Как проверить датчик кислорода мультиметром и почистить лямбда зонд
Кислородный датчик (лямбда зонд) обеспечивает корректную работу силового агрегата. Продолжительная эксплуатация автомобиля с неисправным датчиком может привести к крупным поломкам двигателя.
Признаки и причины неисправности лямбда зонда
Неисправности лямбда зонда проявляются так же, как проблемы с топливной аппаратурой или каталитическим нейтрализатором. Поэтому точно определить, какой элемент сломан, можно только путём диагностики в автосервисе. Есть ряд симптомов, которые косвенно говорят о выходе лямбды из строя:
- Плавающие обороты при холостой работе ДВС. При поломке лямбда зонда они постоянно меняются, опускаются до 400-600. Происходит это из-за обеднения топливной смеси. Её недостаточно для устойчивой работы мотора в режиме ХХ. Лямбда зонд отвечает за дозирование топлива в смеси.
- Падение мощности двигателя. Бедная смесь понижает мощность ДВС. Его обороты начнут медленно набираться при нажатой педали акселератора, машина будет хуже ехать в гору, разгон станет медленнее.
- Повышенный расход топлива. Потребление горючего может возрасти на 25-30%.
- Изменение цвета и запаха выхлопных газов. Выхлоп почернеет. В нем явно будет ощущаться запах бензина, который не догорает в катализаторе.
- Цвет свечей. На них при переобогащении смеси будет черный налет.
- Неравномерное ускорение с рывками. Быстро и равномерно машина разгоняться не сможет.
- Индикатор «Check Engine» на приборной панели. Если считать ошибку сканером и расшифровать ее, будет явно указано, что сломался лямбда зонд. Если же ошибку просто стереть, она будет постоянно появляться до устранения неисправности.
Типичные причины поломки таковы:
- Использование топлива низкого качества. Пожалуй, это самая распространенная причина. Излишки вредных примесей, сгорая, оседают на рабочей поверхности нагревательного элемента, что приводит к его засорению.
- Естественный износ по сроку эксплуатации. Менять «лямбду» необходимо ближе к 150 тыс. км пробега. Срок может быть увеличен, если заливать качественное топливо. Неоригинальный или дешевый датчик прослужит меньше.
- Проблемы проводки. Для подключения «лямбды» к ЭБУ используют обычную медную проволоку, которая позже начнёт окисляться или переламываться.
Способы проверки кислородного датчика
Проверка проводится при заведенном двигателе. Есть несколько способов, как проверить датчик кислорода:
- С помощью мультиметра (тестера). Нужно мерить напряжение и сопротивление. Щупы присоединяются к контактам в штекере, происходит измерение в разных режимах работы ДВС. Если «лямбда» полностью исправна, на оборотах ХХ напряжение будет колебаться в пределах 0.1-0.9 вольт. Недостатком такого метода является невозможность измерить скорость, с которой меняется напряжение.
- Осциллографом. Проверка позволяет увидеть скорость, с которой изменяе
ddcar.ru
Очистка кислородного датчика (лямбда зонда) — MINI One, 1.6 л., 2001 года на DRIVE2
В великой сети полно упоминаний об очистке нашего прибора кислотой, преимущественно ортофосфорной, хотя не только, кто-то чистил различной химией для очистки ванн, плит и прочей кухонно-бытовой утвари. Главное не царапать, то есть без применения жёстких и средних щёток, максимум можно использовать мягкую кисточку. Этому совету я поверил и экспериментировать с наждачной бумагой и прочими грубыми методами не стал. Благо была ортофосфорная кислота, не знаю какой концентрации, но она как флюс для пайки продаётся в пол-литровой пластиковой бутылке. Налил кислоту в стакан и замочил зонд.
Улучшенный метод очистки
Я не поверил в то, что он и так чистый и в то, что его очистить невозможно. Решено было нагреванием ускорить химическую реакцию кислоты и того налёта, от которого необходимо избавиться. Для этого на газовой плите с маленькой конфорки снял крышку и перевернул её, положив не по центру (чтобы кислота не капала внутрь газовой трубы). Зажёг огонёк и макая зонд в кислоту грел. Поначалу ничего не происходило, а когда кислота закипела и стала слегка брызгаться появились первый признаки реакции — выступила какая-то зелёно-голубая соль, её смывал водой, благо в воде она растворялась. Таким способом помучал датчик минут, наверное, пятнадцать, после чего он стал действительно чистым и блестящим. И не пришлось отрезать колпачёк и после очистки его приваривать, как пишут во многих источниках, кислота и так хорошо проникает.
