Штраф за неофициальное трудоустройство: Страница не найдена — Ассистентус

Содержание

Какой штраф предусмотрен ИП, юридическому лицу за неоформленного работника в 2021 году

Штрафы для ИП за неоформленных сотрудников

По требованию Трудового кодекса РФ, требуется соблюдать определенный порядок при принятии граждан в штат: заключение трудового договора, издание приказа о приеме на работу, внесение записи в трудовую книжку, ознакомление с локальными актами, которые касаются исполнения работником его обязанностей. Нарушение установленной процедуры заключения трудового договора и невыплата предусмотренных законодательством обязательных платежей влечет административную и даже уголовную ответственность.

Основания для привлечения к административному наказанию, если работник не оформлен официально:

  • фактический допуск сотрудника к исполнению обязанностей работодателем без надлежащего оформления трудовых отношений или уклонение от их составления;
  • заключение гражданско-правового договора взамен трудового;
  • фактический допуск сотрудника к исполнению обязанностей неуполномоченным лицом без последующего одобрения со стороны работодателя и заключения трудового контракта.

При отсутствии официального оформления доказательствами наличия рабочих отношений в суде выступают:

  • выдача пропуска на территорию работодателя;
  • документы, которые подтверждают выплату денежных средств неоформленному работнику;
  • различные акты, ведомости, где присутствует подпись гражданина;
  • переписка сторон;
  • свидетельские показания.

Перечень является открытым (постановление пленума ВС РФ от 29.05.2018 № 15).

Кодекс об административных правонарушениях РФ (ч. 3, 4 ст. 5.27) устанавливает, какой штраф за неоформленного работника для ИП в 2021:

  • от 5000 до 10 000 р. — за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление либо заключение гражданско-правового договора вместо трудового;
  • от 10 000 до 20 000 р. — при фактическом допуске неуполномоченным сотрудником без последующего одобрения работодателем и оформления отношений по ТК РФ.

При повторном нарушении штраф за незарегистрированных работников составит для ИП от 30 000 до 40 000 р.

При отсутствии оформленных трудовых отношений работодателем не осуществляются обязательные платежи по налогам и страховым взносам. Если подобное положение вещей выявится при проверке, ИП потребуется возместить недостающую сумму. Вопрос о привлечении к административной или уголовной ответственности решается в зависимости от причиненного ущерба и продолжительности периода отсутствия выплат.

По Уголовному кодексу РФ, уголовная ответственность ИП за неоформленного сотрудника предусматривается в виде:

  • штрафа в размере от 100 000 до 300 000 р. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
  • принудительных работ до 1 года;
  • ареста на срок до 6 месяцев;
  • лишения свободы до 1 года (ст. 198 УК РФ).

Ответственность организаций за неоформленных сотрудников

Виды ответственности организаций аналогичны, как и для ИП, что грозит работодателю за неофициальное трудоустройство гражданина РФ в 2021:

  • административная ответственность;
  • уголовная ответственность;
  • ответственность по налоговому законодательству.

КоАП РФ предусматривает, какой штраф на юридическое лицо за неоформленного сотрудника:

  • за неоформление работника (уклонение, ненадлежащее оформление) от 50 000 до 100 000 р. — на организацию и от 10 000 до 20 000 р. — на должностных лиц по ч. 4 ст. 5.27;
  • за фактический допуск к трудовой деятельности неуполномоченным работником от 10 000 до 20 000 р. — на руководителя по ч. 3 ст. 5.27. Непосредственно организация как отдельный субъект по такому основанию не привлекается. Штраф для неуполномоченного сотрудника, который допустил гражданина к работе, составит от 3000 до 5000 р.

Уголовное наказание юр лицу за неофициальное трудоустройство, фактически за неуплату налогов, сборов и страховых взносов в определенном размере, предусмотрено ст. 199 УК РФ. По этой статье привлекаются руководитель или гражданин, де-факто выполнявший обязанности руководителя организации (постановление пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 48). Уголовное наказание предусматривается в виде штрафа, ареста, принудительных работ или лишения свободы без права в последующем занимать определенные должности.

Санкции за неоформленных мигрантов

Статья 18.15 КоАП РФ предусматривает, что будет работодателю за неоформленного работника — иностранного гражданина без наличия у последнего разрешения или патента на работу:

  • штраф для ИП и руководителей организаций — от 25 000 до 50 000 р., для юридических лиц — от 250 000 до 800 000 р.;
  • приостановление деятельности от двух недель до 90 дней.

Для работодателя предусмотрены те же санкции при отсутствии разрешения у него на привлечение иностранцев к трудовой деятельности (ч. 2 ст. 18.15).

Кроме общих положений, КоАП РФ отдельно предусматривает штрафы за работу без трудового договора, которая осуществляется на торговых объектах (ч. 1, 2 ст. 18.16):

  • для ИП — от 350 000 до 800 000 р.;
  • для организаций — от 450 000 до 800 000 р.;
  • для должностных лиц — от 45 000 до 50 000 р.

Ответственность предусматривается за незаконное привлечение к труду каждого иностранца.

Для Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области установлен повышенный размер санкций.

За неоформленного сотрудника — штраф до 180 000 грн. Кого будет проверять налоговая и Гоструда

01 Июля, 2021, 12:10

6404

Государственная налоговая служба Украины и Гоструда будут вместе бороться с использованием неоформленных сотрудников украинскими компаниями. Как сообщают в ГНС, ведомства уже «согласованно механизм совместной работы» в данном направлении.

Редактор AIN.UA разбиралась, какие законные методы обнаружения нарушений в сфере труда существуют в компетенциях Гоструда и ГНС. А также стоит ли бизнесу опасаться проверок.


Что в планах у ГНС и Гоструда

В ГНС расписали, какие конкретно мероприятия планируются в рамках кампании по борьбе с незадекларированный трудом совместно с Гоструда.

  • Во-первых, это информационная кампания о преимуществах официального трудоустройства и рисках использования незадекларированного труда.
  • А во-вторых, фактические проверки налоговой и инспекции Гоструда среди работодателей, «которые имеют высокий риск использования незадекларированной труда». Критерии, по которым оценивается степень этого риска, в сообщении не уточнили.

«ГНС проводит постоянный мониторинг возможных рисков использования труда неоформленных в установленном порядке работников.

Результаты такого мониторинга будут использованы в ходе контрольно-проверочных мероприятий органов ГНС и дополнительно переданы Гоструда для соответствующего реагирования», — подчеркивают в налоговой.

В ведомстве акцентируют, что за использование труда одного неоформленного работника положен штраф в 10 минимальных заработных плат, что в 2021 году составляет 60 000 грн. Размер санкции увеличивается в зависимости от количества выявленных неоформленных работников. В случае повторного нарушения повторно в течение двух лет размер санкции увеличивается до 30 минимальных зарплат за каждого такого работника, и составляет 180 000 грн.

