Регулировка зазоров грм – Газораспределительный механизм: ремонт и регулировка

Газораспределительный механизм: ремонт и регулировка

 

 Грм или другими словами газораспределительный механизм является одной из главных составляющих двигателя вашего автомобиля. Казалось бы, особо сложного на первый взгляд нечего нет, но если разобраться в деталях, то скажу что очень и очень много, в чем нужно разобраться, прежде чем начать в нем ковыряться. Если у вас иномарка и мало что понимаете в двигателях, то лучше сразу поехать в сервисный центр или искать хорошего мастера. В случае, когда все-таки решили сами произвести ремонт этого механизма, то рассмотрим детали его ремонта. Основными неисправностями зачастую бывает поломка зазора клапана, ремня грм, бываем сам износ шкивов. Так говорят, что причиной может быть уменьшение упругости пружин клапана, изношенность подшипников, кулачков, седел клапанов, поршней и прочего, прочего, что отвечает за этот сложный механизм. По мере износу вышеперечисленных механизмов, начинает появляться стук и шум при работе двигателя, потеря мощности, повышение расхода топлива, масла. После диагностики технического состояния делаем вывод о том нужно ремонтировать, или лучше регулировать механизм грм.

Чаще всего основной причиной износа опорных шеек бывает изгиб вала. Зачастую именно они и служат для появления стука в клапанах и снижения давления масла. Чтоб отремонтировать, перешлифовывают опорные шейки, каналы для подачи масля более углубляют, так как при шлифовке будет снят слой метала. При шлифовке стараются снимать как можно меньший шар, затем полируют с помощью пасты ГОИ. Если же износ не большой, то шлифуют с помощью шлифовальной шкуры, полируют до зеркального блеска и ставим обратно. Если же восстановление не возможно и видно существенный изгиб, то лучше всего заменить его целиком, чтоб избежать новой поломки. Износ кулачков по высоте не должен превышать в 0,5мм по сравнению с заданной высотой производителя. При таком износе ухудшается наполняемость цилиндров, в результате это тянет падение мощности двигателя. Иногда еще прибегают к наплавке на шейки, увы, с такой хитростью на долго не хватить вала и снова придется менять. Не стоит забывать, что на поверхности не должно быть никаких царапин, зазоров или мелких трещин. Потому изначально задумайтесь, сможете сами сделать такое или все же лучше отдать специалисту эту работу. Такой процесс может занять, по меньшей мере, пару недель, учитывая не описанный процесс разбора и сборки.

Регулировка клапанов грм

Немало важным механизмом являются клапана выпускных газов, именно из них начинается характерный стук и потеря мощности двигателя. Рассмотрим более подробно этот механизм, если зазор совсем малый или его вообще нет, то у выпускных клапанов появляются хлопки из глушителя, а у впускных этот звук из карбюратора. Это происходит из-за того, что клапана плохо садятся в седла, что в свою очередь это снижает компрессию и понижает мощность двигателя, а так же обгоранию самых седел клапанов. Обычно это происходит из-за отложения нагара на седлах клапанов.

Чтобы избежать таких поломок стоит вовремя проводить проверку, регулировать тепловые зазоры, притирать седла клапанов или же полностью их заменять. В первую очередь всегда прибегают к регулировке, так как самый простой и выгодный по цене способ. Да и времени займет не так много как замена или притирка. Регулировка клапанов выполняется только на холодном двигателе при температуре охлаждающей жидкости 15-25 градусов по Цельсию, зачастую это теплое время года или же хорошо отапливаемое помещение. Зазор между торцом регулировочного коромысла и наконечником клапана, где-то 0,15 мм, эти зазоры регулируются с помощью щупов, специальные пластины с определенным набором толщины. У каждого автомобиля они свои и потом очень строго стоит их соблюдать, зачастую эти данные можно посмотреть в руководстве по эксплуатации к вашему автомобилю.

Лучше всего проводить регулировку в теплую погоду, рассмотрим подробности.

В первую очередь, открыв капот, определимся, что нужно нам будет дополнительно снять, чтоб добраться до крышки блоков цилиндров. Иногда это может быть воздухоочиститель (воздушный фильтр), иногда просто чехол. Все же снимаем все, что нам будет мешать, снимаем крышку клапанов и видим сами клапана и коромысла. Вот именно теперь важно, чтоб двигатель был холодным, так как масло и детали клапанов могут привести к ожогам. Рассмотрим на примере четырёх цилиндрового двигателя.

Регулировку начинаем с выкручивания свеч, так как нам придется проворачивать коленвал. Для каждого автомобиля есть своя рабочая схема поршней, какой поршень, с каким работаем на впрыск топлива и на выпуск отработанных газов. Для начала устанавливаем первый поршень в верхнюю мертвую точку, смотрите, чтоб клапана оставались закрыты, для этого проворачиваем коленчатый вал так чтоб метка на шкиве совпала с такой же меткой на блоке. Замеряем зазор между коромыслом и клапаном с помощью щупа, если он больше чем должен быть, то переходим к следующему клапану. Если же расстояние большое, то гаечным ключом отпускаем контргайку регулировочного винта коромысла и подтягиваем головку коромысла до получения необходимого зазора. Заново замеряем зазор, если он подходит нам, то затягиваем контргайку регулировочного винта коромысла и снова проверяем щупом. Не ленитесь, лишний раз проверить зазор, так как речь идет не о миллиметрах, а о десятых частях миллиметров. Переходим к третьему цилиндру, при этом положение вала не меняем, именно его клапана полностью закрыты и коромысла свободны.