Очистка лямбда зонда mini one
Фотопоследовательность очистки кислородного датчика:
www.drive2.ru
Датчики. Чистка кислородных датчиков. Часть 2 — logbook Toyota Crown 1994 on DRIVE2
Всем читателям моего журнала большой привет!
Сегодня хотелось бы начать с того, что ранее я уже пытался чистить кислородный датчик в ультразвуковой ванне, но такой способ не дал весомого результата, да и чистке подвергался только один лямбда-зонд по причине того, что о втором я не знал, а на глаза он мне не попался.
Итак, приступаем к снятию датчиков: воспользовавшись WD-40 и маленькой трещоткой с удлинителями и крестовиной, демонтируем датчики. Только после этого отсоединяем фишки (если датчик случайно выскочит из шпилекр, он повиснет на проводе, а это лучше, чем искать его под машиной). Кстати, оба моих датчика были однопроводными и штатными.
Местоположение обоих датчиков и фишек отлично видно на фото
Несем датчики домой:
Обращаю Ваше внимание на то, что визуальной разницы между датчиком 1, прошедшим чистку в ультразвуковой ванне и датчиком 2 нет никакой:
Кислородный датчик 1 до чистки:
Кислородный датчик 2 до чистки:
Для чистки нам понадобится ортофосфорная кислота, которую можно купить в магазинах радиоэлектроники. Поскольку цены на кислоту мне показались заоблачными, я решил воспользоваться Цинкарем, так как в его составе имеется ортофосфорная кислота:
Для наших целей вполне должен сгодиться любой преобразователь ржавчины. Главное — обращаем внимание на состав:
Льем жидкость в металлическую тару (я подсуетился заранее, угостил свою девушку газировкой в своих корыстных целях):
Держа банку с жидкостью плоскогубцами над средним огнем, другой рукой мокал датчик в нее и периодически постукивал им о края банки и прополаскивал в кипящей жидкости.
Процедура чистки одного датчика составила порядка 15 минут. О том, сколько было нагара на датчике и защитном колпачке, можно судить по жидкости в банке после чистки:
До чистки датчика 1
После чистки датчика 1
Ну и для сравнения:
1) датчик 1
2) датчик 2 до чистки:
Результат на лицо, не так ли?
Аналогичные действия проделываем со вторым датчиком и получаем следующий результат:
Нагар, слезший с датчика 2
Датчик 2 после чистки
P.S.: проделанной работой остался доволен, спустя 2 месяца
www.drive2.com
Чистка датчика кислорода — Chevrolet Lanos, 1.5 л., 2007 года на DRIVE2
Все началось с того, что у друга на Лансере 9 выбит катализатор и стоит прямоток с флейтой. Звук конечно приятный, но постоянный бубнеж даже при наличии флейты мне не очень нравится, люблю комфорт и тишину, так что прямоток ставить я не горю желанием, а вот кат выбить есть желание до сих пор…
Решил снять кат, но не получилось((( болт тот что идет на кронштейн мне так и не поддался, но расстраиваться особо не стал, решил что как-нибудь заеду на СТО и срежу его болгаркой, а пока у меня в руках была Лямбда, решил ее почистить для профилактики.
Для чистки использовал преобразователь ржавчины на основе ортофосфорной кислоты.
