Октаноповышающие присадки — автомобильный блог ProLong
Октановое число является крайне важным показателем, высокая значимость которого известна практически всем владельцем авто. Данное значение характеризует детонационную стойкость топлива — именно ним определяется, в какой момент начнется возгорание и взрывание топливной массы.
Использование бензина с малым показателем уровня детонации приводит к преждевременному воспламенению. При несвоевременном возгорании, произошедшем ранее закрытия впускных клапанов и при недостижении цилиндром поршня пиковой точки, возникают различные нежелательные эффекты. В подобных условиях двигатель внутреннего сгорания способен работать на полную мощность, однако нестабильно, и не всегда корректно. Длительная эксплуатация автомобиля на топливе с недостаточным октановым числом, чревата множеством проблем с различными узлами мотора. Также несоответствующая детонационная стойкость вызывает дополнительные детонации, которые нередко по ошибке принимаются за стук клапанов.
Увеличение октанового числа в бензине
Не секрет, что топливо, реализуемое на большинстве отечественных АЗС, не соответствует заявленным параметрам. Зачастую под видом 98-го бензина продается 95-й, а в более бюджетном сегменте дела и вовсе плохи. Помимо финансового обмана водителей, это приводит к нанесению ущерба их автомобилям. На низкопробном бензине двигатель на холостом ходу глохнет или неустойчиво работает, а из выхлопной трубы выделяется едкий дым сизого цвета.
Чтобы исправить ситуацию с залитым в бак некачественным горючим, некоторые водители используют октаноповышающие присадки. Стоит отметить, что даже самый высококачественный бензин, первоначально имеет показатель октанового числа на уровне 58-60. Для повышения этого значения, в заводских условиях к топливу добавляются различные ароматические и парафиновые разветвленные углеводородные компоненты.
В советские годы в качестве присадки, призванной увеличить октановое число, применялся тетраэтилсвинец. Данное металлоорганическое соединение оказывало весьма негативное воздействие на некоторые конструктивные элементы транспортных средств. По этой причине дополнительный компонент не получил одобрения ни среди специалистов, ни в кругу автолюбителей. Затем тетраэтилсвинец был замен добавкой, в основе которой лежал марганец. Сейчас использование подобных присадок запрещено, так это небезопасно с экологической точки зрения.
На сегодняшний день в отделах автохимии можно найти гигантское количество различных спецсредств для повышения октанового числа. Но перед тем, как покупать и заливать добавку в бак, следует внимательно изучить состав, ведь все вещества имеют различную эффективность, а некоторые из них способны привести к серьезным неполадкам с двигателем.
Виды октаноповышающих присадок
Все ныне предлагаемые присадки для бензина, повышающие октановое число, делятся на две категории — сравнительно вредные и рекомендуемые. К сомнительным присадкам, использование которых может вылиться в дорогостоящий ремонт авто, относятся:
- Вышеупомянутый тетраэтилсвинец. Призван увеличивать мощность ТС, снижать шумность и количество выхлопных газов, подавлять преждевременную детонацию топлива. Параллельно с этим является сильным канцерогеном, и представляет серьезную опасность для человеческого здоровья. При попадании в дыхательные пути, может привести к сильному отравлению, инвалидности или даже смерти.
- Спирт. При добавлении в топливо в количестве 5-20%, повышает октановое число на 3-8 единиц, улучшает процесс сгорания. В случае единоразового применения не опасен, однако, регулярное использование чревато разъеданием эластичных прокладок в топливной системе и моторе. При несоблюдении пропорции, возможно возникновение детонации в клапанах.
- Нафталин. Также на несколько пунктов повышает показатель октанового числа. При продолжительном применении происходит кристаллизация вещества, и забивание всей системы подачи топлива. В процессе сгорания нафталина образуется много нагара, увеличивается объем вредных выхлопов.
- Марганец. Помимо нанесения вреда окружающей среде, использование вещества грозит выходом из строя свечей и нейтрализаторов.
- Бензол и толуол. Невероятно мощные растворители, которые при активном добавлении в горючее, приводят к скоротечной коррозии топливной системы, разрушению всех прокладок и других эластичных деталей.
- Ферроцен. Оказывает губительное действие на свечи зажигания, снижет эксплуатационный ресурс мотора.
Перечень рекомендуемых присадок ощутимо короче, но найти их в магазинах автохимии, скорее всего, не составит большого труда:
- Момометиланилин. Компонент популярен среди автовладельцев стран СНГ и получил одобрение со стороны специалистов. Позволят существенно снизить скорость сгорания топлива, уменьшить нагрузку на поршни. Способствует уверенной, стабильной и равномерной работе мотора.
- Метилтретбутиловый эфир. В состав вещества входит кислород, позволяющий повысить КПД сгорания, добиться меньшего количества выхлопных газов. Октановое число метилтретбутилового эфира превышает 110 единиц. При условии соблюдения пропорции, МТБЭ будешь лишь полезен для двигателя.
- Ацетон (метилбутиловый эфир). В небольших дозах повышает детонационную стойкость топлива. При переизбытке наоборот, снижет октановое число, провоцирует образование вредных газов.
Помните, что выпускаемые ныне модели двигателей, совместимы лишь с высококачественным топливом. Не стоит пренебрегать рекомендуемыми октаноповышающими присадками, и тогда мотор будет работать стабильно, а сложного дорогостоящего ремонта удастся избежать.
Мы рекомендуем использовать
prolong.ru
Как повысить октановое число бензина, полезные советы
Глядя на рост стоимости топлива на заправках, у многих автолюбителей возникает шальная мысль повысить октановое число бензина. Почему бы и нет?
Конечно, на практике данная работа ложится на «плечи» нефтеперегонных заводов, у которых методы такого преобразования весьма сложные. Но иногда столь оригинальна задача по силам и обычному автолюбителю.
В чем суть
Для начала разберемся, что это за показатель такой и для чего его, собственно, улучшать.
Итак, октановое число характеризует детонационные свойства бензина, то есть его способность воспламеняться в нужное время и с необходимым качеством.
Это основной показатель, которому уделяется особое внимание. К примеру, если октановый показатель бензина АИ-95, то это говорит о его детонации на 95% (как изооктана) и на 5% (как гептана).
В первый же момент после нефтеперегонки бензин имеет минимальное октановое число – 70. В дальнейшем с помощью различных методов и присадок данный показатель можно поднять до желаемого уровня.
Определение октанового числа производится на специальном стенде (часто он имеет вид специального мотора для испытаний). Проверка выполняется при различных нагрузках – малых и средних.
Но в последнее время начали появляться специальные приборы, которые упрощают проверку.