Снова проводим процедуру замера и повторяем все, что делали для первого цилиндра. Прокручиваем коленчатый вал, устанавливая четвертый поршень в верхнюю мертвую точку. Первый и третий уже не трогаем, будем рассматривать, и регулировать для второго и четвертого цилиндров. Все так же, откручиваем контргайку, замеряем щупом расстояние. Не стоит забывать, что для впускного и выпускного клапанов расстояние разное, поэтому будьте внимательны, какой клапан регулируете. Таким образом, нужно обойти все клапана, заранее советую найти схему работы цилиндров и клапанов для вашего автомобиля, так как для каждого она индивидуальна. Финальный штрих, одеваем крышку головки блока цилиндров, перед этим насухо вытираем резиновую прокладку, чтобы лучше пристала. При замере расстояния щупом, он должен входить с легким защемлением. Для того, чтоб убедится в точности проверки, можете использовать немного толще номинального. Заводим двигатель и даем ему прогреться до нормальной рабочей температуры, после этого характерный звук стука клапанов должен исчезнуть. Следите внимательно за клапанами, так как от них и начинаются все беды с мотором.


ru.megasos.com

Регулировка теплового зазора

Чтобы обеспечить плотное прилегание головки клапана к седлу, необходим определенный тепловой зазор между стержнем клапана и носком (влитом) коромысла или болтом толкателя.

Тепловые зазоры в клапанах изменяются в следствии их нагрева, изнашивания и нарушения регулировок. Когда зазор в клапанах увеличен, они открываются не полностью, в результате чего ухудшается наполнение цилиндров горючей смесью и очистка их от продуктов сгорания, также повышаются ударные нагрузки на детали клапанного механизма.

При недостаточном зазоре они плотно садятся на седла, вследствие чего происходят утечки газов, образование нагара с обгаранием рабочих поверхностей седла и клапана. Из — за неплотной посадки клапанов, при такте сжатия рабочая смесь может попадать в выпускной газопровод, а в процессе такта расширения газы имеющие высокую температуру, могут прорываться во впускной газопровод, вследствие чего в этих газопроводах возможны хлопки или вспышки, что является признаком неплотной посадки клапанов. Для плотного прилегания головки клапана к седлу тепловой зазор устанавливают между носком коромысла (рис 3,1) и торцом стержня клапана 2 при нижнем распределительном валу. Для регулировки зазора в клапанах (рис 3,7) служит регулировочный винт 3 с контрогайкой, ввернутый в коромысло 1.

Фазы газораспределения

Под фазами газораспределения понимают моменты открытия и закрытия клапанов относительно мертвых точек, выраженные в градусах угла поворота коленчатого вала. Из общей групповой диаграммы фаз газораспределения (рис 3,8 а) видно что при такте впуска выпускной клапан 1 (рис 3,8 г) начинает открываться с опережением, т.е. до подхода поршня в верхнюю мертвую точку. Угол «а» опережения открытия впускного клапана для двигателей различных моделей находится в пределах 10- 32о. Закрывается впускной клапан с запозданием после прохождения поршнем нижней мертвой точки (во время такта сжатия). Угол запаздывания закрытия впускного клапана в зависимости от модели двигателя составляет 40 — 85

о.

Выпускной клапан 2 (рис 3,8) начинает открываться до подхода поршня к нижней мертвой точке (во время такта рабочего хода) Угол Y опережения открытия выпускного клапана для различных двигателей колеблется в пределах 40 — 70о. Закрывается выпускной клапан после прохождения поршнем верхней мертвой точки (во время такта впуска). Угол запаздывания закрытия выпускного клапана равен 10 — 50о. Общая круговая диаграмма показывает, что в определенный период времени одновременно открыты впускной и выпускной клапаны. Угловой интервал а + б вращения коленчатого вала, при котором оба клапана открыты называется перекрытием клапанов, которое необходимо для своевременной и качественной очистки цилиндров от продуктов сгорания.

Техническое обслуживание

Существует четыре вида ТО: ЕО — ежедневное обслуживание, ТО-1 — техническое обслуживание 1, ТО-2 — техническое обслуживание 2 и СО — сезонное обслуживание. При ТО-1 проверяют посадку клапанов в седлах, нет ли изгиба стержня, клапана, трещины тарелки клапана, состояние пружины. Если стержень клапана изогнут, то его правят под прессом, при трещине тарелки клапан заменяют, при слабом действии пружины она также подлежит замене. При ТО-2 проделывают выше перечисленные процедуры и плюс к этому проверяют распределительный вал — нет ли изгиба; износ опорных шеек и кулачков. Если есть изгиб, то его правят под прессом, а изношенные шейки и кулачки шлифуют до одного из ремонтных размеров. Определяют нет ли изгиба штанги, износ толкателя. При изгибе штанги ее правят, а толкатель растачивают до одного из ремонтных размеров. Проверяют состояние коромысел.

После всех вышеприведенных операций выполняют регулировочные работы. Проверяют и регулируют тепловые зазоры между толкателями и носиками коромысел. Зазоры регулируют пластинчатым щупом при полностью закрытых клапанах на холодном двигателе. Регулировку зазоров в клапанах выполняют начиная с первого цилиндра в последовательности соответствующей порядку работы цилиндров двигателя.

Зазор регулируют до нужной величины, вращая регулировочный винт толкателя или винт коромысла, отпустив контргайку. Зазор должен соответствовать заводским данным. Например, для двигателей ЗАЗ-53, ЗИЛ-130, ЯМЗ-236 зазор должен быть равен 0,25 — 0,30 мм.

Для установки поршня первого цилиндра в верхней мертвой точке при также сжатия используют установочные метки двигателя.

