,01 г/см3 от нормы, когда аккумулятор разряжен на 5 процентов. Частая подзарядка может навредить работе устройства, поэтому нормализовать плотность жидкости можно при помощи дистиллированной воды.
Одной из разновидностей ареометра для автомобилистов является прибор с набором поплавков разной массы и с идентичным объемом в стеклянном сосуде. Каждый из них оснащен одной меткой. Принцип этого механизма в том, что поплавок с наиболее близким значением всплывет, когда как остальные утонут.
Важно! При стабильной завышенной плотности электролита срок жизни АКБ укорачивается.
Особенности и точность измерений
При считывании показателей с ареометра, следует учитывать небольшую особенность. Более точный показатель показан не в точке соприкосновения воды и поплавка, а с мениска. Так называется нижняя часть искривление поверхности жидкости. Показатели списывать следует именно с этой нижней части, таким образом информация будет более достоверна.
Недостатки устройства:
- В некоторой степени большое количество жидкости, которая подвергается измерению
- Шкала нелинейна
- Небольшой интервал величин, которые измеряются, ограничивается начальным участком шкалы.
- Наружная поверхность цилиндрического поплавка подвержена загрязнению
- Капиллярные характеристики жидкостей различны, что неблагоприятно сказывается на результат проверки.
Если показания для желательной температуры по измерения плотности электролита не соблюдаются необходимо произвести расчеты ссылаясь на следующие данные:
Расчет при отклонении от нормы | |||||||
Температура измеряемого вещества, °C | -20°С | -10°С | 0°С | 10°С | 20°С | 30°С | 40°С |
Величина поправки для электролита, г/см куб. | -0,035 | -0,025 | -0,014 | -0,007 | 0,007 | 0,014 |
Обнаруживаемые неполадки
Одно из приемуществ ареометра заключается в безопасности измерения плотности жидкостей с точностью 0,05-0,1%. К тому же такой способ требует не большого количества вещества для измерения.
Аккумулятор в автомобиле исправно выполняет свою работу при таком показании электролита: при температуре 25 градусов 1.28 г/см3. Подобный результат в значениях имеется у новых АКБ, с должной сертификацией.
В том случае, если показания о плотности электролита в одной из банок аккумулятора ниже, это указывает на короткое замыкание: смыкание свинцовых пластин и как следствие — поломка аккумуляторной батареи.
Если же плотность ниже нормы во всем аккумуляторе, это может указать на такие неполадки, как:
- Сильная разрядка аккумулятора, снижение его работоспособности.
- Произошла одна из стадий сульфатации (распад серной кислоты).
- Батарея подверглась сильному износу, из-за постоянной работы двигателя только на ней.
- Батарея устарела и нуждается в замене.
- Бракованный аккумулятор.
- Аккумулятор является ненадежной подделкой.
При неверных показания плотности электролита, проблемы следует исправить. Стоит помнить, что в том случае, если плотность низкая только в одной из банок — аккумулятор не подлежит исправлению и его следует заменить.
Точную причину неполадок поможет установить дополнительные замеры напряжения с нагрузкой и без нее.
Внимание! Во время работы аккумуляторы теряют часть воды, снижая этим уровень жидкости над пластинами увеличивая концентрацию кислоты. По этой причине, перед проверкой необходимо проверить уровень электролита. Принятый за норму уровень — 10-15 мм выше верхней черты сепараторов.
Советы и тонкости
Для того, чтобы сохранить достоверность показаний ареометра, необходимо следовать некоторым правилам:
- Рекомендуется тщательно выбрать одежду, в которой будет проводиться проверка. Попадание кислоты на кожу приводит к появлению ожогов, поэтому пренебрегать техникой безопасности крайне не желательно. При контакте с одеждой кислота может привести ее в негодность.
- Если не правильно держать ареометр во время проверки, поплавок может застрять, тем самым исказив показания. Держать его нужно в вертикальном положении, чтобы тот не касался до стекла.
- После замера плотности электролита, обязательно промойте ареометр водой от остатков кислоты, чтоб те не разъедали элементы устройства.