Параметры топлива, используемого для эксперимента, сравниваются со стандартными составами изооктана и гептана. После этого бензину присваивается своя «цифра».
К слову, каждое органическое соединение имеет свой уровень детонационной устойчивости.
К примеру, метан имеет показатель октанового числа 107,5; пропан – 105,7; бензол – 113; бутан – 93, 6; бензины прямой перегонки – около 58, каталитического крекинга — около 80-85 и каталитического риформинга – 83-97.
Зачем изменять параметр октана?
При низком октановом числе бензин может воспламеняться много раньше, чем это необходимо. В таком случае мощность двигателя снижается, появляется хорошо известный многим автолюбителям процесс детонации.
Кроме этого, применение низкооктанового бензина приводит к детонации двигателя, сокращению срока службы целой группы его основных элементов – седел, клапанов, свечей и так далее. Если злоупотреблять топливом низкого качества, то капремонт двигателя придется делать намного раньше срока.
Так что для повышения качества бензина и существенного улучшения его эксплуатационных качеств, повышать октановое число все-таки нужно.
Как это делается? В чем особенности каждого из методов? Именно об этом мы и поговорим более подробно.
Основные методы
На сегодня можно выделить несколько основных способов повышения октана.
Каталитический крекинг.
Процесс, который можно реализовать только в условиях нефтеперерабатывающего завода. Этот метод подразумевает, нагрев нефти на катализаторе до температур немногим выше 500 градусов Цельсия.
Во время нагрева в Алканах снижается молярная масса, что позволяет получить на выходе два элемента – ароматические углероды и Алкены.
Как итог, бензин с октановым числом 91-92. Минус такого топлива — в большой концентрации ароматических углеводов. Следовательно, при длительном хранении топлива октановое число может уменьшиться.
Каталитический реформинг.
Здесь полученное после прямой перегонки топливо нагревается до 500-520 градусов Цельсия. Одновременно с этим катализатор (рений, оксид алюминия с платиной и прочие металлы) находится под давлением около 35 атмосфер. На завершающем этапе получается 95-й бензин. КПД – около 75%.
Как и в первом случае, такой вид работ выполняется только в специальных условиях на заводе.
Метилтретбутиловый эфир.
Это одна из наиболее популярных добавок для повышения октанового числа топлива. Ее особенности – бесцветность, способность к легкому воспламенению, низкая токсичность, сильный запах и высокий уровень октана.
Достаточно долить в бензин около 15% данного эфира (от общего объема топлива), чтобы повысить октановое число на 8-12 пунктов.
Чаще всего именно этот метод используется для увеличения «октана». Но у него есть недостаток – полученный таким способом бензин много быстрее испаряется в солнечную погоду из-за своей повышенной летучести.
Спиртовые добавки (на основе этилового или метилового спирта).
Также применяются для повышения качества топлива. К примеру, добавив 1/10 части этилового спирта в бензин АИ-92 можно сделать его 95-м. При этом на авто существенно снижается токсичность выхлопов.
Но данный метод имеет целый ряд недостатков.
Так, проявляется способность спирта впитывать в себя влагу, что требует от автолюбителя дополнительных мероприятий по «осушению» бензина.
Кроме этого, есть высокий риск появления пробок в топливной системе.
К слову, если не предпринимать никаких мер, то в топливе появляется вода, а это повышенный расход, неполное сгорание топливной смеси, высокий риск замерзания бензина в системе и прочие проблемы. Поэтому придется удалять воду из бензина.
Тетраэтилсвинец.
Одна из наиболее качественных добавок, которая активно применяется еще с 1921 года.
Достаточно 1/20 части этого вещества, чтобы поднять уровень октана на 15-18 позиций.
Тетраэтилсвинец применяется в комплексе со специальными «веществами-выносителями», который убирают образовавшийся при сгорании добавки оксид свинца.
Сегодня этот метод запретили из-за опасных паров свинца и их негативного действия на организм человека. Пары вещества очень ядовиты.
Кроме этого, такое топливо нельзя использовать в машинах с каталитическими нейтрализаторами (техника выходит из строя уже через несколько часов работы).
Влияние добавок
Безусловно, высокооктановое топливо – это большой плюс для двигателя. Последний работает стабильнее, повышается мощность, снижается расход топлива и так далее.
Именно поэтому из обихода постепенно выходят устаревшие и неэффективные виды топлива АИ-76 и АИ-80. Но и здесь есть определенные риски.
Если заправить машину бензином с «кустарно» повышенным октановым числом, можно столкнуться с целым рядом проблем, начиная обычной заменой свечей и заканчивая капитальным ремонтом двигателя.
Другие добавки.
Предложения на рынке.
Выводы
Таким образом, увеличить октановое число реально, и способов существует предостаточно. Но помните, что заниматься таким «искусством» в домашних условиях крайне опасно.
Лучше, когда такая работа производится профессионалами и только в специально оборудованных помещениях.
Что касается применения различных добавок, то на них не очень положительно реагирует двигатель – помните об этом.
autotopik.ru
для повышения октанового числа и очистки
Я всю жизнь езжу на бензиновых автомобилях. Скажу честно, на дизель даже смотреть не хочется. Но из-за того, что в моем регионе не очень качественное топливо, машина страдает. Скоро раз было, что даже ошибка загоралась «бедная смесь». Мои знакомые рассказали мне о топливных присадках для повышения октанового числа. Я перерыл весь интернет, чтобы получить максимум информации об подобных средствах. Тем, что я смог узнать, хочу поделиться и с вами.
Особенности отечественного топлива
Практически каждый автомобилист отлично знает, какое качество топлива у отечественного топлива. В большинстве случаев для получения нормального октанового числа у бензина в него дополнительно необходимо заливать определенные присадки. Конечно, такая бережливость поможет сохранить работоспособность вашего автомобиля, не допустит серьезных поломок в топливной системе.
Топливная присадка – это уникальное средство, которое позволяет наполнить жидкость достаточным количеством нужных химических компонентов. Учитывайте, что сам по себе бензин – это результат переработки нефтяных продуктов. Он содержит большое количество углеводородов, которые и отвечают за работу двигателя внутреннего сгорания. При этом в составе бензина присутствуют дополнительные компоненты, которые могут негативно сказаться на состоянии силового агрегата.
Исключить их из состава бензина невозможно. На данный момент не существует таких методов обработки, которые бы полностью очищали топливо от дополнительных смолистых внедрений. В норме их может содержаться около 10-100 мг на литр горючего, все, что больше – уже не может продаваться на гражданских заправках. В зависимости от поставщика качество топлива может заметно отличаться – именно по этой причине вы должны найти заправку, на которой сможете приобретать качественное топливо.
