Реле вентилятора: Ошибка 404. Страница не найдена — Объявления на сайте Авито

Содержание

Где находится реле включения вентилятора охлаждения Лада Калина

Некоторые владельцы сталкиваются с проблемами с охлаждением радиатора. Одной из причин является неисправность реле вентилятора, местоположение которого известно далеко не всем автолюбителям.

Где находится реле вентилятора

Чтобы получить к нему доступ, следуйте такому алгоритму:

  1. Со стороны салона находим болт, расположенный у левой ноги переднего пассажира, сбоку центральной консоли. Откручиваем его, после чего можно будет демонтировать декоративную накладку.

    Откручиваем болт и получаем доступ к реле.

  2. Так вы получаете доступ к блоку предохранителей, состоящий из пяти элементов. Необходимо открутить болт который крепит планку с реле. Тут ключ на
    10
    .

    Это и есть блок реле.

  3. Откручиваем болт.

    Тут ключ на 10.

  4. С обратной стороны паз, извлекаем блок реле.

    Паз отмечен стрелочкой.

  5. Выводим его наружу. При этом могут возникнуть определенные неудобства, ввиду достаточно толстых проводов.

Разновидности

Существует две версии.

  • Где одно реле и одна скорость работы вентилятора охлаждения.

    Одно реле вентилятора на схеме.

  • Где два реле и соответственно две скорости. Второй вариант конечно получше, так как при поломке одного реле, вентилятор худо-бедно но будет крутиться.

    Схема с двумя реле.

Блок на ЛЮКСе

Так выглядит дополнительный блок реле на Люкс версии Лада Калина.

Состояние

Чтобы безошибочно выявить причину неисправности, нужно проверить контакты вентилятора. Если на них присутствует ржавчина, окислы, то их следует хорошенько зачистить.

Также проверяем проводку: никаких потертостей, и уж тем более обрывов, здесь быть не должно.

Интеллектуальное реле управления вентилятором охлаждения двигателя

Прочитав пост mrsom о пересадке микроконтроллерной начинки в ретротахометр от Жигулей, решил рассказать об одной своей давней микроконтроллерной разработке (2006 год), сделанной для плавного управления электровентилятором охлаждения двигателей переднеприводных моделей ВАЗа.

Надо сказать, что на тот момент уже существовало немало разнообразных решений — от чисто аналоговых до микроконтроллерных, с той или иной степенью совершенства выполняющих нужную функцию. Одним из них был контроллер вентилятора компании Силычъ (то, что сейчас выглядит вот так, известной среди интересующихся своим автоматическим регулятором опережения зажигания, программно детектирующим детонационные стуки двигателя. Я некоторое время следил за форумом изготовителя этих устройств, пытаясь определить, чтов устройстве получилось хорошо, а что — не очень, и в результате решил разработать свое.

По задумке, в отличие от существующих на то время решений, новый девайс должен был

  1. помещаться в корпус обычного автомобильного реле;
  2. не требовать изменений в штатной проводке автомобиля;
  3. не иметь регулировочных элементов;
  4. надежно и устойчиво работать в реальных условиях эксплуатации.

История появления девайса и алгоритм работы первой версии обсуждалась здесь — для тех, кто не хочет кликать, опишу ключевые вещи инлайн:

  1. Алгоритм работы устройства предполагался следующий: измерялось напряжение на штатном датчике температуры двигателя; по достижении нижней пороговой температуры вентилятор начинал крутится на минимальных оборотах, и в случае дальнейшего роста линейно увеличивал скорость вращения вплоть до 100% в тот момент, когда по мнению ЭСУД (контроллера управления двигателем), пора бы включать вентилятор на полную мощность.
    То есть, величина температуры, соответствующая 100% включению могла быть получена при первом включении устройства, т.к. оно имеет вход, соответствующий выводу обмотки штатного реле.
    Нижний порог в первой версии нужно было каким-то образом установить, проведя таким образом через две точки линейную характеристику регулирования.
  2. При токах порядка 20А очевидно, что для плавного регулирования применяется ШИМ, а в качестве ключевого элемента — мощный полевик.
  3. Размещение устройства в корпусе обычного реле означает практическое отсутствие радиатора теплоотвода. А это в свою очередь накладывает жесткие требования к рассеиваемой ключевым элементом мощности в статическом (сопротивление канала) и динамическом (скорость переключения) режимах — исходя из теплового сопротивления кристалл-корпус она не должна превышать 1 Вт ни при каких условиях
  4. Решением для п.1 может являться либо применение драйвера полевика, либо работа на низкой частоте ШИМ.
    В отличие от аналогов, из соображений компактности и помехозащищенности был выбран вариант с низкой частотой ШИМ — всего 200 Гц.
  5. Работа устройства со штатной проводкой и датчиком температуры неминуемо приводит к ПОС, т.к. ТКС штатного датчика температуры — отрицательный, а при включенном вентиляторе из-за конечно сопротивления общего провода и 'проседания' бортсети измеряемое на датчике напряжение неминуемо падает. Стабилизировать же, или использовать четырехпроводную схему включения нельзя — изменения в штатной проводке запрещены.
    С этим решено было бороться программно — измерением напряжения на датчике только в тот момент, когда ключ ШИМ выключен — то есть паразитное падение напряжения отсутствует. Благо, низкая частота ШИМ оставляла достаточно времени для этого.
  6. Программирование порога включения устройства должно быть либо очень простым, либо быть полностью автоматическим. Изначально в устройстве был установлен геркон, поднесением магнита к которому сквозь корпус программировался нижний порог (значение естественно, запоминалось в EEPROM). Верхний порог устанавливался сам в момент первого импульса от контроллера ЭСУД.
    В дальнейшем я придумал и реализовал алгоритм полностью автоматической установки порогов, основанный на нахождении термостабильной точки двигателя (точки срабатывания термостата) в условиях отсутствия насыщения по теплопередаче радиатор-воздух.
  7. Устройство должно предоставлять диагностику пользователю. Для этого был добавлен светодиод, который промаргивал в двоичном коде два байта — текущий код АЦП и слово флагов состояния.

Устройство было собрано частично навесным монтажом прямо на выводах бывшего реле, частично на подвернувшейся откуда-то печатной платке.

Силовой MOSFET выводом стока был припаян прямо к ламелю вывода реле, что увеличило запас по рассеиваемой мощности. Устройство без глюков проработало на ВАЗ-2112 c 2006 по 2010 год, когда я его снял перед продажей, и побывало не только в холодном питерском климате, но и на горных крымских дорогах (да еще на машине в наддувном варианте — стоял у меня на впуске приводной компрессор), несмотря на монтаж уровня прототипа и контроллер в панельке.

Вот оригинальная схема (рисовал только на бумаге):

А это вид устройства изнутри:

Устройство было повторено несколькими людьми, один из них (офф-роудер Геннадий Оломуцкий из Киева) применил его на УАЗе, нарисовав схему в sPlan и разведя печатную плату — в его варианте это выглядит так:

— схема, печатка и последняя версия кода лежат здесь: http://code.google.com/p/mc-based-radiator-cooling-fan-control-relay

А вот кусок из переписки с одним из повторивших этот девайс — в нем впервые детально выписан алгоритм (!) — до этого писал прямо из мозга в ассемблер:

Теперь идея и реализация собственно алгоритма автоустановки (все шаги ниже соответствуют неустановленным порогам):

  1. Ждем сигнала включения вентилятора от ЭСУД (либо от датчика температуры в радиаторе в варианте Геннадия)
  2. Запоминаем температуру в момент появления сигнала как T1 (реально запоминается код канала АЦП оцифровки сигнала датчика — назовем его C1)
  3. Включаем вентилятор на 100%. Ставим флаг «режим автоустановки активен (бит 3)»
  4. Через 3 секунды считываем код АЦП (назовем его C1'). Это действие нужно для того, чтобы определить величину компенсации значения температуры из-за влияния тока, протекающего через вентилятор, и вызванного им падения напряжения в измерительной цепи, на оцифрованное значение температуры. Реально за 3 секунды мотор не успевает охладиться, зато вентилятор стартует и выходит на номинальный ток.
  5. Вычисляем коррекцию АЦП для 100% мощности вентилятора (назовем ее K100 = C1 — C1'). Запоминаем К100.
  6. Ждем снятия сигнала включения вентилятора от ЭСУД (либо отключения датчика в радиаторе).
  7. Плавно снижаем мощность с 75% до 12% примерно на 1.5% в секунду.
  8. Выключаем вентилятор, ждем 60 секунд.
  9. Запоминаем температуру как T2 (код АЦП С2).
  10. Корректируем нижний порог (увеличиваем на 1/8 разницы между верхним и нижним), для того, чтобы он был выше термостабильной точки термостата. T2 = T2 + (T1 — T2) / 8. В кодах АЦП это C2 = C2 — (C2 — C1) / 8, т.к. напряжение на датчике с ростом температуры падает.
  11. Сохраняем C1, C2, K100 во внутреннем EEPROM реле.
  12. Устанавливаем флаг «пороги установлены» (бит 5), снимаем флаг «режим автоустановки активен», выходим из режима автоустановки в рабочий режим

Идея алгоритма в том, что он продувает радиатор до термостабильной точки термостата, но дует не сильно, чтобы не остужать двигатель прямым охлаждением блока и головки. Затем вентилятор выключается и реле дает мотору чуть нагреться — таким образом мы автоматически получаем точку для начала работы вентилятора.