Цилиндр, головка цилиндра, штанга и другие механизма привода клапанов нагреваются по мере прогрева двигателя до 80 — 150 оС, а клапаны до 300 — 600 оС. При этом тепловой зазор между деталями уменьшается, что не гарантирует плотной посадки клапана на седло при температурных деформациях деталей.

Например, при работе двигателя с чрезмерно малым тепловым зазором выпускного клапана происходит перегрев тарелки, на ней появляются трещины, размягчается седло клапана и ускоряется его износ вследствие прорывов газов. С другой стороны, если тепловой зазор больше необходимого, появляется сильный стук при работе клапанов, возникает интенсивный износ деталей механизма газораспределения.

На практике тепловой зазор обычно определяют с помощью стального щупа при 20 — 25 оС (рис 2,6). Если температура стальных деталей привода клапана и алюминиевых деталей, в которых они установлены, отличается от указанной, то необходимо вводить поправку, так как при уменьшении температуры деталей измеренный зазор будет меньше, а при увеличении — больше. Следует также учитывать, что при износе контактных поверхностей фактический зазор будет больше измеренного щупом из — за не учета канавок 4, которые оказываются под нижней полостью щупа (рис 2,6 а). Поэтому лучше пользоваться индикатором для изменения хода рычага привода в зоне его контакта с клапаном.

Ремонт

Основными дефектами распределительного вала являются изгиб, износ опорных шеек и шейки под распределительную шестерню, износ кулачков. Биение промежуточных опорных шеек проверяют при установке вала в призмы на крайние опорные шейки. Допустимое биение определено техническими условиями. Если биение превышает допустимое значение, то вал правят под прессом. Изношенные шейки шлифуют под меньший диаметр до одного из ремонтных размеров. После шлифования шейки полируют абразивной лентой или пастой ГОИ. При этом осуществляют замену изношенных опорных стоек на новые. Внутренние диаметры новых запрессованных втулок обрабатывают разверткой или расточкой резцом под размер перешлифованных шеек распределительного вала. Опорные шейки вала, вышедшие из ремонтных размеров можно восстанавливать хромированием или осталиванием под номинальный или ремонтный размер.

Небольшой износ кулачков устраняют шлифованием на шлифовальном станке. При значительном износе вершину кулачка можно восстановить наплавкой сормайтом №1 с последующим предварительным шлифованием на электро — шлифовальной установке и окончательной обработкой на шлифовальном станке.

Наиболее часто встречающимися дефектами клапанов являются износ и обгарание рабочей фаски, деформации тарелки, износ и изгиб стержня. Клапаны с небольшим износом рабочей фаски восстанавливают притиркой к седлу. При значительном износе или наличии глубоких раковин и рисок осуществляют шлифование и притирку. После шлифования фаски высота цилиндрической части головки клапана должна быть не менее установленной техническими условиями. Все клапаны притирают одновременно на специальном станке.

Допускаемое биение стержня клапана и рабочей фаски предусмотрено техническими условиями. При большом биении стержень клапана правят. Изношенный стержень клапана можно восстановить хромированием или осталиванием с последующим шлифованием до номинального размера. Изношенный торец стержня клапана шлифуют до получения гладкой поверхности.

У толкателей клапанов изнашиваются сферические и цилиндрические поверхности. Стержень восстанавливают шлифованием до ремонтного размере или хромированием. При этом отверстие у направляющих толкателей обрабатывают разверткой под размер устанавливаемых стержней или для запрессовки втулки. Втулки изготавливают из серого чугуна и запрессовывают с натягом 0,02 — 0,03 мм. После запрессовки внутренний диаметр втулок обрабатывают разверткой, обеспечивая необходимый зазор в соединении. Износ сферической поверхности стержня устраняют шлифованием по шаблону, выдерживаю установленную техническими условиями высоту.

В коромыслах клапанов изнашиваются втулки, которые заменяют на новые и растачивают отверстие в них до номинального или ремонтного размера. В новой втулке сверлят масляные отверстия. Изношенную сферическую поверхность носка коромысла обрабатывают шлифованием. Износ и раковины на фасках седел клапанов устраняют шлифованием или осуществляют замену седла. Производят притирку седла с клапаном или зенкование с последующим шлифованием и притиркой. При зенковании (рис 11,6) применяют комплект из четырех зенковок, имеющих углы наклона режущих кромок 30 или 45, 75 и 15о. Зенковки с углами 75 и 15о вспомогательные — их применяют для получения необходимой рабочей фаски.

Рабочие фаски седел клапанов шлифуют абразивными кругами под соответствующий угол. При больших износах седла клапана, когда утопание калибра превышает допустимое значение, указанное в тех условиях, седло клапана заменяют новым. Для этого изношенное клапанное седло растачивают, а затем запрессовывают вставное седло клапана, расчеканивая с помощью специальной оправки. Далее шлифуют и зенкуют рабочую фаску до получения требуемого размера. Затем осуществляют притирку с рабочей поверхностью клапана.

Притирку выполняют на специальных станках, которые полностью механизируют процесс и позволяют выполнять обработку всех клапанов одновременно. Для притирки применяют притирочную пасту или пасту ГОИ. Рекомендуется вначале притирку проводить более грубой пастой. Тонкая паста применяется для получения окончательной чистовой поверхности. Притирка должна обеспечивать плотное, герметичное соединение рабочих фасок клапана и седла, исключающее возможность проникновения газов. Притертые клапан и седло должны иметь по всей окружности фаски ровную матовую полоску «а» определенной ширины (рис 11,7). Качество притирки проверяют прибором (рис 11,8) с помощью которого создают над клапаном избыточное давление воздуха 0,07 МПа. Давление устанавливают по манометру, и оно не должно заметно снижаться в течение одной минуты.

При ослаблении посадки седла клапана в гнезде его выпрессовывают, а отверстие растачивают для установки седла ремонтного размера. При выпрессовке применяют различные съемники (рис 11,9)

studfiles.net

Регулировка клапанов 2108 — Энциклопедия журнала «За рулем»

Регулировка тепловых зазоров в приводе газораспределительного механизма

Рис. 1. Утапливание толкателей клапанов при замене регулировочной шайбы:
1 – приспособление;
2 – толкатель Рис. 2. Фиксирование толкателей клапанов при замене регулировочной шайбы:
1 – фиксатор;
2 – регулировочная шайба

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ


Замер и регулировку зазоров проводим на холодном двигателе. Выводим наконечник троса привода дроссельной заслонки из кронштейна. (см. Снятие привода дроссельных заслонок карбюратора)

Ключом «на 10» отворачиваем две гайки крепления кронштейна троса привода дроссельной заслонки к ресиверу (только для двигателя ВАЗ-2111)… …и снимаем его. Крестообразной отверткой ослабляем хомут крепления подводящего шланга вентиляции картера. Снимаем шланг. Крестообразной отверткой ослабляем хомуты крепления двух отводящих шлангов вентиляции картера. Снимаем шланги со штуцеров клапанной крышки.


Снимаем корпус воздушного фильтра (двигатель ВАЗ-21083) (см. Снятие корпуса воздушного фильтра).

Ключом «на 10» отворачиваем две гайки крепления крышки головки блока цилиндров. В отверстиях клапанной крышки установлены резиновые уплотнительные втулки. Снимаем крышку с прокладкой.

Снимаем переднюю крышку ремня привода ГРМ (см. Проверка натяжения и замена ремня привода газораспределительного механизма). Порядок проверки и регулировки зазоров в механизме привода клапанов следующий.
Поворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке до совмещения установочных меток на зубчатом шкиве распределительного вала и задней крышке ремня привода ГРМ (см. Проверка натяжения и замена ремня привода газораспределительного механизма).
Затем поворачиваем коленчатый вал еще на 40–50° (2,5–3 зуба на шкиве распределительного вала).
В этом положении валов проверяем набором щупов зазоры у первого…

… и третьего кулачков распределительного вала.

Зазор между кулачками распределительного вала и регулировочными шайбами должен быть 0,20 мм для впускных клапанов и 0,35 мм — для выпускных. Допуск на зазоры для всех кулачков составляет ±0,05 мм.

Если зазор отличается от нормы, то на шпильки корпусов подшипников распределительного вала устанавливаем приспособление для регулировки клапанов.

Вводим «клык» приспособления между кулачком и толкателем.
Разворачиваем толкатель так, чтобы прорезь в его верхней части была обращена вперед (по ходу автомобиля).

Нажимая вниз рычаг приспособления, утапливаем «клыком» толкатель (Рис. 1) и устанавливаем между краем толкателя и распределительным валом фиксатор (рис. 2), …который удерживает толкатель в нижнем положении. Пинцетом через прорезь в толкателе поддеваем и извлекаем регулировочную шайбу.

При отсутствии приспособления для регулировки клапанов можно воспользоваться двумя отвертками.

Мощной отверткой, опираясь на кулачок, отжимаем толкатель вниз. Вставив ребро другой отвертки (с лезвием шириной не менее 10 мм) между краем толкателя и распределительным валом, фиксируем толкатель. Вынимаем пинцетом регулировочную шайбу.

Зазор регулируем подбором толщины регулировочных шайб. Для этого микрометром замеряем толщину шайбы. Толщину новой регулировочной шайбы определяем по формуле:
Н = В+(А–С), мм,
где А – замеренный зазор; В – толщина снятой шайбы; С – номинальный зазор; Н – толщина новой шайбы.
Толщина шайбы маркируется на ее поверхности электрографом.
Новую шайбу устанавливаем в толкатель маркировкой вниз и убираем фиксатор.
Еще раз проверяем зазор. При правильной регулировке щуп толщиной 0,20 или 0,35 мм должен входить в зазор с легким защемлением. Последовательно поворачивая коленчатый вал на пол-оборота, регулируем зазоры остальных клапанов в последовательности, указанной в таблице:

Угол поворота коленчатого вала от положения совмещения меток, град. Кулачки
выпускной (зазор 0,35 мм) впускной (зазор 0,20 мм)
40–50 1 3
220–230 5 2
400–410 8 6
580–590 4 7

wiki.zr.ru

Проверка и регулировка механизма газораспределения тракторов

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Гусеничные тракторы

Публикация:

   Проверка и регулировка механизма газораспределения тракторов

Читать далее:



Проверка и регулировка механизма газораспределения тракторов

В процессе эксплуатации тракторов трущиеся поверхности деталей механизма газораспределения изнашиваются, уменьшается упругость клапанных пружин, увеличиваются зазоры между торцами клапанов и бойками коромысел. Под воздействием горячих газов, ударных нагрузок нарушается герметичность прилегания клапанов к седлам. Эти дефекты приводят к уменьшению мощности и экономичности дизеля.

Для обеспечения нормальной работы механизма газораспределения периодически, согласно правилам технического обслуживания тракторов, проверяют и подтягивают гайки крепления головки цилиндров, стоек валиков коромысел, проверяют и при необходимости регулируют зазоры между торцами клапанов и бойками коромысел, декомпрессионного механизма, регулируют осевое перемещение распределительного вала, контролируют герметичность прилегания клапанов к гнездам и упругость клапанных пружин.

Подтяжка гаек крепления головки цилиндров производится после обкатки нового или отремонтированного дизеля, а затем через каждые 960 ч работы, так как ослабление крепления приводит к прогоранию прокладки головки цилиндров.