Если сравнивать бензин и дизель, можно выделить ряд особенностей. В дизельном топливе содержится большее количество смол. Чтобы они не навредили двигателю автомобиля, в состав горючего дополнительно добавляют различные кислоты. Их основная цель – растворить смолы. Если их в составе недостаточно, то смолы начинают накапливаться на металлических поверхностях. По мере сгорания смолы покрывают всю камеру двигателя, после чего он начинает барахлить. Кроме того, смолы накапливаются:
- В топливном баке.
- На свечах зажигания.
- Непосредственно в камере сгорания.
- В выпускном коллекторе.
- На поршневых кольцах.
- В карбюраторе.
Разновидности топливных добавок
На сегодняшний день мир автомобильной химии представляет огромное количество топливных присадок. Они отличаются по составу, принципу действия, основному направлению использования. Автомобилист сам должен определить, какая именно присадка необходима его автомобилю. Выделяют следующие разновидности топливных присадок в бензин:
- Комплексные. Они влияют на работу сразу нескольких систем в автомобиле. В первую очередь они направлены на очищение бака и топливных форсунок. Там специальные компоненты удаляют углеродистые отложения, за счет чего мотор начинает работать более ровно. Такие комплексные присадки обычно используют на автомобилях с небольшим пробегом. Прежде, чем начать их использование, следует подробно изучить информацию, которую поставляет производитель. Среди наиболее распространенных присадок такого типа можно выделить Ликви Моли 1975, Lavr LN-2101 и Hi-Gear SMT-2.
- Щадящие. Данный тип топливных присадок помогает очистить поверхность силового агрегата от отложений лака и кремового налета. Учитывайте, что такие составы не избавляют от отложений смол, — в таком случае необходимы более радикальные средства. Щадящие присадки применяют для автомобилей с пробегом. Многие специалисты рекомендуют использовать подобные присадки в том случае, если вы приобрели автомобиль с рук.
- Направленные. Такой тип топливных присадок делится на одно- и многофункциональных. В них добавляют особые присадки, которые позволяют запустить важные химические процессы. Для получения необходимого результата необходимо обеспечивать определенные условия для работы двигателя. Среди наиболее популярных производителей подобных присадок можно выделить Liqui Moly, Lavr и Fenom.
Как использовать присадки?
Чтобы получить максимальную пользу от применения топливных присадок, их необходимо грамотно использовать. Заранее ознакомьтесь с инструкцией по применению, только после этого приступайте к использованию. В первую очередь необходимо подготовить двигатель, его следует промыть. Делается это в следующих случаях:
- Перед полной заменой масла.
- Если переходите на другой фирму моторного масла.
- Если необходимо восстановить автомобиль после применения некачественных нефтепродуктов.
- После окончания ремонтных работ.
Чтобы промыть двигатель, необходимо использовать специальные промывочные масла. Приобрести их вы сможете в специальных магазинах. Учитывайте, что промывочное масло – переходный компонент. Его применяют, когда необходимо перейти на другое моторное масло. Если вы хотите использовать топливные присадки, то применяйте их только в том случае, если вы будете заливать полный бак.
По мере прохождения топлива с камеру сгорания, двигатель избавляется от сажи и нагара. Постепенно очищаются кольца поршневой системы. Чтобы получить максимум пользы, необходимо добавлять дополнительные присадки в смазочную систему двигателя. После заливки топливной присадки необходимо первые 300 километров двигаться особо аккуратно, не перегружать систему дополнительной нагрузкой.
Заключение
Топливная присадка в бензин — средство, которое поможет даже некачественное топливо сделать нормальным. Они повышают октановое число, что положительно сказывается на работе всех систем в автомобиле.
maslo.biz
Присадки для бензина — Энциклопедия журнала «За рулем»
Некачественный автомобильный бензин способен отрицательно повлиять на работу двигателя, а также засорить карбюратор, фильтр, форсунки и т.д. Избежать отрицательных последствий от его применения можно с помощью различных добавок в топливо, продаваемых в магазинах автозапчастей.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Автомобильные бензины это смесь углеводородов, вырабатываемых из природного сырья – нефти и газового конденсата. Их производят на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), при этом добавляя различные присадки для получения необходимых эксплуатационных свойств:
- стойкости к детонации – взрывному процессу сгорания, сопровождаемому перегревом, характерным стуком в двигателе, падением мощности, дымным выхлопом и повышением температуры в цилиндре1.
- испаряемости, обеспечивающей создание горючей смеси с воздухом при любой температуре окружающей среды;
- отсутствия склонности к образованию отложений в топливном баке, топливопроводах, карбюраторе, на форсунках впрысковых двигателей, дроссельной заслонке, впускных клапанах и поршневых кольцах;
- понижения нагарообразования на деталях, расположенных в камере сгорания и системе выпуска отработавших газов, что особенно актуально при наличии каталитического нейтрализатора;
- снижения выбросов вредных веществ с выхлопными газами, в частности бензола и серы.
Заводские присадки должны быть введены в бензин производителем в соответствии с нормативной и технологической документацией. Например, согласно ГОСТ Р 51105-97 предусмотрены высокооктановые, антиокислительные, моющие и другие присадки, улучшающие качество бензинов и допущенные к применению в Россиийской Федерации.
Обозначение бензинов по ГОСТ 2084-77, наиболее распространенных в настоящее время, включает в себя следующие буквы и цифры:
- «А» – автомобильный;
- «И» – для бензинов, октановое число которых определено исследовательским методом (при моторном методе эта буква в обозначении не ставится)2;
- далее две цифры – октановое число, характеризующее стойкость к детонации3.
Марки автомобильных бензинов, вырабатываемых российскими НПЗ:
— АИ-80 (А-76), АИ-92, АИ-95 и АИ-98 – по ГОСТ 2084-77 и различным заводским ТУ4.
— «Нормаль-80», «Регуляр-92», «Премиум-95» и «Супер-98» – по ГОСТ Р 51105-97, обладающие улучшенными свойствами (см. табл.) и обеспечивающие возможность выполнения норм Евро-2.
— «Регуляр Евро-92», «Премиум Евро-95» и «Супер Евро-98» – по ГОСТ Р 51866-2002, соответствующему европейскому стандарту ЕН-228-99 (предназначены для обеспечения норм Евро-3).
Технологическое оборудование, используемое сырье и присадки на различных НПЗ неодинаковы. Поэтому вырабатываемые ими бензины отличаются по составу, даже если относятся к одной марке. В любом случае качественным считается топливо, полностью соответствующее ГОСТу или ТУ, по которым оно произведено. Появление на рынке некачественного продукта может быть связано с тем, что бензин:
- долго хранился при высокой температуре в металлической емкости или был смешан с низкокачественным топливом в процессе транспортирования – в результате его химический состав изменился и он утратил свои первоначальные свойства;
- был изготовлен из низкооктановых компонентов путем добавления антидетонационных присадок в концентрациях, превышающих допустимые нормы, и формально соответствует требованию по октановому числу;
- представляет собой суррогат, изготовленный недобросовестным производителем и не соответствующий требованиям ни одного из стандартов.
ДОБАВКИ В БЕНЗИН
Добавки вводятся в бензин в процессе эксплуатации автомобиля для улучшения его свойств, а также промывки и удаления образовавшихся отложений и нагара. В розничной торговле, как правило, предлагаются смеси, расфасованные в пластмассовые флаконы или жестяные банки емкостью 236–473 мл. Наряду с основными свойствами, октаноповышающими, водоудаляющими и моющими, эти смеси имеют ряд других дополнительных свойств. Для этого в их состав могут быть введены:
- инициаторы и катализаторы, интенсифицирующие процесс горения топлива и снижающие нагарообразование;
- стабилизаторы, предотвращающие окисление топлива при хранении;
- модификаторы трения, образующие на поверхностях пленку, предохраняющую трущиеся пары от износа и снижающую потери на трение;
- антикоррозийные присадки, уменьшающие повреждение металлов, вызванное агрессивными веществами, содержащимися в топливе и в продуктах сгорания;
- пусковые присадки, улучшающие воспламеняемость топлива, так как обладают хорошей испаряемостью, что особенно необходимо при низких температурах;
- приработочные присадки, ускоряющие приработку трущихся деталей двигателя после ремонта.
Для автомобилей с турбонаддувом и при наличии нейтрализатора отработавших газов применяют безопасные для них добавки, что должно быть указано на этикетке5.
Антидетонаторы или «октан-бустеры» предназначены для увеличения октанового числа бензина. В настоящее время их в основном изготавливают на основе:
- окислов железа – эффективны и нетоксичны, но при превышении допустимой концентрации могут вызвать нагарообразование красного цвета, особенно опасное для свечей зажигания;
- соединений марганца – эффективны и малотоксичны, но образуют нагар, способный вызвать отказ свечей зажигания;
- ароматических аминов – эффективны, хорошо совмещаются с другими антидетонаторами, усиливая их действие, но при передозировке могут вызвать отложения в системе питания топливом и нагарообразование, ускорить износ деталей двигателя (отличаются неприятным запахом).
Удалители влаги препятствуют кристаллизации воды и образуют при введении в бензин низкозамерзающие смеси, что исключает возможность образования ледяных пробок.
Моющие добавки в качестве основного компонента содержат поверхностно активные вещества (ПАВ). Как профилактическое средство они наиболее полезны в российских автомобильных бензинах. Это связано с тем, что из-за значительного количества ароматических углеводородов повышается вероятность образования загрязнений.
Наиболее совершенные моющие добавки способны предотвратить образование отложений не только в приборах топливоподающей системы, но и на форсунках и впускных клапанах. Кроме того, они замедляют нагарообразование в камере сгорания и устраняют связанное с этим ухудшение работы двигателя.
Как правило, моющие добавки различают по основному назначению.
- Очистители карбюратора предназначены для предотвращения образования отложений на деталях внутри топливоподающей системы и карбюратора. Кроме жидких добавок к топливу, существуют аэрозольные очистители, дополняющие их действие. Это связано с тем, что не все детали карбюратора можно «достать» с помощью добавок в топливо. В то же время струя очищающего аэрозоля не способна проникнуть глубоко внутрь топливных каналов, закрытых полостей и т.д.
- Очистители систем впрыска (форсунок) имеют более высокую термическую стабильность и предназначены для двигателей с впрыском топлива. Это позволяет сохранять моющие свойства в месте расположения форсунок и клапанов с высокой рабочей температурой.
Промывочные составы позволяют осуществить комплексную очистку от отложений и нагара сильно загрязненных систем питания карбюраторных и инжекторных двигателей. Их применяют специалисты в автосервисах с использованием специального оборудования и различных схем очистки. Для исключения возможности смыва загрязнений из топливного бака, способных засорить при промывке всю систему топливоподачи, бензонасос и топливный фильтр автомобиля отключают. Обработка выполняется при работе двигателя в определенном режиме на топливе с растворенным в нем промывочным составом. Он поступает под давлением от установки, которая подключается к двигателю и на время промывки выполняет роль системы топливоподачи.
Основное преимущество данного метода в том, что отпадает необходимость демонтажа с двигателя приборов системы питания топливом.
РЕКОМЕНДАЦИИ
- Любые добавки в топливо следует применять строго по инструкции, при ее отсутствии от приобретения неизвестного препарата лучше отказаться.
- Добавки используют только по прямому назначению – средства для очистки карбюраторных двигателей неэффективны при очистке впрысковых и наоборот. Их передозировка может вызвать появление отложений в топливной системе, а также нагарообразование в камере сгорания и системе выпуска.
- Антидетонаторы (октан-бустеры) заливают в бак, если туда попал низкооктановый бензин и в связи с этим появились признаки детонации, например характерные звонкие стуки. Альтернативный способ заключается в добавлении в бак достаточного количества более высокооктанового топлива.
- Моющие (очищающие) добавки желательно применять постоянно с началом эксплуатации автомобиля.
- На машинах с большим пробегом нельзя применять «ударные» дозы моющей добавки, так как это может привести к образованию сгустков грязи и засорению топливной системы. Следует начинать применение добавок постепенно, например:
- по 1/5 рекомедуемой величины на первые одну или две заправки;
- при каждой новой заправке добавляют сначала 2/5, затем 3/5 и наконец 4/5 от необходимого количества;
- только после этого добавка начинает вводиться в полном объеме с предписанной в инструкции периодичностью.
- по 1/5 рекомедуемой величины на первые одну или две заправки;
- При использовании добавок к бензину необходимо соблюдать правила гигиены и пожарной безопасности, так как они могут быть токсичными и огнеопасными. Использованную тару следует утилизировать в предназначенные для этого мусорные контейнеры, поскольку она представляет опасность для окружающей среды.
1 Наиболее опасным последствием детонации может быть повреждение и даже разрушение деталей двигателя – поршней, поршневых колец, выпускных клапанов и т.д.
2 Октановое число, определенное моторным методом, на 4-10 единиц меньше, чем по исследовательскому методу. Эта разница между октановыми числами одного и того же бензина называется чувствительностью. Чем она меньше, тем лучше антидетонационные свойства.
3 Чем выше октановое число, тем лучше качество бензина – меньше содержание серы и смолистых веществ, больше химическая стабильность и т.д.
4 Параметры бензинов по ГОСТ 2084-77 существенно отличаются от зарубежных аналогов. В целях доведения качества продукции до европейского уровня, особенно в части экологических требований, введены новые стандарты – ГОСТ Р 51105-97 и ГОСТ Р 51866-2002.
5 Существуют специальные составы для очистки каталитических нейтрализаторов.
wiki.zr.ru
какие бывают, их плюсы и минусы
Совершенно по-разному относятся к одним и тем же средствам автомобилисты, причём современные присадки нельзя назвать исключением. Неоднозначное отношение, как правило, обусловлено не столько практическим использованием добавок, сколько ходящими про них мифами и спорами. Автовладельцы, которые испытали на своём авто то или иное вещество, в большинстве случаев остаются довольны результатом. Многие присадки в бензин по праву вызывают восхищение и признание.
Ассортимент присадок для бензина.
Качественная присадка, добавляемая в бензин, способна улучшить работоспособность силового агрегата. Конечно, продаваемое на автозаправках топливо изначально содержит какое-то количество добавок, однако, специалисты рекомендуют приобретать ещё и отдельно реализуемые присадки, которые можно добавить в бензин самостоятельно. В нижеприведённом материале рассмотрим группы средств, их предназначение, узнаем об эффективности применения.
Типы присадок в бензин
На рынках представлена не одна сотня подобных веществ, все они отличны друг от друга относительно химического состава и свойств. Как показывает практика, особым спросом и интересом пользуются именно те вещества, которые необходимо добавлять непосредственно в само топливо. При наличии присадки автовладелец, вне зависимости от того, какой силовой агрегат находится в его распоряжении (бензиновый или дизельный), отмечает разительные положительные перемены в работоспособности мотора.
Что касается групп присадок, то на сегодняшний день существует всего три разновидности добавок. В первую очередь, стоит отметить именно чистящие вещества. К этому типу относят все существующие в мире моющие присадки в бензин. При использовании такого средства автомобилист может очистить топливную систему своей машины от наколенных за годы использования отложений. Среди представленного производителями перечня продукции предусмотрены средства, которые очищают всю топливную конструкцию, либо впускные клапана мотора, камеры сгорания, а также поршневые кольца.
Ко второй группе веществ относят осушители. Эти специальные средства направлены на то, чтобы убрать воду из системы (для определённого количества влаги необходим определённый объём присадки, использование которой должно происходить согласно инструкции). К осушителям относят средства, способные убирать влагу не только из некачественного топлива, но и с поверхности бака (образованный конденсат). Осушителем можно назвать изопропиловый спирт, найти который сможет любой автомобилист. На 20 литров бензина необходимо около 100 г. спирта. При смешивании молекулы воды перемешаются с молекулами спирта, после чего смесь сгорит без остатка. В результате бак покинет не только топливо, но и влага, что дополнительно приведёт к очищению свечей.
Третья группа присадок — октан-корректоры. К этому типу относятся присадки для экономии бензина. Вещества, которые содержатся в растворе, направлены на то, чтобы увеличить октановое число, а также качество самого топлива. Кроме того, уменьшается явление детонации. Раньше в составе вещества присутствовал тетраэтилсвинец, который является смертельно опасным органическим соединением свинца. На сегодняшний день этот компонент заменили органическими соединениями железа, а также других химических элементов, например, марганца, аминов.
Самые популярные и эффективные вещества в бензин
Если среди представленного на авторынке перечня веществ автомобилист потерялся и не знает, каким средствам отдать предпочтение, стоит обратить внимание на присадки, которые зарекомендовали себя с хорошей стороны.
Одной из самых лучших добавок считается FuelEXx Бензин. На 150 литров топлива необходимо всего 100 мл. вещества. Данное средство неоднократно исследовалось институтом НАМИ. FuelEXx Бензин способен очистить камеру сгорания, освободить её от накоплений в виде нагара и лаковых отложений. Всё это вкупе увеличивает работоспособность цилиндропоршневой группы силового агрегата. Кроме того, активные вещества FuelEXx Бензин продляют жизнь мотору, увеличивают мощность и динамику движка. Наиболее положительными качествами считаются снижение расхода топлива, увеличение крутящего момента, снижение износа мотора.
Список, в который входят только лучшие присадки для бензинового двигателя, продолжает добавка CeraTec, произведённая фирмой Liqui Moly. Это средство основано на жидкой керамике, которая дополнена такими микроэлементами, как магний и кальций. Вещество способно снизить трение посредством антифрикционных свойств. Основными положительными свойствами вещества считается увеличение мощности силового агрегата, понижение расхода топлива, улучшение работы ДВС. Минусами CeraTec считается необходимая промывка движка, которая должна произойти непосредственно до того, как будет добавлена присадка.
Если автомобилист не знает, какие присадки лучше лить в бензиновый двигатель, он может обратить внимание на самые лучшие средства, которые призваны продлить моторесурс. К такого типа веществам относят средство RVS Master Engine. По своей сути керамические добавки способны создавать тонкую плёнку на всех элементах системы. Такая защита способна сберечь детали от износа даже тогда, когда автомобиль эксплуатируется в экстремальных условиях. Для товара компании характерен длительный срок службы, чем могут похвастаться далеко не все именитые присадки.
Если рассматривать присадки в бензин, которые могут быть использованы в экстренной ситуации, то это такие средства, как Bardahl Full Metal. Это самая лучшая присадка, которая может моментально улучшить работоспособность силового агрегата. Такие препараты имеют в составе фосфор, он помогает снизить трение, а также избежать появления задиров.
Присадки в бензин, приносящие больше вреда, чем пользы
Присадки в топливо содержат разные активные вещества, которые обладают определёнными достоинствами и недостатками. Нередко негативных последствий гораздо больше, нежели изначального положительного эффекта. Добавки подобного вида не используются во многих странах, их можно найти только в государствах, которые не заинтересованы в системе контроля за составом химических средств присадок. Этил, значительно снижающий количество вырабатываемого дыма, уменьшающий шум и увеличивающий мощность, является ядовитым веществом, способным просочиться абсолютно во все отверстия, которые есть в устройстве. Кроме того, он может пройти сквозь кожу, вызвать отравление.
Не менее негативным, только уже для самого транспортного средства, является нафталин. Конечно, этот препарат легко и быстро меняет 92-ой бензин на 95-ый посредством увеличения октанового числа. Однако при его регулярном использовании в машине начинают накапливаться массы нагара, увеличивается количество вредных выхлопов, засоряются шланги и прочие элементы системы. Этанол так же, как и спирт, максимально быстро увеличивает октановое число, повышая его до 8 единиц. Горючая смесь полностью расходуется, растут мощность и КПД силового агрегата. Однако при всех преимуществах даже периодическое использование приводит к разъеданию прокладок в моторе.