Кого и как будут проверять

Проверки Гоструда могут осуществляться только при наличии законных оснований, определенных специальным законодательством. В частности, основаниями для проверки могут быть информация из налоговой, Пенсионного фонда Украины, других контролирующих органов или непосредственно от недовольных текущих/бывших работников предприятий о фактах нарушения трудового законодательства.

Об этом AIN.UA рассказал юрист ЮФ «Ильяшев и Партнеры» Иван Маринюк.

Также налоговая часто выявляет нетрудоустроеных сотрудников при фактических и
выездных проверках, предметом для которых являются совершенно другие вопросы. График проверок можно посмотреть здесь.

«На данный момент в открытом доступе нет информации о четких критериях, на основании
которых налоговая определяет нарушителей. Однако, риск существенно увеличивается для тех, у
кого количество работников не соотносится с используемым оборудованием/активами, объёмами
производства (предоставленных услуг) с показателями на аналогичных предприятиях, — поясняет Иван Маринюк.

Например, для перевозчика с большим автопарком, собственным ремонтным цехом и крупными оборотами, малое количество трудоустроенных сотрудников может выглядеть подозрительно».

Критерии, по которым ГНС и Гоструда будут проверять компании на предмет нарушений в сфере оформления сотрудников, назвала бухгалтер Татьяна Черненок:

  1. Несоответствие количества работников и объемов деятельности: например, розничный магазин, с выручкой 5 млн грн, но нет оформленных работников.
  2. Факты нарушения трудоустройства, выявленных ГНС: ГНС например, проверка выявила нарушения по зарплате и сообщила Гоструда.
  3. Несоответствие количества форм 20-ОПП и количества работников: ЧП имеет 3 магазина, подал 3 формы 20-ОПП, но работает один работник.
  4. Несоответствие количества одновременно работающих РРО и количества работников: три кассовых аппарата одновременно работают в разных частях города, а работников нет.
  5. Доля работников по ГПХ больше доли по трудовым договорам: ресторан имеет директора и бухгалтера в штате, а повар/бармен/официант/курьер оформлены по ЦПХ (цивильно-правовой договор).
  6. Отсутствие работников в штате у субъекта, занимающегося лицензионной деятельностью (алкоголь, перевозки и прочее).

Кого это касается

В данном случае совместная инициатива налоговой и Гоструда касается не «большого IT», которое работает с ФОП. Она направлена скорее на средний и малый бизнес, которые активно эксплуатируют так называемые «зарплаты в конвертах». При этом сотрудники могут быть оформлены даже не на минимальную ставку, а не оформлена вообще. Таким образом, бизнес уклоняется от налогов, а сотрудники теряют любые социальные гарантии.

Любопытно, что в законодательном поле Украины пока нет четких критериев определения трудовых отношений. Такие критерии неоднократно пытались ввести чиновники. Так, один из последних проектов представило Минэкономики в феврале текущего года. Всего предлагается 7 признаков трудовых отношений, но в случае соответствия хотя бы трем из них, сотрудника следует оформить в штат. Законопроект пока не рассматривала в Парламенте.

Также по теме:

Какие штрафы платит работодатель за неофициальное трудоустройство работников

В Управлении Гоструда в Ивано-Франковской области напомнили, что меры по привлечению объекта посещения и его должностных лиц к ответственности за использование труда неоформленных работников применяются одновременно с внесением предписания независимо от факта устранения выявленных нарушений в ходе инспекционного посещения или невыездной инспекции.

В частности, объекту посещения вносится обязательное для выполнения предписание и одновременно с внесением предписания составляется протокол об административном правонарушении и в соответствии со статьей 265 КЗпП Украины на юридическое лицо (физическое лицо-предпринимателя) налагается финансовая санкция.

Финансовая ответственность

Поскольку штрафы за нарушение трудового законодательства имеют привязку к размеру минимальной заработной платы, их размер с 1 января 2021 года увеличился (с 1 января 2021 выросли штрафы Гоструда).

За допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта), оформление работника на неполное рабочее время при его полной занятости на предприятии, выплату зарплат «в конверте» предприятие/ФЛП на І-ІІІ группе налогообложения получит только предупреждение, а предприятие/предприниматель на ІV группе или общей системе налогообложения оплатит 10 минимальных заработных плат (с 01. 01.2021 года — это 60 тыс. грн). За повторное нарушение в течение двух лет придется оплатить 30 минимальных заработных плат (180 тыс. грн соответственно).

За недопуск к проведению инспекционного посещения по вопросам выявления неоформленных работников и зарплаты «в конвертах» штраф — 16 минимальных заработных плат (96 тис.грн.)

Административная ответственность (предвиденная ст. 41 КУоАП).

Фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта), допуск к работе иностранца или лица без гражданства без разрешения на применение труда иностранца или лица без гражданства наказывается штрафом от 500 до 1000 НМДГ (от 8,5 тис.до 17 тыс. грн).

В случае повторного совершения нарушения в течении года — штраф от 1000 до 2000 НМДГ (от 17 тис.до 34 тыс. грн).

Как эффективно организовать работу и защитить свой бизнес в условиях карантина? С решением Liga360:Руководитель. Вы сможете проверить надежность партнеров, контролировать упоминания о вашей компании в ключевых украинских СМИ и получать извещение относительно изменений законодательства и судебных решений. А коммуницировать с коллегами в режиме отдаленной работы — не проблема, ведь в Liga360 можно обсуждать риски и возможности всей командой. Заказывайте тестовый доступ к Liga360 по ссылке.

Читайте также: Карантин в Украине: цифровые инструменты для удаленной работы

В Гоструда объяснили, как правильно оформлять работников

Неофициальное трудоустройство в Италии: штрафы и наказания

Последние оценки показали, что общее количество нелегальных работников в Италии составляет около 356 000 человек. По сравнению с общей долей трудоустроенных по стране, таким образом, почти 12% из них составляют люди, которые трудоустроены неофициально и работают без оформления трудового договора. Это головокружительные цифры, с которыми, как нетрудно догадаться, государство ведет борьбу.

Помимо стимулов к найму и налоговых льгот, борьба ведется также за счет штрафов, налагаемых на работодателей, нарушающих закон. Стремясь прояснить этот деликатный аспект, мы хотим поговорить о неофициальном трудоустройстве в Италии: наказания и штрафы, предусмотренные итальянским законодательством, отражены в данной статье с целью предоставить читателю действенный инструмент для защиты своих прав.

Санкции за неофициальное трудоустройство в Италии

В конце 2018 года специальный закон правительства Италии внес некоторые изменения в отношении незаявленной работы. Целью закона, помимо противодействия неурегулированным трудовым отношениям, была охрана здоровья работника и безопасность на рабочем месте.

Начиная с 2019 года, чтобы препятствовать использованию ненормированной работы, исполнительная власть увеличила размер штрафов, предусмотренных до этого момента.