Чтобы добраться до ДК надо: сначала снять термоэкран на выпускном коллекторе
Отключаем вентилятор кондиционера
Откручиваем сам вентилятор, раз
и два
Снимаем вентилятор
Отключаем ДК, хомутик тоже придется срезать
Откручиваем ДК накидным ключом на 22. Так как места там очень мало даже при снятом вентиляторе, ключ я срезал пополам, и тк в посадочное место он тоже не лез, сточил его покругу на наждаке
Коротким ключом вряд-ли получится открутить, разве если вы не Геракл, так что я нарастил подручным баллонником)
Вот и наш Датчик кислорода, он же Лямбда-зонд
Грязноватый(
Дальше заливаем в какую-нибудь баночку преобразователь ржавчины, так, чтобы датчик вошел туда только рабочей частью. Опускаем ДК минут на 20 чтобы отмокал. После 20мин отмокания в ванне чистим его щеточкой(процедуру я повторял два раза) После кислотной ванны лямбду промываем большим количеством воды и сушим
и получаем вполне чистенькую Лямду
Итог проделанной работы: вообщем от подобной процедуры я не исключаю что мог только навредить и испортить ДК, на этот случай у меня лежали деньги в кармане на новый датчик который я мог купить в этот же день, тк была у меня мысль его поменять для профилактики. Но делать этого не пришлось, тк чистка ДК по моему мнению сказалась на нем положительно, двигатель стал очень ровно и тихо работать, что я даже пару раз в течении недели крутил стартер на заведенном движке, да и расход пришел в норму. Последняя моя поездка с 6-7л на 100 по трассе с постоянно включенным кондером тому подтверждение
www.drive2.ru
Toyota Mark II #UZX81SERIALKILLA › Бортжурнал › FAQ промывка старого кислородного датчика (лямбда-зонда)
ну в общем, продолжая свою войну с высоким расходом, и воткнув себе новый универсальный кислородный датчик от NGK — различий в динамике авто на дороге и каких-либо вообще отличий со старым лямбда-зондом я не заметил вообще и решил просто промыть старый датчик и вкорячить его на место, так как срезал я, походу дела, рабочий датчик, да и так, авось, повезёт и чем-нибудь да станет лучше)). покурил немного форумы по вопросу промывки датчика и занялся.
это просто попытка хоть как-то улучшить работу своего юзанного датчика. особо больших средств не занимает, поэтому попробовать промыть, думаю, можно всё таки. но у кого-то возможно и станет лучше, если вопрос как раз в плохо работающем кислородном датчике. у меня лично вопрос всё таки, похоже, не в нём. так как после замены датчика на новый, промывки старого датчика и возврата его на своё место — изменений никаких вообще. не спорю, если купить новый датчик оригинал, который стоит большущих денег и поставить к себе — может быть что-то и поменяется, но я в это не верю, так как ставил новый универсальный — и отдачи ноль.
а я двигаюсь по своему списку дальше. в планах по борьке с конячим расходом было и будет ещё:— замена термостата — безрезультатно— замена свечей зажигания TOYOTA 90919-01164 (NIPPON DENSO K16R-U11) — безрезультатно— замена датчика температуры ОЖ — расход скинулся незначительно, с одного литра АИ-92 стал проезжать на 1-2км больше.—— замена кислородного датчика (лямбда-зонда) на универсальный аналог — безрезультатно— промывка и испытание старого лямбда-зонда — безрезультатно
— снятие и полная чистка и промывка дроссельной заслонки
— регулировка датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
— промывка форсунок под высоким давлением на стенде
— снятие клапанной крышки и точная регулировка клапанов
— проверка заодно меток ремня ГРМ (ну мало ли, перескочит на зубец, а жрать будет как конь и тяга будет не та. но насколько я знаю, должно немного потраивать, а у меня мотор шепчет отлично)
— замена своего отжатого автомата A42DL на контрактный, вместе с заменой масла, само собой (ещё только купив марка, год и 4 месяца назад, и приехав на СТО для замены расходников — парни, коробочники, были просто в шоке от того, каким цветом было масло в моей коробке, оно было просто чёрное как нефть. после замены стало чуть лучше, пинки уменьшились ноо. всё равно пинается и тянет скорости, тобиш как бы ты ни давил на газ, слегка или со всей дуре — крутит минимум до 4500-5000 оборотов и только потом переключает. плюс нету 4ой скорости, кикдаун срабатывает только когда прёшь выше 90-100 км/ч и задняя втыкается с сильным пинком под задницу и скорости переключаются нифига не плавно. автомат стоит новый уже который месяц, никак не соберу деньги на масло и не дойдут руки сменить его.