Ацетон, как присадка к бензину, хорош тем, что способен эффективно повысить октановое число. Гораздо лучше, когда это вещество добавляют на заводе-производителе, его дополнительное применение может привести к неправильному расчёту дозировки, за счёт чего октановое число топлива упадёт, появятся вредные органические соединения.
Марганец, также способный повысить классность топлива, негативно влияет на свечи и нейтрализатор, при регулярном применении снижая мощность силового агрегата, придавая выхлопным газам серый цвет. Ферроцен, повышающий октановое число бензина, помогает нагару красного цвета осесть на свечи и цилиндры. Вещество уменьшает срок службы силового агрегата. Не менее вредными считаются ароматические углеводы, которые при своей эффективности могут растопить эластичные детали устройства.
Заключение
Многие современные вещества, которые добавляются автомобилистами в бензин для улучшения работы системы и увеличения срока эксплуатации движка, обладают отменными свойствами, не вредя самому автомобилю. Однако существуют и более бюджетные средства, которые способны негативно воздействовать на топливную систему. При выборе любого вещества следует ориентироваться не на многообещающие рекламные лозунги, а на советы специалистов.
vibormasla.ru
Присадки для повышения октанового числа
Сегодня мы бы хотели представить Вашему вниманию Интернет-ресурс oduvanchik-him.ru, где пользователи сети могут найти отличное решение для повышения октанового числа бензина и тем самым увеличить свою прибыль. Здесь можно найти различные нефтяные присадки: N-метиланилин, Присадка МТБЭ, для дизельного топлива и другие. Следует отметить, что данная компания предоставляет возможность своим покупателям сделать онлайн-заявку, которая не отнимет у Вас много времени. Итак, давайте чуть по ближе познакомимся с данным решением.Для начала мы бы хотели представить Вашему вниманию Цимантрен — Присадки для повышения октанового числа. Данное решение используется для того, чтобы повысить октановое число бензина. Также в его преимущества можно приписать то, что цимантрен дает возможность в разы понизить риск того, что произойдет детонация, а это очень важно для работы двигателя. Отличить его достаточно просто, внешне данное решение представляет собой некий порошок оранжевого цвета. Отметим, что его следует добавлять в бензин связывая в одну связку с толуолом, ибо это повысит качество получаемой продукции. В чем же его преимущество? Вот Вам пример — если добавить 0.16 кг продукта в одну тонну бензина, то октановое число полученного топлива повысится аж на 6-8 единиц. Кроме всего этого, цимантрен дает возможность повысить и экологичность топлива (снижается токсичность выхлопа при работе двигателя). Также хочется сказать, что цимантрен не растворяется в воде. Если Вы хотите приобрести цимантрен, то достаточно посетить Интернет ресурс oduvanchik-him.ru, где можно найти всю нужную информацию о том, как это можно сделать в кротчайшие сроки и по выгодным условиям. Как повысить октановое число бензина? Многие задаются этим нелегким вопросом, однако не все знают, что сделать это весьма просто. Представляем Вашему вниманию еще одно решение — это N-метиланилин (ММА, Монометиланилин). В его главную задачу можно записать то, что данное решение позволяет получить достаточные детонационные свойства бензина. Также следует отметить, что ММА позволяет регулировать октановое число бензина и что самое главное, его экологичность, а это действительно важно. Можно сказать, что на сегодняшний день ММА является одним из самых популярных присадок, получившее под свое управление многофункциональность. Итак, давайте взглянем на преимущества данного решения:
- ММА сокращает транспортные расходы
- Для того, чтобы повысить октановое число от 2 до 6 единиц, достаточно всего 1% присадки
- Если присадка попала в руки профессионалов, то при его использовании можно получить 95-бензин премиум класса
- Данная присадка позволяет создать «стабильный» бензин, который действительно оставит хорошие впечатления у автовладельцев
megaobzor.com
Бензин — повышение октанового числа | Моторное масло — ГСМ
Современные автомобильные бензины настолько сложны по своему углеводородному составу и наличию присадок различного функционального назначения, что качество товарных бензинов контролируется двадцатью показателями, в т.ч. октановое число бензина, результаты оценки которых фиксируют в паспорте качества на каждую партию бензина.
Если такие показатели качества, как индукционный период или водорастворимые кислоты и щелочи известны только специалистам, то, что такое октановое число (ОЧ) бензина, знают практически все. Этот показатель характеризует самое главное эксплуатационное свойство бензина — его детонационную стойкость(ДС), величина которой настолько важна, что обозначена в каждой марке бензина. Например, в основном отечественном стандарте на бензины (ГОСТ Р 51105-97) предусмотрена маркировка различных марок автобензина в соответствии с мировыми требованиями: «Нормаль-80», «Регуляр-92», «Премиум-95» и «Супер-98». Цифры в маркировке указывают на величину детонационной стойкости данной марки бензина в единицах ОЧ, определенных по исследовательскому методу (ОЧИ) на специальной стандартной одноцилиндровой моторной установке.
Почему такое повышенное внимание к октановому числу бензина и его значению? Очевидно, потому что величина ДС бензина прямым образом влияет на мощность бензинового двигателя и его топливную экономичность. Именно поэтому за почти столетний период развития бензинового двигателя ДС товарных бензинов увеличилась с 66 до 98 октановых единиц.
Высокого значения ДС бензина можно добиться технологическим путем — с помощью вторичных каталитических процессов переработки прямогонных бензиновых нефтяных фракций в высокооктановые бензиновые компоненты. При этом значительно возрастают расход нефти и стоимость производства бензина.
Можно добавлять в бензин высокооктановые спирты и эфиры, что требует больших капиталовложений на организацию многотоннажного промышленного производства этих синтетических компонентов.
Октановое число бензина Есть ли альтернатива?
Самый экономичный путь повышения детонационной стойкости бензина — это применение антидетонационных (АД) присадок, способных при концентрации в бензине сотых долей процента повысить его октановое число на 8 и более единиц. Производство автобензинов без использования АД присадок в 5-7 раз дороже по сравнению с производством, в котором такие присадки применяются.
Первой АД присадкой, получившей путевку в нефтеперерабатывающую промышленность, стала этиловая жидкость на основе высокотоксичного, но очень эффективного антидетонатора тетраэтилсвинца (ТЭС). С этого момента началась и до настоящего времени не прекращается своеобразная «гонка за лидером» в направлении разработки эффективных, экологически безопасных и рентабельных в производстве АД присадок.
Любопытна история создания свинцового антидетонатора, который на многие десятилетия стал основой промышленного производства бензинов. Впервые ТЭС был синтезирован в 1852 г. и долгое время рассматривался лишь как образец редкого химического металлоорганического соединения. В 1921 г. один инженер в Америке построил небольшую электростанцию с бензиновым двигателем. Но ее не застраховали по причине высокой пожарной опасности применяемого бензина. Была предпринята попытка заменить бензин керосином. Но при этом двигатель работал с большой детонацией (ОЧИ керосина всего 30 единиц) и мог в любую минуту выйти из строя. Чтобы не переделывать двигатель, приятели инженера Миджлей и Бойд в лаборатории фирмы «Дженерал Моторс» попробовали найти вещество, способное повысить ДС керосина и подавить детонацию в двигателе. Среди многих химических соединений исследователям попался ТЭС, который показал свою исключительную антидетонационную эффективность и сразу же был запатентован в качестве антидетонатора, конечно, не к керосину, а к автомобильному бензину, потребность в котором возрастала буквально с каждым днем. Еще одним свидетельством американской предприимчивости и деловитости стал факт сверхбыстрого строительства завода по производству ТЭС и этиловой жидкости на его основе, который заработал с февраля 1923 г. В продажу все в большем количестве стал поступать этилированный высокооктановый бензин под названием «этилбензин».
Запрет на Плюмбум
Высокоприбыльное производство эффективной, хотя и очень ядовитой, этиловой жидкости постоянно расширялось и к середине минувшего века достигло в мировом масштабе сотен тысяч тонн в год, причем добавлялась она к бензину в мизерных количествах — около 1 мл на 1л бензина.
А дальше, на первый взгляд, произошло невероятное. Америка, приложившая немалые усилия для мирового распространения ТЭС, включая жесточайшую борьбу против других антидетонаторов, одной из первых стала в 1970 г. ограничивать его применение в бензинах на своей территории, а в 1986 г. полностью запретила в стране производство и применение этилированных бензинов из-за возрастающего свинцового отравления окружающей среды продуктами сгорания ТЭС в автомобильных двигателях. Кроме того, ТЭС буквально за несколько часов прекращал работу каталитических нейтрализаторов отработавших газов (ОГ) бензиновых двигателей.
Получив колоссальный технический и экономический эффект от применения ТЭС, американское общество ужаснулось, оценив понесенные экологические потери. Только в одном 1975 г. в атмосферу Земли вместе с ОГ двигателей попало, по различным оценкам, от 150 до 260 тысяч тонн свинца, этого сильнейшего токсина, способного накапливаться в организме человека и снижать содержание в крови ее основного компонента — гемоглобина. Губительному воздействию свинца в первую очередь подвержены дети. Повышенная агрессивность, потеря интереса к развитию, умственная отсталость — типичные признаки отравления свинцом, которые стали все чаще фигурировать в медицинской статистике.
В нашей стране ТЭС и этиловые жидкости не применялись до 1942 г. Но, получив по ленд-лизу у союзников первые партии грузовиков Studebekker, а также американских и английских истребителей, нам пришлось срочно закупать этиловую жидкость. Дело в том, что степень сжатия иностранных карбюраторных двигателей была выше, чем у отечественных, и надо было этилировать отечественные бензины для повышения их ДС, что и было организовано не только на нефтеперерабатывающих заводах, но и на армейских складах горючего.
После войны постановлением правительства применение этилированных бензинов было запрещено в Москве, Ленинграде, столицах союзных республик и в курортных зонах. Но обеспечить выполнение этого постановления было крайне затруднительно из-за все возрастающего объема в стране междугородных автомобильных перевозок.
Выше уже отмечалось, что после «рождения» ТЭС постоянно проводились исследования с целью создания его не менее эффективной, но менее токсичной альтернативы. В результате была исследована АД эффективность тысяч соединений, содержащих в своем составе практически все элементы периодической системы Д.И. Менделеева. Но для организации промышленного производства наиболее эффективных антидетонаторов необходимо решить многочисленные задачи сырьевого, технологического и экономического характера, а также вопросы обеспечения требований надежной и долговечной эксплуатации двигателей на бензине с новыми АД присадками. В круг изучаемых проблем входили вопросы растворимости антидетонатора в бензине, его стабильности в нем в условиях транспортирования и хранения горючего, влияния антидетонатора на состав ОГ двигателя, количество отложений в камере сгорания, эффективность работы нейтрализатора ОГ и т.д.
Марганец, свинец, железо… Что предпочесть?
Несмотря на большой список выявленных эффективных антидетонаторов различного химического состава, в промышленных масштабах реализованы АД присадки только на основе трех химических элементов: свинца, марганца и железа. Это уже известный нам ТЭС и его ближайший «химический родственник» тетраметилсвинец (ТМС), циклопентадиенилтрикарбонил марганца (ЦТМ), метилциклопентадиенилтрикарбонил марганца (МЦТМ), дициклопентадиенил железа (ферроцен) и его алкильные производные.
ТЭС и ТМС под давлением возрастающих требований к экологической безопасности автотранспорта завершают свою «биографию» в истории науки и техники. В ряде развитых стран, в том числе и в России, применение в бензинах свинецсодержащих АД присадок запрещено, и эта тенденция постоянно расширяет свои географические границы.
Присадки на основе марганца применяются в высокооктановых бензинах в ограниченных масштабах, в основном из-за низкой допустимой концентрации (не более 17 мг марганца на 1 л бензина), что не позволяет им серьезно конкурировать в борьбе за ОЧ со спиртами и эфирами.
В середине 90-х годов прошлого века в производство автобензинов все более энергично стали внедряться эффективные и экологически безопасные АД присадки на основе ферроцена, и произошло это в России.
Развитию этого нового направления способствовал ряд факторов экологического, экономического и технического характера.
- В результате продолжительного периода интенсивного применения в стране этилированных бензинов, в городах и густонаселенных районах резко ухудшилась экологическая обстановка из-за отравления среды токсичными свинецсодержащими продуктами сгорания ТЭС. Кроме того, использование ТЭС, даже в ограниченном объеме товарных бензинов, тормозило оснащение новых марок отечественных автомобилей нейтрализаторами ОГ.
- Имеющихся в нефтеперерабатывающей промышленности технологических резервов для обеспечения необходимого уровня ДС бензинов, в случае запрета ТЭС, явно не хватало, учитывая растущие потребности в высокооктановых бензинах развивающегося автопарка страны.
- Накопленный объем результатов исследований и испытаний АД присадок на основе ферроцена и его производных свидетельствовал об их высоких эксплуатационных свойствах, экологической безопасности и положительном влиянии на эффективность работы нейтрализаторов ОГ бензиновых двигателей.
- В стране образовались свободные промышленные мощности производства ферроцена и его производных.
На основании указанных факторов, а также положительных межведомственных приемочных результатов испытаний в 1994 г. допущены к производству и применению бензины А-76 и Аи-93 с первой отечественной АД присадкой на основе гидроксиизопропилферроцена, получившей название ФК-4.
В дальнейшем разработано несколько присадок на основе других производных ферроцена, но далеко не все из них по результатам испытаний допущены к применению. Специалистам в области нефтепродуктообеспечения и эксплуатации автотранспорта перечень железосодержащих присадок, допущенных к применению в бензинах, был бы полезен, чтобы не использовать непроверенные присадки и подделки. Вот этот перечень: ФК-4 (ТУ 38.301-27-012-94), «ФеРоЗ» (ТУ-38.401-58-83-94), «Октан-максимум» (ТУ 6-00-05808008-002-96), «Феррада» (ТУ 38.401-58-186-97), «АПК» (ТУ 38.401-58-189-97), «МАФ» (ТУ 38.401-58-217-98), «SOA» (ТУ 0257-309-05808008-99), «КВ-мотор» (ТУ 0257-001-18419946-99).
Еще одна важная деталь. Все АД присадки на основе ферроцена должны содержаться в бензинах в концентрации не более 37 мг железа на 1 л, что определено требованиями технических условий на бензинах этого вида.
В случае превышения указанной концентрации возрастает склонность бензина к образованию отложений на электродах свечей зажигания, что снижает надежность их работы. Предельная концентрация железосодержащих присадок в бензине установлена на основании результатов большого объема стендовых, дорожных и эксплуатационных испытаний отечественных автомобилей и иномарок. Под пристальным вниманием специалистов автомобили проехали на железосодержащих бензинах сотни тысяч километров. В результате показано, что при этом не снизились надежность и параметры работы двигателей, зафиксировано уменьшение концентрации в ОГ токсичных компонентов: окиси углерода на 15-30 % и несгоревших углеводородов — в 1,2-2,8 раза. Однако в условиях функционирующих в стране многочисленных малотоннажных производств бензинов, основанных на смешении бензиновых компонентов и присадок, иногда допускают передозировку железосодержащих присадок с целью получения максимального АД эффекта от их применения. В результате бензин фактически не соответствует по качеству требованиям ТУ, а возможные в случае применения такого бензина неполадки в работе свечей зажигания целиком лежат на совести недобросовестных производителей. К сожалению, зафиксировав перебои в работе свечей зажигания, зачастую начинают обвинять во всех грехах «железо», забывая, что в пересоленном супе виновата не соль, а повар.
Объективности ради следует отметить, что попытки «потеснить» в бензине опасный свинец железом имели место и ранее. В Германии в 30-х годах прошлого века в противовес этилированному бензину начали выпускать под названием «моталин» бензин с железосодержащей присадкой на основе пентакарбонилжелеза (ПКЖ), но выявленный в результате повышенный износ двигателей заставил прекратить выпуск такого бензина. Причина неудачи заключалась в чрезвычайно высокой концентрации ПКЖ и его низких эксплуатационных свойствах, которые так и не удалось улучшить немецким химикам. Отечественным специалистам на основе результатов большого объема исследований и испытаний удалось избежать ошибок предшественников.
Как и все новое в науке и технике, применение в бензинах ферроценсодержащих присадок имеет своих сторонников и противников.
Одним из главных аргументов оппонентов является довод о том, что железосодержащие АД присадки не применяются нигде, кроме России, а значит, в этом есть еще не изученная и не понятная нам причина. В ответ можно привести десятки примеров разного подхода в нашей стране и за рубежом к решению одних и тех же технических проблем.
Например, после запрета в США в 1986 г. применения этилированных бензинов американские автомобилестроители столкнулись с серьезной проблемой повышенного износа седел впускных клапанов бензиновых двигателей. Следует отметить, что Америка шла к этому решению с 1970 г., то есть 16 лет, и тем не менее!
«Русский путь» железа
В России после перехода в 2002 г. исключительно на применение неэтилированного бензина (а сокращение использования в бензинах ТЭС началось у нас только в середине 90-х годов) такой проблемы не возникло. Положительную роль сыграло очередное русское ноу-хау, известное специалистам в области создания и испытания двигателей.
Несмотря на почти двадцатилетний период успешного и все более масштабного применения в отечественных бензинах железосодержащих присадок, исследования и испытания их продолжаются. На повестке дня стоит задача исследования возможных полезных свойств бензина с добавкой ферроцена, который является основой многих ценнейших кроветворных лекарств (например, ферроцерон), а также лекарств против железодефицитной анемии. Дело в том, что молекула ферроцена по своему строению похожа на молекулу гемоглобина, который также содержит железо и является одним из основных компонентов крови (около 15% от ее массы), выполняя роль переносчика кислорода воздуха из легких человека ко всем органам и тканям его тела.
Вообще, среди группы химических элементов, необходимых для роста, развития и репродуцирования человека (а таких всего восемь), железо стоит на первом месте. По содержанию в земной коре железо занимает третье место после кислорода и кремния.
Суточная потребность этого жизненно важного для человека элемента значительна и составляет для мужчин 10 мг, а для женщин почти в два раза больше — 18 мг. Может быть поэтому средняя продолжительность жизни у женщин в разных странах превышает данный показатель у мужчин на 10 и более лет.
Чтобы подтвердить гипотезу полезного влияния присадок на основе ферроцена в бензине на здоровье человека, необходимы длительные исследования.
Таким образом, в борьбе за прекращение производства и применения высокотоксичных и экологически опасных присадок на основе ТЭС наша страна продемонстрировала свой особенный «русский путь», призвав для вытеснения из бензина ядовитого элемента свинца жизнеутверждающий элемент железо, определивший в начале первого тысячелетия до нашей эры индустриальный путь развития земной цивилизации.
Святослав ЛЕБЕДЕВ
Литература:
1. Лернер М.О. Химические регуляторы горения моторных топлив — М: Химия, 1979.
2. Сачивко А.В., Твердохлебов В.П., Демьяненко Е.А., Поляков Б.В. Новые присадки к моторным топливам: технические и экологические аспекты// Российский химический журнал, №1-2, 1998, с. 176-185.
3. Буцкой Ю. Железный занавес для детонации// журнал «За рулем», № 6, 2000.
4. Андреев И.Л. Ноу-хау в бензобаке// журнал «Российская Федерация сегодня», № 17, 2001, с. 49-52.
5. Емельянов В.Е., Симоненко Л.С., Скворцов В.Н. Ферроцен — нетоксичный антидетонатор для автомобильных бензинов// журнал «Химия и технология топлив и масел», № 4, 2001, с. 6-8.
motornoe.com