Во время автоустановки реле воспринимает сигнал с геркона в течение шагов 7 и 8 — поднесение магнита к реле в эти моменты вызывает последовательность шагов 9, 11, 12. Коррекция порога на шаге 10 при этом не производится).

Если во время автоустановки нарушились некоторые ожидаемые реле условия, устанавливается флаг «ошибка автоконфигурации (бит 4)» и реле выходит из режима автоустановки. Чтобы реле опять смогло войти в этот режим по условию шага 1, надо выключить и включить питание реле.

Ошибки ловятся такие:

  • Шаг 2 — значение АЦП вне диапазона (слишком низкое или высокое). Диапазон автоконфигурации по коду АЦП 248..24 (11111000...00011000). В этом случае реле просто не входит в режим автоконфигурации без установки флага ошибки.
  • Шаг 4 — в течение времени ожидания 3 секунд обнаружено снятие внешнего сигнала включения вентилятора.
  • Шаг 7 — во время снижения оборотов обнаружен активный внешний сигнал включения вентилятора Шаг 8 — во время ожидания обнаружен активный внешний сигнал включения вентилятора Шаг 11 — установленные пороги вне диапазона 248..24, либо разница C2 — C1 < 4 (то есть они слишком близко друг к другу, либо по какой-то причине C2 > C1 — например, когда вентилятор на самом деле не срабатывает, и температура продолжает расти)

Теперь рабочий режим:

Расчет требуемой мощности (Preq)

  1. Если внешний сигнал активен — Preq = 100%
  2. Если неактивен, то смотрится текущий код АЦП © и соответствующая ему температура T:
    T < T2 (C > C2): Preq = 0%
    T > T1 (C < C1): Preq = 100%
    T2 <= T <= T1 (C2 >= C >= C1): Preq = Pstart + (100% — Pstart) * (C2 — C) / (C2 — C1), где Pstart = начальная мощность (12%)

При этом, требуемая мощность не сразу подается на вентилятор, а проходит через алгоритм плавного разгона и органичения частоты пуска/останова вентилятора.

Этот алгоритм работает только в рабочем режиме и при отсутствии внешнего сигнала включения:

Пусть Pcurr — текущая мощность вентилятора

  1. Если Pcurr > 0 и Preq = 0, либо Pcurr = 0 и Preq > 0 — то есть требуется запуск остановленного или останов работающего вентилятора, то:
    • Смотрится время находжения вентилятора в данном состоянии (запущен или остановлен). Если время меньше порога — состояние вентилятора не меняется.
    • При этом, если Pcurr > Pstart и Preq = 0, то на остаток времени запущенного состояния устанавливается Pcurr = Pstart (то есть вентилятор крутится на минимальных оборотах)
  2. Если п.1 не выполняется, либо время нахождения в состоянии прошло, то:
    • Если Preq < Pcurr, то устанавливается Pcurr = Preq (то изменение скорости вращения в сторону снижения происходит сразу, как рассчитано новое значение)
    • Если Preq > Pcurr, то набор скорости вращения ограничивается сверху величиной примерно 1. 5% в секунду (кроме случая, когда включение вентилятора запрашивается внешним сигналом) — то есть если Preq — Pcurr > Pdelta, то Pcurr = Pcurr + Pdelta, иначе Pcurr = Preq

Теперь про алгоритм оцифровки значения АЦП датчика и компенсации паразитной обратной связи при работе вентилятора:

При расчете мощности используется усредненное значение кода текущей температуры С (см. Расчет требуемой мощности), получаемое средним арифметическим последних 8 значений Сm1, Cm2, Cm3… Cm8. Усреднение происходит методом «скользящего окна» — то есть помещение нового значения в буфер из 8 значений выталкивает наиболее старое и вызывает пересчет среднеарифметического С. Цикл АЦП (и пересчет среднего) происходит каждые 640 мс.

«Сырое» (считанное из АЦП) значение Cadc, прежде чем попадет в буфер подсчета, участвует в следующем алгоритме:

  1. Проверяется, что Cadc > Cdisc, где Cdics — макс. Значение АЦП для неподключенного измерительного вывода.
  2. Если Cadc > Cdisc, то выставляется флаг «датчик не подключен (бит 6)», значение не попадает в буфер 8 последних значений, и пересчет среднего не выполняется
  3. Если Cadc >= Cdisc — то есть датчик подключен, то Сadc корректируется на определенную величину в зависимости от текущей мощности вентилятора и величины коррекции для 100% мощности (см. шаг 4 алгоритма автоустановки): Cadc = Cadc + Кcurr, где Кcurr = К100 * (Pcurr / 100%). Если при этом Кcurr > 0, то устанавливается флаг «значение АЦП скорректировано (бит 7)». Алгоритм коррекции работает только в рабочем режиме и не работает в режиме автоконфигурации.
  4. Выполняется ограничение отрицательной динамики Cadc, чтобы подавить резкие снижения С из-за импульсной нагрузки в общих с датчиком температуры цепях питания автомобиля: Если C — Cadc > Сdelta, то Cadc = C — Cdelta. Ограничение не работает в течение первых 15 секунд после включения зажигания, для того, чтобы в буфере значений быстро сформировались правильные значения Cm1, Cm2...Cm8.
  5. Скорректированное по мощности и динамике значение Cadc заталкивается в буфер значений для усреднения как Cm1..Cm8 в зависимости от текущего значения указателя головы буфера (буфер циклический, указатель головы принимает значения от 1 до 8).

Теперь про диагностику светодиодом:

  • Первый байт — это «сырой» код АЦП (в ранних версиях здесь индицировалось среднее значение C) Второй байт — слово состояния Между первым и вторым байтом пауза порядка 1. 5 секунд.
  • Между циклами индикации пауза 3-4 секунды.
  • Байты индицируются побитно, начиная со старшего (бит 7, бит 6,… бит 0).
  • Длинная вспышка соответствует биту, установленному в «1», короткая — в «0».

Расшифровка слова состояния:

  • Бит 7 — значение АЦП откорректировано по текущей мощности вентилятора
  • Бит 6 — датчик температуры не подключен
  • Бит 5 — пороги установлены
  • Бит 4 — ошибка установки порогов
  • Бит 3 — режим автоконфигурации активен
  • Бит 2 — внутренний сброс процессора из-за зависания — нештатная ситуация
  • Бит 1 — внешний сигнал включения вентилятора активен
  • Бит 0 — режим продувки при остановке двигателя активен

Когда я описал алгоритм, то удивился как его удалось впихнуть в 1024 слова программной памяти tiny15. Однако, со скрипом, но поместился! ЕМНИП, оставалось всего пару десятков свободных ячеек. Вот что такое сила Ассемблера 🙂

Оригинал статьи на Хабре

Схема подключения вентилятора охлаждения через реле

Главная » Статьи » Схема подключения вентилятора охлаждения через реле

Схема подключения вентилятора охлаждения ВАЗ

Приводятся все основные электросхемы и модификации подключения вентилятора охлаждения (ВО) жидкости в автомобилях ВАЗ различных моделей. В чём суть работы ВО? Электрический двигатель с крыльчаткой на валу установлен внутри прямоугольной металлической рамы, при помощи которой он крепится к тыльной стороне радиатора. При подаче напряжения (12 В) на контакты привода он начинает работать, вращая лопасти и создавая направленную струю воздуха, которая, собственно, и охлаждает тосол или антифриз.

Если не работает вентилятор охлаждения, не спешите обращаться в автосервис. Установить причину неисправности можно и самостоятельно. Тем более что для этого совсем не обязательно иметь специальные навыки — просто изучите справочный материал от 2shemi.ru и следуйте инструкциям по его проверке/замене.

Схема включения кулера ВАЗ 2104, 2105 и 2107

  1. вентилятор радиатора
  2. датчик температуры (находится на радиаторе снизу)
  3. монтажный блок
  4. реле зажигания
  5. замок зажигания

А — к контакту «30» генератора.

Электровентилятор охлаждения ВАЗ 2106

  1.  датчик включения электродвигателя;
  2. электродвигатель вентилятора;
  3. реле включения электродвигателя;
  4. основной блок предохранителей;
  5. выключатель зажигания;
  6. дополнительный блок предохранителей;
  7. генератор;
  8. аккумуляторная батарея.

Подключение вентилятора 2108, 2109, 21099

До 1998 года выпуска на автомобилях со старым монтажным блоком предохранителей 17.3722 (пальчиковые предохранители) в цепь вентилятора было включено реле 113.3747. После 1998 года такое реле отсутствует.

Так же до 1998 года применялся датчик включения ТМ-108 (температура замыкания его контактов 99±3ºС, размыкания 94±3ºС), после 1998 года ТМ-108-10 с аналогичными температурными диапазонами или его аналоги разных производителей. Датчик ТМ-108 работает только в паре с реле, усиленный под большой ток ТМ-108-10 может работать как с реле, так и без него.

Схема включения вентилятора охлаждения двигателя на ВАЗ 2109 с монтажным блоком 17.3722

  1. Электродвигатель вентилятора
  2. Датчик включения электродвигателя
  3. Монтажный блок
  4. Выключатель зажигания

К9 — Реле включения электродвигателя вентилятора. А — К выводу “30” генератора

Схема включения вентилятора охлаждения двигателя на ВАЗ 2109 с монтажным блоком 2114-3722010-60

  1. Электродвигатель вентилятора
  2. Датчик 66. 3710 включения электродвигателя
  3. Монтажный блок

А — К выводу “30” генератора

Схема включения ВО ВАЗ 2110

Схема включения вентилятора охлаждения ВАЗ 2110 на карбюраторных и инжекторных автомобилях отличается. На автомобилях с карбюраторным двигателем, для этого используется термобиметаллический датчик ТМ-108, а на автомобилях с инжекторным двигателем управление осуществляет контроллер.