Перед подтяжкой гаек снимают декомпрессионный механизм, валик со стойками и коромыслами механизма газораспределения.

Гайки крепления головки цилиндров подтягивают равномерно, начиная с середины к краям головки цилиндров.

Проверка и регулировка зазоров между торцами клапанов и бойками коромысел. Вследствие износа и ослабления крепления деталей механизма газораспределения изменяется зазор между торцами клапанов и бойками коромысел, что приводит к несвоевременному открытию и закрытию клапанов.

Увеличение зазора повышает скорость посадки клапана в седло, следствием чего является повышенный износ фаски клапана и седла под клапан в головке цилиндров. Работа дизеля при увеличенных зазорах сопровождается металлическим стуком в зоне расположения клапанов. При длительной работе с чрезмерно увеличенным зазором может произойти разрыв стержня клапана. При уменьшении зазора клапан неплотно садится в гнездо, компрессия становится недостаточной, что приводит к затруднению пуска дизеля, снижению его мощности и увеличению удельного расхода топлива. Кроме того, происходит более интенсивное обгорание фасок выпускных клапанов, возможно заедание стержня клапана в направляющей втулке.

Величина нормального зазора между торцом клапана и бойком коромысла для впускных и выпускных клапанов на прогретом дизеле приведена в таблице 42. Зазор должен быть увеличен примерно на 0,05 мм, если проверку и регулировку проводят на холодном дизеле.

Для проверки и регулировки зазора снимают крышку колпака головки цилиндров. Проверяют затяжку гаек крепления головки цилиндров и стоек коромысел и при необходимости подтягивают их. Включают декомпрессионный механизм и, поворачивая коленчатый вал рукояткой в направлении по часовой стрелке, наблюдают за коромыслами клапанов первого цилиндра. После того как впускной клапан откроется, а затем закроется, устанавливают поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку (в. м. т.) конца такта сжатия. Для этого вывертывают установочную шпильку из отверстия в задней балке, вставляют ее ненарезанной частью в это отверстие и, слегка нажимая на нее, медленно поворачивают коленчатый вал до тех пор, пока шпилька не войдет в углубление на маховике.

В этом положении маховика поршень первого цилиндра находится в в. м. т. такта сжатия. У дизеля Д-108 в. м. т. определяют по совпадению метки на маховике с указателем, прикрепленным к кожуху маховика. Декомпрессионный механизм выключают. Щупом поочередно проверяют зазор у впускного и выпускного клапанов первого цилиндра. При измерении щуп должен проходить через зазор от небольшого усилия руки (примерно 0,5 кгс).

Рис. 1. Установочная шпилька для определения ВМТ у дизеля СМД-14.

Рис. 2. Регулировка зазора между торцом клапана и бой-Ком коромысла:
1 — контргайка; 2 — ключ; 3 — щуп; 4 — отвертка; 5 — регулировочный винт.

Ключом отвертывают контргайку регулировочного винта, удерживая винт от проворачивания отверткой. Затем, придерживая контргайку, ввертывают регулировочный винт (если нужно уменьшить зазор) или вывертывают его (если нужно увеличить зазор), устанавливая с помощью щупа нормальный зазор. Закрепляют в этом положении регулировочный винт контргайкой и вновь проверяют величину зазора, поворачивая от руки штангу толкателя вокруг своей оси, при этом проверяется погнутость штанги и ее свободное вращение. Если штанга проворачивается туго, следует проверить ее прямолинейность и, при необходимости, выправить на плите.

После регулировки клапанов первого цилиндра вынимают установочную шпильку и ввертывают ее в отверстие задней балки.

Затем так же проверяют и регулируют зазор у клапанов других Цилиндров. Заметив положение рукоятки для проворачивания коленчатого вала, поворачивают его на пол-оборота, после чего проверяют и при необходимости регулируют зазоры у клапанов следующего цилиндра, согласно порядку Работы цилиндров.

У трактора Т-150 после установки поршня первого цилиндра в в. м. т. открывают люк на картере маховика с правой стороны дизеля. К одному из болтов люка прикрепляют проволоку и устанавливают другой конец ее против метки в. м. т. на маховике. После регулировки клапанов первого цилиндра проворачивают коленчатый вал до совпадения метки «4» на маховике с острием указателя и регулируют зазоры в клапанном механизме четвертого цилиндра. Дальнейшую регулировку проводят согласно порядку работы цилиндров.

Проверку и регулировку зазоров в декомпрессионном механизме проводят после окончания регулировки зазора между торцами клапанов и бойками коромысел данного цилиндра при положении поршня в в. м. т.

Для этого у тракторов Т-ЮОМ, Т-130 при рабочем положении рычага декомпрессионного механизма замеряют щупом зазор между наконечником штанги этого механизма и коромыслом впускного клапана, который должен быть равен 0,5—1,0 мм. Зазор регулируют ввертыванием или вывертыванием наконечника штанги при ослабленной контргайке.

У тракторов Т-4А, ДТ-75М поворачивают валики декомпрессионного механизма в положение выключенной компрессии, т. е. так, чтобы оси регулировочных винтов были вертикальны. Ослабляют контргайку регулировочного винта и вывертывают винт до упора головки в валик. Затем ввертывают регулировочный винт до момента соприкасания бойка коромысла с торцом клапана. После этого ввертывают винт еще на один оборот и затягивают контргайку.