- Чем ниже показатель плотности в полностью посаженном устройстве, тем оно дольше проработает.
Почему проверка так важна?
Регулярная проверка плотности электролита поможет предвидеть и устранить неполадки в устройстве. Со временем эксплуатации аккумулятора, он так или иначе будет работать хуже, чем в первый день после покупки. Поэтому следует за ним ухаживать и следить, тогда он сможет прожить до 10 лет.
Важно! Следует избегать доливание электролита из других аккумуляторов, это приведет к снижению срока службы прибора.
Плотность электролита зимой должна составлять 1,27 г/см3. Более низкий показатель влияет на работу устройства, автомобиль будет сложнее заводиться, иногда приводит к замерзанию электролита.
Использование аккумулятора с низким зарядом при низкой температуре может привести к разрушению свинцовых пластин. Определить разряженность так же позволяет проверка плотности: чем меньше плотность, тем более разряжена батарея.
Полезное видео
Несложная операция по замеру плотности ареометром пполностью представлена в данном ролике.
Заключение
В целом, плотность определяет емкость АКБ и его срок эксплуатации. Каждый прибор нуждается в постоянном контроле и уходе. Одним из вариантов оказать аккумулятору должное внимание — регулярно проверять его плотность, с помощью ареометра. При таком отношении не будет сюрпризов в поломках и можно будет предсказать грядущие неполадки.
Как использовать батарейный влагомер
Как использовать батарейный влагомер (Никогда не вставляйте металлический термометр в батарею!)
Влагомер батареи используется для проверки состояния заряда батарейного элемента. Это выполняется путем измерения плотности электролита, что достигается путем измерения удельного веса электролита. Чем больше концентрация серной кислоты, тем плотнее становится электролит. Чем выше плотность, тем выше состояние заряда.
Удельный вес — это измерение жидкости, которое сравнивается с базовой линией. Базовая линия — вода, которой присвоен базовый номер 1.000. Концентрация серной кислоты в воде в новой аккумуляторной батарее для гольфа составляет 1,280, что означает, что электролит весит в 1,280 раза больше веса того же объема воды. Полностью заряженная батарея будет проверяться при 1,275 — 1,280, а разряженная батарея будет показывать в диапазоне 1,140.
! НОТА !
Не выполняйте проверку ареометра батареи на только что поливанной батарее.Батарея должна пройти хотя бы один цикл зарядки и разрядки, чтобы вода могла надлежащим образом смешаться с электролитом.
Температура показаний ареометра должна быть скорректирована до 80 ° F (27 ° C). Важно понимать, что температура электролита значительно отличается от температуры окружающей среды, если автомобиль эксплуатировался.
Процедура испытания гидрометра: Внимание! Аккумуляторы содержат серную кислоту
Всегда используйте средства индивидуальной защиты от контакта с серной кислотой
Защита глаз.Резиновые перчатки. Резиновый Фартук. Туфли с закрытым носком.
Избегайте ношения любого хлопчатобумажного материала, так как аккумуляторная кислота растворяет ткань.
1. Нанесите электролит в ареометр несколько раз, чтобы дать термометру приспособиться к температуре электролита и отметьте показания. Изучите цвет электролита. Коричневая или серая окраска указывает на проблему с батареей и является признаком того, что срок службы батареи подходит к концу.
2. Подайте полный образец электролита в ареометр, чтобы поплавок мог свободно плавать.
3. Держите ареометр в вертикальном положении на уровне глаз и отметьте показания, где электролит встречается со шкалой на поплавке.
4. Прибавьте или вычтите четыре значения (0,004) к показанию для каждых 10 ° F (6 ° C), температура электролита выше или ниже 80 ° F (27 ° C). Отрегулируйте показания в соответствии с температурой электролита, например, если показание указывает на удельный вес 1,250, а температура электролита составляет 90 ° F (32 ° C), то значение 1,250, которое дает исправленное значение 1.254. Аналогичным образом, если температура составляла 70 ° F (21 ° C), вычтите значение 1,246. Четыре точки (0,004) из 1,250, чтобы получить исправленное
- 5. Проверьте каждую ячейку и запишите показания (исправленные до 80 ° F или 27 ° C). Разница в пятьдесят пунктов между любыми двумя показаниями ячейки (например, 1.250 — 1.200) указывает на проблему с ячейкой (ями) с низким показанием.