Схема на 2113, 2114, 2115 инжектор и карбюратор

Где находится реле вентилятора

4 – реле электровентилятора; 5 – реле электробензонасоса;

6 – главное реле (реле зажигания).

Схема вентилятора радиатора, подключение реле

Конструкция и принципиальная схема вентилятора радиатора могут отличаться не только в зависимости от марки автомобиля, но и от года выпуска и комплектации модели. Рассмотрим не только принцип работы, но и вариант подключения с возможностью принудительного включения вентилятора системы охлаждения (ВСО).

Особенности конструкции системы охлаждения

В зависимости от особенностей конструкции, включение вентилятора может происходить 3-мя способами:

  • с помощью силового датчика активации ВСО. Еще такой датчик называют температурным реле включения вентилятора, так как силовые контакты электродвигателя проходят непосредственно через датчик. При такой схеме значительно возрастает нагрузка на термореле, что снижает его ресурс;
  • с помощью датчика включения вентилятора, но теперь замыкание контактов в температурном переключателе приводит к срабатыванию реле, через которое и подключены силовые контакты электровентилятора системы охлаждения. Такой способ подключения намного надежней предыдущего варианта;
  • с помощью электронного блока управления двигателем. ЭБУ, ориентируясь на установленный в радиаторе охлаждения двигателя датчик температуры охлаждающей жидкости, подает через реле питание на ВСО. В качестве измерителя используется резистивный термодатчик. Именно такая схема включения используется на подавляющем большинстве современных автомобилей. На машинах, оборудованных кондиционером, одним из электровентиляторов будет управлять блок комфорта. Необходимо это для принудительного охлаждения конденсатора при задействованной системе кондиционирования салона.

Режимы работы

Разбираясь в принципе работы и схеме подключения вентилятора радиатора, следует помнить, что электродвигатели зачастую имеют два скоростных режима. Реализуется это 2-мя способами:

  • добавлением в цепь резистора, повышающего сопротивления и, как следствие, уменьшающего силу тока. В конструкции используется двухконтактный датчик, который в зависимости от температуры питает электродвигатель напрямую либо через сопротивления;
  • комбинацией параллельного и последовательного включения. Схема применяется на авто с двумя вентиляторами. Они могут быть подключены последовательно, в случае чего по закону Ома будут работать от 6 В, либо последовательно, когда на каждый из ВСО подается 12 В. Режимы соответствуют малой и большой скорости вращения пропеллера.

Принципиальная схема подключения ВСО на ВАЗ 2108, 2109, 21099 (до 1998 г.в.).

Как мы видим, датчик управляет реле включением вентилятора, которое расположено в монтажном блоке предохранителей. При достижении определенной температуры контакты температурного переключателя замыкаются, что приводит к протеканию тока в цепи электродвигателя.

Выше представлена схема для авто ВАЗ 2108, 2109, 21099, но после 1998 г.в. Как мы видим, датчик включения теперь выполняет функции реле.

Схему с использованием резистора для реализации двух скоростей вращения пропеллера рассмотрим на примере VW Passat. Двухпозиционный датчик питания вентилятора S23, в зависимости от температуры охлаждающей жидкости, замыкает контакты напрямую либо через добавочное сопротивление.

Подключение своими руками

Некоторые водители, предостерегая двигатель от перегрева вследствие неправильной работы термореле питания вентилятора радиатора, делают выносную кнопку для принудительно включения электродвигателя. Для этого достаточно параллельно к управляющему выводу реле, идущему от датчика, подключить фиксируемую кнопку, которая при нажатии будет замыкать контакт на массу, провоцируя тем самым срабатывание реле. Если конструкцией автомобиля не предусмотрено реле вентилятора, для принудительного охлаждения радиатора его придется установить самостоятельно.

Ни в коем случае не подключайте электродвигатель напрямую через кнопку в салоне! Также не советуем подключать строить схему так, чтобы после включения зажигания электровентилятор постоянно вращался, так как это значительно снижает его ресурс.

Для подключения вам достаточно понимания принципа работы 4-контактного реле и минимальных знаний в монтаже дополнительного оборудования. Обязательно включите в силовую цепь предохранитель нужного номинала и расположите его как можно ближе к источнику питания (подробно о том, как правильно подобрать номинал предохранителя).

При желании можно заменить однопозиционный датчик на двухпозиционный, что в паре с подобранным резистором позволит реализовать малую скорость работы ВСО. Если вы обладаете достаточным уровнем знаний в электротехнике, то для регулировки скорости вращения пропеллера можно соорудить ШИМ-регулятор. Управления электровентилятором с помощью ШИМ-сигнала позволит плавно регулировать и произвольно выбирать скорость вращения в зависимости от температурной нагрузки на двигатель. На просторах интернета достаточно материалов о том, как сделать ШИМ-регулятор своими руками.

Подключение реле вентилятора охлаждения после установки радиатора с вентилятором. — Лада 2108, 1.3 л., 1991 года на DRIVE2

Всем пятничный привет, сегодня аж пятница 13 Ноября 2015. Вот в этот день давайте и расскажем об установке радиатора охлаждения с вентилятором, но больше всего поговорим о подключении выносного 4х контактного реле, так как прошлым хозяином родной монтажный блок (чя) 17.3722 (1988-1998) был заменен на 2114-3722010-18 (с 1998). Для начало были установлены предварительно отмытые резинки рамки радиатора где проходит основная проводка. И поставлены назад 2 больших нижних резинки с клеймом 89г (в новом комплекте идут 2 маленьких).

Втулка и защитная резинка с левой стороны

Втулка и защитная резинка с правой стороны

После этого устанавливаем радиатор с прикрученным вентилятором. Подготавливаем еще одну большую резинку и крепежную пластину. С первого раза поставить не получилось, в итоге радиатор встал на место после ослабления крепежа рамки вентилятора, в таком положении был затянута крепежная пластина, а после рамка вентилятора к радиатору.

Верхняя резнка

Закрепили

Вот он родной на месте.

Установлен целый радиатор охлаждения

А вот теперь предстоит разобраться, что же сделано с проводкой. Ужасная реализация подключения реле вентилятора. Все давно придумано и можно собрать аккуратно, но изолента это же быстро она творит чудеса. Давайте сделаем все по нашим семейным традициям. 4х контактное реле и колодка были куплены еще при замене ремня грм. Для начало заменим клеммы на 2х контактной фишки подключаемой к вентилятору охлаждения. Предварительно прозваниваем провода удостовериться, что они целые. Померив, что проводов для подключения хватает, отрезаем то, что было варварски испорчено и ставим новые клеммы (мама 6,3).

Новые клеммы

Теперь предстоит сделать новую схему подключения выносного реле, в этом помогал 4epenallika. Поэтому вооружившись схемами монтажных блоков (чя) родного который должен быть на авто 17.3722 (1988-1998) и его заменителя 2114-3722010-18 (с 1998). На бумаге схематично уже накидали схему по которой будет реализовано подключение.

Работаем

По нашей схеме, мы использовали стандартное подключение, не чего не придумывали, в монтажном блоке 2114-3722010-18 (с 1998) пользовались стандартными колодками подключения. Для лучшей наглядности потратил время и изобразил понятную схему подключения выносного 4х контактного реле.

Иллюстрированная схема подключения

А теперь постараюсь расписать более подробно или запутать. Выносное реле будет установлено на одну из шпилек крепления комутатора, чтобы провода подключения были не такие длинные. Начнем с провода подключения вентилятора Ш5-5, вытаскиваем его из колодки (разъем на нем мама 6,3, а на реле папа 6,3 переделывать не надо) и выводим в моторный отсек проверяя на сколько хватит длины. Провод будет присоединен к выводу 87 на реле. В колодку Ш5-5 по месту делаем новый провод, обжимая с двух сторон мамы 6,3 и выводим его туда же, он будет подключен к выводу 30 на реле. Колодку Ш5 подключаем обратно в монтажный блок, который имеет обозначение Х5 (2114-3722010-18). В этой цепи Ш5-5 – Х5 присутствует стандартный предохранитель F5 — 20А (старое обозначение для блока 8 — 16А), который отвечает за электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя и реле его включения (контакты).

Подключения Ш5-5

Провод от датчика включения вентилятора Ш6-9 (бело-черный) вытаскиваем из колодки так как в монтажном блоке 2114-3722010-18 вообще отсутствует контакт для подключения. В колодке применены маленькие разъемы (мама 2,8) поэтому, чтобы не портить провод делаем дополнительный провод на одном конце маленький (папа 2,8) на другом (мама 6,3) используя колодку для маленьких разъемов, подключаем провода между собой и выводим к уже имеющимся проводам. Этот провод будет подключен к выводу 86 на реле. Колодку Ш6 подключаем обратно в монтажный блок который имеет обозначение Х6 (2114-3722010-18).

Подключения Ш6-9

По стандартной схеме ЧЯ 17.3722 находим, что контакт реле 85 запитан от предохранителя 4 – 16А через замок зажигания. В новом ЧЯ 2114-3722010-18 имеется тот же предохранитель F7 – 30А от замка зажигания. Который отвечает за реле обмотки включения электровентилятора системы охлаждения. В колодке Ш7 имеется провод Ш7-2 моторедуктора фар в моем комплектации провод отсутствует поэтому новым проводом на одном конце маленькая мама 2,8 а на другом мама 6,3 подключаемся к колодке Ш7-2, а другим к выводу 85 на реле. Если у вас имеются моторедукторы фар и провод, то просто подключаемся к нему.