У дизелей СМД-14 зазоры декомпрессионного механизма в процессе эксплуатации не регулируют. Однако, если оказалось, что зазор между валиками декомпрессионного механизма и коромыслами при выключенном декомпрессионном механизме и закрытых клапанах меньше 0,8 мм, необходимо увеличить зазор до нормального значения путем подпиливания среза на валиках. У дизелей СМД-60, Д-240ЛГ,

Д-50 декомпрессионный механизм отсутствует.

Регулировка осевого перемещения распределительного вала.

Осевое перемещение распределительного вала у дизеля СМД-14 регулируют при износе бурта втулки переднего подшипника, а также при снятии и последующей установке крышки картера распределительных шестерен.

При регулировке упорный винт ввертывают до упора в подпятник распределительного вала, а затем вывертывают его на 1/4—1/2 оборота и контрят гайкой.

Рис. 3. Регулировка осевого перемещения распределительного вала:
1 — распределительный вал; 2 — подпятник; 3— упорный винт; 4 — контргайка; 5 — крышка распределительных шестерен.

У дизеля СМД-60 осевое перемещение распределительного вала также ограничивается упорной шайбой. Зазор между торцом шейки распределительного вала и упорной шайбой находится в пределах 0,1—0,2 мм.

Проверку упругости клапанных пружин производят с помощью прибора КИ-723. Устанавливают поршень первого цилиндра в в. м. т. такта сжатия. Установочные стойки прибора ставят на тарелку клапанной пружины впускного, а затем выпускного клапанов. Кольцо-фиксатор перемещают по корпусу прибора в верхнее положение до упора в винт. Нажав рукой на рукоятку, немного освобождают клапан от усилия пружины, при этом кольцо-фиксатор перемещается вниз. Сняв прибор с тарелки клапанной пружины, по положению кольца-фиксатора на шкале прибора определяют упругость пружины в рабочем состоянии.

Рис. 4. Прибор КИ-723 для проверки упругости клапанных пружин:
1—рукоятка прибора: 2 — шток; 3 — винт; 4 —корпус; 5 —стойка! 6 — кольцо-фиксатор.

Таким образом проверяют упругость пружин клапанов остальных Цилиндров в соответствии с порядком их работы, прокручивая каждый раз коленчатый вал дизеля на пол-оборота (у дизеля А-01М на J/3 оборота).

При недостаточной упругости пружины заменяют или подкладывают под них шайбы.

Проверка плотности прилегания клапанов. Плотность прилегания

клапанов к седлам головки цилиндров можно проверить различными способами, не разбирая дизеля. Один из этих способов заключается в следующем. Снимают с дизеля воздухоочиститель и при выключенном декомпрессионном механизме рывками за рукоятку прокручивают коленчатый вал. Прислушиваются к шуму в впускном и выпускном трубопроводах. Свист или шипение воздуха в трубопроводах свидетельствует о неплотности посадки клапанов к гнездам из-за износа или прогорания клапанов и гнезд.

При количественном способе оценки плотности прилегания клапанов снимают с дизеля форсунки и воздухоочиститель. Устанавливают поршень первого цилиндра в в. м. т. такта сжатия и прокручивают коленчатый вал еще на V4 оборота. В этом положении коленчатого вала у четырехцилиндровых дизелей клапаны всех цилиндров будут закрыты, за исключением впускного клапана второго цилиндра и выпускного клапана четвертого цилиндра. Сняв штанги толкателей этих клапанов, закрывают клапаны.

Удерживая коленчатый вал от прокручивания, через отверстие форсунки подводят сжатый воздух от компрессора в камеру сгорания проверяемого цилиндра. При помощи редуктора поддерживают в камере сгорания постоянное давление воздуха 2 кгс/см2. Газовым расходомером замеряют утечку воздуха через впускной и выпускной клапаны, прижимая наконечник прибора сначала к впускному, а затем к выпускному трубопроводам.

Реклама:


Читать далее: Техническое обслуживание системы питания гусеничных тракторов

Категория: — Гусеничные тракторы

Главная → Справочник → Статьи → Форум


stroy-technics.ru

Регулировка теплового зазора клапанов

Тепловой зазор клапана обеспечивает его герметичную посадку на седло при тепловом расширении деталей во время работы двигателя. Для каждой модели двигателя установлена ​​оптимальная величина теплового зазора в клапанных механизмах.

В процессе эксплуатации вследствие износа или нарушения регулировки, величина теплового зазора может измениться, отклониться от оптимальных размеров. Как увеличение, так и уменьшение теплового зазора негативно влияет на работу ГРМ и двигателя в целом.

При очень большом тепловом зазоре, растут ударные нагрузки, а также увеличивается износ деталей привода клапанов. Нарушается фаза газораспределения (момент начала и конца открытия и закрытия клапана), что приводит к потере мощности и экономичности двигателя.

Маленькие тепловые зазоры не обеспечивают герметичность камеры сгорания, отчего двигатель теряет компрессию, не развивает полную мощность, перегреваются клапана, что приводит к прогоранию клапанов.

Зазоры проверяют и при необходимости регулируют в период ТО. Регулировка зазоров клапанов в ГРМ производится на холодном двигателе — 15-25 градусов по Цельсию. Зазор регулируют при помощи пластинчатого щупа, толщина которого должна соответствовать требуемому зазора в клапанах, регулируемого двигателя автомобиля. Пластинка щупа, толщина которой равна необходимом зазору, должна проходить в зазор при легком нажатии.

Последовательность выполнения работ при регулировке теплового зазора клапанов.

Снять крышки клапанного механизма. Поршень первого цилиндра устанавливаем в ВМТ в такте сжатия, для этого необходимо, чтобы метка на шкиве совпала с меткой на крышке распределительных шестерен. Такт сжатия можно определить таким способом: выкрутите свечу зажигания и вставьте в отверстие для свечи бумажную пробку. Вращайте коленчатый вал пусковой рукояткой до выталкивания бумажной пробки.

Проверить пластинчатым щупом величину теплового зазора в клапанах между стержнем клапана и носком коромысла.
Если величина зазора не соответствует допустимой, то необходимо отрегулировать. Для этого необходимо ослабить контргайку регулировочного винта, если зазор мал, выкрутить винт, если большой вкрутить для свободного прохождения щупа необходимой толщины. Придерживая винт затянуть контргайку. Щуп, который соответствует нижнему значению, должен проходить свободно с небольшим усилием.

Проворачивая коленчатый вал на угол 720/и, где «и» -количество цилиндров, отрегулировать клапаны в других цилиндрах в порядке работы двигателя.

Установите на место крышку клапанов.

Запустите двигатель, прогрейте его до 80-90 градусов по Цельсию и прослушайте его работу. Если регулировка теплового зазора клапанов произведена правильно, стука в клапанах не должно быть.

avtoyu.ru

Проверка и регулировка деталей механизма газораспределения

Рубрика — Дизель

Обслуживание механизма газораспределения заключается в обеспечении надлежащих зазоров между бойками коромысел и торцами стержней клапанов, подтяжке гаек крепления головки цилиндров.

Зазоры между клапанами и коромыслами проверяйте и регулируйте после обкатки нового трактора и через каждые 480 часов (через одно ТО №2), а также после снятия головки цилиндров, подтяжки гаек крепления головки цилиндров и при появлении стука клапанов.

Зазор между бойком коромысла и торцом стержня клапана на непрогретом дизеле регулируйте на величину 0,25-0,30 мм. для впускных и выпускных клапанов.

Регулировку проводите в следующем порядке:

  • а) снимите колпак крышки головки цилиндров.
  • б) проверьте затяжку крепления стоек валика коромысел.
  • в) установите поршень первого цилиндра в ВМТ (оба клапана должны быть закрыты).
  • г) отпустите контргайку винта на коромысле регулируемого клапана и, вворачивая или выворачивая винт, установите между бойком коромысла и торцом стержня необходимый зазор по щупу. После установки зазора затяните контргайку и снова проверьте зазор щупом, проворачивая штангу. Клапана регулируйте в последовательности, соответствующей порядку работы цилиндров дизеля (1-3-4-2), проворачивая коленчатый вал на пол-оборота по ходу часовой стрелки.

Допускается регулировка клапанов другим способом:

  • а) снимите колпак крышки головки цилиндров.
  • б) проверьте затяжку крепления стоек валика коромысел.
  • в) проверните коленчатый вал до момента перекрытия клапанов в первом цилиндре (всасывающий клапан первого цилиндра открывается, выхлопной закрывается) и отрегулируйте зазор в 4-, 6-, 7- и 8-м клапанах (отсчет клапанов от вентилятора).
  • г) проверните коленчатый вал на один оборот, установив перекрытие в четвертом цилиндре, и отрегулируйте зазор в 1-, 2-, 3- и 5-м клапанах.

После регулировки зазоров поставьте на место колпак крышки.

При перепроверке на холодном дизеле допускаются зазоры 0,25+-(0,05-0,10) для впускных и выпускных клапанов.

Проверку затяжки гаек крепления головки цилиндров проводите после обкатки нового трактора и через 960 часов (при ТО №3) на прогретом дизеле в следующем порядке:

  • а) снимите колпак и крышку головки цилиндров.
  • б) снимите валик коромысел с коромыслами и стойками.
  • в) динамометрическим ключом проверьте затяжку всех гаек крепления головки цилиндров в последовательности, указанной на рисунке ниже. Момент затяжки должен быть 16-18 кгс*м (160-180 Н*м).
  • г) после проверки затяжки гаек крепления головки цилиндров установите на место валик коромысел и отрегулируйте зазор между коромыслами и клапанами. Установите на место крышку головки и колпак крышки.

Последовательность затяжки гаек головки блока

Установку шестерен распределения производите по имеющимся на них меткам (см. рис. ниже). Метки на промежуточной шестерне 4 должны совмещаться с соответствующими метками шестерен коленчатого 1 и распределительного 3 валов и шестерни привода топливного насоса 5.

Шестерни механизма газораспределения

  1. распределительная шестерня коленчатого вала
  2. шестерня привода шестеренчатого насоса гидроусилителя рулевого управления
  3. шестерня распределительного вала
  4. промежуточная шестерня
  5. шестерня привода топливного насоса
  6. шестерня привода масляного насоса

Интересно почитать:

tractor-mtz80-mtz82.ru

Зазоры клапанов двигателя — регулировка тепловых зазоров + Видео

Работа любого двигателя внутреннего сгорания зависит от четкой работы газораспределительного механизма (ГРМ), частями которого являются распределительный вал (распредвал), привод и клапаны. Прочитав статью, вы узнаете, почему тепловой зазор важен, как его измеряют и регулируют, а также что бывает, если он выставлен неправильно.

Как работает ГРМ

Коленчатый и распределительные валы двигателя соединены с помощью ременной, зубчатой или цепной передачи с соотношением 2:1. За один оборот распредвала, коленчатый вал (коленвал) проворачивается дважды. Форма кулачков распредвала обеспечивает открытие и закрытие клапанов в соответствии с положением коленвала, такта двигателя и фазы газораспределения. Подробней эти процессы описаны в статье про фазы и механизм газораспределения двигателя.