В частности, увеличение штрафов составляет 20% в случае:

— незаявленных трудовых отношений;
— нарушения правил охраны труда;
— противоправного поведения в отношении еженедельного рабочего времени, периодов отдыха и ежегодных отпусков.

Каждая из этих основных областей запретов регулируется набором законов, содержащих конкретные санкции. Как мы уже говорили, по закону 2018 года все предыдущие суммы были увеличены на 20%. И

Штрафы за незаконное трудоустройство в Италии


Что касается незарегистрированных трудовых отношений, закон 2002 года наложил на работодателя штраф в размере от 200 до 400% от стоимости рабочей силы, установленной национальными коллективными договорами [2].

Например, если компания использовала труд пиццайоло Марио, не нанимая его на регулярной основе, владелец компании нес штраф в размере от 2900 до 5800 евро, потому что средняя месячная зарплата, согласованная на национальном уровне для этой категории работников, составляет 1450 евро.

В 2015 году законодатель предпочел заменить предыдущую санкцию поэтапной, в том числе с учетом количественного аспекта. Фактически, также стало важным оценить, как долго нелегальный рабочий работал без заключения контракта.

В частности, были установлены следующие размеры санкций за неофициальное трудоустройство:

— до 30 дней: штраф от 1500 до 9000 евро;
— от 31 до 60 дней: штрафы от 3000 до 18000 евро;
— свыше 60 дней: штраф от 6000 до 36000 евро.

Например, если бы в 2017 году после расследования, проведенного Национальной инспекцией труда (INL) — органом, составляющим уведомление о наложении штрафа, — было обнаружено нелегальное трудоустройство Марио, которое длилось уже два года, работодатель попал бы в третью группу — от 6000 до 36000 евро штрафа.

Что произойдет, если такая же ситуация будет обнаружена сегодня? Закон о бюджете на 2018 год увеличил все предыдущие значения на 20%. Это означает, что штраф, который может быть наложен на незаконно нанимающую компанию, составит от минимум 7200 до максимум 43 200 евро.

Закон также защищает профессионалов, работающих на рынке труда. Мы говорим о тех людях, которые обращаются к посредникам или в агентства, чтобы найти место в сфере труда.

Что ж, административные органы, не уполномоченные Министерством труда, сталкиваются со штрафом в размере 50 евро за каждого нанятого нелегально работника и за каждый отработанный рабочий день. Напоминаем, что согласно закону 2018 года эти суммы должны быть увеличены на 20%, то есть до 60 евро.

Если же, с другой стороны, будет задействовано агентство, помимо ареста на срок до 6 месяцев ожидается уплата штрафа в размере от 1500 до 7500 евро. Минимальный и максимальный размер этого штрафа составляет 1800 евро и 9000 евро с учетом увеличения, установленного законом 2018 года.

Наконец, когда работника знакомят с компанией агентства по поиску и подбору персонала или те, кто поддерживает профессиональный аутплейсмент, они должны позаботиться о заключении между работником или работодателем подходящего контракта. В противном случае им грозит штраф в размере от 750 до 3750 евро (от 900 до 4500 евро с увеличением до 20%).

Санкции за несоблюдение режима рабочего дня, дневного отдыха, еженедельного отдыха и ежегодных праздников

Штрафы, налагаемые на руководителя работодателя, который нанимает своих сотрудников на чрезмерное количество часов и мешает отдыху и праздникам, могут учитывать два элемента:

— количество задействованных сотрудников;
— период.

Все перечисленные ниже значения должны быть увеличены на 20%.

В случае работы более 48 часов в неделю после проверки INL работодатель может быть подвергнут следующим штрафам:

— от 200 до 1500 евро, если задействовано до 5 сотрудников или если суммарный срок нарушения составляет менее 3 недель;
— от 800 до 3000 евро, если задействовано от 6 до 10 сотрудников или если период нарушения составляет 3-5 недель;
— от 2000 до 10 000 евро, если количество задействованных сотрудников превышает 10 или если период нарушения составляет более 5 недель.

Отсутствие ежедневного отдыха

Обратите внимание, что между сменами должно пройти не менее 11 рабочих часов.

В случае несоблюдения требований работодатель наказывается санкцией:

— от 100 до 300 €, если задействовано до 5 сотрудников или если суммарный срок нарушения составляет менее 3 недель;
— от 600 до 2000 евро, если задействовано от 6 до 10 сотрудников или если период нарушения составляет 3-5 недель;
— от 1800 до 3000 евро, если количество задействованных сотрудников превышает 10 или если период нарушения составляет более 5 недель.

Отсутствие еженедельного отдыха

В течение недели каждый работник имеет право на полный выходной. Если работодатель не предоставляет этот выходной день, к нему могут быть применены санкции на основе тех же параметров, которые предусмотрены в случае превышения 48 часов в неделю.

Отсутствие права на ежегодный отпуск

За один год работники могут заработать до четырех недель отпуска. Если работодатель не предоставляет такую ​​возможность работнику, имеющему на это право, он обязан уплатить штраф по следующей схеме:

— от 100 до 600 €, если нарушены права не менее 5 работников;
— от 400 до 1500 €, если дело касается количества сотрудников от 6 до 10;
— от 800 до 4500 €, если задействовано более 10 человек.

С 1 сентября Гоструда начнет штрафовать работодателей за каждого неоформленного сотрудника

Не успели мы оправиться после жесткого карантина, как всему украинскому бизнесу предстоит очередной стресс-тест. Работодателям на заметку: с 1 сентября контролирующие органы начнут инспекцию по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений.

Штрафы придется платить крупные, так что если вы владелец бизнеса, которому удалось выжить в кризис, советую тщательно подготовиться к приходу гостей. Иначе этот визит станет для вас роковым. Первыми под раздачу попадут сферы: сельского хозяйства и строительства, торговли, общественного питания и гостинично-ресторанного бизнеса.

Подпишитесь на канал DELO.UA

Выявлять нарушителей будут просто: инспекторы Гоструда будут приходить на место фактического размещения компании и в буквально смысле подсчитывать количество официально трудоустроенных сотрудников и «безработных».

Так что если в вашем штате сотрудников числится меньше, чем обнаружат на рабочем месте — ожидайте больших проблем и крупных штрафов. То же касается сотрудников, которые были отправлены в «бессрочный отпуск» за свой счет или «уволены по собственному желанию», а по факту находятся в офисе.

Стоит отметить, что практика и стажировка тоже не заменяют официальное трудоустройство. Очень часто работодатели пытаются уйти от оформления работников заключением договора о стажировке, соглашением на прохождение практики, заключением договора подряда (так называемых договоров ГПД) вместо оформления, или регистрацией наемного работника в качестве ФЛП.

При этом лишь последние два варианта (при соблюдении ряда законодательных требований) можно признать законными и легальными способами. Первые же два способа, которые между тем пользуются популярностью — стажировка и практика, таковыми не являются.