Новый провод в Ш7-2

Ш7-2

Вот такие дополнительные провода получились для подключения выносного реле, с применением разъемов и колодок подключения.

Вот такие провода понадобились

4 провода для подключения выносного реле. Выведены возле пластиковой заглушки закрывающая все провода. В специальную колодку для реле вставляем провода в соответствии со схемой. На провода решил одеть изоляцию. Колодку подключаем к реле, которое закреплено на шпильке коммутатора.

4 провода выведены для подключения реле вентилятора

Реле закреплено, колодка подключена

Установка обратно монтажного блока

Установленный радиатор с вентилятором. Демонтировал старый + провод от аккумулятора и лишние провода старого реле вентилятора.

Красота, вентилятор и радиатор на месте

Провода восстановлены

Убрал старый провод + АКБ

Убрал старый провод + АКБ

P.S. Схема подключения будет опробована сразу после установке термостата и заполнения системы охлаждения.

Электровентилятор через реле, да еще и с кнопки — Лада 2106, 1.6 л., 2001 года на DRIVE2

Привет всем!Не так давно поставил электро-карлсона, вместо принудиловки. Устанавливал на штатные провода, то есть цепь замыкалась тупо через датчик и ни о каких реле речь и не шла. Более того, хватило ума запараллелить кнопку с датчиком. Но после капитального ремонта мотора была необходимость некоторое время поездить с постоянно включенным пропеллером. Соответственно через некоторое время халатное подключение дало о себе знать дымом горевших проводов из-за приборки.

Схема того как делать не надо!

Пошарив в инете и книжках нашел, как мне показалось, удачную схему подключения через реле да еще и с кнопкой(www.vaz2101.spb.ru/articl…ventilyatorom_p2_connect/). Все казалось бы ничего, только для того чтобы все это собрать требовались не только провода и инструменты, а еще и глубокое понимание того что делаешь, а поскольку в автоэлектрике я мягко говоря не очень.

То самое глубокое понимание пришло вместе с изучением матчасти, а именно принципа работы 4х контактного реле, через которое все это непотребство подключается.

Если быть кратким, то принцип его работы идентичен работе элетромагнитного пускателя, т.е. токи в цепи управления( контакты 86 и 85) замыкаются на катушке, которая замыкает контакт в силовой цепи(30 и 87)

Таким образом с помощью кнопки осуществляется управление катушкой.

Авторскую схему немного подправил.Потребовалось 6 метров провода, реле, кнопка в приборку (на ней вентилятор нарисован).



Реле выбега NRS 10 | MAICO

На этом веб-сайте применяются такие технологии, как файлы cookie или технологии измерения охвата (таргетинг и отслеживание) (службы). С их помощью обрабатываются персональные данные, например, IP-адрес или информация о браузере с целью непрерывного совершенствования настоящего веб-сайта, а также отображения персонализированного контента, соответствующего вашим интересам. Разумеется, вы можете изменить собственные настройки, чтобы повлиять на использование данных технологий. Выбранные вами настройки сохраняются в обязательном файле cookie выбора. За исключением вышеуказанных файлов cookie выбора, технически несущественные файлы cookie и технологии измерения охвата применяются лишь в том случае, если вы даете свое предварительное согласие на их использование нажатием «ПРИНЯТЬ ВСЕ И ЗАКРЫТЬ». С подробной информацией и возможностями индивидуальной настройки вашего согласия вы можете ознакомиться в настройках защиты данных.

Здесь вы можете выбрать различные категории служб или файлов cookie. Установив соответствующий флажок возле «Cookie статистики и анализа» и подтвердив выбор нажатием «Сохранить настройки», вы можете дать свое информированное согласие на использование файлов cookie для индивидуальной настройки сайта. В разделе «Настройки защиты данных» в нижней части веб-сайта вы можете в любое время изменить или отменить свое согласие и свои настройки. При этом такое изменение или такая отмена будут действовать в будущем.

Обязательные файлы cookie необходимы для работы веб-сайта. Без этих файлов cookie веб-сайт не может работать надлежащим образом.

Эти файлы cookie и службы применяются для сбора и обработки статистических и аналитических данных, помогая совершенствовать настоящий веб-сайт для пользователей. С этой целью применяются службы Google Analytics и Google Adwords Conversation. С подробной информацией вы можете ознакомиться в нашей политике конфиденциальности.

Сохранить настройки ПРИНЯТЬ ВСЕ И ЗАКРЫТЬ Настройки защиты данных

Вентилятор и реле включения вентилятора | Toyota Corolla

1. Если вентилятор не выключается на остывшем двигателе, то отсоедините разъем проводки (указан стрелкой) от термопереключателя вентилятора и отверните две гайки крепления крышки термостата к корпусу (указана верхняя гайка). Теперь при повороте ключа зажигания в положение ОN вентилятор должен включиться.
2. Если вентилятор не включается, то проверьте реле вентилятора, проводку между термопереключателем и реле и сам электродвигатель.
3. Замыкание контактов термопереключателя (указан стрелкой), ввернутого в крышку термостата, проверяется омметром. Отсоедините разъем проводки и подключите один из щупов омметра к штырю на переключателе, а другой щуп соедините с корпусом.
4. На остывшем двигателе (температура жидкости ниже 82° С) омметр должен показывать замкнутую цепь. На прогретом двигателе (температура жидкости выше 93° С) омметр должен показывать разрыв.
5. Для выяснения причин отказа электродвигателя (вентилятор не вращается на прогретом двигателе, или при включенном кондиционере) проверьте предохранители или плавкие вставки (см. подраздел 12.1).
6. Затем отсоедините разъем на электродвигателе вентилятора (указан стрелкой) и подключите электродвигатель непосредственно к батарее с помощью проводов от плавкой вставки. Если вентилятор не будет вращаться, то замените электродвигатель.
Предупреждение

Не допускается соединять зажимы испытательных проводов друг с другом, или касаться ими любой металлической части автомобиля.

7. Если в предыдущем испытании выяснится, что электродвигатель исправен, то неисправны реле, предохранитель или проводка. В этом случае следует проверить реле вентилятора и главное реле двигателя, руководствуясь описанной ниже методикой.

Как подключить реле включения вентилятора

Простейшая схема подключения электровентилятора хороша своей простотой. Но можно ввести в нее несколько изменений, чтобы она стала совершеннее. Можно сделать вентилятор двухскоростным, а также отвести от датчика большой ток с помощью реле. И осуществить плавный пуск двигателя не помешает.В целях экономии средств и упрощения конструкции на автомобилях используется упрощенная схема включения вентилятора системы охлаждения. В схему входит электродвигатель вентилятора, предохранитель, датчик температуры и соединительные провода. Электродвигатель подключается к массе, а также к плюсу аккумулятора через предохранитель. В разрыв провода массы включен датчик температуры.

Такая схема хороша своей простотой, не нужно использовать дорогостоящие элементы, а количество проводов минимально. Но есть и минусы у нее. Например, датчик температуры, выполняющий роль выключателя, пропускает через себя большой ток, что сказывается на его сроке службы. И еще минус – это резкое включение двигателя. Нагрузка на двигатель резко возрастает до максимального значения, а это негативно сказывается на состоянии электродвигателя.

Использование электромагнитного реле


Применение простого реле слегка усложнит схему, но избавит датчик температуры от наличия большого тока. Ток большой величины будет протекать через контакты реле. Дешевле и проще заменить реле, нежели датчик температуры для включения электровентилятора. Для проведения модернизации потребуется провод и реле с кронштейном для крепления к кузову.

Отсоедините датчик температуры, а провода, которые были на нем, нужно подключить к нормально разомкнутой паре контактов нашего реле. Половина дела сделана, силовая часть готова. Теперь управление. Один вывод датчика температуры соединяем с массой, а вот второй подключаем к катушке реле.

Со второго вывода катушки нужно протянуть провод к плюсовому выводу аккумулятора. Желательно, чтобы подключение производилось через предохранитель, величина тока срабатывания которого может быть и 1 Ампер. Катушка потребляет ток небольшой величины, поэтому самое страшное, что может произойти – это короткое замыкание в проводке. Впоследствии можете параллельно датчику температуры подключить кнопку принудительного включения, которую установите в салоне автомобиля.

Применение полупроводников


Вместо электромагнитного реле можно использовать тиристорный ключ, либо же конструкцию на полевых транзисторах. Суть та же, только нет подвижных контактов, их функции выполняют электроны и дырки в кристалле полупроводника. Но не забывайте про охлаждение тиристоров и транзисторов, устанавливайте радиаторы, которые способны будут обеспечить необходимую теплоотдачу.

Плавный пуск двигателя – это весьма полезная функция для управления двигателем. Такое нововведение обеспечит постепенное увеличение нагрузки на электродвигатель. Осуществляется такая затея путем применения ШИМ-модуляции. Но вместе со всеми новшествами можно использовать в системе охлаждения второй датчик температуры, у которого температура срабатывания градусов на 5 меньше, чем у основного.

Если при срабатывании основного датчика вентилятор включается на полную мощность, то при срабатывании второго датчика его обороты должны быть вдвое меньше. Для этого при подключении придется использовать резистор. Прекрасно подойдет тот, который установлен на вентиляторе печки. Это позволит не доводить температуру в системе до экстремального значения.