- от 12,60 до 12,74 = от 85 до 100% Заряжено
- от 12,40 до 12,59 = от 75 до 85% Заряжено
- от 12,20 до 12,39 = от 50 до 75% Заряжено
- 12.От 00 до 12,19 = от 25 до 50% Заряжено
- 12,00 и ниже = Полностью разряжено
По мере старения батареи удельная масса электролита будет уменьшаться при полной зарядке. Это не причина для замены батареи, если все элементы находятся в пределах пятидесяти точек друг от друга.
Поскольку тестирование ареометра является реакцией на транспортное средство, имеющее проблему с рабочими характеристиками, транспортное средство необходимо перезарядить и повторить испытание. Если результаты указывают на слабый элемент, батарею или батареи следует извлечь и заменить на хорошую батарею той же марки, типа и приблизительного возраста.
Если вдруг аккумулятор вашего автомобиля не работает должным образом, а уровень электролита находится в пределах нормы, в первую очередь вам необходимо измерить его плотность. И для этого каждый автомобилист должен знать, как пользоваться ареометром.
Что такое ареометр и как он работает?
Ареометр — это прибор, предназначенный для определения плотности жидкости. Принцип его работы основан на знаменитом законе Архимеда, открытом в III в. До н.и согласно которому сила плавучести действует на тело, плавающее в жидкости, значение которого равно массе жидкости, вытесняемой данным телом. И как использовать влагомер для измерения плотности жидкости известно человечеству с 4-5 веков нашей эры. (считается, что именно тогда он был изобретен).Ареометры бывают разных типов: все зависит от плотности измеряемой жидкости. Наиболее практичным значением для среднего автолюбителя является автомобильный влагомер, предназначенный для измерения плотности как электролита, так и охлаждающей жидкости.Его можно приобрести в любом магазине по продаже автозапчастей или на рынке.
Конструктивно автомобильный влагомер представляет собой обычную цилиндрическую стеклянную трубку (колбу) с кислотным электролитом, плотность которого должна быть измерена, и герметично закрытый стеклянный поплавок. В нижней части поплавка находится нагрузка, а в верхней части — шкала, по которой фактически определяется плотность электролита. Как пользоваться влагомером? Да, это очень просто! С помощью резиновой колбы в трубку подается электролит.Через некоторое время, когда жидкость в трубке успокаивается и поплавок свободно в ней плавает, необходимо визуально определить плотность на пересечении шкалы с уровнем электролита. Плотность электролита аккумуляторной батареи, вводимой в эксплуатацию, зависит от конкретных условий эксплуатации и находится в диапазоне 1,20 — 1,30 кг / см 3 . Измерение плотности следует проводить при температуре 18-22 градуса. Поскольку плотность электролита напрямую связана со значением температуры, при которой производится это измерение, необходимо произвести коррекцию с использованием специальной таблицы для определения его реальной плотности.Соблюдайте меры безопасности
При измерении плотности электролита важно не только знать, как использовать ареометр, но и соблюдать меры безопасности. Все работы должны выполняться в защитных перчатках, очках, соответствующей одежде и обуви. Не допускайте попадания электролита в организм и в глаза. Все действия с батареями должны выполняться в теплом проветриваемом помещении, поскольку во время зарядки выделяется токсичный газ.
При попадании кислоты в глаза или на кожу необходимо промыть место химического ожога водой.Ни в коем случае не пытайтесь нейтрализовать кислоту, которая попала на организм (например, соду). Это только усугубит ситуацию. Тогда необходимо как можно скорее обратиться в медицинское учреждение.
При работе с антифризом также необходимо обязательное соблюдение мер безопасности. Крышка радиатора открывается только после того, как охлаждающая жидкость полностью остынет, чтобы она не выскочила и, как следствие, не сгорела.