Штрафы

Согласно статье 265 Кодекса законов о труде, юридические и физические лица — предприниматели, которые используют наемный труд, в случае фактического допуска работника к работе без оформления трудового договора (контракта), оформления работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии, и выплаты зарплаты без начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов — несут ответственность в виде штрафа.

Его взимают в десятикратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, относительно которого совершено нарушение — на сегодня сумма такого штрафа составит 47 230 грн. А значит, если неоформленных работников будет несколько — то и штрафы будут применяться кратно их количеству.

Кроме того, согласно статье 41 Кодекса об административных правонарушениях от 7 декабря 1984 года №8073 фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта), допуск к работе иностранца или лица без гражданства и лиц, в отношении которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса о предоставлении статуса беженца, на условиях трудового договора без разрешения на трудоустройство влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц предприятия от 500 до 1000 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 8500 до 17 тысяч грн).

В отдельных случаях, по факту выявления скрытых трудовых отношений, директор предприятия может быть привлечен к уголовной ответственности.

Согласно части 1 статьи 172 Уголовного кодекса от 5 апреля 2001 года №2341-III, незаконное увольнение работника с работы по личным мотивам или в связи с сообщением им о нарушении требований закона «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» иным лицом, а также другое грубое нарушение законодательства о труде — караются штрафом от двух тысяч до трёх тысяч необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 34 000 до 51 000 грн) или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет, или исправительными работами сроком до двух лет.

Следует также отметить, за каждое нарушение других требований трудового законодательства предполагается штраф в одну минимальную зарплату за каждого работника. Судовая практика свидетельствует, что касается «других нарушений», то чаще всего их допускают при кадровом делопроизводстве. Это неточности в табелировании, несоответствие должностей Классификатору профессий, ошибки в трудовых книжках, отсутствие подписей в графике отпусков, карточках П-2. Перечень не полный, но эти ошибки случаются чаще всего.

Напомню, что согласно Трудовому Кодексу работодателям запрещено допускать человека к работе без заключения трудового договора и без последующего уведомления об этом органов Государственной фискальной службы Украины. Такое уведомление должно быть направлено до начала работы работника по заключенному трудовому договору:

• средствами электронной связи с использованием электронной подписи ответственных лиц в соответствии с требованиями законодательства в сфере электронного документооборота и электронной подписи

• на бумажных носителях вместе с копией в электронной форме;

• на бумажных носителях, если трудовые договоры заключены не более чем с пятью лицами.

Обратите внимание: одна небольшая ошибка, связанная с неправильным оформлением трудовых отношений с наемным работником, может привести к значительным штрафам, которые исчисляются шестизначными суммами. Именно поэтому, во избежание головной боли и лишних проблем, советую каждому владельцу бизнеса провести аудит трудовых отношений со своими работниками и привести в порядок кадровую документацию.

Штрафы 2020 за нарушение прав наемных работников

Уже третий день в Украине действуют новые размеры штрафов за нарушение законодательства о труде. 12 декабря Верховная Рада Украины приняла соответствующий закон о внесении изменений в КЗоТ Украины (https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/378-20#n15), а 2 февраля вступил в силу.

Всем работодателям стоит детально разобраться в нововведениях, чтобы знать свои права и понимать, какие есть возможности для защиты на случай, если у инспекторов Гоструда будут к вам претензии.

Итак, что же изменится и какие последствия это будет иметь для бизнес-сферы в целом — давайте разберем на примере конкретных нарушений. Все размеры штрафов указаны из расчета минимальной заработной платы, установленной Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год».

Какие и как изменятся суммы штрафов в новом году

1. Допуск к работе неоформленного работника или выплата заработной платы в конверте.

Ранее за такое нарушение был предусмотрен штраф в размере 30 минимальных зарплат (МЗП), по новым правилам — только 10 МЗП (47230 грн) за каждого неоформленного работника.

Самое интересное здесь то, что для работодателей-плательщиков единого налога 1-3 групп за первое такое нарушение должно быть вынесено предупреждение, а не сразу штраф, как было до этого. На самом деле, именно среди этих работодателей больше нарушителей. Ведь малому бизнесу достаточно сложно вести кадровый учет. Для этого приходится нанимать отдельного работника и платить ему зарплату, что часто является непомерной нагрузкой для малого и среднего бизнеса.

Поэтому такой нормой законодатель дает единщикам право на ошибку. Таких работодателей в Украине достаточно много. По состоянию на июль 2019 года  — 174297 компаний (15%) и 1300000 ФЛП (70%). И проследить за всеми государству будет трудно, что снова может привести к увеличению теневой занятости.

Однако, если кому-то все же не удастся и у него дважды в течение двух лет инспекторы обнаружат неоформленных работников, его ждет штраф уже в размере 30 МЗП (141690 грн). И это касается не только работодателей-плательщиков единого налога 1-3 групп. Такое же наказание ожидает и других работодателей, которые повторно допустят нарушение, связанное с неоформленными трудовыми отношениями.

2. Несоблюдение минимальных гарантий в оплате труда.

Это нарушение было наиболее дорогостоящим для работодателей — 10 МЗП за каждого работника, которому «недоплатили». За такие нарушения работодателей штрафовали довольно часто, а суммы часто достигали сотней тысяч гривен. Это связано с тем, что за незначительное (в финансовом плане) нарушение (например, не оплату в двойном размере даже одного часа сверхурочной работы) часто накладывались необоснованно большие штрафы. Кроме того, Гоструда достаточно легко доказать факт такого нарушения, поскольку оно обычно зафиксировано документально у самого работодателя, в том числе в налоговой отчетности.

Теперь за то же работодатель заплатит всего 2 МЗП (9 723,00 грн.) За каждого работника, по которому совершено нарушение. Именно поэтому это — положительное изменение и сопоставимый размер наказания.

3. Несоблюдение гарантий для работников, привлеченных к военной и альтернативной (невоенной) службе.

Здесь уменьшается размер штрафа за нарушение с 10 МЗП до 4 МЗП (18 892,00 грн.) за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение. При этом, к юрлицам и ФЛП, использующим наемный труд и которые являются плательщиками единого налога 1-3 групп, будут применены предупреждения.

4. Недопуск к проверке по вопросам выявления теневой занятости.

Если раньше за такое нарушение Гоструда в праве было наложить на работодателя штраф в размере 100 МЗП (!), то теперь максимальный штраф — 16 МЗП (75 568,00 грн).

У такого изменения будет очень интересный результат. Вероятно, что работодатель, к которому пришли с проверкой инспекторы Гоструда и который имеет двух неоформленных работников, — просто не пустит проверяющих на территорию компании или предприятия. Штраф за недопуск будет меньше, чем при двух неоформленных.

Уменьшение размера такого штрафа, скорее всего, приведет к тому, что его будут применять чаще.

 5. Другие нарушения законодательства о труде.

Здесь все непросто. На первый взгляд, размер штрафа не меняется  — одна МЗП (4723 грн). Однако сейчас он будет налагаться за каждое отдельное нарушение законодательства о труде, а не за все в совокупности. Например, отсутствие должностных инструкций и правил внутреннего трудового распорядка — это будут два отдельных основания для наложения штрафа. То есть за такие нарушения придется, по сути, платить больше, чем раньше.

Более того, новый закон вводит дополнительное основание для штрафа: повторное в течение года иное нарушение законодательства о труде. И такой штраф будет составлять уже 2 МЗП (9446 грн).

То есть, если у одного и того же работодателя дважды в течение года будут выявлены нарушения, например, отсутствие Правил внутреннего трудового распорядка, и он его не устранит, то штраф составит на первый раз 4723 грн, а второй — 9446 грн.

Другие размеры штрафов не изменяются. Остальные — это недопуск к проверке по общим вопросам и нарушение сроков выплаты более чем на 1 месяц. За каждый из них предусмотрен штраф в размере 3 МЗП  — 14169 грн.

Другие изменения по штрафам 2020

Кроме изменения размеров штрафов, этот закон еще интересный и новыми условиями выплаты штрафов.

Во-первых, если в течение десяти банковских дней со дня вручения постановления о наложении штрафа работодатель оплатит его в размере 50% от общей суммы, он будет считаться таковым, что оплатил его в полном размере.

Как по мне, это возможность для работодателей, к которым пришли инспекторы и у которых по факту есть неоформленные работники, вообще их не допускать. Достаточно оплатить штраф в размере 8 МЗП (37784 грн) — 50% от 16 МЗП за недопуск. И не иметь потом проблем с оспариванием штрафа в суде и оплатой услуг адвокатов.

Во-вторых, если работодатель выполнит требования предписания инспекторов Гоструда и своевременно устранит выявленные нарушения, на него вообще не может быть наложен штраф. Однако такое правило не распространяется на нарушения:

— в части неоформленных трудовых отношений,

— недопуск к проверке по вопросам выявления неоформленных работников,

— за повторное иное нарушение законодательства о труде.

Таким образом, можно действительно говорить об уменьшении давления на работодателей хотя бы в части размера штрафов от Гоструда за нарушение трудового законодательства. Я уверен, что уже скоро мы увидим, насколько такие изменения станут положительными для бизнеса и для государства.

 

Верховна Рада уменьшила штрафы за неофициальное трудоустройство

За допуск сотрудника к работе без оформления будут штрафовать в десятикратном размере минимальной заработной платы.

Верховная рада Украины в четверг, 12 декабря, приняла закон, который уменьшает размеры штрафов за нарушения требований трудового законодательства. Речь идет, в частности о неоформлении трудового контракта с сотрудниками.

За закон О внесении изменений в Кодекс законов о труде Украины (об устранении норм, которые нарушают права и законные интересы работодателей Украины) проголосовали 267 нардепов.

Согласно закону, фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта), оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы в полное рабочее время, установленное на предприятии, и выплата заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов наказывается в десятикратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение.

Згадайте новину: Інспекційні відвідування Держпраці за новим порядком: що змінилося?

При этом к юридическим лицам и физическим лицам — предпринимателям, которые используют наемный труд, и являются плательщиками единого налога первой-третьей групп, применяется предупреждение.

Если же такое нарушение было совершено повторно в течение двух лет со дня выявления нарушения — оно наказывается в тридцатикратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение.

Кроме того, несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда наказывается в двукратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение.

Користуйтеся консультацією: ДЕРЖПРАЦІ ПЕРЕВІРЯТИМЕ БІЗНЕС ПО-НОВОМУ — нова Постанова Кабміну

Згадайте новину: Держпраці: обов’язковість посадових інструкцій та відповідальність за їх відсутність

Насколько велики штрафы для самозанятых и неформальных наемных работников? | IZA Journal of Labor & Development

В таблице 3 мы приводим результаты оценки штрафов к заработной плате (-) и премий (+) для всех самозанятых рабочих по сравнению со всеми наемными работниками, непрофессиональных индивидуальных рабочих и официальных и неформальные служащие, работодатели и профессионалы по сравнению с формальными и неформальными служащими, и неформальные по сравнению с официальными служащими.

Таблица 3 Надбавки (+) или штрафы (-) за самозанятость и неформальный заработок, по группам дохода

В среднем по странам вырисовывается четкий порядок; после учета образования, возраста, пола, региона проживания и отрасли наибольшую прибыль зарабатывают работодатели и индивидуальные специалисты.В частности, работодатели и профессионалы зарабатывают больше, чем формальные и неформальные служащие, и больше, чем самозанятые непрофессиональные индивидуальные работники. После работодателей и профессионалов идут работники формального сектора, которые зарабатывают больше, чем непрофессиональные индивидуальные работники и неформальные служащие. Наконец, непрофессиональные индивидуальные работники зарабатывают больше, чем неформальные работники низкооплачиваемой категории.

По уровню развития (ВВП на душу населения)

В таблице 3 также представлены различия в доходах отдельно для стран по уровню дохода.Оценки показывают существенные различия между странами с низким, средним и высоким доходом. Неформальным служащим грозит штраф в размере заработка по сравнению с официальными служащими в каждой группе дохода. Штраф к неформальному заработку невелик и незначительно отличается от нуля в странах с низким уровнем дохода. Штраф к заработной плате неформальных работников увеличивается с увеличением ВВП на душу населения с менее 2 процентов в странах с низким уровнем дохода до более 30 процентов в странах с уровнем дохода ниже среднего и выше среднего (Таблица 3c).

Непрофессиональные индивидуальные работники в странах с низким уровнем дохода зарабатывают в среднем премию по сравнению со всеми работниками, в то время как непрофессиональные индивидуальные работники в странах с высоким доходом платят штраф (Таблица 3b).В целом, заработки непрофессиональных индивидуальных рабочих по отношению к наемным работникам падают по мере увеличения дохода на душу населения в стране. Рисунок 1b, на котором представлено распределение штрафов и премий к доходам от собственного счета непрофессионалов по уровню доходов страны, дополнительно иллюстрирует эту закономерность. Во многих странах с низким уровнем дохода наблюдается надбавка к заработку для непрофессиональных работников, работающих на индивидуальной основе, для стран со средним уровнем дохода разница в заработках между непрофессиональными работниками, работающими на индивидуальной основе, и наемными работниками составляет около нуля (хотя большинство из них отрицательные (т.е. штрафы)), в то время как почти во всех странах с высоким уровнем дохода действуют штрафы в отношении заработка. Эта модель увеличения штрафов для самозанятых работников сохраняется независимо от того, исследуем ли мы разницу в заработках между самозанятыми и наемными работниками (рис. 1a) или непрофессиональными индивидуальными работниками и наемными работниками (рис. 1b). Более того, такая же закономерность проявляется для всех рассматриваемых демографических подгрупп: городских, сельских, мужских, женских, по возрастным группам и уровням образования (рис. 2, 3 и 4 и таблицы 5, 6, 7, 8 и 9). Сравнение непрофессиональных индивидуальных работников с официальными сотрудниками является информативным, но требует больших затрат, поскольку выборка сокращена с 42 до 15 стран.В этой небольшой выборке предполагаемые штрафы, которым подвергаются непрофессиональные индивидуальные работники по сравнению с формальными наемными работниками, одинаковы для разных групп стран с доходом. В частности, предполагаемый штраф составляет 16 процентов (и статистически незначимо) в странах с низким доходом и 23 и 12 процентов в странах с доходом ниже и выше среднего, соответственно (см. Таблицу 3d).