Схема вентилятора радиатора, подключение реле

Конструкция и принципиальная схема вентилятора радиатора могут отличаться не только в зависимости от марки автомобиля, но и от года выпуска и комплектации модели. Рассмотрим не только принцип работы, но и вариант подключения с возможностью принудительного включения вентилятора системы охлаждения (ВСО).

Особенности конструкции системы охлаждения

В зависимости от особенностей конструкции, включение вентилятора может происходить 3-мя способами:

  • с помощью силового датчика активации ВСО. Еще такой датчик называют температурным реле включения вентилятора, так как силовые контакты электродвигателя проходят непосредственно через датчик. При такой схеме значительно возрастает нагрузка на термореле, что снижает его ресурс;
  • с помощью датчика включения вентилятора, но теперь замыкание контактов в температурном переключателе приводит к срабатыванию реле, через которое и подключены силовые контакты электровентилятора системы охлаждения. Такой способ подключения намного надежней предыдущего варианта;
  • с помощью электронного блока управления двигателем. ЭБУ, ориентируясь на установленный в радиаторе охлаждения двигателя датчик температуры охлаждающей жидкости, подает через реле питание на ВСО. В качестве измерителя используется резистивный термодатчик. Именно такая схема включения используется на подавляющем большинстве современных автомобилей. На машинах, оборудованных кондиционером, одним из электровентиляторов будет управлять блок комфорта. Необходимо это для принудительного охлаждения конденсатора при задействованной системе кондиционирования салона.

Режимы работы

Разбираясь в принципе работы и схеме подключения вентилятора радиатора, следует помнить, что электродвигатели зачастую имеют два скоростных режима. Реализуется это 2-мя способами:

  • добавлением в цепь резистора, повышающего сопротивления и, как следствие, уменьшающего силу тока. В конструкции используется двухконтактный датчик, который в зависимости от температуры питает электродвигатель напрямую либо через сопротивления;
  • комбинацией параллельного и последовательного включения. Схема применяется на авто с двумя вентиляторами. Они могут быть подключены последовательно, в случае чего по закону Ома будут работать от 6 В, либо последовательно, когда на каждый из ВСО подается 12 В. Режимы соответствуют малой и большой скорости вращения пропеллера.

Варианты схем

Принципиальная схема подключения ВСО на ВАЗ 2108, 2109, 21099 (до 1998 г.в.).

Как мы видим, датчик управляет реле включением вентилятора, которое расположено в монтажном блоке предохранителей. При достижении определенной температуры контакты температурного переключателя замыкаются, что приводит к протеканию тока в цепи электродвигателя.

Выше представлена схема для авто ВАЗ 2108, 2109, 21099, но после 1998 г.в. Как мы видим, датчик включения теперь выполняет функции реле.

Схему с использованием резистора для реализации двух скоростей вращения пропеллера рассмотрим на примере VW Passat. Двухпозиционный датчик питания вентилятора S23, в зависимости от температуры охлаждающей жидкости, замыкает контакты напрямую либо через добавочное сопротивление.

Подключение своими руками

Некоторые водители, предостерегая двигатель от перегрева вследствие неправильной работы термореле питания вентилятора радиатора, делают выносную кнопку для принудительно включения электродвигателя. Для этого достаточно параллельно к управляющему выводу реле, идущему от датчика, подключить фиксируемую кнопку, которая при нажатии будет замыкать контакт на массу, провоцируя тем самым срабатывание реле. Если конструкцией автомобиля не предусмотрено реле вентилятора, для принудительного охлаждения радиатора его придется установить самостоятельно.

Ни в коем случае не подключайте электродвигатель напрямую через кнопку в салоне! Также не советуем подключать строить схему так, чтобы после включения зажигания электровентилятор постоянно вращался, так как это значительно снижает его ресурс.

Для подключения вам достаточно понимания принципа работы 4-контактного реле и минимальных знаний в монтаже дополнительного оборудования. Обязательно включите в силовую цепь предохранитель нужного номинала и расположите его как можно ближе к источнику питания (подробно о том, как правильно подобрать номинал предохранителя).

При желании можно заменить однопозиционный датчик на двухпозиционный, что в паре с подобранным резистором позволит реализовать малую скорость работы ВСО. Если вы обладаете достаточным уровнем знаний в электротехнике, то для регулировки скорости вращения пропеллера можно соорудить ШИМ-регулятор. Управления электровентилятором с помощью ШИМ-сигнала позволит плавно регулировать и произвольно выбирать скорость вращения в зависимости от температурной нагрузки на двигатель. На просторах интернета достаточно материалов о том, как сделать ШИМ-регулятор своими руками.

Комплект реле электрического вентилятора

| Безболезненная производительность

Это недорогая защита для электровентилятора и жгута проводов автомобиля. Обеспечивает постоянное напряжение, защищает от скачков напряжения и силы тока и предотвращает обратную подачу напряжения на вентилятор через жгут проводов автомобиля. Абсолютная необходимость при добавлении ручного переключателя включения / выключения, установленного на приборной панели, в схему электрического вентилятора.

В этот комплект входят:

  1. Реле SPST 40 А
  2. Автоматический выключатель 30 А
  3. База реле со жгутом (6 футов вход, 4 выхода)
  4. Обжимные клеммы
  5. Монтажное оборудование

Другие комплекты реле электровентилятора и аксессуары можно приобрести в магазине P безболезненно Performance® ™

.

30100- Комплект реле вентилятора 70 А (без термостата)

30102- Комплект реле вентилятора однократной активации (195 ° F вкл. / 185 ° F)

30103- Комплект реле вентилятора однократной активации (185 ° F вкл. / 175 ° F)

30104- Универсальный (регулируемый термостат)

30106- Комплект реле вентилятора поколения III (205 ° F вкл. / 190 ° F)

30109- Комплект реле вентилятора, управляемого PCM (без термостата)

30110- Запасной термостат (195 ° F вкл. / 185 ° F)

30111- Запасной термостат (185 ° F вкл. / 175 ° F)

30112- Только регулируемый термостат

30113- Запасной термостат Gen III (205 ° F вкл. / 190 ° F)

30114- Комплект реле вентилятора с двойной активацией (195 ° F вкл. / 185 ° F)

30115- Комплект реле вентилятора с двойной активацией (185 ° F вкл. / 175 ° F)

30127- Комплект реле вентилятора для защиты от атмосферных воздействий Gen III (205 ° F вкл. / 190 ° F)

30128- Комплект защищенного от атмосферных воздействий одиночного включения реле вентилятора (195 ° F вкл. / 185 ° F)

30129- Комплект защищенного от атмосферных воздействий одиночного включения реле вентилятора (185 ° F вкл. / 175 ° F)

30130- Комплект всепогодного универсального реле вентилятора (без термостата)

30133- Комплект защищенного от атмосферных воздействий PCM реле вентилятора (без термостата)

Prop 65 Предупреждение

Предупреждение об опасном материале


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Этот продукт может подвергнуть вас воздействию химических веществ, включая свинец, который, как известно в штате Калифорния, вызывает рак, врожденные дефекты или другие нарушения репродуктивной системы.Для получения дополнительной информации посетите www.P65warnings.ca.gov.

Другие комплекты реле электровентилятора и аксессуары, доступные в магазине P безболезненно Performance® ™

30100- Комплект реле вентилятора 70 А (без термостата)

30102- Комплект реле вентилятора однократной активации (195 ° F вкл. / 185 ° F)

30103- Комплект реле вентилятора однократной активации (185 ° F вкл. / 175 ° F)

30104- Универсальный (регулируемый термостат)

30106- Комплект реле вентилятора поколения III (205 ° F вкл. / 190 ° F)

30109- Комплект реле вентилятора, управляемого PCM (без термостата)

30110- Запасной термостат (195 ° F вкл. / 185 ° F)

30111- Запасной термостат (185 ° F вкл. / 175 ° F)

30112- Только регулируемый термостат

30113- Запасной термостат Gen III (205 ° F вкл. / 190 ° F)

30114- Комплект реле вентилятора с двойной активацией (195 ° F вкл. / 185 ° F)

30115- Комплект реле вентилятора с двойной активацией (185 ° F вкл. / 175 ° F)

30127- Комплект реле вентилятора для защиты от атмосферных воздействий Gen III (205 ° F вкл. / 190 ° F)

30128- Комплект защищенного от атмосферных воздействий одиночного включения реле вентилятора (195 ° F вкл. / 185 ° F)

30129- Комплект защищенного от атмосферных воздействий одиночного включения реле вентилятора (185 ° F вкл. / 175 ° F)

30130- Комплект всепогодного универсального реле вентилятора (без термостата)

30133- Комплект защищенного от атмосферных воздействий PCM реле вентилятора (без термостата)


Реле вентилятора охлаждения - Что оно делает - Признаки неисправности

Реле охлаждающего вентилятора - Что оно делает - Признаки неисправности - Базовое тестирование

В цепях с высоким потреблением тока обычно используется реле охлаждающего вентилятора.

В большинстве охлаждающих вентиляторов используются электродвигатели, потребляющие от умеренного до высокого тока.

Таким образом, использование реле охлаждающего вентилятора решает эту проблему.

Как на самом деле работает реле

Реле использует относительно небольшой электрический ток, который может включать или выключать гораздо больший электрический ток. Реле в основном представляет собой электромагнит (катушка с проволокой, которая становится временным магнитом, когда через нее проходит электричество).Вы можете думать о реле как о чем-то вроде электрического рычага. Включите его слабым током, и он включает («усиливает») другой элемент, используя гораздо больший ток.