После измерения плотности влагомер необходимо тщательно промыть в проточной воде до окончательного удаления остатков кислоты или охлаждающей жидкости.Если это условие выполнено, влагомер для измерения плотности электролита (антифриза) прослужит вам более десятка лет.
р >> ,Влагомер автомобильного аккумулятора пригодится, когда возникают проблемы с зарядкой или питанием. Если ваша батарея время от времени разряжается, внезапно умирает или затрудняет запуск вашего автомобиля, ареометр подскажет вам, действительно ли ваша батарея заряжена, требуется ли зарядка, или пришло время для замены.
На батарее типа, не требующей технического обслуживания, ее состояние определяется по цвету ее индикатора глаза. Но аккумулятор типа обслуживания оставит вас озадаченными, когда вы не обнаружите никаких физических признаков таких проблем, как повреждение или коррозия.
Простая проверка ареометра покажет общее состояние вашей батареи типа обслуживания в считанные минуты. Итак, давайте посмотрим, в какой форме находится ваша батарея. Но сначала вы должны иметь общее представление о том, что такое аккумуляторный ареометр, как его выбрать, как выполнить настоящий тест и интерпретировать результаты.
Что такое ареометр?
Влагомер — недорогой, удобный и доступный инструмент в большинстве магазинов автозапчастей. Вы используете влагомер автомобильного аккумулятора для измерения удельного веса (плотности или веса) электролита в вашей батарее, чтобы узнать, полностью ли заряжена ваша батарея, требуется ли зарядка или произошел сбой одного или нескольких элементов.
Хорошо, что ареометр может сообщить вам эту информацию о вашей батарее, но также интересно узнать, как инструмент знает состояние вашей батареи. Итак, вот краткое объяснение.
Электролит состоит из 35% серной кислоты и 65% воды. Химический состав электролита имеет большую плотность, чем у простой воды. Говорят, что для целей измерения плотность воды равна 1000 по сравнению с электролитом. Электролит в полностью заряженной батарее имеет удельный вес 1.265 при температуре 80 F (26,67 C).
С течением времени условия, влияющие на работу вашей батареи — или простой износ внутренних компонентов — заставят молекулы серы двигаться к внутренним пластинам батареи, разряжая батарею и уменьшая гравитацию электролита. Когда состояние батареи улучшается, так сказать, те же самые молекулы серы возвращаются в электролит, заряжая батарею и увеличивая массу электролита. Однако, когда достаточное количество серы попадает в пластины, не имея возможности вернуться обратно в электролит, ваша батарея разряжается.Вы будете знать это, потому что удельный вес электролита будет около 1,140. И влагомер даст вам эту информацию.
Но больше, чем состояние электролита в конкретном элементе батареи, это состояние электролита в отсеке элемента по отношению к другим, которое скажет вам, заряжена ли ваша батарея, нуждается ли она в зарядке или ее качество ухудшилось, так как мы увидим позже.
Какой тип ареометра я должен использовать?
Обычный ареометр состоит из стеклянной трубки или подобного контейнера с небольшим градуированным поплавком или капсулой, обычно с диапазоном от 1.100 и 1.300. Он поставляется с резиновой лампой на одном конце и иногда с небольшим резиновым шлангом на другом конце. Однако не все конфигурации ареометра одинаково эффективны.
Ищите влагомер со встроенным термометром. Шкала ареометра основана на температуре 80 F (26,67 C). Когда температура электролита падает, удельный вес увеличивается. И наоборот также верно. Таким образом, вам нужен термометр для компенсации различных температур электролита во время чтения.Этот тип ареометра обычно поставляется с таблицей пересчета, чтобы помочь вам скорректировать ваши показания.
Вы можете найти влагомер без встроенного термометра, но это опасно по одной основной причине: вы или кто-то другой, можете решить использовать этот старый металлический термометр для измерения температуры электролита.
Не делай этого!
Погружение металлического термометра в электролит создает неблагоприятную химическую реакцию и может привести к взрыву вашей батареи. Вы действительно можете умереть.