Фиг.1

a Разница в доходах по сравнению с логарифмическим ВВП на душу населения — Самозанятость vs.сотрудники. b Разница в доходах по сравнению с логарифмическим ВВП на душу населения — Личный счет непрофессионалов по сравнению с наемными работниками. c Разница в доходах по сравнению с логарифмическим ВВП на душу населения — работодатели и специалисты по сравнению с сотрудниками

Фиг.2

a Разница в доходах по сравнению с логарифмическим ВВП на душу населения — Самозанятость в городах по сравнению с наемными работниками. b Разница в доходах по сравнению с логарифмическим ВВП на душу населения — городские непрофессиональные индивидуальные счета vs.сотрудники. c Разница в доходах по сравнению с логарифмическим ВВП на душу населения — Городские работодатели и специалисты по сравнению с сотрудниками

Фиг.3

a Разница в доходах по сравнению с логарифмическим ВВП на душу населения — Самозанятость женщин по сравнению с наемными работниками. b Разница в доходах по сравнению с логарифмическим ВВП на душу населения — Женский Непрофессиональный личный счет по сравнению с наемными работниками. c Разница в доходах по сравнению с логарифмическим ВВП на душу населения — Женщины-работодатели и специалисты по сравнению ссотрудников

Фиг.4

a Разница в доходах по сравнению с логарифмическим ВВП на душу населения — Самозанятость мужчин по сравнению с наемными работниками. b Разница в доходах по сравнению с логарифмическим ВВП на душу населения — Мужской Непрофессиональный личный счет по сравнению с наемными работниками. c Разница в доходах по сравнению с логарифмическим ВВП на душу населения — Мужчины Работодатели и специалисты по сравнению с сотрудниками

Работодатели и специалисты зарабатывают статистически значимые премии в размере более 50 процентов в странах с низким и высоким средним уровнем дохода (Таблица 3b).Эта премия снижается до 8 процентов и становится статистически незначимой в странах с высоким уровнем дохода. На рисунке 1c представлена ​​разница в заработках работодателей и специалистов по сравнению с работниками для каждой страны в нашей выборке. В большинстве стран с низким и средним уровнем дохода работодатели и специалисты зарабатывают больше, чем наемные работники. Во многих странах с высоким уровнем дохода работодатели и специалисты сталкиваются с штрафом по сравнению с наемными работниками, а в странах, где они получают премию по сравнению с наемными работниками, премия, как правило, невелика.

По регионам мира

В таблице 4 мы приводим результаты оценок штрафов (-) и премий (+) по регионам мира. Как мы отмечали ранее, более 90 процентов нашей выборки опросов прибывает из Латинской Америки или Европы и Центральной Азии. За пределами Латинской Америки, Европы и Центральной Азии самая большая группа опросов в нашей выборке проводится в странах Африки к югу от Сахары. Поэтому в нашем региональном анализе мы сосредотачиваемся на этих регионах. Мы находим некоторое сходство между регионами, но также и некоторые интересные различия, которые предполагают, что следует проявлять осторожность при обобщении результатов исследований в Латинской Америке на другие регионы мира.

Таблица 4 Надбавки (+) или штрафы (-) за самозанятость и неформальный заработок, по регионам мира

Во всех регионах, по которым у нас есть данные (Латинская Америка, развивающиеся страны Европы и Восточной Азии, а также страны Африки к югу от Сахары), непрофессиональные работники, работающие самостоятельно, платят штраф по сравнению с официальными работниками. Точно так же неформальные наемные работники зарабатывают значительно меньше, чем официальные работники в Латинской Америке (но не в развивающихся странах Европы и Центральной Азии со средним уровнем дохода).С другой стороны, хотя работодатели и профессионалы зарабатывают статистически значимые премии по сравнению с работниками в Латинской Америке и странах Африки к югу от Сахары, это не так в Европе и Центральной Азии. Как в странах с высоким доходом, так и в развивающихся странах Европы и Центральной Азии нет статистически значимой разницы в заработках работодателей и специалистов по сравнению с заработками наемных работников. Взятые вместе, эти результаты показывают, что неформальные наемные работники находятся в особенно неблагоприятном положении в Латинской Америке (но не в развивающихся странах Европы и Центральной Азии), в то время как работодатели и профессиональные индивидуальные работники добиваются гораздо большего успеха в Латинской Америке и странах Африки к югу от Сахары, чем в странах Африки к югу от Сахары. Европа и Центральная Азия.Поскольку у Латинской Америки и развивающихся стран Европы и Центральной Азии одинаковый ВВП на душу населения, маловероятно, что уровень развития объясняет эти региональные различия.

Только для городских рабочих

Многие анализы самозанятости и сегментации рынка труда сосредоточены на городских и несельскохозяйственных рынках труда. Поэтому полезно изучить результаты только для городских рабочих и посмотреть, согласуются ли они с результатами, полученными с использованием данных для всех рабочих (городских и сельских). Footnote 8 Таблица 5 повторяет Таблицу 3 с использованием данных только для городских рабочих.

Таблица 5 Только для городских рабочих: надбавки за самозанятость и неформальный заработок (+) или штрафы (-), по группам дохода

Нет заметных различий между Таблицей 3 (городские и сельские районы) и Таблицей 5 (только городские). Результаты для городских рабочих аналогичны результатам для всех рабочих вместе. В странах с любым уровнем дохода возникает четкая упорядоченность. После учета образования, возраста, пола, региона проживания и отрасли наибольший доход зарабатывают работодатели и профессиональные индивидуальные работники.Работодатели и профессионалы зарабатывают больше, чем официальные и неформальные служащие, и больше, чем непрофессиональные индивидуальные работники. После работодателей и профессионалов идут работники формального сектора, которые зарабатывают больше, чем непрофессиональные индивидуальные работники и неформальные служащие. Наконец, непрофессиональные индивидуальные работники зарабатывают больше, чем неформальные работники низкооплачиваемой категории.