Relay Open
Relay Closed

Почему это полезно? Как следует из названия, многие датчики являются невероятно чувствительными элементами электронного оборудования и вырабатывают лишь небольшие электрические токи. Но часто они нужны нам для управления более крупными устройствами, которые используют большие токи. Реле перекрывают разрыв, позволяя маленьким токам активировать большие.

Общие признаки неисправности
Двигатель работает горячее, чем обычно:

Один из первых симптомов, обычно связанных с неисправным или неисправным реле вентилятора охлаждения: двигатель, который работает горячим или перегревается.

Не включаются вентиляторы охлаждения:

Неработающие вентиляторы охлаждения - еще один частый признак потенциальной проблемы с реле вентилятора охлаждения. Если реле выйдет из строя, оно не сможет подавать питание на вентиляторы; и в результате они не будут работать.

Вентиляторы охлаждения не выключаются:

Если охлаждающие вентиляторы работают все время, это еще один (менее распространенный) признак.

Если вы считаете, что проблема в реле охлаждающего вентилятора, проверьте его!

Самый быстрый способ узнать, работают ли электрические вентиляторы, - это запустить двигатель; дайте ему достичь нормальной рабочей температуры, а затем включите кондиционер. Вентилятор охлаждения в моторном отсеке должен включиться, чтобы втягивать воздух через радиатор и конденсатор кондиционера.

Базовое тестирование любого реле здесь

На многих автомобилях может быть два вентилятора:

  • Главный вентилятор охлаждения радиатора.
  • Второй вентилятор конденсатора.

Оба вентилятора должны включаться при включенном кондиционере.

Электрический вентилятор охлаждения

Если один или оба вентилятора не включаются; Отсутствие дополнительного охлаждения, обеспечиваемого вентилятором, может привести к снижению эффективности охлаждения кондиционера. Кроме того, это может привести к перегреву и отказу компрессора кондиционера.Двигатель также может нагреваться и перегреваться.

Проблемы в цепи охлаждающего вентилятора

Типичная схема электрического вентилятора системы охлаждения включает датчик температуры, реле, модуль управления и двигатель вентилятора. Реле - это компонент, который выходит из строя чаще всего; поэтому обязательно проверьте реле, а также его подключение к источнику питания и заземлению.

Реле охлаждающего вентилятора

Нормальная катушка реле обычно показывает сопротивление от 40 до 80 Ом. Если сопротивление велико, катушка все еще может работать, но выходит из строя; или он может не работать при высоких электрических нагрузках.Если катушка не имеет сопротивления, она разомкнута и вышла из строя. Заменить реле.
Еще один простой тест реле - встряхнуть его. Если внутри что-то дребезжит, вероятно, сломан якорь реле.

Есть три основных типа реле:
Нормально открытый:

Якорь закрывается, когда на катушку подается питание, чтобы направить питание на двигатель вентилятора.

Нормально закрытый:

Якорь нормально закрыт и открывается при включении.

Двойное реле:

Этот тип проводит ток в разомкнутом и замкнутом состоянии в двух разных цепях.

Заключение

Реле вентилятора охлаждения, по сути, выполняет функцию переключателя вентиляторов охлаждения двигателя; и поэтому является важным электрическим компонентом системы охлаждения автомобиля. Наконец, если вы подозреваете, что реле вентилятора охлаждения может иметь проблемы, проверьте его.

Поделитесь новостями портала Danny’s Engine

Как подключить электрический вентилятор к реле в классическом автомобиле

Мы покажем вам, как подключить электрический вентилятор к реле с термостатическим выключателем.

Если у вас есть электрический охлаждающий вентилятор на вашем классическом автомобиле или хот-роде, и вы хотите знать, как подключить его к реле, вы попали в нужное место. Хотя вы можете просто подключить электрический вентилятор, чтобы он работал все время, подключить его к комплекту реле электрического вентилятора, который контролируется температурой - или, если использовать причудливый термин для этого, термостатическим управлением - это гораздо лучшая идея.

Просмотреть все 8 фотографий

Нашим примером для сегодняшнего урока "как" является Plymouth Duster 1974 года технического центра MotorTrend Кристиана Арриеро.Кристиан взял от Speedway Motors комплект реле электрического вентилятора с термостатическим переключателем, чтобы управлять электрическим вентилятором системы охлаждения на своем Дастере. Переключатель с регулируемой температурой предназначен для включения вентилятора, когда температура охлаждающей жидкости достигает 195 градусов, и выключения вентилятора, когда температура падает до 185 градусов. Во время установки Кристиан сделал несколько фотографий, чтобы мы могли показать вам, как правильно установить электрический вентилятор с реле на ваш классический автомобиль.

Куда идут четыре провода реле электрического вентилятора (с номерами реле)?

  • 87 (красный провод) подключается к плюсовому проводу на электровентиляторе.
  • 30 (другой красный провод) требуется постоянное напряжение 12 В от аккумулятора.
  • 86 (серо-белый провод) идет к замку зажигания.
  • 85 (черный провод) подключается к отправляющему блоку с регулируемой температурой.
Просмотреть все 8 фотографий

Установка термостатического передающего блока

Установите передающий блок с регулируемой температурой в одно из отверстий охлаждающего канала на впускном коллекторе, обязательно используйте высокотемпературный герметик для резьбы во избежание утечек.Передающее устройство имеет два штыревых лопаточных разъема, один из которых идет к черному проводу на реле, а другой - к земле.

Просмотреть все 8 фото

Для хорошего заземления рекомендуется использовать звездообразную шайбу. Это особенно верно, если, как и в нашем приложении, место заземления имеет защитное покрытие на металле.

Посмотреть все 8 фотографий

Как подключить электрический вентилятор

Положительный провод от электровентилятора подключается к одному из двух красных проводов реле, а отрицательный провод должен быть заземлен.

Просмотреть все 8 фотографий

Если вы не уверены, какой провод выходит из электровентилятора, найдите схему электрических соединений, предоставленную производителем вентилятора. Если вы все еще не уверены, после того, как вы завершили всю проводку, дайте машине нагреться до температуры, и как только вентилятор включится, вы сможете почувствовать, вытягивает ли он воздух из передней части автомобиля. Если это не так, выключите машину, поменяйте местами два провода, и все будет в порядке.

Посмотреть все 8 фото

Установка реле электровентилятора

Где установить реле - решать вам, и P безболезненно поставляет саморез, чтобы закрепить его.Лучше всего найти место, в котором не будет значительного количества влаги, в моторном отсеке или - если вы хотите скрыть проводку - внутри колодца внутреннего крыла.

Посмотреть все 8 фотографий

Правильный способ подключения реле к источнику питания 12 В

Хотя у вас может возникнуть соблазн просто пропустить положительный провод от реле непосредственно к положительной клемме аккумулятора, это большой недостаток. -нет. Вам потребуется либо постоянное напряжение 12 В для работы через автоматический выключатель, либо через предохранитель.В комплекте реле вентилятора P безболезненной работы, которое мы получили от Speedway Motors, входит автоматический выключатель, если вы хотите безопасно получать питание непосредственно от аккумулятора. Вместо этого мы решили подключиться к нашему блоку предохранителей, используя предохранитель на 30 ампер.

Посмотреть все 8 фотоСмотреть все 8 фото

Как заменить реле охлаждающего вентилятора на большинстве автомобилей

Реле вентилятора системы охлаждения используется в автомобилях с электрическим вентилятором для охлаждения двигателя. Функция реле вентилятора охлаждения заключается в преобразовании сигнала низкого напряжения либо от электронного модуля управления (ECM), либо от датчика с термостатическим управлением.

Реле вентилятора системы охлаждения принимает сигнал низкого напряжения и внутренне включает реле, чтобы напряжение аккумуляторной батареи подавалось на вентилятор охлаждения радиатора. Использование сигнала более низкого напряжения для управления реле снижает нагрузку на остальную проводку и систему зарядки. Когда реле вентилятора не работает, соответствующий сигнал не будет получен, и вентилятор не сможет охладить систему.

Этот тип релейной системы также позволяет использовать проводку меньшего диаметра, которая занимает меньше места по всему автомобилю и может значительно снизить вес современных систем с компьютерным управлением.Когда реле охлаждающего вентилятора получает сигнал от контроллера ЭСУД, электрическая схема обычно будет напоминать следующую иллюстрацию.

Реле вентилятора охлаждения обычно располагается либо в центре реле и предохранителей под капотом, либо монтируется на блоке электрического вентилятора за радиатором. Чтобы заменить реле вентилятора охлаждения, есть два метода, которые мы рассмотрим для положений, упомянутых выше.

  • Примечание : Некоторые производители также называют электронный блок управления (ЕСМ) модулем управления трансмиссией (PCM).

  • Предупреждение : Вентилятор охлаждения радиатора может работать, когда ключ зажигания находится в положении «выключено». Держите пространство вокруг лопасти вентилятора свободным, чтобы избежать травм. Если в какой-либо момент невозможно избежать контакта с вентилятором радиатора, рекомендуется отсоединить аккумулятор, чтобы вывести вентилятор радиатора из строя.

Способ 1 из 2: Снятие реле вентилятора системы охлаждения в блоке реле и предохранителей под капотом

Необходимые материалы

Шаг 1. Найдите блок реле / ​​предохранителей под капотом .Визуально определите блок реле / ​​предохранителей под капотом.

Коробка обычно располагается на стороне водителя или пассажира в моторном отсеке рядом с крылом.