Также попробуйте купить качественный ареометр со стеклянной трубкой и плавающей капсулой. Циферблат — качающийся рычаг — и типы плавающего диска время от времени застревают и приводят к неправильному восприятию фактической плотности электролита. Если возможно, прочитайте отзывы клиентов по интересующему вас инструменту.
Подготовка батареи к считыванию влагомера
Перед проведением испытаний необходимо подготовиться.
При необходимости удалите грязь и отложения с верхней части аккумулятора.Используйте раствор 8 унций теплой воды и 1 столовую ложку пищевой соды. Наденьте кислотостойкие перчатки и защитные очки. Затем нанесите раствор на верхнюю и нижнюю части батареи мягкой щеткой и протрите раствор чистой тряпкой или бумажным полотенцем. Только не позволяйте раствору попасть под колпачки, иначе он испортит электролит.
Затем снимите крышки батарей, используя стандартную отвертку. Убедитесь, что электролит достигает дна заливных колец. При необходимости добавьте дистиллированную воду, чтобы довести электролит до нужного уровня, и дайте батарее пройти цикл зарядки и разрядки, чтобы тщательно перемешать воду.Для этого объезжайте и выполняйте поручения.
Также, если ваша батарея разряжена, попробуйте ее медленно зарядить. Это не только исключит возможность проблемы с зарядкой, но и поможет восстановить внутренние свойства батареи. Если ваша батарея не заряжается, вы обнаружили свою проблему и должны заменить ее.
Как выполнить проверку гидрометра
После того, как ваша батарея выполнила условия, описанные в предыдущем разделе, пришло время прочитать плотность электролита.Лучшее время для проверки уровня заряда вашей батареи — это когда на ней появляются признаки неисправности. Это поможет потенциальным неисправным элементам батареи «всплыть» через показания гравитации электролита.
Всегда следуйте инструкциям, прилагаемым к вашему конкретному инструменту. Тем не менее, вот несколько советов и общее описание шагов, которые вы предпримете, выполняя тестирование ареометра на вашей батарее.
- Наденьте кислотостойкие перчатки и защитные очки.
- Снимите колпачки с верхней части аккумулятора, отожмите резиновую лампочку ареометра и погрузите наконечник в электролит.
- Отпустите лампочку и дайте электролиту попасть в емкость с ареометром. Проверьте цвет электролита. Вы должны видеть сквозь бесцветную жидкость. Если электролит имеет сероватый оттенок, значит, либо произошел износ элемента, либо срок службы батареи истек. Проконсультируйтесь с магазином аккумуляторов, если вам нужна дополнительная информация.
- Оставьте жидкость в стеклянной пробирке на несколько секунд, затем верните ее обратно в аккумулятор. Повторите это четыре или пять раз, чтобы разогнать термометр до температуры электролита.
- Еще раз наберите электролит в ареометр, начиная с первого элемента с каждой стороны батареи. Убедитесь, что вытащили достаточно жидкости, чтобы поплавок в ареометре достигал центра емкости и свободно перемещался.
- Удерживайте ареометр в вертикальном положении и поднимите его до уровня глаз.
- Чтобы узнать удельный вес электролита, прочитайте число на шкале поплавка, которое пересекает уровень поверхности электролита. Запишите ваше чтение на листе бумаги.Если у вас есть шариковый или игольчатый ареометр, следуйте инструкциям на упаковке вашего инструмента для чтения.
- Получите температуру от термометра. Используйте таблицу преобразования на вашем инструменте, чтобы скорректировать ваше чтение. Добавьте или вычтите четыре очка (.004) к вашему показанию за каждые 10 F (6 C), зарегистрированные выше или ниже 80 F (27 C). Например, если температура на вашем термометре составляет 93 ° F, а значение гравитации — 1,210, настройте его на 1,214. Если температура на вашем термометре составляет 65 F, а ваши показания гравитации равны 1.210, скорректируйте ваше чтение до 1,206. Следуйте инструкциям, прилагаемым к вашему инструменту, чтобы скорректировать показания. Также см. Таблицу преобразования температуры ниже.
- Затем прочитайте остальные ячейки и запишите каждое чтение.
Результаты считывания результатов проверки влагомера Теперь сравните ваши показания, полученные из каждой ячейки:
- Если электролит в каждом элементе имеет равный или почти равный удельный вес около 1,265, ваша батарея полностью заряжена.
- Если электролит в каждой ячейке имеет удельный вес ниже 1,265, но показания находятся менее чем в 25 точках друг от друга, вы можете восстановить заряд батареи с помощью медленного или периодического заряда.
Примечание: Если вы проводите проверку ареометра из-за проблем с зарядкой аккумулятора, если ваши тесты не показывают неисправный элемент, ваши проблемы могут быть в другом месте:
- У вас могут быть проблемы в стартовой системе.
- Коррозия — это установка между клеммами аккумулятора и клеммами или какое-либо другое соединение в цепи запуска.
- Возможно, у вас плохое соединение в цепи запуска.
- У вас могут быть проблемы с зарядкой системы.
- Возможно, вы имеете дело с паразитической ничьей.
Важно: Если кто-либо из ваших показаний имеет разницу от 25 до 50 баллов по сравнению с любыми другими вашими показаниями (например, 1.190 и 1.220), скорее всего, вы имеете дело с неисправным элементом или батарея достигла конец его срока службы.
Влагомер автомобильного аккумулятора — отличный способ определить состояние вашего аккумулятора и сэкономит ваши деньги на ненужных заменах.Но это не поможет вам продлить срок его службы. Автомобильные аккумуляторы требуют регулярного внимания. Регулярно проверяйте батарею и следите за тем, чтобы на клеммах не было коррозии; удалить грязь и отложения с корпуса и лотка; проверьте и держите электролит на правильном уровне; Держите прижимной механизм в хорошем состоянии и надежно удерживайте аккумулятор на месте.
,11/30 / -1
от Brain Dixon (Техника пивоварения)
Даже если у вас нет доступа к высокопроизводительным измерительным приборам, вы можете использовать стандартные решения для калибровки вашего ареометра и повышения точности измерений удельного веса.
Если вы похожи на меня, вы заботитесь о том, насколько точно ваше измерительное оборудование измеряет то, что оно должно измерять.Многие мелкие пивовары используют низкомерные ареометры, которые стоят от 3 до 10 долларов, и здоровая забота об их точности является уместной и естественной. В сочетании с точной температурной коррекцией небольшая калибровка вашего гидрометра может помочь вам получить точные показания в широком диапазоне удельных весов и температур.
Лучший способ откалибровать ареометр — сравнить показания с реальным раствором сусла с известной плотностью и сахарным профилем, подобным пиву (или суслу), которое вы тестируете, но это нецелесообразно для большинства пивоваров, и этот уровень точности не является действительно необходимым или даже достижимым с помощью плавающих стеклянных ареометров.Таким образом, наилучшее приближение для многих пивоваров получается при использовании простого столового сахара, который желателен для разработки стандартов, поскольку он ближе к суслу по своим характеристикам (поверхностное натяжение и толщина мениска), чем другие растворы, такие как растворы, приготовленные с солью (NaCl), серная кислота или другие растворимые соединения. Создание серии решений с различной плотностью и определение необходимой коррекции для каждой гравитации позволяет построить калибровочную кривую, чтобы вы могли применить соответствующую коррекцию в любой точке диапазона вашего ареометра.
Вам нужен новый ареометр, сосуд для ареометра или пробоотборник? Нажмите здесь, чтобы просмотреть наш выбор!
Создание стандартного решения
Чтобы сделать стандартное решение, вам понадобится точная шкала. Весы должны быть такими, чтобы можно было измерять широкий диапазон весов, скажем, до 5 или 6 кг (10 или 12 фунтов) или около того, но при этом можно точно регистрировать небольшие различия в весе.Мои электронные весы, которые стоят около 45 долларов, могут весить до 5 кг и точно измеряют с шагом 5 г во всем диапазоне. * В 5 кг раствора погрешность измерения составляет около 2,5 г (половина наименьшего приращения) приводит к ошибке менее половины удельного веса (0,0005). Хотя это, вероятно, хорошо для домашнего пивоваренного оборудования, вы хотите использовать самую точную шкалу, которую вы можете найти, если вы хотите повысить точность или калибруете ареометр для профессионального использования. Вероятно, также стоит упомянуть, что самая высокая точность достигается при использовании лучшей воды, то есть воды с правильной плотностью (1.000). Вы можете достичь этого путем дегазации собственной воды; просто доведите его до кипения, затем охладите.
* Вы можете утверждать, что по цене достаточно точной шкалы, вы можете купить лучший ареометр. В самом деле, вы могли бы, но чтобы покрыть диапазон гравитации, который вы можете покрыть более дешевым, но откалиброванным, ареометром, вам придется купить несколько ареометров узкого диапазона или купить рефрактометр, пикнометр или спектрофотометр. , Шкала, как у меня, подходит для многих других целей.Я использую мой для выпечки и консервирования и для взвешивания моего зерна перед его измельчением.
Приготовьте стандартный раствор, аккуратно взвесив заранее определенное количество сахара, затем добавьте чистую воду до достижения правильного веса раствора. Например, раствор с 12 ° P содержит 12 г растворенного сахара в каждых 100 г раствора. Чтобы приготовить 100 г раствора с температурой 12 ° P, сначала отмерьте 12 г сахара в контейнер, затем добавьте достаточно воды, чтобы довести общий вес до 100 г.Чтобы сделать решение с определенным удельным весом, сначала необходимо преобразовать желаемый удельный вес в ° P, а затем создать решение, как описано. См. Раздел «Общие сведения и преобразование измерений плотности» на стр. 44 для получения инструкций о том, как выполнить преобразование.
Большинство весов измеряют наиболее точно только в одной части своего диапазона, и это то, что вы должны попытаться узнать о своих весах, прежде чем принимать стандартные решения. Более крупные (более тяжелые) решения, как правило, сводят к минимуму влияние погрешности измерения шкалы, делая ее меньшим процентом от общего веса решения.Но если верхний предел вашей шкалы приводит к недопустимо большой ошибке измерения, то вам следует использовать меньшее (более легкое) решение. В таблице I приведены значения веса сахара и общего раствора для шести стандартов, которые охватывают диапазон удельных весов, охватываемых большинством пивоваренных ареометров. (Рекомендуется проводить измерения в нескольких разных точках данных, поскольку многие ареометры будут иметь разные поправочные коэффициенты при разных значениях плотности.) Веса в таблице даны как для 1 кг, так и для 1 фунта раствора.Вы можете умножить или разделить эти суммы по мере необходимости, чтобы получить желаемое количество решений.
Как только ваше стандартное решение будет принято, вам нужно отрегулировать его температуру в соответствии с температурой, по которой ваш ареометр был откалиброван производителем (это должно быть указано прямо на шкале ареометра). Коррекция температуры необходима, потому что плотность воды меняется в зависимости от температуры, а сусла в основном вода. Большинство ареометров калибруются при 60 ° F (15,6 ° C), но некоторые калибруются при других температурах, таких как 58 ° F (14.4 ° C), 68 ° F (20 ° C) или даже 70 ° F (21,1 ° C). При этих температурах 5 ° F (2,7 ° C) слишком теплый уменьшает кажущийся удельный вес примерно на пол-пункта (0,0005), а 5 ° F слишком холодный увеличивает его примерно на четверть точки (0,00025), поэтому лучше ошибаться на крутой стороне. Конечно, чтобы правильно судить о температуре, вам понадобится точный термометр. Термометр калибровать легче, чем ареометр, потому что (если он охватывает диапазон от замерзания до кипения), вы можете проверить его точность, увидев, что он измеряет в смеси колотого льда и воды, а также при кипении.Затем вы можете настроить показания между ними соответственно.
Определить калибровку вашего ареометра теперь очень просто. Просто заполните свою тестовую колбу ареометром стандартным раствором, который вы сделали, проверьте температуру и тщательно измерьте удельный вес вашего ареометра, следуя указаниям, изложенным ниже. Разница между вашим измерением и фактическим удельным весом раствора — это ваш поправочный коэффициент. Учитывайте этот коэффициент для всех показаний при одинаковой плотности.Повторите эту процедуру для растворов с несколькими значениями силы тяжести, нанесите результаты на листе миллиметровки, и вы получите калибровочную кривую, которая даст вам поправочный коэффициент при любом значении силы тяжести.
Вы должны взять все показания вашего ареометра при температуре, при которой он был откалиброван. Если вы снимаете показания при другой температуре, вам придется применить поправочный коэффициент, который зависит от температуры и от удельного веса раствора. Например, при температуре 80 ° F показания на ареометре, откалиброванном при температуре 60 ° F, будут низкими примерно на 3 балла для пива средней плотности.Ваш ареометр может прийти с графиком коррекции, но убедитесь, что он учитывает гравитацию; если это не так, найдите опубликованную таблицу поправок, зависящих от силы тяжести (см. пример в таблице II).
Точные показания ареометра
Все вышеперечисленные рекомендации не принесут вам пользы, если вы не будете правильно и последовательно читать свой ареометр. Прежде всего, показания должны быть взяты в одной и той же точке каждый раз, оптимально на верхнем краю мениска.Кроме того, поскольку вы обычно имеете приблизительное представление о том, какой должна быть удельная масса, вы можете осторожно опустить влагомер в раствор примерно до нужной точки или показания, а затем отпустить его, вращая, как при отпускании. любые пузырьки, которые могут цепляться за ареометр. Если вы держите свой ареометр выше, прежде чем выпустить его, чтобы плавать в растворе, то он слишком сильно качается в жидкости, в результате чего жидкость цепляется за стебель над мениском, добавляя дополнительный вес к стеблю.Это, в свою очередь, заставляет ваш ареометр плавать слишком глубоко, что приводит к ложно низким показаниям. Если в таком случае вы подождете 10 или 15 минут, прежде чем читать ареометр, вы будете удивлены тем, сколько жидкости будет скапливаться на штоке ареометра. Вы должны всегда тщательно промывать свой ареометр перед его использованием, и ASBC рекомендует также промывать его в тестируемой жидкости.
Сам гидрометр может внести ошибку, если он неправильно спроектирован. Например, если стержень вашего ареометра не прямой, или если напечатанная шкала внутри ареометра искривлена, то мениск срежет шкалу под углом.Точно так же, если стекло в стержне не имеет одинаковой толщины, если сам стержень не имеет постоянного диаметра, или если вес в нижней части ареометра не распределен равномерно по дну трубки, ваши показания будут быть выключенным К сожалению, многие низкопрофильные пивоваренные ареометры имеют по крайней мере одну из этих проблем. Я взял цифровые штангенциркули и микрометры и произвел много измерений на нескольких ареометрах, и результаты оказались неутешительными, иногда до разницы в 7 или 8 точек гравитации при более высокой гравитации.
Какая цена точность?
Суть в том, что калибровка может помочь вам получить более точные показания с вашего ареометра, но если вы ищете точность, превышающую 2–3 балла, вы захотите купить более точный ареометр (и), который может быть откалиброван для узких диапазонов , Также имейте в виду, что когда вы принимаете показания по сброженному суслу, спирт, плотность которого меньше плотности воды, искажает показания.Таким образом, другие методы должны быть использованы для получения точных показаний в этот момент в процессе варки. Качественный рефрактометр, призма и шкала обойдутся вам от 100 до 200 долларов. Пикнометры и спектрофотометры чрезвычайно точны, но требуют некоторых знаний лабораторных методов.
Похожие продукты
Все содержание авторских прав 2020 по MoreFlavor Inc.Все права защищены. Никакая часть этого документа или связанных файлов не может быть воспроизведена или передана в любой форме, любыми средствами (электронными, фотокопировальными, записывающими или иными) без предварительного письменного разрешения издателя.
,