В странах с низкими доходами штрафы для непрофессиональных индивидуальных работников по сравнению с формальными сотрудниками и для неформальных и неформальных сотрудников.формальные сотрудники небольшие. В странах со средним уровнем дохода штрафы для непрофессиональных индивидуальных работников по сравнению с формальными наемными работниками и для неформальных и официальных работников выше, чем в странах с низким уровнем дохода, и статистически отличаются от нуля. Штрафы для непрофессиональных работников, работающих на индивидуальной основе, являются самыми большими и статистически значимыми в странах с высоким уровнем доходов. Панели a и b на рис. 2 дополнительно иллюстрируют эту закономерность, представляя распределение штрафов и премий в отношении самозанятости по уровню доходов страны.В большинстве (но не во всех) странах с низким уровнем дохода наблюдается надбавка к доходам от собственного счета непрофессионалов, разница в доходах стран со средним уровнем дохода составляет около нуля (хотя в большинстве случаев это штрафы), и почти во всех странах с высоким уровнем дохода предусмотрены штрафы для непрофессионалов. учетные работники.

На рис. 2c представлена ​​разница в заработках работодателей, профессионалов и сотрудников. В большинстве стран с низким и средним уровнем доходов работодатели и специалисты зарабатывают больше по сравнению с наемными работниками, в то время как в большинстве стран с высоким уровнем доходов работодатели и специалисты платят штраф по сравнению с наемными работниками.

Для мужчин и женщин

В большинстве стран, представленных в выборке, женщины несут основную ответственность за выполнение неоплачиваемых семейных обязанностей, таких как уход за детьми, работа по дому и уход за престарелыми. Это говорит о том, что женщины могут больше ценить гибкость самозанятости, чем мужчины, и поэтому могут быть готовы согласиться на более низкий заработок, чтобы компенсировать большую гибкость в часах и месте работы («разрыв в заработной плате матери»). Возможно, что женский труд обычно недооценивается, и, в свою очередь, структура заработной платы в таких странах может отражать это мнение.Поэтому возможно, что штрафы / премии за самозанятость и неформальный заработок могут различаться для мужчин и женщин. Чтобы изучить эту возможность, мы повторно оценим весь набор различий в доходах отдельно для мужчин и женщин. В таблицах 6 и 7 представлены результаты.

Таблица 6 Мужчины и женщины: Самостоятельная занятость и неформальные заработки, премии (+) или штрафы (-), по группам доходов Таблица 7 Мужчины и женщины: Самостоятельная занятость и неформальные заработки (+) или штрафы (-), по регионам мира

Результаты показывают, что как непрофессиональные работающие на индивидуальной основе мужчины, так и работающие женщины сталкиваются с штрафами в размере заработка по сравнению с официальными сотрудниками, но штрафы, с которыми сталкиваются женщины, обычно больше, чем те, с которыми сталкиваются мужчины.Дополнительное наказание, которому подвергаются женщины-непрофессионалы, работающие на индивидуальной основе, увеличивается по мере увеличения дохода на душу населения в стране (Таблица 6). Например, различия между мужчинами и женщинами в штрафах к заработку для непрофессиональных работников, работающих на индивидуальной основе, и официальных работников незначительно отличаются от нуля для стран с низким уровнем дохода, но являются значительными и статистически значимыми в странах со средним уровнем дохода. В странах со средним и высоким доходом разрыв между мужчинами и женщинами еще больше увеличивается.Различия между мужчинами и женщинами в размерах штрафов между непрофессиональными индивидуальными работниками и наемными работниками являются самыми большими в странах с высоким уровнем доходов.

Еще более разительны различия между мужчинами и женщинами-работодателями и индивидуальными специалистами. В странах со средним и высоким уровнем дохода мужчины-работодатели и специалисты получают более высокие премии по сравнению с наемными работниками, в то время как женщины платят штраф. Эти результаты показывают, что женщины могут быть более склонны, чем мужчины, соглашаться с отрицательной разницей в компенсационных доходах для самозанятости, и что это явление более выражено в странах с высоким уровнем доходов.

С другой стороны, штрафы за неформальную занятость (по сравнению с формальной) одинаковы для мужчин и женщин. Это говорит о том, что различия между мужчинами и женщинами в штрафах / надбавках за самозанятость могут быть связаны с компенсационными различиями за гибкость самозанятости, в то время как аналогичной гибкости для работников неформального сектора не существует.

В таблице 7 представлены штрафы / премии к заработку отдельно для мужчин и женщин для разных регионов мира.Во всех регионах женщины платят более высокие штрафы, чем мужчины, за непрофессиональную личную работу по сравнению с формальной занятостью. С другой стороны, во всех регионах штрафы за неформальную занятость по сравнению с формальной занятостью одинаковы для мужчин и женщин.

Наиболее заметная региональная разница заключается в разнице в заработках работодателей и профессионалов по сравнению с наемными работниками. В Латинской Америке мужчины получают премии как работодатели и профессионалы, а женщины — нет, в то время как в Европе и Центральной Азии ни мужчины, ни женщины не получают значительных премий или штрафов в качестве работодателей и специалистов.

На рисунках 3 и 4 показано распределение надбавок / штрафов к заработку для мужчин и женщин по ВВП на душу населения в странах. Образцы для каждого пола аналогичны общим образцам. Штрафы к заработку как непрофессиональных работников, работающих на индивидуальной основе, так и неформальных работников, невелики в странах с низким уровнем дохода и увеличиваются с увеличением ВВП на душу населения.

По уровню образования

В таблице 8 представлены штрафы / премии за самозанятость и неформальный / формальный заработок для работников на четырех уровнях образования: неполное начальное, выпускное начальное, среднее выпускное / неполное высшее образование и выпускник университета. Footnote 9 В целом, существуют статистически значимые надбавки к заработку самозанятости для менее образованных работников в странах с низким доходом, но статистически значимые штрафы к заработку для этой группы в странах со средним и высоким доходом. Надбавки / штрафы за самозанятость не отличаются существенно от нуля, по большей части для самозанятых выпускников средних школ и университетов.

Таблица 8 По уровню образования: Самостоятельная занятость и неформальные заработки, премии (+) или штрафы (-), по группам доходов

На всех уровнях образования работники неформального сектора сталкиваются с штрафами в размере заработка по сравнению с работниками формального сектора.Кроме того, на всех уровнях образования штрафы, с которыми сталкиваются неформальные работники, увеличиваются по мере увеличения ВВП страны на душу населения. На всех уровнях образования штрафы за неформальный заработок невелики и часто незначительны в странах с низким уровнем дохода и увеличиваются и становятся статистически значимыми в странах со средним уровнем дохода.

По возрасту

Предыдущие исследования показывают, что успешные самозанятые работники, как правило, являются пожилыми работниками среднего возраста. Это говорит о том, что мы могли бы найти надбавки к заработку для самозанятых пожилых людей и штрафы к заработку для молодых самозанятых.Чтобы изучить этот вопрос, в таблице 9 представлены различия в заработках самозанятых и наемных работников, непрофессионалов, работающих на индивидуальной основе, и наемных работников, а также профессионалов и работников для трех возрастных групп: 15–24, 25–44 и 45–64 лет. . Ни штрафы за заработок для непрофессиональных работников, работающих на индивидуальной основе, ни надбавки к заработку для работодателей и профессионалов не демонстрируют четкой закономерности между возрастными группами; для некоторых групп доходов они больше для пожилых работников, а для других групп доходов они меньше для пожилых работников по сравнению с более молодыми работниками.