ну а вот вам небольшой отчёт по промывке лямбды:
старый, свежевынутый из выпускного коллектора лямбда-зонд
www.drive2.ru
Чистка лямбда-зонда не миф — Nissan Sunny, 1.6 л., 1989 года на DRIVE2
Давно грешил на лямду, и решил всё-таки проэкспериментировать с её очисткой в полевых условиях. Процесс несложный, но длительный. Инфы по чистке лямды в интернетах завались, но т.к. своим результатом я доволен, расскажу как именно делал я. Концентрата ортофосфорной кислоты я так и не раздобыл, пришлось прибегнуть к более простым и доступным средствам типа антикоров на основе фосфорной кислоты. У меня в сарае валялся дешёвенький бутыль такого средства, но он был хрен знает какого года выпуска и с ингибиторами цинка, использовать его я побоялся и сходил на ближайшую заправку купил за 67 рублёв аналогичный антикор, только без цинка. Раствор этот содержит отсилы 40% фосфорной кислоты, кроме того он оставляет защитный слой, чего допускать нельзя при очистке лямбды. Вобщем берём рюмку, наливаем эту химию туда по высоте рабочей поверхности лямбдазонда (до граней, ибо провода и уплотнительную манжету проводов купать нельзя). Опускаем туда зонд и оставляем примерно на 1 час для отмокания сажи, потом можно его аккуратно постукивать о края рюмки и совершать разные возвратно-поступательные движения, чтобы вымыть лохмотья сажи через окошки защитного колпачка (его срезать необязательно, как нам рекомендуют разные гуру), это нужно проделывать в несколько подходов периодически меняя жидкость на новую, до минимального количества осадка сажи (вобщем пока не надоест=), потом обязательно тщательно промыть под напором воды ту часть зонда которая окуналась в раствор, и высушить над газовой конфоркой на плите на безопасном расстоянии (прокаливать ненадо, могут испортиться контакты проводов внутри зонда). Мне этот метод вкупе с заменой свечей и регулировкой зажигания помог значительно снизить расход топлива.
Добавлю еще вот что, лямбда по моим наблюдениям очень быстро засерается, если своевременно не решить проблемы с зажиганием, зачастую это плохо отрегулированное зажигание, неправильно подобранные свечи, контакты в крышке трамблёра, пробои бронепроводов, проблемы с катушкой и даже прогоревший глушитель ( или неправильно сконструированная трасса глушителя у любителей тюнинга-шмунинга). После устранения этих траблов лямбду лучше почистить.
Цена вопроса: 67 ₽
www.drive2.ru
Чистка лямбда зонда (восстановление датчика кислорода) — logbook Mazda 6 2002 on DRIVE2
В один прекрасный момент Машка жутко начала тупить, расход полез вверх, ХХ прыгал как ошалевший с 300 до 1500, ехать было невозможно.
Диагностика предельно проста: отключаем фишку 1-го датчика (лямбда до катализатора), и, если машина поехала нормально (т.е. пропал тупняк и нестабильный ХХ), то виноват именно датчик кислорода (лямбда).
Но спешить покупать новый не стал. Почитав в сети отчеты о чистке лямбда зондов, с долью скептицизма решился провести данную операцию.
Для чистки понадобится фосфорная (или ортофосфорная) кислота.
Найти её очень просто:
1). В магазине радиодеталей, где она продается как флюс для пайки.
2). В обычном хозяйственном разделе супермаркета имеются жидкие средства для чистки чайников и стиральных машин от накипи, чистки раковин и др. кухонных частей от ржавчины. В составе этих средств как правило имеется эта кислота, смотрите состав на этикетке.
Сам я купил бутылку Cillit (жижа для чистки чайников) (содержит какой-то % фосфорной кислоты) и имея в арсенале газовую горелку принялся за дело.
По работам:
1). Берем металлическую баночку, куда поместится наш зонд.
2). Заливаем кислоту в банку и нагреваем кислоту газовой горелкой.
3). Сам датчик находится под защитным (дырявым) колпачком, поэтому важно почистить именно поверхность под колпачком. Для этого периодически окунаем лямбду в кислоту, болтаем и вынимая, аккуратно чистим нагар под колпачком зубной щеткой. Сам колпачок с дырочками срезать ненужно (как многие делают), жижа под него попадает очень хорошо. Кислота никак не навредит датчику, так что смело можно положить датчик в нее на продолжительное время.
4). В связи с тем, что данная кислота после себя оставляет защитную пленку на металле, после окончания работ с кислотой, необходимо промыть датчик в растворителе, например, можно использовать CarbCleaner или BrakeCleaner.
Результат: 3 года — полет нормальный, машина прет, расход в норме.
З.Ы. нагрев ускоряет процесс в разы, проверено опытом. Без нагрева необходимо подержать объект в этой жиже до нескольких часов.
З.Ы.Ы. также профилактики ради прочистил и 2-ой зонд.
З.Ы.Ы.Ы. в случае необходимости всегда можно купить новый датчик.
Zoom
Ортофосфорная кислота
Газовая горелка: насадка + сменный баллон с газом
www.drive2.com