Во время работы двигателя все детали ГРМ нагреваются и увеличиваются в размерах. В результате меняется расстояние между толкателем клапана и распределительным валом. Когда мотор прогрет до рабочей температуры, толкатель вплотную прилегает к распредвалу и клапану. Это обеспечивает наиболее эффективную работу двигателя. Если торец полностью закрытого клапана оказывается выше толкателя, между тарелкой и седлом клапана появляется зазор, который снижает компрессию двигателя. Если торец полностью закрытого клапана расположен ниже толкателя, то во время соответствующей фазы газораспределения он откроется чуть меньше, чем необходимо. В результате упадет мощность мотора, ведь чем меньше открыт клапан, тем сложней через него входить воздуху или выходить выхлопным газам.

Регулировка зазоров клапанов

На серийных автомобилях используют три способа регулировки теплового зазора:

 

  1. С помощью винта;
  2. С помощью подбора шайб;
  3. С помощью гидрокомпенсаторов.

Привод клапана с регулировкой винтом был популярен в начале и середине ХХ века. У этого привода было лишь одно неоспоримое достоинство – простота регулировки. Его главный недостаток – необходимость регулировать тепловой зазор каждые 10 тысяч километров. Регулировка теплового зазора с помощью шайб использовали на высокооборотных моторах с 80-х годов ХХ века до первого десятилетия ХХI века. Для регулировки теплового зазора необходим комплект шайб различной толщины.

Повторную регулировку теплового зазора проводят через 20-50 тысяч километров. С появлением гидрокомпенсаторов появилась возможность проводить регулировку клапанов с промежутком 100-300 тысяч километров.

Как и чем измеряют тепловой зазор клапанов

Величину теплового зазора проверяют на холодном двигателе. Для этой операции понадобится щуп и дополнительные инструменты, которые зависят от типа толкателя клапанов:

Для винтовой регулировки:

 

  • накидной ключ, соответствующий гайке толкателя;
  • рожковый ключ, соответствующий регулировочному болту;
  • молоток.

Для регулировки с помощью шайб:

  • набор шайб;
  • микрометр;
  • съемник;
  • специальный инструмент для замены шайб;
  • пинцет.

Для регулировки с помощью гидрокомпенсатора:

  • штангенциркуль.

Для измерения теплового зазора на толкателе с винтовой регулировкой, коленчатый вал поворачивают так, чтобы кулачок распредвала выбранного клапана был направлен в противоположную от толкателя сторону. Молотком несильно ударяют по толкателю над клапаном, затем пальцами несколько раз качают его влево и вправо.

 

С помощью щупа измеряют зазор между толкателем и клапаном и сверяют со значением, указанным в инструкции по эксплуатации автомобиля (мануале). Если величина зазора отличается от рекомендованной, то, придерживая регулировочный болт, откручивают контргайки. Затем с помощью болта устанавливают правильный зазор и придерживая болт ключом, затягивают контргайки. После чего снова проверяют зазор.

Для измерения теплового зазора на двигателе с регулировкой шайбами, коленвал проворачивают так, чтобы кулачок распредвала выбранного клапана был направлен вверх. Затем с помощью щупа измеряют зазор и сравнивают с указанным в мануале. Если зазор отличается, то с помощью съемника утапливают толкатель (стальной цилиндрик) и пинцетом достают шайбу. На шайбах написана толщина в миллиметрах с точностью до одной сотой. Если надпись стерта, необходимо измерить толщину шайбы посередине с помощью микрометра. Для этой операции нельзя применять штангенциркуль, потому что он покажет толщину по краям. После этого необходимо подобрать шайбу подходящего размера, установить ее на место и еще раз проверить зазор.

Регулировка теплового зазора гидрокомпенсаторов проводят во время ремонта или проверки двигателя. Для этого снимают направляющую толкателей или распредвал, после чего вытаскивают гидрокомпенсаторы и с помощью штангенциркуля измеряют высоту ножки клапана. Если ее высота соответствует допуску гидрокомпенсатора, который написан на нем, то регулировка не требуется. Если не соответствует, то компенсатор меняют на подходящий. После этого устанавливают на место направляющую толкателей или распредвал.

Симптомы изменения теплового зазора

Если исправный двигатель стал издавать негромкое постукивание, частота которого меняется вместе с оборотами двигателя и не исчезает после прогрева, возможно незначительное увеличение теплового зазора. Если в дополнение к стуку исправный двигатель начал терять в мощности, приемистости или экономичности, возможно сильное увеличение теплового зазора. Если исправный двигатель начал терять в мощности, приемистости и экономичности, но стука клапанов нет, а свечи, топливный фильтр, угол опережения зажигания, компрессия в цилиндрах и давление в шинах в норме, возможно сокращение теплового зазора (зажатые клапаны).

Чем опасно изменение теплового зазора двигателя

Если клапан зажат, то горячие газы, образующиеся во время сгорания топлива, нагревают не только нижнюю, но и верхнюю часть тарелки, то температура клапана увеличивается, что может привести к его прогоранию. Это особенно опасно, если мотор работает под большой нагрузкой или неправильно выставлен угол опережения зажигания.

Прогар клапана приведет к резкому падению мощности мотора, росту расхода топлива и перегреву двигателя. Если клапаны начали стучать, то никакой угрозы для мотора нет. Проблема в том, что на ранней стадии проворачивание вкладыша коленвала проявляет себя аналогичным стуком, поэтому их легко спутать.

vipwash.ru

Автор: admin

Notice: Trying to access array offset on value of type null in /var/www/www-root/data/www/avtosaver.ru/wp-content/plugins/wpdiscuz/class.WpdiscuzCore.php on line 942 Notice: Trying to access array offset on value of type null in /var/www/www-root/data/www/avtosaver.ru/wp-content/plugins/wpdiscuz/class.WpdiscuzCore.php on line 975

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о