Таблица 9 По возрасту: Самостоятельная занятость и неформальные заработки, премии (+) или штрафы (-), по группам дохода

Для всех возрастных категорий неформальным служащим грозит штраф в размере заработка по сравнению с официальными служащими. Кроме того, для всех возрастных категорий штрафы в заработной плате, с которыми сталкиваются неформальные работники, увеличиваются по мере увеличения ВВП страны на душу населения. Штрафы за неформальный заработок невелики и часто незначительны в странах с низким уровнем дохода и увеличиваются и становятся статистически значимыми в странах со средним уровнем дохода.

Обсуждение и интерпретация результатов

Выплачивают ли самозанятые работники штраф или получают премию, зависит от множества факторов, в том числе от уровня развития их страны, ее местонахождения, пола работника и от того, занимаются ли они самостоятельно. работники являются работодателями (предпринимателями) и квалифицированными индивидуальными работниками или (предположительно неквалифицированными) непрофессиональными индивидуальными работниками. По этому последнему пункту работодатели и специалисты, работающие на индивидуальной основе, как правило, получают более высокие премии, что согласуется с гипотезой о том, что их заработок отражает не только их более высокую производительность, но также отдачу от капитала и рисков.Другими словами, работодатели и специалисты, скорее всего, получат положительную компенсационную разницу в доходах, чтобы компенсировать дополнительные затраты или риски, связанные с открытием собственного бизнеса.

Мужчины-работодатели и профессиональные индивидуальные работники во многих развивающихся странах получают особенно большую надбавку к заработку по сравнению с официальными наемными работниками, в то время как женщины-работодатели и специалисты — нет. Фактически, наши оценки показывают, что женщины-работодатели и специалисты в странах с низким и высоким уровнем доходов платят статистически значимые штрафы по сравнению с наемными работниками, в то время как в странах со средним уровнем дохода оценочные штрафы статистически незначительны.Эти гендерные различия согласуются с гипотезой о том, что женщины более склонны принимать более низкую заработную плату в качестве компенсации разницы в заработках за гибкость самозанятости.

Размер страховых взносов, получаемых работодателями и специалистами, работающими самостоятельно, также зависит от региона. Эти работники получают большие и статистически значимые премии по сравнению с работниками в Латинской Америке. Но в странах с высоким доходом и развивающихся странах Европы и Центральной Азии нет существенной разницы в заработках работодателей и специалистов по сравнению с заработками официальных работников.Это говорит о том, что либо работодатели и специалисты сталкиваются с недостатками в Европе и Центральной Азии, с которыми они не сталкиваются в Латинской Америке или странах Африки к югу от Сахары, либо работодатели в Латинской Америке требуют большей прибыли для входа или поддержания своего бизнеса, чем в Европе.

Данные о сегментации рынка труда неоднозначны, и они намного сильнее для стран со средним уровнем дохода, чем для стран с низким уровнем дохода. В развивающихся странах непрофессиональные самозанятые работники сталкиваются с штрафами в размере заработной платы по сравнению с официальными работниками.Этот результат согласуется с гипотезой сегментации рынка труда в развивающихся странах. Однако мы также находим свидетельства того, что по мере увеличения ВВП на душу населения в стране доходы самозанятых падают по сравнению с заработками официальных работников. Это верно как для непрофессиональных индивидуальных работников, так и для работодателей и профессиональных индивидуальных работников. Этот вывод не согласуется с гипотезой о том, что сегментация рынка труда влечет за собой штрафы за самозанятость.Напротив, это больше согласуется с гипотезой о том, что различия в заработках возникают из-за компенсационных различий, когда самозанятые работники готовы платить штраф в размере заработка в обмен на гибкость самозанятости.

Данные о сегментации неформальных наемных работников следует аналогичной схеме. Неформальные наемные работники в развивающихся странах, как правило, сталкиваются с штрафами по сравнению с формальными наемными работниками, что согласуется с сегментацией рынка труда между формальной и неформальной занятостью в развивающихся странах, вызванной исключением неформальных работников из формального сектора.Однако штрафы в отношении заработка, с которыми сталкиваются неформальные работники, являются низкими и незначительными в странах с низким уровнем дохода и большими и статистически значимыми в странах со средним уровнем дохода. Это говорит о том, что сегментация рынка труда между формальной и неформальной занятостью более заметна в странах со средним уровнем дохода, чем в странах с низким уровнем дохода.

При другом рассмотрении увеличение штрафа за самозанятость и неформальный заработок по мере увеличения ВВП указывает на то, что по мере развития страны заработки официальных работников растут быстрее, чем заработки самозанятых или наемных работников неформального сектора.Это предполагает, что основное внимание следует уделять тому, что происходит с официальными сотрудниками, а не самозанятыми и неформальными сотрудниками. Это верно для одной традиционной дуалистической модели экономического развития, в которой формальный сектор в наименее развитых странах невелик (а самозанятость и неформальная занятость велики), поскольку отсутствие спроса на продукты формального сектора недостаточно для обеспечения необходимой экономики. масштаба (см. Lewis 1954 и La Porta and Schleifer 2014). По этой причине фирмы формального сектора в странах с низким доходом будут менее продуктивными.По мере роста спроса на отечественные товары масштабы производства и производительность в формальном секторе увеличиваются. Это приведет к увеличению доли работников, занятых в формальном секторе, а также к увеличению доходов работников формального сектора, что, в свою очередь, приведет к более строгим штрафам для неформальных работников и непрофессиональных самозанятых.

Таким образом, наши данные согласуются с мнением о том, что разница в доходах между самозанятыми, неформальными и официальными работниками обусловлена ​​эффективной заработной платой и разделением квазиренты в компаниях формального сектора.Поскольку вполне вероятно, что фирмы формального сектора в странах с низким уровнем дохода менее продуктивны, чем фирмы в более развитых странах, и предлагают меньше ресурсов, повышающих производительность труда, эти фирмы получают меньшую ренту, которую можно разделить с работниками. По мере того, как страны развиваются и фирмы получают доступ к инновационным технологиям, производительность сотрудников в фирмах увеличивается, что позволяет фирмам делиться большей частью своей квазиренты с работниками. Это увеличивает заработную плату официальных служащих по сравнению с самозанятыми и неформальными служащими.Также разумно ожидать, что переговорная сила официальных служащих также будет возрастать по мере развития стран из-за увеличения числа профсоюзов и более строгого соблюдения трудового законодательства. Если переговорная сила рабочих положительно коррелирует с уровнем развития и производительностью труда, то корреляция между долей работника в квазиренте и развитием и производительностью будет еще сильнее.

Перейти к основному содержанию Поиск