Шаг 2: Снимите крышку блока предохранителей / реле . Снимите крышку с верхней части блока реле / ​​предохранителей под капотом.

Это будет достигнуто путем снятия или освобождения любой комбинации удерживающих зажимов или креплений.

Шаг 3. Найдите реле вентилятора охлаждения . Теперь мы должны определить, какое реле является реле вентилятора охлаждения.

Большинство производителей распечатывают схему на одной стороне крышки блока предохранителей / реле под капотом, на которой показано положение каждого из предохранителей и реле, содержащихся в коробке.

  • Совет : Если на крышке блока реле / ​​предохранителей под капотом нет схемы, обратитесь к руководству пользователя, чтобы найти возможный список мест расположения предохранителей и реле.

Шаг 4. Убедитесь, что питание отключено . На этом этапе убедитесь, что ключ зажигания находится в выключенном положении.

Для дополнительной безопасности выньте ключ из замка зажигания и установите его либо на приборную панель, либо на центральную консоль (если имеется).

  • Предупреждение : Важно, чтобы зажигание было в выключенном положении, чтобы не было скачков напряжения, которые могут вызвать катастрофическое повреждение электронного модуля управления (ECM) при замене реле.

Шаг 5: Замена реле вентилятора охлаждения . Осторожно зажмите реле пальцами и покачивайте взад и вперед, одновременно подтягивая реле вверх.

Реле должно освободиться с номинальным усилием.

  • Подсказка : Нередко на реле со временем накапливается грязь и мусор, поэтому его трудно удалить. Иногда необходимо использовать небольшую отвертку или плоскогубцы, чтобы осторожно вытащить реле из гнезда.

Шаг 6: Подберите заменяющее реле к оригинальному . После снятия реле вентилятора охлаждения сравните замененное реле с реле, которое было снято.

Убедитесь, что реле таких же основных размеров. Переверните реле и сравните номер клеммы и ориентацию.

Шаг 7: Установите новое реле вентилятора охлаждения . Разместите реле над выемкой, из которой был извлечен оригинал, и осторожно прижмите его.

Шаг 8: Убедитесь, что новое реле охлаждающего вентилятора правильно установлено . Визуально посмотрите на основание реле вентилятора охлаждения, чтобы убедиться, что основание реле полностью вошло в гнездо.

Между основанием реле вентилятора системы охлаждения и блоком реле / ​​предохранителей под капотом должен быть зазор менее 1 мм.

Шаг 9: Проверьте работу сменного реле вентилятора охлаждения . Проверьте работу, включив реле охлаждающего вентилятора.

Это достигается либо путем прогрева двигателя до рабочей температуры, либо путем включения системы кондиционирования воздуха.

Способ 2 из 2: Замена реле вентилятора охлаждения, установленного на узле электрического вентилятора охлаждения

Шаг 1. Найдите реле охлаждающего вентилятора .Осмотрите блок электрического вентилятора системы охлаждения на наличие реле вентилятора системы охлаждения.

На приведенном выше рисунке показан типичный пример того, как реле может быть установлено на некоторых моделях.

  • Совет : Если есть вопрос, является ли компонент реле охлаждающего вентилятора, можно использовать руководство по ремонту для мастерской, чтобы найти место на данном автомобиле.

Шаг 2: Отсоедините электрический разъем . Реле вентилятора системы охлаждения имеет электрический разъем, который необходимо отсоединить и переключить на сменное реле вентилятора системы охлаждения.

Чаще всего используются разъемы нажимного типа. Отсоедините разъем и снимите реле вентилятора системы охлаждения.

Шаг 3: Сравните новое реле охлаждающего вентилятора с снимаемым . Осмотрите новое реле охлаждающего вентилятора и сравните его со снятым реле.

Обратите особое внимание на физические размеры реле и, что более важно, на количество и ориентацию контактов при замене.

Шаг 4: Установите запасное реле охлаждающего вентилятора .Вставьте электрический разъем в новое реле охлаждающего вентилятора и установите его на место.

  • Примечание : Остальные шаги, приведенные ниже, одинаковы для любого из перечисленных выше методов.

Шаг 5: Проверьте работу сменного реле . Проверьте работу, включив реле охлаждающего вентилятора.

Это достигается либо путем прогрева двигателя до рабочей температуры, либо путем включения системы кондиционирования воздуха.

  • Примечание : Большинство, но не все производители имеют систему охлаждающего вентилятора, которая включается при включении кондиционера.

Замена реле вентилятора охлаждения - жизненно важный ремонт для поддержания нормальной работы вашего автомобиля. Если в какой-то момент вы почувствуете, что можете заменить реле охлаждающего вентилятора, попросите одного из сертифицированных технических специалистов YourMechanic прийти к вам домой на работу и выполнить ремонт за вас.

Диагностика неисправности реле вентилятора охлаждения двигателя

Перегрев двигателя или плохая работа кондиционера могут быть вызваны не включается вентилятор охлаждения двигателя или конденсатора кондиционера.Во многих случаях основной причиной неисправности является неисправное реле вентилятора системы охлаждения. Самый быстрый способ определить, работают ли электрические вентиляторы, - это запустить двигатель, дать ему достичь нормальной рабочей температуры, а затем включить кондиционер. . Вентилятор охлаждения в моторном отсеке должен включиться, чтобы втягивать воздух через радиатор и конденсатор кондиционера. На многих автомобилях может быть два вентилятора: основной вентилятор охлаждения радиатора и второй вентилятор конденсатора. Оба вентилятора должны включиться при включенном кондиционере.

Если один или оба вентилятора не включаются, отсутствие дополнительного охлаждения, обеспечиваемого вентилятором, может привести к ухудшению охлаждающей способности кондиционера, а также к перегреву и отказу компрессора кондиционера.Двигатель также может нагреваться и перегреваться.

Проблемы в цепи охлаждающего вентилятора

Типичная электрическая цепь охлаждающего вентилятора включает датчик температуры, реле, модуль управления и двигатель вентилятора. Реле - это компонент, который выходит из строя чаще всего, поэтому обязательно проверьте реле, а также его источник питания и заземление. Хорошая катушка реле обычно показывает сопротивление от 40 до 80 Ом. Если сопротивление велико, катушка все еще может работать, но выходит из строя, или она может не работать при высоких электрических нагрузках.Если катушка не имеет сопротивления, она разомкнута и вышла из строя. Замените реле. Другой простой способ проверки реле - встряхнуть его. Если внутри что-то дребезжит, вероятно, сломан якорь реле.

Типы реле электрических охлаждающих вентиляторов

Существует три основных типа реле:
  • Нормально разомкнутые реле являются наиболее распространенным типом. Якорь закрывается, когда катушка находится под напряжением, чтобы направить питание на двигатель вентилятора.
  • Нормально закрытый. Якорь обычно закрыт и открывается при включении.
  • Двойное реле. Этот тип проводит ток в разомкнутом и замкнутом состоянии в двух разных цепях.

Некоторые автомобили с проблемами вентилятора охлаждения

  • Минивэны Chrysler (конец 1980-х - начало 1990-х годов). Они используют твердотельное реле для охлаждающих вентиляторов, и реле имеют тенденцию перегреваться и выходить из строя.
  • Крайслер Неон. Проблема здесь в том, что в схеме охлаждающего вентилятора используется радиочастотный фильтр, установленный на кожухе вентилятора радиатора. Фильтр установлен в горячей зоне и имеет тенденцию выходить из строя, не позволяя работать охлаждающему вентилятору.
  • На большинстве автомобилей Chrysler реле охлаждающего вентилятора должно быть включено, прежде чем на муфту кондиционера будет подано питание. Если реле вентилятора вышло из строя, оно предотвратит включение муфты компрессора и охлаждение не будет.
  • Контроллеры вентилятора охлаждения Ford (Мустанги конца 1980-х - начала 1990-х годов и другие модели). Контроллер содержит первичное реле вентилятора, реле управления вентилятором кондиционера и полностью открытый выключатель дроссельной заслонки, все они встроены в один блок. Контроллер должен включать оба вентилятора при включенной муфте компрессора.Проблема в том, что два двигателя вентилятора потребляют такую ​​большую силу тока, что отнимают напряжение у муфты. Следовательно, муфта компрессора может получить только 9,8 В вместо полного напряжения аккумуляторной батареи, вызывая ее проскальзывание, перегрев и выход из строя. Решением здесь является добавление отдельного реле для муфты компрессора, чтобы муфта могла получать полное напряжение от батареи.
  • Ford Integrated Relay Control Module (IRCM) (введен в 1986 г.). Этот блок управляет обоими реле вентилятора, реле муфты компрессора и реле топливного насоса.Модуль установлен на кожухе радиатора и подвергается сильному нагреву, поэтому сбои являются обычным явлением. Одним из симптомов неисправного модуля является автомобиль, который заводится, но не заводится, потому что на топливный насос не подается питание через реле. Неисправный модуль также может препятствовать работе одного или обоих вентиляторов или включению муфты компрессора. Модуль IRCM также обеспечивает работу вентилятора с двумя скоростями (высокая и низкая) за счет использования внутреннего резистора для падения напряжения на вентиляторы. Этот резистор часто перегорает и выходит из строя.Если какая-либо из подсистем внутри модуля IRCM вышла из строя, необходимо заменить весь модуль.
  • Легковые автомобили Chrysler LH (с начала 1990-х). В этих автомобилях используются два реле (вентилятор низкого и высокого уровня) и два вентилятора. Эти цепи защищают три предохранителя в распределительной коробке. Модуль управления двигателем обеспечивает заземление реле вентиляторов, когда необходимо охлаждение, а внутри каждого двигателя вентилятора расположен падающий резистор для двухскоростной работы (поэтому каждый двигатель имеет две входные клеммы питания, но только одну клемму заземления).При температуре 238 градусов по Фаренгейту реле вентилятора переключает питание с низкоскоростной цепи на высокоскоростную, чтобы увеличить охлаждение. Если это реле выходит из строя (что часто происходит из-за нагрузки, которую оно несет), вентилятор может работать на высокой скорости, но не на низкой. Другие входные данные, которые могут повлиять на включение реле вентилятора, включают температуру двигателя, температуру трансмиссии, температуру всасываемого воздуха и рабочее давление кондиционера. На этом автомобиле вы должны использовать диагностический прибор, чтобы увидеть, какой из этих входов включает вентиляторы и когда.
  • Если муфта компрессора на каком-либо автомобиле вышла из строя, причиной может быть низкое напряжение на муфте. Низкое напряжение позволяет сцеплению проскальзывать, что приводит к чрезмерному трению и нагреву. С помощью вольтметра измерьте напряжение на сцеплении. Если оно не соответствует напряжению аккумуляторной батареи в пределах 0,2 В, другие компоненты цепи могут отбирать мощность у муфты сцепления. Решение может заключаться в том, чтобы потребовать схему сцепления путем добавления нового реле, чтобы сцепление могло иметь свою собственную выделенную цепь питания.

Щелкните здесь, чтобы загрузить или распечатать эту статью.




Статьи по теме:

Перегрев: причины и способы устранения

Датчики охлаждающей жидкости

Устранение неисправностей электрического вентилятора охлаждения

Устранение неисправностей муфты охлаждающего вентилятора

Нажмите здесь, чтобы увидеть больше технических статей Carley Automotive

Требуется заводская информация по сервисному руководству для вашего автомобиля ?

Mitchell 1 DIY eautorepair manuals


Признаки неисправного или неисправного реле охлаждающего вентилятора

В большинстве современных автомобилей используются электрические вентиляторы охлаждения, которые помогают протягивать воздух через радиатор, чтобы двигатель оставался холодным.В большинстве охлаждающих вентиляторов используются электродвигатели с потребляемым током от умеренного до высокого, поэтому управление ими обычно осуществляется с помощью реле. Реле вентилятора охлаждения - это реле, которое управляет вентиляторами охлаждения двигателя. При соблюдении правильных параметров температурный выключатель или компьютер активируют реле, которое подает питание на вентиляторы. Реле обычно срабатывает, когда обнаруживается, что температура автомобиля приближается к чрезмерно высокой. Обычно неисправное реле вентилятора охлаждения вызывает несколько симптомов, которые могут предупредить водителя о том, что может потребоваться обслуживание.

1. Двигатель работает горячий

Один из первых симптомов, обычно связанных с неисправным или неисправным реле вентилятора охлаждения, - это перегрев или перегрев двигателя. Если вы заметили, что ваш двигатель работает при более высоких температурах, чем обычно, это может быть признаком того, что реле не работает должным образом. Если реле закорачивает или выходит из строя, оно не сможет подавать питание на вентиляторы и поддерживать работу двигателя при нормальных температурах. Аномально высокие температуры также могут быть вызваны множеством других проблем, поэтому рекомендуется провести надлежащую диагностику автомобиля, чтобы быть уверенным в проблеме.

2. Не работают охлаждающие вентиляторы

Неработающие вентиляторы охлаждения - еще один частый признак потенциальной проблемы с реле вентилятора охлаждения. Если реле выйдет из строя, оно не сможет подавать питание на вентиляторы, и в результате они не будут работать. Это может привести к перегреву, особенно когда автомобиль находится на остановке, когда автомобиль не движется вперед, чтобы пропустить воздух через радиатор.

3. Вентиляторы охлаждения всегда включены

Если охлаждающие вентиляторы работают постоянно, это еще один (менее распространенный) признак возможной проблемы с реле охлаждающего вентилятора.Если реле закорочено внутри, это может привести к постоянному включению питания, что приведет к постоянной работе вентиляторов. В зависимости от схемы проводки автомобиля это может привести к тому, что они останутся включенными, даже когда автомобиль выключен, что приведет к разрядке аккумулятора.

Реле вентилятора системы охлаждения по существу выполняет функцию переключателя вентиляторов охлаждения двигателя и, следовательно, является важным электрическим компонентом системы охлаждения автомобиля. По этой причине, если вы подозреваете, что у вашего охлаждающего вентилятора или реле могут быть проблемы, обратитесь к профессиональному специалисту для диагностики автомобиля, например, из YourMechanic.Они смогут осмотреть ваш автомобиль и при необходимости заменить реле вентилятора охлаждения.

Полное руководство по стоимости замены реле вентилятора охлаждения

Вентилятор охлаждения двигателя помогает поддерживать нужную температуру охлаждающей жидкости в двигателе. Он активируется реле, которое следует набору протоколов на основе информации, передаваемой ему модулем управления трансмиссией. Так, когда реле вентилятора охлаждения перестает работать, охлаждающая жидкость может сильно нагреться, и автомобиль может перегреться.

Чтобы заменить реле вентилятора охлаждения, вы будете платить в среднем от 80 до 160 долларов, в зависимости от типа вашего автомобиля и гонораров механика.Стоимость работы должна составлять около 70 долларов, а запчасти - от 10 до 50 долларов.

Сравнение затрат на замену реле охлаждающего вентилятора

Ваш механик

Midas

Работа Гарантия Цена
$
Работа Гарантия Цена
Детали и ремонт 12 месяцев Шина
Работа Гарантия Цена
Запчасти и ремонт 12 месяцев
Работа Цена Цена
Детали и работа 24 месяца $ 401-519

Walmart

905 905
Запасные части Limited 265-390 долларов США

Amazon

907
Work Цена Ограниченная гарантия $ 384

90 003

Что такое замена реле вентилятора охлаждения?

Вентилятор охлаждения должен служить в течение всего срока службы автомобиля, но это не всегда так.Если он все-таки выйдет из строя, вы можете не сразу заметить это, но вам нужно будет заменить его, когда он не работает. Если он какое-то время не работал, прежде чем вы заметили проблему и исправили ее, то ваш двигатель также может быть поврежден из-за чрезмерного перегрева.

В большинстве случаев это простой и быстрый ремонт, занимающий около часа и требующий замены небольшого реле. Если вы позволили проблеме не исчезнуть какое-то время, то на ее устранение уйдет гораздо больше времени, и это будет стоить вам немного дороже.

Преимущества замены реле вентилятора охлаждения

Если вы решите эту проблему быстро и решительно, вы убережете свой двигатель от перегрева и продляете срок его службы. Вам также понравится автомобиль, который не так сильно нагревается и работает намного более плавно. Чем раньше вы справитесь с этой проблемой, тем больше денег вы сэкономите.

Что нужно сделать при замене реле вентилятора охлаждения?

Механику необходимо будет подтвердить, что необходимо заменить реле вентилятора системы охлаждения.В этом случае необходимо открыть главную панель реле доступа. Затем сломанное реле будет извлечено из корпуса, просто потянув его вверх и наружу. Механик проверит соединения, чтобы убедиться, что они не сгорели или не были повреждены иным образом. Если они повреждены, их тоже нужно будет заменить. Затем в корпус реле будет вставлено новое реле.

Вентилятор охлаждения будет проверяться, когда автомобиль включен, а затем проверяться во время дорожных испытаний, чтобы убедиться, что он работает должным образом.

Когда заменять реле охлаждающего вентилятора

Не рекомендуется долго эксплуатировать автомобиль из-за проблемы, которая приводит к перегреву двигателя. Это невероятно опасно для вашего двигателя, и вам нужно как можно скорее починить реле вентилятора охлаждающей жидкости.

Вы можете поискать признаки неисправности реле. Наиболее очевидным из них будет перегрев, и вы можете увидеть световой индикатор двигателя или показания датчика температуры.Вы также должны прислушаться, чтобы увидеть, всегда ли работает ваш охлаждающий вентилятор или ваш кондиционер не работает должным образом. Все это может быть признаком того, что реле вентилятора охлаждения вышло из строя.

Как сэкономить на замене реле охлаждающего вентилятора

Это отличный проект для домашнего мастера, который хочет сэкономить. Это относительно простой процесс замены, и вы можете сделать это примерно за час или два, даже если у вас нет большого опыта в решении таких проблем.Просто убедитесь, что вы правильно диагностировали проблему, так как есть ряд деталей автомобиля, которые могут выйти из строя и вызвать перегрев двигателя или неработоспособность кондиционера.

Вы также можете попробовать сравнить ставки между различными механиками, чтобы увидеть, у кого лучшая сделка, но, поскольку это обычно недорого, вы вряд ли сможете сэкономить много денег, сравнивая котировки.

Пример затрат на замену реле охлаждающего вентилятора

9048 328–350 долларов
Модель Труд Детали Итого
Ford F-Series долл. - 452 долл. США
Chevrolet Silverado 108 долл. США- 138 долл. США долл. США 380–458 долл. США долл. США 488–596 долл. США
Ford Focus Camry 78-85 долларов 370-390 долларов 448-475 долларов
Toyota Corolla 78-85 долларов 370-390 долларов 373–419 долларов
Honda CR-V 79–100 долларов 390–418 долларов 469–518 долларов
Honda Civic 79–100 долл.

Автор: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *